Жорж Санд «Консуэло»
- Жанры/поджанры: Любовный роман | Реализм
- Общие характеристики: Психологическое | Социальное | Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Южная Европа ))
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Жорж Санд — псевдоним французской писательницы Авроры Дюпен-Дюдеван. В ее многочисленных произведениях идеи освобождения личности сочетаются с талантливым психологическим воссозданием идеально-возвышенных характеров, сложных любовных коллизий. Роман «Консуэло» — увлекательная история жизни молодой певицы (прототипом ее послужила знаменитая Полина Виардо), которой приходится преодолевать нелегкие испытания, даря людям свое искусство. Это книга о судьбе истинного художника, о тяжелом бремени таланта, дарованного судьбой, о сложном, а порой даже трагическом выборе между славой и личным счастьем.
Входит в:
— цикл «Консуэло»
- /языки:
- русский (31)
- /тип:
- книги (29), аудиокниги (2)
- /перевод:
- А. Бекетова (24), В. Давиденкова (5), Т. Иринова (2), Д. Лившиц (6)
Аудиокниги:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Mercedes, 2 марта 2021 г.
Сломай свой веер о мою физиономию, Консуэло! Наступи мне на голову своей хорошенькой ножкой!
Девочки, вот это фэнтези!
Когда читаешь современные потуги на попаданство/волшебные страны, весь их интерьер — мытая с хлоркой раковина на кухне как вершина гламура, не живали авторы в дворцах ни Неаполя, ни Триеста, не играли на клавесинах, не вели разговоры о Реформации и контрапункте на трех языках и бархатных платьев не нашивали. А вот в «Консуэло» — достоверность сеттинга хоть режь лопатой, от бедняцких лачуг до графского замка. Это когда-то был романтически взвихренный эротический предреализм, но реальность эта канула так безвозвратно, что рассказы о ней стали читаться как сказка. И венецианец мог прыгнуть в первый баркас, отходящий в Триест, и понестись по водной глади, тая в складках пояса острый кинжал, безо всякого теста на короновирус. А карета катила сквозь ветер и дождь в чешские земли из итальянских.
Гг — синий чулок, из нищеты и безвестности трудом и талантом, потом в чужой стране... итп. Богатство сеттинга, языка, живость и разнообразие персонажей при всей камерности повествования — не оторвешься. Интеллектуальный компонент на уровне, в нужной пропорции — мне были очень интересны рабочие детали об исполнительстве в пении, например.
Французский эротизм — ух! То, что надо для фэнтези.
Это всё та же история, которую сегодня пишут обкорнанным, огрубленным языком, с визгливой иронией, единственным повествователем, — а проза «Консуэло» полна эпитетов, авторских характеристик, напряженных диалогов и горестных монологов. Без придуривания и ерничества. И за литературно условной коллизией — крепкий каркас. Ведь нам кого-то в биографии автора напоминает из персонажей и дурнушка с сундучком рукописей... и патриот-славянин хрупкой нервной организации, восприимчивый до болезненности...
Перевод Александры Бекетовой (бесплатный онлайн), поэтики той же эпохи, только подходящей к концу.
Velary, 5 апреля 2020 г.
Классический романтизм под соусом из мистики. Очень на любителя (экзальтированных барышень XIX века). Первая половина книги далась с огромным трудом, приходилось продираться сквозь бесконечные воспевания совершенств Консуэло, витиеватые диалоги и километровые сцены. С момента прибытия в замок дело пошло веселее, а после появления Гайдна и вовсе захватило, так что даже колебалась над оценкой.
Если очистить сюжет от всех отвлекающих описаний, то он окажется на самом деле интересным и динамичным. Приключения главной героини увлекают, особенно хотелось узнать, что в итоге выберет её сердце. Также сильно понравилась музыкальная часть, вплетение реальной исторической канвы и знаковых персонажей.
Но идеализация Консуэло и мистический флёр вокруг Альберта не позволили полностью насладиться романом.
SnickS, 12 декабря 2020 г.
Вроде бы, это женский роман, но как-будто бы и не совсем. Да, сюжет крутится вокруг божественной Консуло, но в этом самом сюжете столько всякой всячины.
Сперва нам говорится о том, сколь она великолепна, скромна, чиста помыслами и пр. Причём во всём этом она уникальна и совершенна. Затем главный антагонист выгоняет её с проторённого пути.
Замок исполинов. Видимо он символизирует дух страны того времени — пусть так. Но зачем мистицизм? Кстати, на данном этапе повествования, сюжет угадывается на несколько страниц вперёд.
Хорошо. Далее приключения, могущие каждый день обернуться трагедией. Однако книга только на середине — с главной героиней ничего не случится — не волнуйтесь!
Интриги театра. Что ж — любопытно и познавательно.
Развязка (спойлерить не буду).
В общем, затянуто. Кроме того, роман как-то слеплен из совершенно различных кусков и контрастов (как мой отзыв) и это всё мешает целостности восприятия и погружения.
Тиань, 14 февраля 2014 г.
Можно сказать, что это любовный роман. Но героиня его весьма необычна для произведения данного жанра. Она сдержанна в переживании чувств, рассудочна, в своих поступках руководствуется чувством долга и велениями разума, а не страстными порывами. Такой тип героини не характерен для любовного романа. Необычность героини придает истории достоверность и глубину.
Любовные истории Жорж Санд всегда шире собственно любви. Она показывает жизнь человека, мир, в котором он живет, социальные, политические, религиозные проблемы этого мира. И «Консуэло» не является исключением. Мы читаем о приключениях юной Консуэло, а перед нашими глазами проходит жизнь итальянского, чешского, австрийского общества середины 18-го века. И жизнь эта полна точных деталей и в целом исторически достоверна.
В середине 18-го века в Италии и Европе королевой искусств была оперная музыка. Знание произведений известных композиторов и умение музицировать являлось частью хорошего образования. При церквях создавались певческие школы для детей-сирот и ребятишек из бедных семей, название которых на итальянском звучало как «консерватория». Многие известные артисты и композиторы начальное музыкальное образование получили именно в таких школах, где подчас преподавали талантливые учителя и откуда театры набирали пополнение для своих трупп. В то время мир музыкального и театрального искусства не являлся закрытым клубом. Талантливый человек мог пробиться на сцену, найти своих слушателей.
Мир театра и музыки Жорж Санд показывает без прикрас, с присущими ему интригами, соперничеством, распущенными нравами. За выгодный ангажемент актеры и актрисы сражаются, не считаясь со средствами. Но Консуэло получает свои ангажементы и признание публики только благодаря таланту и трудолюбию. То есть это было возможно, по крайней мере с точки зрения Жорж Санд.
Героиня путешествует по Чехии и Австрии, встречается с разными людьми, видит жизнь крестьян, аристократов, духовенства. Ее пути пересекаются с реально существовавшими личностями, например, с юным Иосифом Гайдном, с королевой Марией-Терезией, с императором Фридрихом. Она видит быт крестьянских семей, предоставляющих ночлег бедным путникам, живет в замке чешских аристократов, семья которых с давних времен вовлечена в религиозно-политический конфликт, начавшийся в 14-15 веках, она оказывает помощь беглому солдату прусской армии и, будучи переодетой в мужское платье, едва сама не попадает в руки вербовщиков императора Фридриха. Так через приключения юной героини Жорж Санд показывает нам суровую жизнь Европы середины 18-го века и проявление «высокой» политики королевских домов в жизни обычных людей, которых разоряют, похищают из семьи, избивают и убивают. А в салонах и театрах в это время звучит прекрасная музыка.
«Консуэло» — больше чем любовный роман. Конечно, описание чувств и переживаний героев занимает в нем значительное место. Но социально-политический и исторический аспекты не отодвинуты на второй план. Личное и социальное органично дополняют друг друга. Именно в таком романе уместна главная героиня с характером Консуэло — волевым, строгим, сдержанным.
Представлена в сюжете и мистическая линия — таинственные подземелья, теория бесконечного возрождения душ человеческих и телепатической эмоциональной связи между любящими людьми, восприятие времени как единства прошлого, настоящего и будущего, странная и страшная болезнь главного героя придают роману оттенок готичности. Но все это в рамках здравого смысла и с чувством меры. Мистическая составляющая представлена как часть обычной жизни, имеющая материалистическое объяснение. Кроме того, мистический элемент сюжета искусно переплетается с историческим, позволяя приблизить к читателю события трехсотлетней давности и показать их влияние на современную героям жизнь.
Переплетение множества разноплановых линий не создает хаоса и перегруженности. Роман воспринимается как цельная многогранная вещь, отражение жизни людей определенного времени с его реальной историей. Роман написан 150 лет назад, но и сегодня читается с интересом и многое в жизни и переживаниях героев может быть экстраполировано на современную жизнь. Нравы, общественная мораль изменились, но честность, искренность, серьезное ответственное отношение к своим поступкам и своему выбору актуальны независимо от времени и исторических реалий.