Агата Кристи «Кукла в примерочной»
- Жанры/поджанры: Мистика
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой | Для взрослых
Двум хозяйкам ателье кажется, что кукла пытается захватить их примерочную.
Впервые опубликован в журнале «Woman's Journal», 1958.
Входит в:
— журнал «Ellery Queen’s Mystery Magazine (UK), August 1959, No. 79», 1959 г.
— журнал «Ellery Queen’s Mystery Magazine, June 1959 (Vol. 33, No. 6. Whole No. 187)», 1959 г.
— сборник «Double Sin and Other Stories», 1961 г.
— журнал «Argosy (UK), June 1972 (Vol. 33, No. 6)», 1972 г.
— сборник «Последние дела мисс Марпл», 1979 г.
— журнал «Звезда Востока 1988’08», 1988 г.
— сборник «Последний сеанс», 2019 г.
- /языки:
- русский (20), английский (40), немецкий (7), испанский (11), французский (12), португальский (6), итальянский (9), греческий (3), датский (1), латышский (1), чешский (2), эстонский (2), украинский (1), польский (11), словацкий (1), болгарский (3), венгерский (3), сербский (4), арабский (4), тайский (2), персидский (1), китайский (3), корейский (3), японский (2), румынский (3), бенгальский (1), турецкий (2), индонезийский (5)
- /тип:
- книги (159), периодика (4)
- /перевод:
- Буцай (1), М. Аверлан (1), Е. Алексич (Жену) (1), Х. Банья (1), М. Баррето (1), А. Биль (10), И. Борисов (1), М. Бурбаш (3), Л. Васина (1), В. Волхейнова (2), М. Г. Гриффини (9), П. Гонзага (1), П. Жидан (1), П. И. Либе (1), Б. Илиев (3), Ли Кан Пё (1), П. Клубков (1), И. Круминя (1), М. Лесич (2), В. Лесич (1), Л. Лорандос (1), Р. Луенгвонгнгам (1), Л. Луис-Гомес (2), Ш. Минбо (2), Ж. Озтекин (2), А. Пападимитриу (1), М. Планхоф (1), М. Пол де Рамирес (11), С. Раюшкин (2), А. Редлингерова (1), П. Рубцов (2), А. С. Суварни (5), Н. Санадзе (1), С. Тадждини (1), М.В. Тарасов (11), А. Тахмид (1), Т. Уно (2), М. Хатиб (2), Ян Хён Гиль (1), Л. Яким (1), Т. ла Кур (1)
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Ouroboros_8, 30 октября 2022 г.
֍ СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННАЯ СУЩНОСТЬ, или ВСЕМ ПРАВИТ ЛЮБОВЬ֍❤
ЦИТАТЫ:
«И все же каким-то забавным образом она и в самом деле кажется живой, да?»
(Агата Кристи. «Кукла в примерочной». 1958)
«Понимаешь, во всей этой истории не за что уцепиться. Есть только кукла, которая все время оказывается на новом месте.»
(Агата Кристи. «Кукла в примерочной». 1958)
Ох, и никто бы вообще внимания не обратил на эту дурацкую куклу из кукольного театра, если бы не клиентка пошивочного ателье – миссис Феллоуз-Браун со своим пекинесом – Фу-Лингом. Так бы и лежала она в кресле, практически сливаясь с окружающим интерьером…
Если бы у себя в доме вы обнаружили, не принадлежащий никому из домашних, предмет, что бы вы сделали? – Я бы постаралась выяснить, чьё это. Ничьё? – Тогда выбросить немедленно! Всё-таки, как ни крути, мистические предрассудки живы в каждом из нас. Мало ли что?..
Вот и миссис Феллоуз-Браун, клиентка пошивочного ателье, советует модисткам: «На вашем бы месте я бы от нее избавилась.»
В ателье – чужая кукла, и ничья. Либо кто-то из клиентов забыл, либо кто-то оставил намеренно.
Но вот что странно. Первое: никто первое время не замечает куклу. Второе: вдруг ухудшается память и наваливается тотальная рассеянность на Алисию Кумби, хозяйку ателье: «С ума сойти! — воскликнула она. — Просто с ума можно сойти, когда все улетучивается из памяти в следующий же момент.» К тому же ещё она стала «терять» свои очки, а без них ничего не видит.
… Агата Кристи накручивает детективную интригу: кто-то из работников ателье перемещает тряпичную куклу из одной комнаты в другую, с дивана – в кресло, с кресла – за столик. Ей даже удаётся каким-то непостижимым образов выбираться из запертой комнаты.
Какова же цель этих невероятных перемещений куклы, внушающей страх и злобное отвращение? – Если кукла решила отвоевать ателье: комнату за комнатой, а потом избавиться от всех, кто в нём работает, то нужно поверить в мистическое происхождение этих событий. Ибо более никому не выгодно лишаться дохода от работы в ателье.
Тут-то и становится понятно, что рассказ написан не в жанре детектива, а – мистического реализма. Вот тогда всё и становится на свои места. И читатель в конце концов понимает, о чём хотела сказать своим читателям Агата Кристи.
Просто потрясающий финал! Для любителей магического реализма – бальзам на душу. Что в мире важнее, желаннее и искомее, чем любовь?
Очень светлый рассказ. Если бы меня спросили, в какой цвет он окрашен, то я бы ответила: в изумрудно-мятный…
Konbook, 24 февраля 2020 г.
Великая леди Агата обратилась к несвойственному ей жанру «мистика». Конечно, не всем авторам подвластно уметь работать во всех жанрах. Кто-то силен в реализме, кто-то в исторической прозе, кто-то в детективной, кто-то в ужасе, кто-то в мистике и так далее.
Рассказ «Кукла в примерочной» простой, малоизвестный и не проработанный. Не хватило глубины и атмосферы таинственности, чтобы рассказать читателю историю куклы. А ведь она могла быть вполне страшной и пугающей, а все потому что...
... владелицы ателье Сибилла Фокс и Алисия Кумби даже не помнили, как в примерочной появилась эта кукла, которая наводила на посетительниц и служащих ателье непонятный страх, заставляла покрываться мурашками, смотря на всех своими нарисованными глазами. Им советовали избавиться от куклы, словно она была порождением зла и смеялись своим ненастоящим ртом над всеми, кого видела. «Она принадлежность этой комнаты», сказала как-то миссис Феллоуз-Браун, заказчица, только было совсем не ясно, что она имела в виду. Но ее слова произвели впечатление на Фокс и Кумби и они стали смотреть на куклу другими глазами.
Несколько раз куклу обнаруживали сидящей за столом, словно живой человек, будто она собиралась писать кому-то письма, и от этого становилось не по себе. А когда она стала перемещаться по комнате — то ли по своей воле, то ли по воле какого-нибудь шутника, хозяйки ателье всерьез задумались, что с куклой надо что-то делать... или она или они, третьего не дано, сосуществовать вместе, не зная природу того, с чем они столкнулись было невозможно...
... если бы Агата Кристи добавила б в рассказ еще и детективный элемент, получилось бы гораздо увлекательнее. Ведь что может быть лучше, чем детективно-мистическая история, которой в финале нашлось бы вполне логическое объяснение.
Итог: 8 из 10.