Майкл Ши «Ниффт»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Тёмное фэнтези | Героическое фэнтези )
- Общие характеристики: Авантюрно-плутовское | Приключенческое
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Жизнь после смерти
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Только для взрослых
Худощавый, но жилистый Ниффт Проныра и здоровяк Барнар по кличке Руки-Молотом — два бродячих вора-авантюриста, вечно влипающих в разные передряги. Эти двое не столько преследуют цель наживы, сколько скрашивают успешно провёрнутым дельцем свои серые и скучные дни. Они не воруют по мелочи. Их кражи всегда чётко спланированы и организованы. Но глумливая тётушка Судьба то и дело швыряет их в разные края света и тьмы, где выживание становится их главной задачей.
Серия повестей о Ниффте представляет собой жёсткую смесь героико-авантюрных приключений и тяжеловесной готической чернухи. Это удачное, как оказалось, решение позволило автору в 1983 году получить «Всемирную Премию Фэнтези».
Содержание цикла:
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
- /языки:
- русский (4), английский (11)
- /тип:
- в планах (1), книги (14)
- /перевод:
- Н. Екимова (1), Н. Маслова (2)
В планах издательств:
Издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Farit, 18 марта 2021 г.
Ничего не могу собой поделать. Читаю вроде про Ниффта, а вижу Фафхрда и Серого Мышелова. Ну да, чуток поцветистее все, но и все.
А так как Лейбера я читал давно, то и перечитывать его таким образом как-то... странно.
xdma, 25 июля 2018 г.
Очень хороший цикл, достоин войти в классику фэнтези! Это увлекательные героические инфернальные приключения весьма интеллигентного вора и его напарников в огромном живописном фэнтезийном мире, с элементами «хоррора», приправлены приятным, лёгким черноватым юмором, часто переходящим в сарказм. Цикл наполнен красочными описаниями всяческих омерзительных локаций, различной нечисти, и не менее отвратительных действий этой самой нечисти. Однако ни ужаса ни отвращения у меня всё это почему-то не вызывало... В каждом приключении принимает участие некоторое количество дополнительных персонажей, иногда играющих более важную роль в сюжете чем главный герой. Приключения несколько однообразны, немало штампов, монстры — просто неописуемо огромны и тоже несколько однообразны, цели практически одинаковые, мораль всегда одна и та же. Но это совершенно не мешает получать удовольствие от чтения — написаны книги лёгким и богатым языком, персонажи колоритные и харизматичные, описания миров и их обитателей на высоте, атмосфера просто великолепна. И ещё — читая этот цикл, я постоянно испытывал ощущение что этот мир как-то связан с миром Конана-варвара. Средняя оценка 8/10, за счёт «Рыбалки в море демонов» и «Гнезда горной королевы», остальные произведения ощутимо слабее.
Magribinus, 26 марта 2012 г.
Так уж получилось, что я довольно долго шел к тому, чтобы прочитать этот цикл. Несколько раз начинал, но что-то мне не нравилось. Однако, как-то купив на Петровке книгу издания 2004 года на бумаге, все же начал читать. И, можно сказать, в определенной степени проникся. Понравился и тяжеловесный, несколько вычурный стиль автора, и описания всевозможных мрачных мест, да и сами персонажи показаны по крайней мере не хуже, чем у того же Лейбера Фафхрд и Серый Мышелов. Признаться, первая повесть («Идем же, смертный, поищем ее душу») не слишком понравилась из-за (пере)изобилия слишком уж натуралистичных моментов, но то, как это написано, безусловно, вызвало уважение. В первом романе-сборнике мне более всего понравились «Рыбалка в море демонов» и «Богиня за стеклом». А вот «Гнездо горной королевы» оказалось длинноватым, прямолинейным и изрядно предсказуемым. Тем не менее и оно содержит немало интересных мест. Многим, судя по отзывам, не понравился «А-Рак» (оно же «Восьмая нога бога» в русском издании), а вот мне он показался вещью вполне на уровне лучших повестей из первой части. Отличная от привычной по предыдущим частям подача материала (с разных точек зрения — Лагадамии, Ниффта и А-Рака), менее предсказуемый сюжет, по крайней мере приблизительно до середины, плюс все фирменные особенности стиля Ши, — в общем, весьма недурственное чтение.
Для себя я бы определил стилистику цикла как такую себе авантюрную, не без иронии написанную плутовщину с готико-инфернальным привкусом.
Отдельно хочу сказать о монстрографии, курс которой столь изобретательно подан нам господином Ши. Он проводит нас по загробному миру с его многообразием нежити, землям вампиров с болотными тварями, подземному царству демонов, инсектоидам-инопланетянам (хотя тот же Пастур, скорее, скелетоид) и стадам литофагов, улью Горной королевы с его насекомоподобными обитателями, и, наконец, отправляет нас в объятия пауков...Весьма мило, ничего не скажешь. Что дальше? Когда-нибудь, я надеюсь, выйдет «Epistle from Lebanoi», и мы это узнаем. Впрочем, судя по тому, как у нас издаются книги Ши, ждать нам переводного издания, наверное, не один год...
badger, 15 июня 2009 г.
Главных героев цикла — Ниффта и Барнара сложно назвать положительными персонажами. Они способны легко обмануть, предать, воткнуть кинжал в спину, и главная ценность в их жизни — целостность собственной шкуры и кошелька. Однако из-за склонности к авантюризму они постоянно влипают в такие истории, что поневоле вынуждены полагаться на верность старого приятеля. Окружающие платят им той же монетой — стараются надуть, обхитрить, или просто с помощью шантажа и угроз добиться выполнения нужных поручений. Каков мир, таковы и герои.
А уж мир заслуживает отдельного слова. Вернее, это даже не один мир, а различные его реинкарнации, куда заносит любителей приключений. Такого изобилия различных преисподней втиснутых в узкие рамки романа еще придется поискать. Каждый мир демонов, куда попадает Ниффт с приятелем, заметно отличается от других. Нельзя не отметить увлечения автором миром беспозвоночных — в цикле в достатке гигантских полипов (гибрид гидр и моллюсков-жемчужниц), чудовищных насекомых, пауков. Все они описаны тщательно и с особой любовью. Легкий налет безумия, имя Босха на поднятом флаге... Добро пожаловать в новый ад, такого ада вы еще не видели, да и вряд ли увидите второй раз.
Отличный цикл темного фэнтези — образец того как можно создавать оригинальные миры на довольно простом и стандартном материале. Пусть не все произведения равнозначны (третья часть, увидевшая свет в 2000 году заметно уступает первым двум), но, тем не менее, циклом о Ниффте-проныре Майклу Ши удалось внести свою лепту в развитие жанра. Рекомендуется всем любителям авантюрного фэнтези и поклонникам черного юмора.
Oswald, 5 февраля 2010 г.
Безусловно, особенного внимания заслуживают прежде всего повести о Ниффте и «Гнездо горной королевы». Картины схождения в ад восхитительны. Лучшего ада просто невозможного представить. Человеческие пороки, замаскированные под демонов и демоны жадности и недоверия терзающие самого Ниффта и его спутника Барнара, заслуживают восхищения. Великолепные, будоражащие, красочные адские бездны, так обширны, что кажется могут вместить целый сонм вселенных. Некоторое недоумение вызвала только «Восьмая нога бога», заурядное и скучное героическое фэнтези. Возможно Майкл Ши просто хотел написать нечто более спокойное... Получилось действительно очень спокойно, вяло и блекло. По крайней мере, в сравнении с остальными повестями это явный примитив и шаг назад. А посему — 8, вместо заслуженной 9...
Argumentator, 28 июля 2009 г.
Немножко о жанре данного произведения — «темного фентези» я не заметил, скорее уж «авантюрное». Потому что dark fantasy — это непременная борьба большого зла с очень большим ради существования мира, у Ши же никакой борьбы нет вообще, кроме борьбы Ниффта за наживу. Да, тут черный юмор и нет идеализированных персонажей, но нет и Великого Зла — есть только сталкивающиеся корыстные интересы парочки воров и всевозможных инфернальных существ (которые, тем не менее, на поверку оказываются пришельцами из иных миров или же воплощениями человеческих пороков).
Сильнее всего впечатлил именно стиль авторского мира — подобного рода «адописи» я давненько не видел. Красиво и мрачно, мрачно и красиво. Нечто схожее навевает Лавкрафт — но у Г.Ф. с его манерой повествования родом из 18-го века получаются значительно менее интересные, с сюжетной точки зрения, произведения.
Моя оценка: «давно-не-читал-такого-качественного-фентези». Действительно понравилось. «9». Потому что более высокая оценка зарезервирована за более осмысленными произведениями.
Ruddy, 16 июня 2009 г.
Отличная книга, отличная тёмная фэнтези, где нет положительных героев как таковых, а не очень «добрых» людей — пруд пруди. Или лучше сказать — полон ад? При этом реалистичность подогнанных, как крепостной камень к камню, сцен может состязаться с многочисленными произведениями данной тематики, начиная с Ада Данте, что есть наиболее классическое описание другого измерения всех времён и народов, заканчивая умопомрачительной фантасмогорией произведений Лавкрафта. Кроме того, эксцентричность повествования — главная изюминка в цикле про Ниффта. Нет расхлябанных диалогов, ненужных рефлексий героев и тому подобных мельтешений «а как же... а куда же...». Да, если так подумать, терпел бы Проныра рядом с собой настолько слабых личностей? Для него куда проще влезть в самое пекло, нежели спокойненько жить-поживать и добра наживать. Вместо того Ниффт и его соратник Барнар готовы промотать всё состояние и ринуться за приключениями, влезть в ловушки, расставленные щедрой руков автора и... Выйти сухими из воды? Нет, автор преподносит и здесь не менее интересные сюрпризы, которые, я уверен, не могут не понравиться любителям фэнтези без нравственных ограничений.
dnk-spb, 15 июля 2009 г.
Начал читать цикл по рекомендации фантлаба,не смог дочитать — бросил на «Горной королеве».
Слишком уж автор смакует весьма натуралистичные описания не очень приятного окружающего мира.
Остальному внимания уделено гораздо меньше — история,мифология и магия мира не проработаны,приключения героев не отличаются сложностью и насыщенностью, юмора почти нет.
Есть оригинальные и нестандартные ходы повествования,но мне этого оказалось недостаточно.
На любителя.
Iskatell, 1 сентября 2009 г.
Красивые и мрачные подробные описания мира заслуживают похвалы. В этом автор без всякого сомнения большой мастер. А вот сюжет и его развитие бедноваты и примитивны, главные герои получились немного картонные им трудно сопереживать так как они не доросли до хорошо прорисованных личностей. тут дело не в том что они положительные или отрицательные они так и не ожили ни в одной из историй. Майклу Ши толкового бы соавтора мог бы выйти потрясающий шедевр. итак за красочные насыщенные почти оживающие описания различных адских уголков этого жутковатого мира несомненно десять. А за сюжет, за героев и за неправдоподобную и однообразную легкость выпутывания их из сложнейших ситуаций больше тройки поставить не могу. Кроме фрагментов с яркими и насыщенными описаниями все остальное читать было откровенно скучно.
И я бы однозначно причислил книгу к авантюрному фэнтези а никак не к темному фэнтези.
Dark Andrew, 7 ноября 2006 г.
Данный цикл на мой взгляд — лучшее зарубежное фэнтези, вышедшее у нас в 2004 году. Черный юмор, полное отсутствие положительных героев и много-много демонов и разных вариантов ада в этой книге есть.
Хэппи Эндов, блаародных рыцарей и эльфов — нет.
Читать — обязательно!
PS не помню более чернушной книги, которая настолько понравилась.
peterK, 11 марта 2008 г.
На мой взгляд, это в значительной мере подражание «Фафхрду и Серому Мышелову» Ф.Лейбера. Для рубежа 70-80-х годов прошлого века написано неплохо, а вот развития мастерства автора за последующие 15 лет («Гнездо») я что-то не ощутил.
Sola, 17 февраля 2007 г.
Необычный цикл. Потрясающее в своих подробностях описание ада, нигде пока такого не встречала, разве что у Данте. Главный герой довольно интересная фигура — эгоист и честолюбивый пройдоха, ради наживы готовый на любые приключения. Он вызывает сложные чувства, его поступки не всегда предсказуемы. Сам мир, по которому путешествует Ниффт, выписан очень ярко — в нем есть множество мрачных и опасных местечек, которые завораживают до ужаса. Демоны самого разного пошиба, пауки, боги — здесь можно встретить кого угодно. Автор умело находит способы удивить даже самого искушенного читателя.
n)(s, 5 июня 2007 г.
С того момента как я почитал Лавкрафта с Толкиеном — начал искать дарк фэнтези. Хотя я и натыкался на очень интересные книги, но (по моему мнению) «дарка» там было немного. И вот я нашел дарк фэнтези, где все очень «фэнтезийно» и «темно». И лишь «Богиня за стеклом» производит ощущение недоразумения.