Лион Фейхтвангер «Испанская баллада»
- Жанры/поджанры: Историческая проза
- Общие характеристики: Религиозное (Христианство (Католичество ) | Иудаизм ) | Психологическое | Социальное | С ярко выраженной любовной линией | Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Южная Европа | Западная Европа ))
- Время действия: Средние века
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
После опустошительной войны Кастилия переживает тяжёлые времена. Король Альфонсо VIII в отчаянии, казна разорена, однако неожиданно появляется некий еврей по имени Иегуда Ибн Эзра, готовый помочь наладить ситуацию в кастильском королевстве. После того, как дела неожиданно пошли в гору, Альфонсо неожиданно решает начать новую войну, обещающую быть ещё более опустошительной и рискованной. Поможет ли сохранить шаткий мир на Пиренейском полуострове юная дочка Иегуды, в которую влюбился мужественный, но недальновидный король? Любовь спасёт мир?
Награды и премии:
лауреат |
Национальная еврейская книжная премия (США) / National Jewish Book Awards, 1957 // Художественная литература (перевод с немецкого) |
- /языки:
- русский (6)
- /тип:
- в планах (1), книги (5)
- /перевод:
- Н. Касаткина (5), Б. Ковалёв (1), Г. Потапова (1), И. Татаринова (5)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Шербетун, 24 ноября 2017 г.
Любовь и политика – адская смесь.
История Кастилии и Арагона второй половины XII века, отвоевывание христианами у арабской державы земель на Пиренейском полуострове, столкновение и ассимиляция арабской и европейской культур, рыцари, бездумно рвущееся в крестовые походы и готовые рвать всех и друг друга на клочки, кто ради ради наживы, а кто за веру, гонения евреев в Европе, религиозная и расовая непримиримость, придворные интриги – вот лишь малая часть того, что послужило основой для исторического романа Лиона Фейхтвангера «Испанская баллада».
Легенда об истории любви короля Кастилии и представительницы народа, терпящего гонения в Европе, не может оставить равнодушным. То импульсивный и горячий, то куртуазный Альфонсо и неизменно покорная мудрая красавица Ракель, принадлежащие к разным мирам, не просто контрастируют, они, словно сталкивают две стихии – огонь и воду. Им удается сделать, казалось бы, невозможное, пусть и недолго, но быть вместе, вопреки мнению общества, собственной веры,..
Это не просто красивая романтичная история, это еще и роман о страстях и терпимости; о войне, политике, реконкисте и безрассудстве; о надежде и смирении; о мудрости, об упрямстве и неразумных поступках, влекущих за собой страшные последствия,.. Это очень поучительная сказка о бренности нашего бытия…
Str_Kremen6, 28 марта 2015 г.
«Истинная война — не игра в шахматы, война — это турнир, и решающий удар наносит не благоразумный рассудок, а смелое благочестивое сердце»
«Рыцарство и чума — самые страшные бичи, которыми бог карает свои создания»
Лион Фейхтвангер на этот раз погружает нас в суровые времена Реконкисты, когда испанские правители постепенно отвоёвывали мусульманские земли. В центре романа — известнейшая личность конца 12 века — Альфонсо VIII. Конечно, литературный сюжет любви кастильского короля и иудейской красавицы не нов, и работы Лопе де Веги и Франца Грильпарцега немецкому писателю были известны, однако, прототипом или основой для романа , как признавался Лион Фейхтвангер, легла библейская легенда об Эсфири и Артаксерксе
В романе очень красочно и ярко передана атмосфера Испании времён Реконкисты, до мелочей расписан быт и нравы того времени, также не менее живо вышли и герои романа, однако, персонажи, к сожалению, у меня совсем не вызвали не то что симпатии, но даже и интереса. Еврей Иегуда показан слишком слабохарактерным и слабовольным, за ним совсем не интересно наблюдать, король Альфонсо вышел, наоборот, через чур упрямым. Его крепколобость граничит с глупостью, его упёртость стала причиной многих бед. Ракель — типичная глупенькая девчушка, которая в первую же ночь отдалась королю, а потом назвала это любовью. И так далее. Практически все персонажи живые, но неинтересные, вызывающие антипатию. Конечно, это исключительно субъективное мнение, однако, я им не мог не поделится
Любовная интрига, лежащая в основе сюжета, получилась очень нереалистичной и абсурдной. Король Альфонсо, можно сказать, насильно затащил к себе в постель Ракель, и о чудо, после пламенной ночи у двух партнёров загорелась любовная искра. Описаны любовные чувства очень натянуто, вызывая некую неприязнь к прочтению.
Стоит поговорить и об основной идее романа. Замысел был противопоставить воинственным началам миролюбивые идеалы. «Унция мира дороже тонны побед». Однако, читая роман у меня возникли как раз таки обратные чувства. Я невольно одобрял крестовые походы и завоевательные идеи испанских христиан. И даже жертва Иегуды во благо мира вызвала у меня большую неприязнь. А ведь должно было быть всё наоборот...
В Произведениях Лиона Фейхтвангера всегда очень колоритно и выразительно описываются исторические события. Любой мало-мальски разбирающийся и знающий историю человек , услышав имя кастильского короля, описываемого в романе, назовёт первую ассоциацию, а именно битву при Лас Навас де Толосе, где огромное войско мусульман было разбито объеденёнными армиями католических королевств и командовал ими именно Альфонсо VIII. В романе «Иудейская баллада» об этой битве не упомянуто ни слова ...