Айзек Азимов «Мэры»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Спасение мира
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Прошло 80 лет от создания Академии на Терминусе. Отделившиеся во времена становления Академии провинции Галактической Империи образовали Четыре королевства, там установился общественной строй, напоминающий раннее средневековье Западной Европы.
Используя искусственную религию, Академия распространяет на Четыре королевства свои технологии, преподнося их как священную истину. Обслуживающий персонал составляет духовенство, обучающееся на Терминусе, не зная истинной природы своей религии.
В этих условиях происходит очередной кризис, когда Принц-Регент Анакреона Венис хочет избавиться от влияния Академии и нанести военный удар по Терминусу.
Журнальный вариант второй части «Основания». В дальнейшем повесть стала третьей частью романа — «Мэры».
Входит в:
— цикл «Галактическая история» > цикл «Академия» > цикл «Академия. Основная трилогия» > роман «Академия», 1951 г.
— журнал «Astounding Science-Fiction, June 1942», 1942 г.
— антологию «Men Against the Stars», 1950 г.
— антологию «The Folio Science Fiction Anthology», 2016 г.
Номинации на премии:
номинант |
Хьюго / Hugo Award, 1943, ретроспективная // Короткая повесть |
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
artem-sailer, 5 июня 2022 г.
Третья часть романа «Основание» стилистически больше подходит под определение «Космоопера» — здесь межпланетные интриги, космический флот, галактическая монархия. Но в то же время нельзя упускать из виду центральный сюжетообразующий мотив — идею, которую позже Артур Кларк сформулирует в своём знаменитом Третьем законе. Идея также связана с идеей технологической сингулярности, но если в нашем мире непонимание технологии обусловлено чрезвычайной сложностью технологии, то у Азимова рядовые участники процесса не допускаются к технологическим секретам намеренно: гораздо удобнее и безопаснее иметь миллион ничего не понимающих хомячков, вращающих своё колесо, чем посвящать каждого в устройство этого колеса и в истинный смысл выполняемой им работы. В качестве общественно-психологического обоснования запрета придумана технологическая религия: не суй свой нос в чертежи — бог накажет!
Таков смысл, открывающийся перед читателем этой небольшой повести, если читатель воспринимает её как самостоятельное произведение. Но мы-то с вами не хомячки) Мы-то знаем, что перед нами — всего лишь фрагмент грандиозного полотна Галактической истории. Поэтому переходим к следующей части романа и продолжаем следить за развитием событий.