Фредерик Арнольд Каммер, мл., Дирк Уили «Когда время сошло с ума»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Темпоральная фантастика, хроноопера )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век | Далёкое будущее | Неопределённое время действия | Очень далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Изобретения и научные исследования
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Однажды в квартире Уэбба Хилдрета из 1949 года очутился человек по имени Роб Дайнин из 3054 года. Роб страдает светобоязнью, и по этой причине его должны были в своём времени умертвить – но он украл Хрони и сбежал в далёкое прошлое, к своему близнецу по разуму. Теперь же опасность нависла над ними обоими.
Рис. Вирджил Финли (Virgil Finlay) // журнал «Thrilling Wonder Stories», 1950, февраль – с. 11-50
В трёх изданиях на русском языке рассказ ошибочно приписан Фредерику Полу.
Входит в:
— антологию «Science Fiction: The Great Years, Volume II», 1976 г.
— журнал «Солярис 1990'2», 1990 г.
— антологию «Когда время сошло с ума», 1992 г.
— антологию «Тринадцатые Звездные войны», 1994 г.
- /языки:
- русский (7), английский (1)
- /тип:
- книги (7), периодика (1)
- /перевод:
- А. Бурцев (2), П. Киракозов (3)
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Darth_Veter, 16 сентября 2023 г.
Уэббу Хилдрету «повезло»: его отыскал очень похожий на него человек, прибывший из 3054 года, чтобы избежать собственной казни. Всё бы ничего, да только беглец угнал ... весьма ценную машину времени, а значит — сделал погоню за собой неминуемой. Ибо одна такая машина способна в прямом смысле этого слова смешать все времена и эпохи в одном котле... Честно скажу: не ожидал, что данная повесть окажется такой увлекательной по своему сюжету. В первую очередь, из-за двух неплохих задумок, предложенных автором. Первая уже отражена в названии: коллизия разных временных линий, вызванная повреждением угнанной машины времени. Весьма заманчиво встретить живого тираннозавра на улицах супер-мегаполиса далекого будущего! По стилю очень похоже на приключения Бака Роджерса в утопичном мире будущего или на фильм Керри Конрана «Небесный капитан и мир будущего». Вторая находка — это совмещение двух разумов в одном теле (естественно, теле самого героя). Она дает герою весьма осведомленного советчика, а также возможность управлять различными устройствами из будущего (той же машиной времени). Такой «симбиоз разумов» уже интригует сам по себе и вполне достоин самостоятельного произведения типа шеклиевской «Корпорации =Бессмертие=». Отдельно следует отметить авторское видение общества далекого будущего, где люди разделены на две категории — горожан и трогов (пещерников). В этом тоже чувствуется влияние классика — уэллсовской «Машины времени», где обитали элои и морлоки. Кроме того, в повести много и более мелких находок — например, способ, которым Хилдрет/Дайнин разделался с преследовавшими его «усмирителями». Такого решения я больше ни у кого из фантастов не встречал! Язык у произведения простой и понятный, без лишних заумствований, отчасти напоминает Эдгара Берроуза, а отчасти — молодого Азимова. Большинству читателей должно понравиться. Но только если вы не являетесь поклонником японской манги.
--------------
РЕЗЮМЕ: новый вариант «Бака Роджерса в XXV веке», рассказывающий о путешествии нашего современника в далекое будущее, где все времена смешались в одну кучу. Лишний аргумент в пользу того, чтобы не доверять машину времени разным параноикам или дилетантам.
god54, 28 августа 2020 г.
Приключенческая хроноопера и этим всё сказано. Главное действие, событие, а мысль, логика и психология остаются вне сюжета, ибо главное развлечение читателя. Произведение своего времени, которое наверняка доставит большое удовольствие лицу, изучающему историю фантастики, чем просто читателю.
vam-1970, 30 сентября 2019 г.
В 1950 году написания это видно был хороший боевик, но в наше время это уже проходной, но боевик. Ничего сногсшибательного и неординарного, даже нет временных парадоксов у авторов. Это придало бы изюминку, но забыли наверно. Несколько только технических новинок из будущего — живая лента для связывания преступников, перенос сознания в чужой мозг.
Нескорений, 10 мая 2018 г.
Машина времени прочно закрепилась в поле фантастики, начиная с публикации одноименного романа Г. Уэллса. Вот и эта повесть являет собой классическую хронооперу с упором на приключенческую составляющую, но перед тем как приступить к данному произведению, нужно прояснить некоторые второстепенные вопросы. Исследователи фантастики приписывают данную работу известному фантасту Ф. Полу, ссылаясь на лингвистический анализ текста. Это если верить В. Кану. Ф. Пол также использовал псевдоним Д. Уайли, хотя под этим именем скрывается реальный писатель, малоизвестный впрочем. Если посмотреть на библиографию второго автора повести — Ф.А. Каммера-мл., то заметим, что он активно публиковался в период с 1939 по 1945, после чего единственным опубликованным произведением стала данная повесть, что вызывает сомнения.
В первой книжной публикации данной повести на русском в качестве авторов указаны Уайли и Каммер, во всех последующих изданиях уже фигурирует имя Ф.Пола. В авторском сборнике С. Корнблата повесть напечатана с указанием того, что её авторами являются Пол и Корнблат. Несмотря на то, что эти писатели часто работали вместе с 1940 года, в данном случае соавторство Корнблата сомнительно. Скорее всего Ф. Пол является единственным автором данного произведения. Также читателя может несколько запутать название повести, аналогичное в русском переводе произведению М. Лейнстера 1934 года, там тоже хроноопера, но эти работы никак не связаны. Впрочем, если посмотреть на оригинальные английские названия этих произведений, то вопрос снимается сам собой и никакой путаницы в этом случае не возникает.
Сюжет здесь типично развлекательный, приключенческий — какие-либо подводные камни, размышления, наслоения хроноклазмов отсутствуют. Всё скроено по лекалам старой журнальной фантастики, что для одних читателей будет плюсом, для других — минусом. В квартире Уэбба Хилдрета появляется странный незнакомец, представившийся Роном Дайнином, утверждающим, что он прибыл из будущего, спасаясь от преследования неких Усмирителей, желающих его убить. Хилдрет без каких-либо сомнений принимает слова незваного гостя на веру и вместе с ним бросается в водоворот приключений, отправляясь на машине времени в прошлое. После выхода машины из строя Уэбб должен найти способ её починить, избавиться от назойливых Усмирителей и вернуться в своё время (и чего ему в собственной квартире спокойно не сиделось, спрашивается).
Основным фантдопущением здесь является, конечно, возможность перемещения во времени, дополнительным — тема обмена разумов. При этом главная «фишка» — создание лоскутного одеяла из различных фрагментов прошлого и будущего, смешение всех времен в одном флаконе. Такой прием был не нов уже на то время, но сделать что-то оригинальное в этом направлении не получилось, уж больно всё поверхностно описывается. В одну кучу сваливаются динозавры, индейцы, обитатели постапокалиптического будущего. Что послужило, к примеру, разделению людей на трогов и надземников? Неважно, давайте лучше постреляем — нужно больше экшена! Используемое место действия — идеальная площадка для накручивания хроноклазмов, но автор этим не пользуется, поэтому посмотреть как данные события изменят будущее не получится, к сожалению.
К раскрытию персонажей автор относится также как к описанию мира. Даже про главного героя сказать особо нечего, кроме того, что он вчерашний фронтовик с трофейным люгером, тяжелыми кулаками и добрым сердцем. Чтобы было не так скучно приключаться в одиночку, автор дает ему в напарницы девушку из будущего типа мира «Безумного Макса», но вся её роль сводится к поддержанию скупых диалогов и созданию намёка на любовную линию. Сюжет заскриптован до предела — временно ненужные персонажи тихо исчезают со сцены, а когда в них вновь возникает потребность — ждут во-он за тем кустиком, как сказочные сивки-бурки. Из плюсов повести — легкость изложения и высокая динамика, ну ещё ореол старой журнальной фантастики. Для любителей подобного направления неплохо, остальные особо ничего не потеряют, пройдя мимо.
olpo70, 16 января 2018 г.
Вот если бы в школе изучали фантастику, то эта повесть должна была бы войти в хрестоматию. Классика. Немного наивная и сумбурная. Да устаревшая, но способная вызвать интерес у начинающих читателей и вызвать желание читать дальше. Да и если разобраться, а что такое устаревшая фантастика? На мой взгляд это в корне неправильное утверждение. Правильнее говорить фантастика определенного периода времени( фантастика пятидесятых). Фантастика не стареет, она меняется. Верн и Уэллс( да и многие другие) по прежнему актуальны.
Al_cluw, 13 июня 2016 г.
Прочитал давным-давно, когда прикупил серенький сборник с одноименным названием. Кстати, данное произведение приписывается Фредерику Полу (в соавторстве). Наверное, этот вопрос требует дополнительного изучения. На момент прочтения произведение показалось чуть ли не вершиной темпоральной фантастики. Очень понравилось. Возможно, требуется перечитать, чтобы составить о повести современное впечатление. Тем не менее, пока перечитывание не состоялось, поэтому оценка очень приблизительная = 9.
evgeniy_n, 26 января 2008 г.
Прочитал повесть в 1992 году, и в то время она произвела на меня очень хорошее впечатление — понравился сюжет, после этого я надолго «заболел» «темпоральной» фантастикой. Когда же решил перечитать это произведение лет через пять, прочтя к тому времени очень много фантастической литературы, то был очень удивлен — настолько неказистыми показались мне описанные приключения. На мой взгляд, повесть стоит читать в подростковом возрасте как развлечение, книга не претендует на серьезность, и взрослый человек вряд ли откроет в ней что-то новое.
Ank, 29 июня 2007 г.
Произведение скучное, морально устаревшее, написано суконным языком. Сейчас уже не воспринимается совершенно. Не рекомендую.
Однако когда-то оно и читалось, и воспринималось с интересом — наверное, всему свой возраст. Все, что можно из него почерпнуть — наглядно убедиться, насколько далеко современная научная фантастика ушла вперед от таких вот поделок.