Нил Гейман «Краткие жизни»
Однажды Сэндмен, Владыка Сна поддался на уговоры своей сестры Сумасшествие и отправился искать давно покинувшего их брата по имени Сокрушение. Высокомерный и отстраненный, он вовсе не разделяет прихоть безумной сестренки и помогает ей, чтобы отвлечься от собственных мрачных мыслей: путешествует ради путешествия. Однако его квест по материальному миру, где сотни лет тому назад Сокрушение укрылся в добровольной изоляции от своей семьи Вечных, из бесцельного развлечения постепенно превращается в нечто иное, важное и достойное осмысления.
Наблюдая за жизнью людей, Песочный Человек начинает понимать, что между ним, почти бессмертным существом, и самым последним смертным больше общего, чем он был готов признать. И Сокрушение понял это первым, отрекшись от своих обязанностей и удалившись в реальность — жить как обычный человек.
В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу
Входит в:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
cheppy7, 18 декабря 2022 г.
В этом томе заглавный герой понемногу осознает, что, хотя он и посылает людям грезы, вдохновляет видениями, он не рассказчик, а лишь часть истории. Когда исчезнут все, кто может видеть сны, кончится и его казавшаяся вечной вахта. Даже боги нуждаются в пастве, кормятся ее верой и хиреют, стоит их культу пошатнуться. Это хорошо иллюстрирует сюжетная линия богини Иштар, вынужденной в «Кратких жизнях» работать стриптизершей. В былые времена ей поклонялись в великолепных храмах, а теперь ее алтарь — подиум с шестом в салуне, а жертвенные подношения заменяют мятые купюры, засунутые за резинку ее трусиков. История Иштар, как нетрудно догадаться, впоследствии отразится в концепции «Американских богов» (2001).
Все время видя вокруг свидетельства мимолетности бытия, неизбежности перемен и невозможности остановить прекрасное мгновение или вернуться к нему, что справедливо хоть для смертных, хоть для Вечных, Морфей волей или неволей — а с ним и читатель — внутренне меняется и усваивает урок. Он-то прост, но осмыслить и принять его непросто: что боги, что люди знают все, что только можно знать, — но чтобы вынести это, и те и другие притворяются, будто не знают.
Словом, «Краткие жизни» поднимается в серьезные философские эмпиреи. Не теряя, впрочем, занимательности. И выглядит эта часть «Песочного Человека» столь цельной и законченной, что она могла бы стать поистине монументальным финалом всей серии (но, к счастью, не стала). Похоже, именно здесь Гейман впервые прочно нащупал «свой» тип большой литературной формы: роман-квест, в ходе которого главного героя ждет серьезное внутреннее преображение, выходящее за рамки скромной задачи «развитие характера».
Вот поэтому можно с уверенностью назвать седьмой том «Песочного Человека» одним из лучших. Автор преодолел проблему «короткого дыхания» своих историй и вышел на новый творческий уровень. Он всегда был интересным рассказчиком, остроумным плетельщиком слов, но тут взял планку заметно выше, достигнув (в 32 года) того сбалансированного сочетания глубины, объема, слитности и изящества повествования, до какого ранее, уж простите, фанаты Геймана, не дотягивал.
К слову, «Краткие жизни» еще очень украшает то, что все 9 глав книги делала одна графическая команда: художник Джилл Томпсон, прорисовщик Винс Локк (лишь в одной главе ему помогал Дик Джордано), колорист Дэнни Воццо и шрифтовик Тодд Клейн. А это значит, никакого стилистического разнобоя с рисунками, весьма раздражавшего в иных выпусках «Сэндмена».
Любопытно, что, хотя формально центральным персонажем является Сон, его легко затмевает Сумасшествие — игривое, полное восхитительной спонтанности в мыслях и поступках существо, радующее читателя полной непредсказуемостью. А из второстепенных действующих лиц выделяется Варнава, говорящий пес Сокрушения — настоящий чемпион по сарказму, чьи остроумные пикировки с хозяином сделали бы честь самому П. Г. Вудхаусу.