Павел Шумил «Переведи меня через майдан»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Постапокалиптика | «Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое | Социальное
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Генетические эксперименты, мутации | Спасение мира | Стихийные бедствия, природные катаклизмы
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Только для взрослых
«Переведи меня через майдан» начинается так, как обычно заканчиваются романы-катастрофы. Действительно, страшная катастрофа, стирающая любую жизнь Волна, уже прокатилась над Галактикой, превратив некогда цветущие планеты в куски мёртвого камня. Выжили только немногочисленные и самые примитивные виды — прокариоты, низшие растения, немногие простейшие... И люди.
Cамое мрачное и жестокое произведение Павла Шумила.
Сказка № 4 (цикл «Жестокие сказки»). Даты написания: 8.02.1999-6.01.2000.
Входит в:
— цикл «Жестокие сказки»
— журнал «FANтастика №3(12), март 2008», 2008 г.
— антологию «FANтастика», 2009 г.
Номинации на премии:
номинант |
Бронзовый Икар, 2009 // Лучшее художественное произведение (роман) |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Джокер, 14 февраля 2024 г.
Повесть «Переведи меня через майдан» мое первое знакомство с автором произвело приятное впечатление. Читается повесть на одном дыхании невозможно оторваться от чтения , нет затянутости сюжета , нет длительного описания окружающей среды. Перечитал повесть во второй раз по прошествии двенадцати лет и впечатления не изменились отличная развлекательная фантастика. Персонажи у автора неординарные женщины-ведьмы без рук чево стоит.
Полёт фантазии автора можно смело сравнивать с Шекли , Фармером или другими матерыми фантастами что на редкость среди современных отечественных писателей. У Шумила всего четыре авторские книги и неизвестно почему издательства его не печатают?
В аннотации к повести сказано что самое мрачное и жестокое произведение Павла Шумила , мрачное да но не жесткое есть у Шумила ещё жёстче.
karansjet, 17 мая 2021 г.
Отлично.10.
Как признался Автор — книга была экспериментом. Написать интересный текст где каждая ситуация становится только хуже. Задумка удалась на 100%.
Катастрофа показана очень подробно. Действия человечества отображены тоже очень подробно.
Вторая — боле поспешная и менее подготовленная. Корабли побольше, экипажи тоже. Тоже учили но уже не универсалов как в первой, а узких специалистов. Задача таже — убежать, гдето переждать и восстановить человечество.
Третья — корабли клепали из чего было, грузили всех кто влезал в криокапсулы и отправляли, авось спасутся.
И вот Волна прошла. И отраженные Волны тоже.
На планету которую зацепила ослабленая Волна приземлился корабль 2 волны. Экипаж несколько раз попадал пд ослабленый Волны и потому выжил. Ну как вижыл? С повреждённым геномом — родятся только девушки и без рук. Зато телепаты. О во они используя ресурсы взятые с корабля пытались выжить и ка кто восстановить геном. Тяжело? Да! Но... Через какое-то время прилетает корабль третей волны с уймой народу, казалось вот оно шанс на выживание! Но прилетевшие тоже попали под Волну. Хоть руки у них остались но эволюция обратилась для них. Каждое новое поколение все примитивней и тупее. И чтобы не говорили сейчас «общечеловеки» тупые не могут создавать цивилизацию. И даже выживают чудом. Только планета «курорт» способствует их жизни.
И вот прилетает гг с товарищем. Первая волна — лутшие из лутших. На старом престаром корабле. Века прошли. Техника поизносилась до крайности. Они просто не могли уже никуда улететь- корабль разваливался от старости и отказов оборудования.
Гг выгорел. Все его друзья и родственники мертвы. Экипаж тоже погиб у него на глазах. Они много раз спасали жизни друг другу на той развалюхе, но не вечно же...
А на планете совсем все хреново. Безрукие мутантки что-то пытаются делать, но только понемногу теряют знание. По их же прогнозам они вымрут в ближайшем будущем. Деграданты уже в каменном веке, осталось немного до возвращение на деревья.
И вот гг, у которого в душе умерла Надежда, как и Надежда — его жена и член экипажа. Он не хочет спасать дураков. А умным безруким помочь не может. Только что-то починить, что-то откопать и тд. Он хочет отдохнуть от той гонки на выживание длиною в жизнь его друзей.
Но девушки мутантки смогли его растормошить и план составлен. Действуй.
Претензии к сексуальным сценам необоснованные. Девушки увидели в гг спасение Дела всей их жизни — чистый-отборный генофонд. Им неприятно с ним спать ибо они телепаты и пепелище в голове гг им очень не нравится. Как с роботом переспать. Нет в тексте сексуальности только необходимость. Сам текст проскакивает сцены только в путь.
Incnis Mrsi, 27 апреля 2020 г.
Сюжет уныл в обоих смыслах. Однако протагонист вызывает уважение тем, что много работает (и не только органом, что между ног). Можно сказать, что Шумил что-то из себя представляет как автор рабочей фантастики — почему бы не возникнуть такому поджанру?
Не понимаю, с чего какие-то два «авторитета» пропихнули в список сходных произведений «Магический треугольник» Резника. Кроме антенн (причём разных как по конструкции, так и по назначению) мне даже трудно вспомнить какую-либо специфическую деталь, общую для двух произведений.
serpe, 7 ноября 2017 г.
Второй сорт. Тут есть: улитка на склоне, советская поучающая ментальность, как бы веселый (безвкусный в данном случае) тон, характерный для постсоветских графоманов, петросянство, внутренние диалоги, много секса для привлечения ЦА. Тут нету: реализма, адекватных персонажей, оправданной фабулы — дьявол кроется в деталях, атмосферы и саспенса, как у АБС.
Незначительное событие, так скажем.
Игнир, 24 июля 2016 г.
Читал давно, но впечатления остались надолго. Мрачная, почти безысходная атмосфера, реалистичные и потому жуткие декорации, интересный сюжет... в общем, подобной фантастики я не читал ни у кого. Зная автора лично, всегда удивлялся, как такой веселый человек мог написать такое...
anagor1, 18 июня 2015 г.
Это ученический текст. Не в том смысле что наивный и неумелый, а в смысле «Времени учеников». Аллюзии на Стругацких очевидны. Автор и не скрывает, что в жанре НФ пишет под известным влиянием мэтров. Значит, и оценивать текст надо «на фоне».
Данный мини-роман сравнить следует, имхо, не с прогрессорским циклом, а с «Улиткой» — одной из самых «вечных», вневременных вещей АБС (наряду с «Градом» и «Миллиардом лет»). Но в таких вещах важен настрой, тональность, закадровый сокуровский «звон в ушах». Важно не только что сказано, а еще и как сказано...
Текст у Шумила емкий и умный, этого не отнять. Стиль, динамика — всё как надо, всё сделано профессионально. Написано столь крепко, что трудно оторваться! Но «Улитке» он явно, очевидно проигрывает. И ладно был бы несравним. Но чуется же стремление автора (возможно, неявное) продолжить, переосмыслить, развить... Увы, тональность не ловится. Диссонанс получается между песней, призванной послужить вроде бы настроенческим фоном сюжета (гениальной песней! имхо, прежде всего благодаря музыке Никитина), и самим сюжетом. Тот самый конфликт, фундаментальный для поздних АБС, пронизывающий и «Улитку» — между великими (и якобы истинными) идеями и простыми человеческими чувствами — он у Шумила вроде бы тоже возник... но в итоге так и остался нераскрытым, и даже как будто автором непонятым. Ну смотрите: ГГ обзывает генетическую возню мунтов «детским садом», противопоставляя ей обычную нравственность. А сам к чему в итоге сваливается? Да к тому же и сваливается: по головам, по головам — и в младшую группу, спасать человечество...
Бли-и-ин! Ну не люблю я спасателей человечества. Сторонюсь, не доверяю им почему-то. А главное — вот же образ Кандида перед глазами. Не тянет Игнат на него никак! Детский сад, несовместимый со стихами Коротича как в оригинале, так и в переложении Мориц.
Резюмировать можно так. Текст вкусный! Глотается за один присест. Но послевкусие остается какое-то кисловатое. Не шедевр.
White Bear, 17 сентября 2010 г.
Книга об элитарном бойце человечества, последней надежде земли, и его приключениях на отдельно взятой планете. Наш герой прошел пяти летнее обучение, получил инженерные навыки, чтобы починить любую железку от унитаза до робота и был отправлен в космос, дабы спастись от ужасной напасти «Волны». Псевдонаучное объяснение автора природы этой «Волны» советую пропустить — вы сэкономите себе много времени.
События начинаются трагически после гибели элитарного отряда при высадке на захолустную планету, всех кроме нашего бойца. Героя спасает от утопления прекрасная аборигенка. Сцена спасения до сих пор не идет у меня из головы. Дело в том, что аборигенка подхватила нашего героя ногами под мышки и вытащила на бетонный пирс, до которого он не мог достать рукой. Все хорошо только у спасительницы от рождения нет рук. Чем она держалась за пирс для меня загадка. Тут явно, необходима иллюстрация к книге.
Немаловажный знак — все особи женского пола в книге полностью лишены одежды, а самые интересные те и без рук и без мужчин. Поэтому наш элитарный боец только и делает, что постоянно занимается сексом с каждой встречной, а девушек ему попадается довольно много. В перерывах между сексом герой волнуется за судьбу человечества, учит всех жить, чинит все что видит, от унитаза до вертолета. Этакий «муж на час», придет, починит и хозяйку полюбит.
Жестокая сказка? Если да, то только для взрослых, один секс с инвалидом чего стоит.
kokododo, 17 февраля 2014 г.
Эта книга моё первое знакомство с автором и я не могу сказать что я сильно впечатлён. Идея книги понятна и интересна, но ее изложение недостаточно художественно. Образы Игната и мунов тусклые и поверхностные. Их поведение прямолинейное и местами глупое, такого не ожидаешь от разумных представителей человечества.
Вечное сумрачное, самоедливое настроение Игната кажется неестественным и местами раздражает. Но вместе с тем он мнит себя элитой.
Поведение мунов также не правдоподобно.
В итоге получилась книга местами с вялым, местами со скучным, а местами и с раздражающим сюжетом, да еще и с оборванной концовкой.
biguho, 29 марта 2012 г.
Это случилось! В первый раз местные персональные рекомендации выдали мне произведение, которое я смог дочитать до конца и которое заставило поставить себе очень высокую оценку. Хотя формально это никакой не роман, это скорее повесть и по фомату и по композиции, ну да не важно, не так ли? Я честно говоря, такие книги не люблю, они заставляют меня немного подумать, а это напрягает :) Вокруг меня в реальном мире и так слишком много того, что заставляет задумываться, дёргаться и напрягать извилины. С другой стороны (лично моё мнение) произведение очень очень похоже на олдскульные произведения НФ, мне лично пришёл на ум Саймак, может поэтому все таки понравилось, не знаю.
Интересно, захватывает — читал до 5 ночи и толком не выспался, но доволен, т.к. сейчас такое уже не пишут. Всё больше злобных эльфов и мегакрутых супергероев, что постепенно утомляет согласитесь. Серёзный минус,на мой взгляд только один, зато большой. Финал книги: этот посовый, дешёвый, уже навязший на зубах приём, закончить книгу на самом так сказать интеречсном месте. Можно возразить, мол автор сам даёт возможность читателю додумать, домыслить, и бла-бла-бла.. но лично у меня возникло ощущение того, что у уважаемого Павла просто не хватила воображения для достойного окончания. Из-за этого минус балл.
Итог. Пожалуй даже можно купить на бумаге, лучше в составе какого-нибудь сборника-антологии, хотя пречитывать в скором времени не хочется. Спасибо за внимание.
Udik, 14 ноября 2013 г.
Очень мощно! Редкий и яркий образец! Самые хорошие впечатления от этой книги.
Прочел за три часа. Стиль автора очень понравился — сцены с минимумом описания окружения, без длительных вступлений.
И что самое интересное — я уверен, что финал у героев оптимистичный. Вот так оно бывает...
9 балов.
svarga, 26 ноября 2011 г.
Планета-рай. Делать ничего не нужно: ни пахать, ни сеять. Под каждым кустом готов и стол и дом. Руку протянул — вот и сыт. И в условиях такого райского изобилия разум неминуемо затухает. Зачем напрягать извилины, если все есть и ничего больше не нужно? Но сохранение разума — приоритетная задача для небольшой группы обитателей этой планеты, и для этого организуется изгнание из рая. Жестокое, кровавое, с нарушением всех мыслимых морально-этических норм, но цель оправдывает средства.«С ногами, осквернёнными грязью дороги, недостойно войти в чистый храм.» — Тургенев в данном случае не прав. Чтобы не замерзнуть от холода нужен огонь, для огня нужны дрова. Лес рубят — щепки летят. Ребенок рождается в муках, новый — очередной, — мир рождается через кровь. Потому что иначе искра разума погаснет. Потому что иначе нельзя. Потому что иначе во вселенной появится еще одна планета обезьян. И некому будет звучать гордо.
зы Имя главного героя звучит знаково. Как там Звали основателя ордена иезуитов?
amak2508, 13 января 2011 г.
Вот, вроде бы, все в этой книге правильно: динамичный приключенческий сюжет, завлекательный космический антураж с вымирающей на далекой планете земной колонией, герой, который не супермен там какой-то, а ручками все сам делает... Даже финал выписан по науке — каждый может сам выбрать себе окончание повести по душе в соответствии со своими наклонностями.. А вот не поднимается рука назвать эту книгу хорошей и все тут..
И причин этому, на мой взгляд несколько: во-первых и сам сюжет, и отдельные его эпизоды выглядят мягко говоря не оригинальными. Во вторых то тут, то там в тексте проскальзывает откровенная фальшь, так и хочется сказать «Не верю!»
Ny, 25 февраля 2010 г.
С интересом прочитал повесть П. Шумила «Переведи меня через майдан». Такой тип фантастики я наиболее приветствую – написано увлекательно, мощно, живо, плюс некая научная составляющая. Приключенческая струя сюжета удачно разбавлена информационными отступлениями и размышлениями. Лирические вставки в виде стихов очень хорошо дополняют атмосферу произведения, а воспоминания героя ненавязчиво и своевременно разрешают вопросы читателя. Произведение во многом скорее «настроенческое» (т.е. воспринимаемое через сопереживание), чем научно-фантастическое. Сам автор очень правильно определил его как сказку.
Положительное впечатление здорово подпортили многочисленные мелкие и крупные недочёты. Автор перемудрил, пытаясь сделать арену для похождений героя сложнее, а ситуации – драматичнее.
Далее, меня очень удивила мнимая безвыходность положения человечества на Менте, с таким трагизмом развёрнутая в эпизодах повести. Прежде всего, неясно что это за зверь такой – мутация поворачивающая эволюцию вспять. Мутация – это аномальное изменение в генотипе. Эволюция — это процесс изменения живых существ под влиянием среды, грубо говоря. Как мутация может запустить процесс наоборот? Тут и факторы отбора должны действовать в сторону регресса (хотя даже при этом эволюционный процесс не идёт в обратном направлении!). Неясно откуда вообще появились три «чистые» популяции (деги, голыши и мунты), если первоначально последние волны колонизации свободно скрещивались. Автор, вероятно, туманно представляет себе механизмы эволюционного процесса. Хорошо, предположим, даже такая мутация появилась и закрепилась в период высококультурного общества (фантастика ведь!). Но сообщество дегов, опускаясь до уровня животных, снова окажется в природных условиях под действием естественного отбора и вредная мутация будет отсеяна автоматически. Причём известно, что мутация имеет доминантный характер, а значит, геном популяции дегов, если верить законам Менделя, включает гетерозиготные и гомозиготные рецессивные по этой мутации генотипы. Мунты, имея в своём распоряжении, переносное оборудование для определения генотипа, могут без проблем отобрать (или вывести) дегов, не несущих вредных генов и строить из них любое общество. Более того, голыши, обладая безопасным (от деградации) геномом представляют собой отличную базу для социализации и окультуривания. Разговоры о том, что язык делает культуру в данном случае — глупость. Язык – это средство передачи информации. Есть информация – есть культура. Языка в данной ситуации и не нужно – мунты и голыши необходимым «языком» уже владеют. Достаточно найти способ заинтересовать голышей информацией. Нужно разработать методику обучения, что и было замечательно продемонстрировано на примере Зверька. Таким образом, мрачная картина упадка, набросанная автором, — мираж (даже на первый взгляд видны ошибки). Усилия мунтов по стабилизации генофонда – некорректны (есть несколько более простых решений). Часть приключений героя – иллюзорна (они не могли произойти по указанным выше причинам). Перечисленные ошибки вызвали у меня от повести ощущение бутафории и спектакля. Внутренние переживания героя, причины поступков персонажей и острые моменты, вместо того, чтобы сыграть отведённую им роль, из-за невнимательного отношения автора обернулись клоунадой. Очень жаль.
Ещё один неприятный для меня момент – постельные сцены. Не люблю я открытого физиологизма. Можно было всё это показать и скромнее.
Оцениваю данное произведение как приличную приключенческую историю, где о логике происходящих событий лучше не задумываться, подчиняясь исключительно действию. Тогда от текста вполне можно получить удовольствие и эмоциональную нагрузку.
kkk72, 4 ноября 2010 г.
Мое первое знакомство с творчеством Павла Шумила произвело в целом благоприятное впечатление. Сюжет повести достаточно необычен. В нашей Галактике возникает некая загадочная Волна, уничтожающая или девормирующая все живое. Человечество пытается спасти хотя бы лучших своих представителей и рассылает космические корабли с экипажами в разные уголки Галактики. На одном из таких кораблей совершал полет Игнат со своей девушкой и пара их друзей. Но до планеты, пригодной до обитания, добрался только Игнат. Эта планета уже заселена колонистами с Земли, но под воздействием Волны потомки землян мутировали и разделились на несколько групп. Негласные управители планеты пытаются проводить генную коррекцию, чтобы восстановить человечество на этой планете. Свалившийся местным жителям как снег на голову Игнат ведет себя как Максим на Саракше, пытаясь перекроить этот мир по своему образцу и добиться справедливости. Вот только все его усилия приносят жителям больше беды, чем пользы.
Общество, созданное автором, весьма нетривиально. Здесь уживаются между собой и одичавшие деграданты, и безрукие мутантки на технохуторах, и лесные егеря, и телепаты-голыши. При этом вся система пребывает в своеобразном динамическом равновесии. Несмотря на тщательные объяснения автора, эта конструкция не кажется мне жизнеспособной, но, по крайней мере, поразмышлять тут есть над чем.
Образ главного героя показался мне несколько прямолинейным. Вроде бы все в его характере на своем месте: от решительности до скорби по погибшим товарищам и возлюбленной, но есть в Игнате некая душевная черствость, которая отталкивает и не дает сопереживать ему.
Достаточно тяжелое впечатление производит и вся история, которая служит прекрасной иллюстрацией тезиса: «Благими намерениями устлана дорога в Ад». Но все же, писательское мастерство автора довольно высоко. Надо будет внимательней присмотреться к его творчеству.
gorvzavodru, 16 января 2012 г.
Как бы вроде и средненькое произведение.
Относительно интересно, но суть как то неглубока.
Ну высадился человек на планету. Ну познакомился с обитателями. Ну технику ремонтирует. Ну и что?...
О... Корабль свой вызвал и человечество из сохранённого на корабле генофонда решил восстанавливать!...
А суть где?