Борис Акунин «Пелагия и красный петух»
- Жанры/поджанры: Детектив (Классический детектив )
- Общие характеристики: Религиозное (Христианство (Православие )) | Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь | Азия (Ближний Восток ))
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели
- Возраст читателя: Любой
На пароходе «Севрюга» убит двойник пророка Майнулы. Волею случая на пароходе находится преосвященный Митрофаний со своей духовной дочерью Пелагией, которая просто не может остаться в стороне, когда имеет место таинственная история. И вот монахиня отправляется сначала на родину убитого — деревеньку, расположенную в труднопроходимых лесах, а затем в Святую Землю, где надеется найти ответы на многие вопросы. Параллельно с этим статский советник Матвей Бердичевский проводит собственное расследование.
Входит в:
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 360
Активный словарный запас: очень высокий (3283 уникальных слова на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 61 знак — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 33%, что близко к среднему (37%)
- /языки:
- русский (20), английский (1)
- /тип:
- книги (19), аудиокниги (2)
- /перевод:
- Э. Бромфилд (1)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Tarvalon, 21 января 2021 г.
Приятное завершение трилогии о Пелегии, прочитала на одном дыхании. По ощущениям, история бойкой монашки напоминает повести Булгакова — сюжет немного мистический, ГГ живой и экспрессивный. Если в историях о сыщике Фандорине привлекает в первую очередь детективная логика, то здесь интересны персонажи — Пелагия, Митрофаний, Мануйла. После прочтения осталось чувство, что мир не такой как кажется.
Old_Gonsalez, 25 сентября 2022 г.
Забавный аттракцион придумал Борис Шалвович. Взять привычную реальность, впихнуть ее в антураж конца XIX века, щедро приправить собственными рассуждениями о том, что такое хорошо и что такое плохо, обвалять в мистической муке, добавить парочку наемных убийц — и рраз! — На выходе получается вполне себе исторический детектив!
Справедливости ради, надо сказать, что сия кулебяка получилась вполне приличного качества. Как и должно быть — с загадками, поворотами сюжета и тайными организациями.
Сюжет начинается на речном теплоходе, где убивают предводителя одной из многочисленных сект. На этом же теплоходе едет монашка Пелагия, которая, как известно из прошлых книг, просто не может спокойно пройти мимо убийства. Конечно, она ввязывается в это дело, и оно заводит сестру аж в далекий Израиль, а финал этой истории — мистичен, загадочен и нереалистичен.
Что отдельно понравилось, автор параллельно дает еще и реалистичное объяснение событий, оставляя читателю право выбрать для себя ту или иную версию событий, и заканчивает этим романом цикл, подвесив в воздухе незакрытый вопрос «Что же было дальше?» И, я думаю, это был верный ход!
Итак, повтрюсь, получился очень хороший и веселый аттракцион, иногда смешной, иногда ставящий вопросы, но любителям серьезной исторической прозы, браться не рекомендую — уж больно легкое и расслабляющее чтиво...
tolstyi1010, 8 мая 2019 г.
На пароходе «Севрюга» убит пророк Майнула. Митрофаний и Пелагия первыми оказываются на месте преступления. Но оказывается, что это был всего лишь двойник пророка. И вот монахиня отправляется на родину убитого, чтобы найти ответы на некоторые вопросы. Но вместо ответов она чуть не находит собственную смерть, и теперь чтобы спрятать свою духовную дочь, преосвященный отправляет ее в Иерусалим.
Заключительная книга цикла, посвященного монахине Пелагии. Как и первые книги, данная развивается постепенно, не спеша. Нам поведают о жизнях многих людей, которые буквально на следующей странице отправятся в мир иной. И зачем спрашивается было тратить наше время и бумагу на людей, которые просто не успевают повлиять на сюжет? Я не знаю как все остальные, но детектива я здесь не увидел. Я увидел путеводитель по Святой Земле, тайные мечты автора о новых Содоме и Гоморре, угнетение евреев другими народами, и угнетение других народов евреями, и просто огромное количество нестандартных людей, которые мнят себя великими (прямо как автор). Единственное, что я не увидел, это детектива, как в первых двух книгах. Кто окажется злодеем, было понятно с первых страниц, кто умрет — также понятно заранее. Единственное что оставалось в тайне — пророк Майнула, и лучше бы я оставался в неведение, ибо то, что приготовил нам автор — БРЕД. Ему уже просто надоело писать книги про данную героиню, но видно нужны были деньги, и как это бывает, пришлось выкручиваться. И если Стивен Кинг в такой ситуации выпустил на книжные полки великолепное «Кладбище домашних животных», то Акунин посредственную «Пелагея и красный петух».
Жаль времени потраченного на данное произведение. Плюс только один — читается легко. Поэтому если вам все равно, что читать, можете потратить свое время, но я бы рекомендовал остановиться на первых двух книгах.
lammik, 19 сентября 2021 г.
Шёл по Волге пароход, нёс на борту людей странных, примечательных, между собой не связанных. Вот только двум пассажирам так и не суждено было ступить на берег. Одним из них был некто Колобок, жизнь которого докатилась до ожидаемого финала. А вот вторым оказался уральский крестьянин Шелухин, деревня которого располагалась рядом с чудесной Особенной пещерой. Надо же было такому случиться, что именно «Севрюгу» избрали для путешествия по Реке преподобный Митрофаний и сестра Пелагия. А уж последняя никак не могла позволить загадке смерти Шелухина остаться неразгаданной.
Ежели кто думает, что «Пелагия и красный петух» относится к историческим детективам, то он дважды ошибается. Во-первых, в отличие от «Чёрного монаха», где автору удалось изящно объяснить всю мистику наукой, здесь он такой задачи и не ставил. Готовьтесь к чудесам! От истории тут тоже только названия. Ибо сложно представить, что средь белого дня по Волге в конце XIX века вояжирует семейство содомитов, а все окружающие воспринимают сей факт в порядке вещей. А уж обер-прокурор Синода спокойно рассуждающий о том, что для хорошего дела неплохо бы отправить к праотцам пару-тройку высших чиновников Империи — персонаж сугубо фантастический.
Так что вместо исторического детектива имеем на выходе «Евангелие от Либерала», где всё по либеральной же вере. Ужасная власть — сущие дьяволы прямо, не по-христиански сразивший Челубея Пересвет и белое пятнышко в каждой чёрной душе для авантажности.
Время от времени из текста высовываются останки былых персонажей Бориса Акунина, так и хочется сказать им: «Здрасьте!» Тут и Брилинг-Долинин-Пожарский, и Яков Михайлович-Ахимас, и даже Берия-Победин. И вот чтобы даже опытный акунинский читатель не заскучал в книгу добавлено зверств. Хрустят черепа, выдавливаются глазные яблоки, переламываются позвонки. На тот свет отравляются причастные и непричастные.
Пещера как очевидный символ женского начала выставлена местом неоднозначным. С одной стороны в ней можно спастись от неминуемой гибели, с другой — оказаться чёрте где, и там всё равно погибнешь.
Будь это отдельная книга, то воспринималась бы она позитивнее. А так вышла слабой концовкой, только подпортившей в целом удачный цикл «провинциальных детективов». Не стоило уходить как от детектива так и от провинциальности.
Nitta, 25 января 2014 г.
Честно говоря — не особо понравилось, хотя хорошего о книге можно сказать немало.
Фирменный акунинский язык, интересные ремарки, легкая читаемость, историчность и т.д. и т.п., за что многие книги этого автора искренне люблю.
Но, многое не понравилось и не понравилось отчетливо. Во-первых и в главных, это присутствие мистики. Ничего против нее не имею, но в предыдущих детективах автор, хоть и часто играл на том, что подоплека тех или иных событий — мистическая, все же в конце давал рациональное объяснение событий. И это был, действительно, исторический детектив. Самый настоящий.
Здесь же на переправе поменяли коней. Конечно, есть вариант, что я автора поняла превратно (тогда — не только я), и «не мистическое» объяснение есть, просто я его не смогла своим ограниченным умом понять. Ну, тогда, как детектив — книга неудачная.
Во вторых, при чтении нередко появлялось ощущение этакого винегрета — будто автор сам еще не решил, что же он пишет — детектив, фентези, «про второе пришествие» или что-то философское. А необходимость выдерживать при этом легкий и развлекательный стиль повествования делает книгу еще более странной.
Когда я уяснила, что от «второго пришествия» не отвертеться, стало совсем грустно. Ибо — ну какой тут детектив... И первого пришествия особо не заметили, и второе не заметим — что тут полемизировать. Перепевы библейских историй на тему того, «что все было не так или не совсем так» — вещь неоднозначная и сделать ее хорошо и интересно довольно сложно. Тут волей-неволей будут сравнивать с Булгаковым, а выиграть в таком сравнении непросто.
Провинциальный детектив оказался разрушен, мистический (христианский детектив????) — так и не родился. Рассуждения на тему жизни и религии, которые смотрелись вполне мило и уместно в первых книгах, тут стали уже слегка (а местами — и не слегка) раздражать. На мой вкус их многовато.
Что имеем в итоге? Легко читаемый, грамотно написанный, довольно интересный текст с массой хороших сцен, не без морализаторства, и не без натяжек и «роялей». Увы — гибрид «ежа с ужом», хотя и качественно написанный.
amlobin, 26 августа 2016 г.
Вполне обычная акунинская книга: немного детектива, немного мистики и приключения с наемным убийцей.
Финальная сверхидея в жанре криптоистории — вместо христа распяли его ученика, а сам он через пещерку с хронодырой поала в 19 век, поом вернулся обратно, чем и объясняются видимо слухи о его воскрешении.
Слава Дэну Брауну, его полку прибыло.
Сам по себе детктив очень линейный — Пелагия разгадывает загадки и как гончая идет по следу от волги до иерусалима. Кроме того, это хороший дорожный путеводитель о сектах.
перечитывать не стоит.
sergej210477, 25 октября 2015 г.
Даже не знаю,понравился мне роман,или нет.
К слабым сторонам книги отнесу то, что серия «Пелагия» начиналась как отличные детективные романы. Но к второй книге-«Пелагия и Черный монах», Акунин свёл роман к мистике, правда в конце, все объяснилось реальными причинами. В третьей же книге, сюжет полностью уходит в область сверхъестественного, ни много ни мало, к второму пришествию Христа!
Так же Акунин, как гений плагиата содрал пол-книги у Булгакова, а вторую половину сюжета беззастенчиво повзоимствовал у «Легенды о Великом Инквизиторе» Достоевского.
А ещё мне не понравилось описание огромного количества сект и религиозных течений в России в конце XIX века. Тут и всевозможные еврейские организации, гомосексуальные общины, палестинские арабы , черкесы , кого только нет! Надоедает читать про всех этих раввинов,цадиков, переводить сноски с иврита и идиша.
Но несмотря на все эти, как мне кажется недостатки, книга получилась интересная!
Мне было интересно узнать о дальнейшей судьбе полюбившихся главных героев. Динамичные приключения не дают заскучать читателю ни на минуту. Ну, конечно и яркий и лёгкий язык автора. Приятное и развлекательное чтение,хотя по-моему мнению, третья книга все-таки получилась слабее двух первых.
d-gon, 1 сентября 2010 г.
С одной стороны, у меня язык не поворачивается назвать эту книгу плохой — ведь я уже второй день хожу под впечатлением и даже решил оставить отзыв, чем обычно не грешу.
С другой — впечатление это: «что это было???»
Да, книга заканчивается очень неожиданно. Но плюс ли это? Я люблю философские книги. Я люблю юмористические книги, то есть меня нельзя упрекнуть, что: «вы просто привыкли к хиханькам, а вам подсунули СЕРЬЕЗНУЮ вещь». Я люблю хорошие финалы и расстраиваюсь от печальных, но смиряюсь с ними, если этого требует сюжет с здравый смысл.
Здесь же у меня полное ощущение, что от селедки отрубили хвост, пришили к курице и предлагают полюбоваться, как красиво получилось.
Первые две книги цикла были ироническим детективом. Да, с налетом мистики, но в конце рациональное мышление и здоровый реализм неизменно разоблачали злобные козни врагов. С середины третьей текст начал уходить в «селедку», а в конце вообще стрельнул в фантастику с финалом «все умерли». Умерли ли, задумался я? Исходя из первых двух книг, г-н Акунин отрицал всяческий мистицизм.
Но в обоих случаях конец оставил острое разочарование. В первом — потому что ну никак логически и психологически не сочетается с двумя первыми книгами, во втором — потом что в таком случае все кончилось ничем: зло восторжествовало и продолжит торжествовать дальше.
Конечно, можно сказать, что «это глубокий авторский замысел». Но ответ со стороны читателя: «недостоверно, не верю».
И очень, очень жалко главных героев, умерщвленных как будто просто по принципу «серия книг закончена, и чтобы больше не просили — всех в расход»...
Да, прекрасный язык, меткие замечания, интересные характеры и рассуждения о христианстве. Ощущения как от коряво построенной беседки, красиво задрапированной вьюнками.
Yazewa, 7 ноября 2013 г.
Занятное чтение. К тому же порадовавшее неожиданным окончанием.
Не скажу, что читалось на одном дыхании. Есть здесь неоправданные длинноты, в которых действие провисает, и читателю приходится с досадой торопливо их пробегать. Но никуда не деться — стиль традиционно хорош, и действие снова затягивает в себя.
Хроноистория с Эммануилом мне понравилась. Понятно, что верующие должны тут негодовать и возмущаться, а мне показалось, что ход очень интересный. А слова, вложенные в уста этого персонажа (то есть слова, собственно говоря, самого автора), мне просто-таки симпатичны. (А вот и еще одна версия личности Иуды. Как хорошо было у АБС про дрисливого гусенка... а тут совершенно иное!).
Интересный. роман. И чудесный финал для завершения всего цикла: удивительный вариант христовой невесты...
mario1205, 8 июля 2015 г.
Пелагия и красный петух.
Сразу скажу-не понравилось. Дочитывал книгу с зубным скрежетом.
Такое ощущение, что автор не знал как распутать тот клубок, который он наворотил, поэтому закончил... Никак. Мол, на всё воля божья, в рот мне чих-пых. Нечто подобное господин Акунин провернул в «Чёрном городе»
Владыка Митрофаний из мудрого и грамотного пастыря превратился в какого-то религиозного фанатика, брюзжащего о вере и несущий малопонятный бред. Про Пелагию вообще говорить не хочется-такое ощущение что Б.А. перестали нравится его персонажи и он решил по быстрому с ними чик-чик.
Ну и концовка соответственно-
deti, 21 мая 2013 г.
Десять лет книга стояла на полке, прочел за 1 день! Это невероятный роман. Насколько я люблю Акунина, но подобную вещь вряд ли с каким из его произведений можно сравнить. Настолько многогранен этот философско — приключенческий роман. А читается так легко, как родник струится. Феноменальная книга! Поставил бы больше если бы смог.
Almeg, 8 октября 2011 г.
С нетерпением ждал этот роман. Все гадал — как же Акунин сможет перепрыгнуть самим же им поднятую до небес «Черным монахом» планку?
И перепрыгнул ведь.
Правда, для этого пришлось поменять жанр.
Как детектив — книга интерес представляет не большой.
Но вот как литературное произведение — Акунин превзошел здесь самого себя.
Другим за такие книги (да не такие — хуже, гораздо хуже) всяких «Русских букеров» дают.
А Акунину — ничего, он же развлекательное чтиво пишет.
GerD, 13 февраля 2009 г.
Борис Акунин — известный экспериментатор. Обычно он для того чтобы выкинуть очередной стилистический финт начинает новую серию, но в этот раз решил, что окончить трилогию про монахиню Пелагию надо необычно и неожиданно. Риск, конечно же, велик — «Пелагия и чёрный монах» — отличная книга, прекрасный детектив, который вывел серию на новый уровень качества, но остался всё таким же провинциальным, логичным и очень интересным. Третью книгу мы ждали, естественно, написанную в том же духе. Но Акунин решил нас удивить.
Первое (и главное), о чём стоит помнить, открывая книгу «Пелагия и красный петух» это то, что книга перестала быть чистым детективом, получила мистическую составляющую. Не раскрывая всех карт, стоит сразу оговорить: никаких «логичных объяснений» на этот раз не будет. Финал расследования заведёт Пелагию в метафизический тупик. И, в конце концов, перед нами предстанет новая история ни много, ни мало Иисуса Христа.
Сказать, что это шок, — ничего не сказать. Как? Зачем? Почему? — эти и многие другие вопросы резонно задать автору, потому что фраза «ни к селу, ни к городу» наиболее хорошо описывают всю мистику, закрученную вокруг сюжета. Акунин нарушил целостность уютного мирка «Провинциального детектива», ввёл туда лишние сущности, которые выглядят там дико и портят всё впечатление. Фантастику Акунин писать никогда не умел — она у него выглядит или схематично (как в «Квесте») или безвкусно (как в «Фантастике»), и хронодыры этой книги не являются исключением. Представьте, что Раскольникова забирают инопланетяне, или Пьер Безухов начинает вдруг пускать из рук огненные шары. Несуразно — лучшее определение.
И при том получили развитие линии второстепенных персонажей. Закрутилась очередная церковная интрига. Произошло много интересных событий.
Вот только поверить в мир Пелагии уже не получается. Целостность «Провинциального детектива» как серии разрушена безвозвратно. Не удивительно, что средние оценки книги заметно ниже, чем у предыдущей. Возможно, лучшим выбором будет остановиться на «Чёрном монахе», дальше — на свой страх и риск.
Volot, 3 июня 2010 г.
Даже не знаю с чего начать. Тут и двоякое, и троякое впечатления от романа. Отдельными местами читать совершенно скучно, и тут же в наличии фрагменты от коих оторваться практически не возможно. Начало романа, первые тридцать-пятьдесят страниц, мне приходилось себя пересиливать и заставлять осваивать этот текст. Такой концентрации представителей неформальных организаций и обществ на небольшой промежуток книжного времени давненько не встречал – «найденыши», содомиты, еврейские переселенцы и речное ворье. Рассуждения персонажей на различные теологические темы, связанные с православием, иудаизмом и прочими верованиями. Необходимость быть подкованным в вопросах истоков создания современного еврейского государства. Аж до тошноты, как в школе, на неинтересных уроках, особливо в мае. Честное слово. Но по совету супруги в своем чтении я пошел дальше. Когда основная линия сюжета превратилась в детективную историю с главной героиней прошлых книг цикла, стало проще. Дальше все понеслось, как во многих произведениях Чхартишвили: быстро, увлекательно, легковесно, где-то предсказуемо неожиданно (да именно так) и с претензией на глубокие философские мысли. Первый том заведомо менее читабельный по причине необходимости понимания, что это вообще за мистика, с чем ее едят. Второй том «проглатывается» на одном дыхании – там ответы на вопросы, поставленные в первой части. Мне показался весьма неглупым пассаж о причинах увеличении процента однополой любви в зависимости от уровня жизни и утонченности хьюмансов:smile:. Очень даже недурна акунинская версия распятия Христа. Зрело, и мудро смотрятся мысли Митрофания и Пелагии о предназначении каждого человеческого индивидуума. Автором достигнута цель, заставить читателя сопереживать главным героям – на мой взгляд, естественно. Правда, в этом, здорово помогают первые две книги цикла о Пелагии. Больше всего мне по душе финал. Второе пришествие Иисуса, светлые мысли, чистые помыслы, отсылки к Старому и Новому заветам. Единственное, как всегда, у Григория Шалвовича развлекательность и бешеный темп сюжета наряду с многочисленными легковесными упрощениями, существенно портят общую картину произведения. Постоянная попытка усидеть на двух стульях дает неоднозначный результат, как-то отсутствие классической основательности романов британских авторов конца XIX начала XX веков, так и совершенно ненужные глубокомысленные философские витиеватости несвойственные современному американскому ширпотребу. Семь, наверное, будет самой справедливой оценкой сему творению.
sanbar, 19 сентября 2010 г.
Акунин этой книгой явно хотел сказать, что то для себя очень важное.... И разорвался между детективной историей и околорелигиозными рассуждениями. В результате посредственно вышло и то и другое. Ни хрена себе провинциальный детектив: