Борис Акунин «Провинцiальный детективъ, или Приключения сестры Пелагии»
- Жанры/поджанры: Детектив (Классический детектив )
- Общие характеристики: Приключенческое | Религиозное (Христианство (Православие ))
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь | Азия (Ближний Восток ))
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Сестра Пелагия просто обожает разгадывать загадки, поэтому, когда преосвященному Митрофанию требуется помощь, он всегда обращается к своей духовной дочери. Но на этот раз монахине придется столкнуться с очень опасными загадками, многие из которых могут закончиться плачевно.
В поместье Дроздовка кто-то повадился травить белых бульдогов генеральши Татищевой, двоюродной тетки владыки Митрофания, на острове Ханаане появился черный монах, дух святого Василиска, который пугает лунными ночами жителей острова, и предупреждает об опасности, а на пароходе «Севрюга» убит двойник предводителя «найденышей» Майнулы.
Заинтересованные лица обращаются за помощью к Митрофанию, как к человеку, который неоднократно распутывал сложные дела, не подозревая, что именно Пелагия виновница такой громкой славы преосвященного.
Содержание цикла:
|
||||
|
||||
|
- /языки:
- русский (49), английский (3)
- /тип:
- книги (46), аудиокниги (6)
- /перевод:
- Э. Бромфилд (2)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
lammik, 20 сентября 2021 г.
«Провинциальный детектив». От серии книг с таким названием ждёшь чего-то уютного, с юмором, в стиле английских книг про деревенские преступления или даже вспоминаешь незабвенного Анискина. Вот только Борис Акунин так не пишет. В первой же книге наряду с расследованием смерти бульдогов генеральши читатель получает лекцию на тему «Как нам обустроить Россию». Вторая книга по сути является антиклерикальным памфлетом, разве что пресловутые «часы патриарха» не упомянуты. Ну а под занавес цикла пошли любимые автором мысли, что у власти всегда по определению злодеи. Таковая идея уже мелькала в «Смерти Ахиллеса», «Коронации», «Шпионском романе», теперь вот в «Красном петухе». Правда в последнем ещё внезапно возникли совершенно лишние для сюжета содомиты. Ну и провинциальность сдалась окончательно и бесповоротно.
Так что не ждите от книг тепла и уюта, здесь в очередной раз авторские мысли про настоящее проникают в читательские головы посредством лёгкого жанра.
ВладимирВас, 4 августа 2021 г.
Наверное этим отзывом я противоречу сам себе (часто говорю, что талантливый писатель одинаково интересно может писать о чем угодно), но считая Бориса Акунина лучшим русскоязычным автором и прочитав все его работы считаю данный цикл самым слабым и мне не было интересно его читать. И ГГ мне не близка, и ее окружение и т.д....Тот же Фандорин — восторг, а Пелагей — никак. Если уже все прочли у Акунина, то прочтите и это, если нет, то лучше что-нибудь другое :)
Podebrad, 21 мая 2018 г.
Удачно начатый и быстро слитый цикл. Время действия — 1899-1900. XIX век ещё не закончился, но в журналах уже печатают статьи Беккереля и Кюри, открыт радий, вовсю идёт еврейская колонизация Палестины. Место действия — Заволжск, напоминающий Кострому, и Ханаан — явный Валаам. Как они оказались в одной губернии, непонятно, но это и не важно. Жанр — детектив. Формально детектив.
Первая книга состоялась именно как детектив. Правда, следствие идёт, как всегда, наперекосяк. Умные дилетанты и уставшие от безделья профессионалы долго ловят невиновных, а в самом конце приходит озарение. Зато всё сложилось логично и, мало того, удалось сплести в одну цепочку несколько совсем разных преступлений.
Б.Акунину, конечно, мало детективного сюжета. Он хочет натолкнуть читателя на правильные мысли. Пока герои рассуждают о мире, о жизни, о человеке, это интересно. Можно не соглашаться, но послушать интересно. Но автор не удержался и вставил в детектив очерк о правильном алгоритме реформ в России. Вот здесь — хоть стой, хоть падай. Удалось-таки построить почти что рай земной в отдельно взятой губернии. Даже жандармы вывелись начисто. Спились от безделья, а новых почему-то не прислали. И социалисты вывелись. Какое там ещё освобождение труда, если губернатор у нас приличный человек?
Второй роман лучший в цикле и, возможно, во всём творчестве Акунина. Правда, Митрофаний, самый живой персонаж первой книги, отходит на второй план, но зато удалось сделать живым Лагранжа. Рассуждения не так прямолинейны, местами ироничны и намного более интересны. И как детектив роман удался по-настоящему. Думаю, мало кто может похвастаться, что вычислил злодея хотя бы за четверть страниц до конца. И сюжет построен удачно. Создаётся заведомо ложное ощущение мистики, автор ведёт дело к чисто реалистическому решению задачи, и тут обнаруживаются элементы НФ.
Третья книга — провал. Во-первых, вернее, в-третьих, от детектива здесь ничего не осталось. Из-за этого сюжет рассыпается уже в первой трети романа. Во-вторых, слишком много садизма. Дело не в том, что автор решил избавиться практически от всех персонажей. Бывает. Хуже то, что делает он это с удовольствием. И убивают здесь с удовольствием, и даже умирают с удовольствием. Способы убийства выбираются покруче и описываются во всех деталях. И очень любят здесь выкалывать или выдавливать глаза. Это действие сопровождает или предваряет чуть ли не каждое убийство. Чистый садизм.
И, во-первых, автор выбрал планку не по росту. Решил сочинить, прости Господи, Евангелие от Акунина. Готов поверить, что это не сознательная провокация, а результат своего рода благих намерений. Результат соответствующий. Как воспримут этот текст верующие христиане любого направления, не хочется даже упоминать. Верующий еврей отшвырнёт эту книгу подальше. Мусульманину она, мягко говоря, не понравится. А неверующему человеку этот текст будет абсолютно неинтересен.
Enciso, 30 апреля 2013 г.
Не в первый раз отмечаю в произведениях Шалвыча какие-то нездоровые антирусские настроения. В «Коронации» он мазал грязью царскую семью. В «Смерти на брудершафт» — русскую армию. В этом цикле идет полоумный наезд на православие.
Если верить Акунину, хороших православных в России начала XX века было лишь четверо: епископ Митрофаний (единственный позитивный русский), англичанка по происхождению сестра Пелагия, немец Гаггенау и выкрест Бердичевский. В последнем случае, кстати, автор очень хорошо показал свое незнание матчасти. Если иноверец принимает крещение, то он получает новое отчество в честь своего крестного – а шнобелястый прокурор так и бегает всю дорогу Бенционовичем. Ладно, это лирика. Так вот, все остальные герои – невообразимое отребье.
Монахи – алкаши и педерасты. Священники – юдофобы даже на Святой Земле. Чиновники Святейшего Синода – интриганы и убийцы. Его глава, Победоносцев – сумасшедший маньяк-изувер, рассылающий киллеров налево и направо. А в целом, русские, по Акунину – глупое и нетолерантное быдло, массово записывающееся в черносотенцы из иррационального страха перед евреями.
А вот евреи и кавказцы – редкие люди ужасно благородной души. Они не предают своих, они если и жестоки, то в меру, они никогда не проявляют агрессию первыми, но самое главное – их жизнь (вернее, даже Жизнь) всегда посвящена Высокому Служению, что оправдывает их по умолчанию Ни одного однозначно плохого еврея или кавказца в «Пелагии» нет, а выписанных беспросветно черными красками русских – сколько угодно.
В общем, я не стал бы зацикливаться на политических и этнических симпатиях автора (что поделать, если Чхартишвили – еврейско-грузинский метис и клинический либерал? Не запрещать же таким писать книжки?), если б в них было хоть что-то, кроме этих деклараций. Но в них больше ничего нет. Даже сравнительно неплохая детективная линия первой книжки оказывается практически похороненной под обильно транслируемой Акуниным «рукопожатной» галиматьей. Что уж говорить о «Монахе» и «Петухе», где тенденциозность и политизированность зашкаливает как стрелка осциллографа и достигает, пожалуй, уровня 1 – 1,5 Латыниной на тысячу знаков?
Литературных достоинств не обнаружил. Если в начале трилогии Чхартишвили еще пытается как-то подделываться под классику («Соборян», как я понял), то ближе к концу попытки стилизации заканчиваются. Ну, как заканчиваются? Автор пытается выжать из себя сочинение на заданную тему «Как говорили в России 100 лет назад», со стереотипными «бабоньки», «как-с», «право, голубчик» и непременным «органичным» вворачиванием иностранных словечек: «ну это же, Антон Павлыч, прямо frappant!». Выглядит все это на уровне школьной художественной самодеятельности.
В общем, даже для жанра беллетристики – слабый цикл. Годился только на безрыбье начала 00-х, когда в стране было очень мало развлекательной литературы. Сейчас этот недостаток устранен, а следовательно, безграмотные и ксенофобские сочинения Чхартишвили надлежит отправить в печку, где им самое место.
stenny, 6 августа 2016 г.
Согласна с ключевым словом KindLion от 2007-09-11 — стилизация.
Весь цикл это стеб и ирония в каждом абзаце.
То дорога «из желтого кирпича», то аллюзия на Шерлока Холмса или на призрак коммунизма.
Еще какие-то ассоциации с Островским, Гоголем, Пушкинским стилем и вообще, что ни предложение, то подстрочная двусмысленность.
Вот, кроме «дорожек из желтого кирпича» эпизод с перчаткой Лидии Евгеньевны. Это пародия на балладу Шиллера «Перчатка», где дама нарочно бросает перчатку на арену со львами, а рыцарь поднимает ее и бросает «Не требую награды». И Марксы бородатые с Энгельсами и проч. только это при прочтении отмечаешь, а потом забывается.
По сути — типичная поделка в стиле Донцовой, но несколько небрежнее, но тоньше.
Потому что у Донцовой Виола Тараканова хотя бы делает вид, что зарабатывает по своей прямой специальности — преподавательством англ.языка, в то время как у Акунина всем все достается легко. Надо денег — у Митрофания куча наличных в кошельке. На виду, бери — не хочу. Митрофаний тоже никакой видимостью трудовой деятельности не занимается. Ну и остальные. Непонятно, почему деньги прихода или епархии оказываются лично у отца Митрофания? Да еще и в наличных купюрах? Да в кошельке? не в сейфе, в сундуке, или в отдельной каморе, под замком.
На что живут все эти Коровины и его пациенты? Миллионеры — по рождению да, но их миллионы давно должны растратиться с такими тратами. Также, как и отца Митрофания под растрату казенных денег давно разжаловать должны.
Надо одеться по последней моде — пожалуйста, в самом глухом городке иностранные журнальчики с модой из Парижа и магазины с готовым платьем оттуда же.
Надо алмазные пилки — пожалте, и все остальное.
автору остается только выискивать сенсационные открытия в науке, инжинерии и градостроительстве и тасовать шахматные фигурки, приплетая всякую, явно неосуществимую в условиях реальной России, интригу позанятнее (вспомните пьесы Островского и рассказы Достоевского, Чехова и даже Горького, др.классиков) почти все преступления, мотивы и сюжетные ходы в действительности неосуществимы в реалий того времени, не то, чтобы в России, но и даже в рамках одного европейского государства.
Мне кажется, что это явная насмешка над читателем. Он думает, что здесь заключен какой-то смысл или потаенное «слово автора». Так вот, это одна сплошная карикатура.
Фикция. «Пфук». «Нихт».
ПС. вспомнила еще пародии:
«Отчего вы все время в черном? Маша: Это траур по моей жизни» (Чехов)
Пелагия пишет в письме о том, как изучала грязь и кусочки земли на калошах Лямпе» — Шерлок Холмс, лекция про ту же грязь при первом знакомстве и потом тоже было в примерах.
Терпсихоров спасая котенка, с размаху кидает в грязь белый сюртук — сцена из «Жестокого романса», когда карета с Ларисой Гузеевой остановилась посреди лужи, а Михалков скинул сюртук в лужу и вручную передвинул карету, чтобы Лариса сошла не замочив ног.
tolstyi1010, 8 мая 2019 г.
По всей Заволжской губернии ходит слава преосвященного Митрофания, как детектива-любителя. Но мало кто знает, что без помощи сестры Пелагии архиерей не распутал бы не одного дела. Но на этот раз монахине будет угрожать нешуточная опасность. Ведь кто-то повадился травить белых бульдогов генеральши Татищевой, и только собаками дело не ограничится, а на острове Ханаане появился черный монах, дух святого Василиска, который пугает лунными ночами жителей острова, и уже появились первые жертвы приведения, и на последок — кто-то убил предводителя «найденышей» Майнулу, а затем покушался на жизнь Пелагии, вследствие чего ей пришлось уехать в Иерусалим. Как же сестра Пелагия справиться со всеми проблемами?
Цикл от автора книг о Эрасте Петровиче Фандорине, посвященный сестре Пелагии, духовной дочери преосвященного Митрофания, любительницы распутывать сложные загадки. Как и в случае с Фандориным нас опять ожидает исторический детектив, только масштаб проблем главной героини поменьше, чем у статского советника, но к летальному исходу привести они все же смогут. Основное действие разворачивается в Заволжской губернии (за исключение третьей книги), из главных героев у нас собственно сама сестра Пелагия, митрополит Митрофаний и товарищ прокурора Матвей Бердичевский. Кроме главной героини (про которую вообще мало что известно), все остальные персонажи трилогии (как главные, так и второстепенные) будут описаны со всеми подробностями (даже если через страницу персонаж умрет). Детективная составляющая в первых двух книгах заставляла меня усиленно думать кто же злодей, но вот в третьей книге я детектива не увидел вообще. Далее очень кратко по каждой книге отдельно.
«Пелагия и белый бульдог». Первая книга цикла, где мы познакомимся с юной любительницей детективных историй. Повествование книги, несмотря на довольно скромный размер, неторопливое. Нас обстоятельно познакомят со всеми действующими лицами (кроме главной героини, мы так и не узнаем ее печальную историю на протяжении всего цикла), расскажут множество интересных историй про Заволжск, но при этом детективную составляющую также не забудут. Сам сюжет поделен на две части — первая посвящена Дроздовке и белым бульдогам, вторая убийствам. Детектив не отпускает до развязки, и чем ближе к концу произведения, тем сильнее ждешь финала истории.
«Пелагия и черный монах». Вторая книга цикла, и мы вместе с главной героиней отправимся в Ново-Араратский монастырь. Если первая часть была неторопливым произведением, то вторая еще более нетороплива, хотя и обладает, куда большим объемом. Но, несмотря на неторопливость, читается все довольно быстро, скучных моментов не много. Финал неожиданный, хотя я и ожидал чего-то более впечатляющего. Герои по сравнению с первой частью особо не изменились, также появится новый персонаж — Алексей Ленточкин.
«Пелагия и красный петух». Заключительная книга цикла. Как и первые книги, данная развивается постепенно, не спеша. Но в отличии от двух первых книг, детектива тут нет. Весь сюжет лежит на поверхности. Кто окажется злодеем, было понятно с первых страниц, кто умрет — также понятно заранее. Единственное что оставалось в тайне — пророк Майнула, и лучше бы я оставался в неведение. Жаль времени потраченного на данное произведение. Плюс только один — читается легко.
Поклонникам Акунина цикл читать обязательно (даже не весь, а только первые книги). Здесь собрано все то, что так полюбилось читателям в детективах автора. Для меня же цикл закончился на второй книге. Третья как бы и не существует.
mario1205, 8 июля 2015 г.
Повествование о приключениях сестры Пелагии и славной компании под предводительством владыки Митрофания можно было заканчивать на «Чёрном монахе».
«Красный петух» с его мистико-религиозным подтекстом выбивается из этой серии.
Сама серия в принципе неплоха-я бы поставил Пелагию между Э.П.Фандориным и майором Октябрьским (он же А.Романов).
Оценка
Белый бульдог-7
Чёрный монах-9
Красный петух-5
sergej210477, 25 октября 2015 г.
После полюбившихся романов о Фандорине,с опаской взялся за чтение романов о «Пелагии».
Но, книги понравились.Причем, первая больше всех, а третья, на мой взгляд, самая слабая.
Хорошие, качественные детективы. Лёгкий и яркий язык Акунина, книги читаются за несколько вечеров.
А ещё, присутствует уютная и, какая-то, тёплая атмосфера Российской провинции конца XIX века. Конечно, у романов много недостатков, автор подстраивается под другие литературные произведения, заимствует сюжет у других писателей. Но почитателям Акунина цикл понравится.
Yazewa, 7 ноября 2013 г.
Что называется, хорошо — да мало. Всего три романа... Сделано мастерски, читается очень хорошо. И детективная линия всегда непредсказуема, и герои совершенно живые, и язык хорош. Опять же, из тех книг, которые можно иметь под рукой и перечитывать под соответствующее настроение.
Очень хороший цикл. Смело можно рекомендовать.
Almeg, 30 сентября 2011 г.
Трилогия о Пелагеи — безусловно, лучшее, что написал Акунин. Хорошие книги писать гораздо труднее, чем штамповать похождения бравого Фандорина, поэтому Акунин в данном случае и ограничился тремя романами. Трудов больше — денег меньше... Но это — не упрек. Просто констатация факта... Вообще же — огромное спасибо Акунину, что сумел оторваться от «золотой» фандоринской жилы и порадовал читателей настоящей хорошей литературой.
stogsena, 10 февраля 2008 г.
«Пелагея» и «Фандорин» — не «просто разные». «Провинцiальный детективъ» — не детектив в классическом смысле этого слова. Думаю, если бы автор знал, помимо своих обожаемых японцев, таких писателей, как, например, Валентинов, он бы сам согласился, что цикл написан в жанре криптоистории:wink:. Действительно, Российская империя «Пелагеи» не есть Империя Толстого, Гоголя и Салтыкова-Щедрина, тем более, что даже у них это «три большие разницы». У каждого своя призма, или, если угодно, как у «нашего всего» — магический кристалл. Об этом с присущим ему оптимизмом указывал, например, великий слепой — Хорхе Л. Борхес в своем «Пьере Менаре, авторе «Дон Кихота». Акунин сделал свой чуть Другой мир, в орбите которого Пьер и Маша Кюри, снующие туда-сюда бульдоги невозможного окраса, вневременные ходы и т.п.
Кстати, с этим циклом лично у меня связано вполне мистическое проишествие... Собственно, я открыл Акунина, случайно заполучив на одну летнюю ночь 2002г. в поезде «Черного монаха» (которого до сих пор считаю лучшим произведением автора). Наутро я купил в привокзальном ларьке «Белого бульдога», но там же была еще одна книга «Красного петуха», на которую у меня не хватило карманных денег. Рассказав об этом знакомым, понял, что последняя вещь — нечто новенькое и незнакомое. Потом я довольно долго и безуспешно пытался ее разыскать, нашел через год — полтора, уже тогда уловив легкую несообразность в ходе событий. Сейчас, обратив внимание на дату опубликования (2003г.), думаю «А был ли мальчик?!.»
Так что свой магический театр в этом Акунинском (на какой слог ударять-то?) цикле точно есть.
Краткое резюме: читая «Пелагею», не оглядывайтесь на Эраста Петровича, просто расслабьтесь и получайте удовольствие:gigi:...
dena9, 30 сентября 2010 г.
а мне жаль, что провинциальный детектив включает в себя только 3 книги. :frown::frown::frown:как раз, прочитав всю серию про Пелагею и увидев, что к сожалению её похождения закончились, взялась за Фандорина. не считаю, что про Пелагею романы менее динамичные. просто видимо главная героиня — женщина, ну и отношение соответствующее. да, она, не владеет искусством рукопашного боя, не стреляет из пистолетов и не метает кинжалы. ну так и тем выше мастерство автора — так закрутить сюжет, что и без всяких перестрелок и погонь увлекаешься так, что не ешь ,не спишь, пока не прочитаешь до конца. Провинциальный детектив для меня на одном уровне с Шерлоком Холмсом, а учитывая слог и переодические размышления о людях, жизни и проч. философствования, даже выше.
PS только вот в красном петухе слишком уж копнули религию, мне кажется не надо было так глубоко трогать. религиозных людей может оттолкнуть такая вольная трактовка.
PPSS продолжаю надеяться на возвращение Пелагеи
alex33, 25 января 2009 г.
Достойная внимания серия! Не затянута — 3 книги — оптимальное количество. Имея подложкой одну историческую эпоху, одних героев, все три книги несколько отличаются жанрово. Начинается всё в «Белом бульдоге» в стиле деревенского детектива а-ля Агата Кристи, затем драйвово-приключенческий «Чёрный монах», а на закуску полумистический «Красный петух». Читая эти книги, удивляюсь, как замечательно Борис Акунин делает коктейль познавательно-развлекательно-вдумчивого чтива. Познавательная составляющая несёт знание о многих исторических тонкостях быта прошлого и совсем не скучна, как сухая документалистика. Развлекательная составляющая не даёт оторваться от лихого сюжета книги. Вдумчивая — даёт повод поразмышлять о судьбах мира, народов, человечества.
kkk72, 23 декабря 2008 г.
Этот цикл Акунина заметно отличается от цикла о Фандорине. Два первых романа показывают Россию провинциальную, да еще и с точки зрения людей глубоко верующих. Несмотря на то, что сюжеты «Белого бульдога» и «Черного монаха» по своей закрученности не уступают лучшим романам о Фандорине, чувствуется в этих книгах некая уютность обстановки и изложения. Очень удачно изображены персонажи этих романов, и положительные, и отрицательные. Особенно хороши владыка и сама Пелагия. Из всех частей больше всего понравился мне «Черный монах». Автору удалось найти совершенно неожиданные сюжетные ходы, удачно соединить старое и новое. А вот в «Красном петухе» Акунин замахнулся на совсем уж масштабные философские вопросы и, на мой взгляд, перемудрил. В результате у меня создалось впечатление, что повествование вырвалось из-под контроля автора и повернуло совсем в неожиданную сторону. Хотя общая оценка циклу все равно весьма высока.
4it, 6 ноября 2009 г.
Не берусь судить о художественном уровне «Провинциального детектива», но мне очень понравилось, книга, заставляющая думать о вечных вопросах. Правда, образ Пелагии кажется слишком идеализированным и потому ненатуральным. Монахиня в романе умная, отважная, спортивная, образованная, добрая, чуткая и прочее, вызывает у большинства мужчин вожделение и любовь. Образ красивый, но я в него не верю.