Иван Ефремов «Сердце Змеи»
Сборник произведений Ивана Антоновича Ефремова представлен в культовой серии «Библиотека приключений и научной фантастики». В нем размещены рассказы и повести, написанные на темы необыкновенных явлений природы, о пламенном искателе и отважном исследователе-человеке. Давшая название сборнику — космическая повесть о будущем «Сердце Змеи» из цикла «Великое кольцо».
Предисл. авт.; Рис. В.Тауберга. — М.: Дет. лит., 1964. — 366 с.,ил. — (Б-ка приключений и науч. фантаст.). 100.000 экз.
В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Сат-Ок, 27 декабря 2008 г.
«Сквозь туман забытья, обволакивающий сознание, прорвалась музыка. «Не спи! Равнодушие — победа Энтропии чёрной!..» Слова известной арии пробудили привычные ассоциации памяти и повели, потащили за собой её бесконечную цепь».
Такими словами начинается небольшая, но необыкновенно насыщенная разнообразными идеями повесть. Это описание пробуждения звездолётчиков и одновременно призыв к активной и напряжённой мыслительной деятельности. В этих трёх предложениях закодирован смысл всего творчества писателя и – если брать ỳже – авторская концепция «приключений мысли».
Мы оказываемся в мире, несколько отстоящем в будущее по сравнению с изображённым в «Туманности Андромеды». На основе открытия Рен Боза построен звездолёт на новом принципе – принципе сжатия времени. «Теллур» – первый такой звездолёт и имеет номер 687 в общем списке звёздных экспедиций, — вспомним, что колонизационная экспедиция к звезде Ахернар отправленная в конце «Туманности Андромеды», значилась под номером 38.
Но любое достижение двойственно и в какой-то момент ярко проявляет негативные черты. Помимо трудности и опасности прокладывания курса для последующих «пульсаций», восьмерых звездолётчиков подстерегает другая опасность. Люди победили пространство, но время осталось непобеждённо. Повесть недаром начинается призывом противостоять энтропии.
Энтропия одиночества... В чём смысл расставания на семь веков с цветущей Землёй? Что увидят люди, вернувшись на родную планету, кому нужны будут принесённые ими знания? Эти вопросы далеко не праздны, и они встают перед экипажем со всей остротой. «Теллур» только в начале пути, но неизвестность будущего и понимание исключительности своих судеб висит над каждым из членов экипажа.
На одной чаше весов несомненное личное желание и возможность увидеть далёкое будущее, мысль о важности вклада в общее дело землян и невысказанная, но очевидная идея о важности знакомства людей будущего со своими предками, то есть служение интересам сразу двух обществ. На другой – потеря всех родных и близких, неподконтрольная неизвестность впереди, одиночество от несоответствия знаний и нюансов эмоциональных переживаний, свойственных тому или иному времени. Кари Рам убеждён, но капитан Мут Анг зорко взглядывает на него перед погружением в сон, опасаясь за психологическое состояние молодого человека. Человек – это действительно «сложнейшая архитектура чувств», предвидеть все проявления которой в столь необычных условиях полностью никогда нельзя.
Общение людей в ефремовском будущем исполнено глубокого значения. Это приводит подчас к очень любопытным результатам. Когда всё в человеке подчинено высокой и благородной цели, когда он глядит на мир сквозь призму осознанных закономерностей, ход его мыслей строен, а причудливые изгибы ассоциаций только помогают в постижении того или иного феномена. Кажется, что весь мир помогает, как бы специально подбрасывая те темы и идеи, что пригодятся в ближайшем будущем. Так и звездолётчики словно бы случайно выходят на тему братьев по разуму.
Отличительная черта человека ефремовского будущего – пристальное исследование любой проблемы, начиная с её истории. Обсуждение смысла полёта «Теллура» привело к вопросу взаимодействия природы и человека, о том, каким путём идёт материя в познании самой себя. Появление чужого звездолёта выглядит в этой связи совершенно закономерно и будит дальнейшую мысль, уже обретшую самые практические очертания. Герои повести говорят о неизбежной стагнации и самоуничтожении агрессивных видов, о своеобразном законе плодотворности. Не может напряжённая космическая жизнь осуществляться людьми с примитивной психологией собственников-индивидуалистов, только всеобщими усилиями можно проложить путь к звёздам. Недаром известный фантастический фильм назван: «Через тернии – к звёздам». Должно быть скоординировано слишком много частностей и твёрдо приведено к общему знаменателю слишком много личных устремлений.
Ефремов научно приходит к глубочайшей закономерности форм живой и тем более разумной жизни. Однако сразу появляются новые, не менее интригующие вопросы. Оказалось, что чужой звездолёт летит с удивительной планеты, где основной активной составляющей атмосферы является фтор.
После исполненного колоссального нервного напряжения знакомства, когда оказалось, что строение тел фторных людей отвечает земному чувству красоты, очень глубокую и мудрую фразу произнесла Тайна Дан:
»- Теперь я не сомневаюсь, что у них есть любовь, — сказала Тайна, — настоящая, прекрасная и великая человеческая любовь... если их мужчины и женщины так красивы и умны!»
Подлинная красота и ум немыслимы без любви, это различные проявления гармонии жизни – так считал Ефремов.
Общение было прервано, — чужой звездолёт получил сигнал и должен был улетать. Начался стремительный обмен информационными блоками. В одном из них было описание химического строения фторной жизни. Обнаружилось, что…
"…бесконечные цепочки молекул фторостойких белков были в то же время изумительно похожи на наши белковые молекулы: те же фильтры энергии, те же её плотины, возникшие в борьбе живой материи с энтропией».
Такое сходство находится в полном соответствии с законом единства высших форм развития того или иного уровня развития материи, и оно подталкивает космобиолога землян к поразительной мысли…
»...Афра нарисовала диаграмму обмена веществ в человеческом организме, сводящуюся к одинаковому превращению лучистой энергии звёздных светил, добытой через растения. Молодая женщина оглянулась на неподвижные серые фигуры и накрест перечеркнула атом фтора с его девятью электронами, поставив вместо него кислород.
Чужие дрогнули. Командир выступил вперёд и вплотную приблизил лицо к прозрачной перегородке, вглядываясь громадными глазами в неловкие чертежи Афры. И вдруг поднял надо лбом сцепленные в пальцах руки и низко склонился перед женщиной Земли.
<...>
Небывалая острая тоска овладела людьми «Теллура». Даже отлёт с родной Земли, с тем чтобы вернуться семь веков спустя, не казался такой болезненно невозвратимой утратой. Нельзя было примириться с сознанием, что ещё несколько минут — и эти красивые, странные и добрые люди навсегда исчезнут в космических безднах, в своём одиноком и безнадёжном искании родной по природе мыслящей жизни.
Может быть, только теперь астролётчики полностью, всем существом поняли, что самое важное во всех поисках, стремлениях, мечтах и борьбе — это человек. Для любой цивилизации, любой звезды, целой галактики и всей бесконечной Вселенной главное — это человек, его ум, чувства, сила, красота, его жизнь!
В счастье, сохранении, развитии человека — главная задача необъятного будущего после победы над Сердцем Змеи, после безумной, невежественной и злобной расточительности жизненной энергии в низкоорганизованных человеческих обществах.
Человек — это единственная сила в космосе, могущая действовать разумно и, преодолевая самые чудовищные препятствия, идти к целесообразному и всестороннему переустройству мира, то есть к красоте осмысленной и могучей жизни, полной щедрых и ярких чувств».
Три базовые идеи:
1. Не может быть никаких звёздных войн, ибо разум, способный выйти в космос, неизбежно высокогуманен (что, кстати, превосходно согласуется с современной синергетической эволюционикой, конкретно — с концепцией техно-гуманитарного баланса). То есть — высокая этика.
2. Эволюция форм ведёт к конвергенции, и наилучшее сочетание эффективности, универсальности и сложности потенции рождает сходные формы. Проще говоря, не может быть уродливых, отталкивающих форм у разумного существа — благодаря инстинктивному пониманию красоты как наивысшей целесообразности, гармонической соразмерности. То есть — высокая эстетика.
3. Познание должно идти непрерывно, только тогда будут возможны качественные преобразования.