Агата Кристи «Человек в коричневом костюме»
- Жанры/поджанры: Детектив (Классический детектив )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ) | Африка (Тропическая Африка ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Две смерти – обыденная и загадочная. Пассажир метро, упавший под колеса поезда и странное убийство туристки в старинном английском замке. Казалось бы, как могут быть связаны между собой столь разные происшествия? Ключ к разгадке тайны – человек в коричневом костюме!
Первая публикация на английском языке: под названием «Anne the Adventurous» в газете «London Evening News», ноябрь 1923 — январь 1924 г.
Первая публикация на русском языке: под названием «Человек в коричневом костюме» в эмигрантской газете «Последние новости» (Париж), 30 мая — 30 июня 1931 г.
Входит в:
— цикл «Полковник Рейс»
— журнал «The Blue Book Magazine, Vol. 39, #5, September 1924», 1924 г.
— журнал «The Blue Book Magazine, Vol. 39, #6, October 1924», 1924 г.
— журнал «The Blue Book Magazine, Vol. 40, #1, November 1924», 1924 г.
— антологию «Детектив с улыбкой», 1993 г.
Экранизации:
— «Детективы Агаты Кристи: Джентльмен в коричневом» / «The Man in the Brown Suit» 1989, США, реж. Алан Гринт
- /языки:
- русский (31), английский (58), немецкий (13), испанский (11), французский (16), португальский (14), итальянский (12), греческий (6), шведский (3), датский (5), голландский (13), финский (2), норвежский (3), латышский (1), литовский (2), чешский (3), эстонский (1), польский (8), словацкий (2), словенский (1), болгарский (2), венгерский (4), сербский (5), хорватский (1), иврит (2), арабский (3), тайский (4), персидский (1), вьетнамский (1), китайский (11), корейский (4), японский (10), румынский (1), бенгальский (1), турецкий (3), индонезийский (5), сингальский (1), тамильский (1), малаялам (1)
- /тип:
- книги (262), периодика (3), аудиокниги (1)
- /перевод:
- Э. (1), Киттияни (3), А. Б. Пинейру де Лемос (2), С. Бенвенути (6), Б.-М. Бергстрём (3), Р. Буччанти (1), А. Ганько (1), А. Гобьене (1), А. Гомзова (1), Ч. Гочжэнь (6), Л. Грэдинару (1), Д. Даган (1), Т. Дарвири (1), Б. Де Кошта (1), М. Дельгадо (2), Б. Длугайчик (8), М. Драшкович (1), С. Дюрастанти (7), Д. Закс (2), П. И. Либе (4), М. Изати (1), Г. Ипкисс (7), Т. Кенов (2), С.К. Ким (2), К. Клаусен (1), Я. Кленкова (2), Х. Контотеодороу (1), Е. Крупкина (3), С. Кувабара (1), Э. Куго (2), С.-Л. Лаатунен (2), Ю. Лапенас (1), А. Милайич (1), Н. Накамура (2), В. Нестьев (2), С. Никоненко (7), Ж. Озтекин (3), Я. Онесорг (1), Ж. Пари (9), А. Петер (4), Ю. Поледна (1), М. Разум (1), А. Редлингерова (1), А. С. Суварни (4), Г. Самиос (2), А. Сиберг (3), П. Сэмкосос (1), Ч. Сяньфэн (1), Д. Таддеи (1), Д. Топор (1), Л. Тынисманн (1), П. Урошевич (2), П. Финклер (1), А. Фуйюко (2), М. Фукумачи (3), Ч. Фэй (1), М. Хаас (13), Я. Харденберг (11), Р.Р. Хассун (1), Л.К. Хунг (1), М. Хуссейн (1), Ц. Циньлань (1), Ц. Чанцинь (2), Т. Чернышева (5), Т. Шишова (7), Х.К. Ю (1), Г. Якопин (1), М. аль-Хатиб (1), Н.А.К. эль-Барадей (1)
Периодика:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Anahitta, 16 октября 2024 г.
Между прочим, ровно сто лет роману.
История юной англичанки, которая, оставшись сиротой, пустилась искать приключений на свою пятую точку. Поэтому ооман скорее приключенческий. Недаром героиня сравнивает свои похождения с киносериалом о некой Памеле, которая попадала в самые невероятные ситуации и из них выпутывалась. Однако автор у нас Агата Кристи, пусть еще молодая, поэтому запутанный детектив с неожиданными поворотами и разоблачениями никуда не делся. В роли сыщика – эта самая юная авантюристка, которая еще и умная, образованная (покойный папа был антропологом), и красивая (ее то и дело зовут замуж разные мужчины после совсем поверхностного знакомства).
Конечно, остаются вопросы. Например: как можно было не распознать переодетого в женщину мужика или проваляться в отключке месяц, когда всех травм — царапины да поврежденная, но даже не сломанная рука? Но в целом легкая и не лишенная приятности детективная история. Кроме того, в этом романе появился детективный прием, который Агата потом блестяще разовьет в «Убийстве Роджера Экройда».
Denver_inc, 16 октября 2024 г.
Одна из ранних книг тётушки Агаты. На мой взгляд, это больше приключенческий роман, чем классический детектив: Шпионы, Африка, морские путешествия, семейные тайны, «дела чести» молодых аристократов, благородные рыцари плаща и кинжал и ... юная сиротка- любительница приключений. Куда же в приключенческом романе без юной прекрасной девушки тайно влюблённой в очаровательного «разбойника».
Детективная составляющая оказалась на приемлемом уровне. История с дневниками одного из героев внесла в роман дополнительную интригу. Мне очень понравился данный сюжетный ход.
Закончилось всё, как и должно было закончиться в книге о приключениях юной влюблённой авантюристки)))
Вердикт: Очень хорошая вещь для чтения в поезде и самолёте. Самое то, когда надо выключить мозг.
Ouroboros_8, 14 марта 2023 г.
֍֍֍ «НАСТОЯЩИЙ ПОЛКОВНИК», или МЕНЬШЕ ДЕНЕГ – МЕНЬШЕ ЗАБОТ ֍֍
ЦИТАТЫ:
«Каждое зло как-то компенсируется. Меньше денег – меньше забот. Меньше успехов – меньше завистников. Даже в тех случаях, когда нам не до шуток, нас угнетает не неприятность сама по себе, а то, как мы ее воспринимаем.»
(Сенека)
«Он начал подтрунивать надо мной, узнав, что я веду дневник.»
(Агата Кристи. «Человек в коричневом костюме». 1924)
«В непроходимых джунглях Британской Гвианы мы обнаружили второй Кимберли.»
(Агата Кристи. «Человек в коричневом костюме». 1924)
Думаю, что Агата Кристи в рекомендациях не нуждается. Если, конечно, вы любите эту писательницу. Если не знаете, то, наверняка, полюбите, узнав. Конечно, в том случае, если вас занимают загадочные, детективные и приключенческие истории. А вообще-то, мне трудно представить, что кто-то не знаком с «Великой отравительницей».
Ею написано так много, что читать – не перечитать. Есть же ещё и другие авторы, заслуживающие внимания … «Человека в коричневом костюме» (1924) захотелось перечитать (переводчик Татьяна Шишова) после того, как авторы двух других современных детективных историй ссылаются в своих книгах на этот роман, называя его любимым.
С самого начала знаменитая писательница, словно обращаясь ко мне, говорит:
«А раз так, то – вперед! Анна Беддингфелд начинает повесть о своих приключениях…»
***
Итак, главный женский персонаж – Анна Беддингфелд, от лица которой ведётся часть повествования. Если одним глазком заглянем в оглавление, то убедимся, что повествование от Анны чередуется с дневниковыми записями сэра Юстаса Педлера, являющегося главным мужским персонажем. Такова структура романа.
О, Анна! Я уже её люблю! А всего-то прочла пока пару глав. Агата Кристи удивила безмерно: она что? – Может писать с юмором? Вот это да … На Агату Кристи не похоже. От слова «совсем». Видимо, мало я её знаю. Надо восполнять «пробел в образовании».
Читатели, пожелающие прочитать «Человека в коричневом костюме», познакомятся с очень умным персонажем – бывшим полковником Рейсом. Когда-то он был агентом Британской разведки, сотрудником MI5. Впоследствии Агата Кристи сведёт своего читателя с Рейсом ещё трижды: «Смерть на Ниле», «Карты на стол», хотя эти романы об Эркюле Пуаро. В «Сверкающем цианиде» Рейс достанется читателю уже в преклонном возрасте.
… Если нет такого поджанра в детективном жанре, как юмористический детектив, то его следовало бы выдумать. На мой взгляд, «Человек в коричневом костюме» Агаты Кристи, как нельзя лучше, подошел бы под такое определение. Хотя иронии и подтрунивания над главной героиней – Анной, у которой внезапно (на ровном месте) проснулся сыщицкий талант пополам с авантюризмом, хватает.
«Я долго думала и наконец весело вскочила на ноги. Ну разумеется! Нужно отправиться на место преступления! Хорошие сыщики всегда так делают. И всегда что-нибудь находят. Что-нибудь, упущенное полицией.»
В отличие от иронического детектива, который подчиняется определённым канонам и сюжету по шаблону, здесь автор не загоняет себя в установленные рамки, но при этом острит, тонко шутит и переплетает различные жанры и сюжетные линии так, как ей заблагорассудится.
Тонкий английский юмор …
«– Вчера вы выглядели совсем больной. Мы с полковником Рейсом даже решили, что нам посчастливится присутствовать на похоронах в открытом море… Но вы нас разочаровали.»
Получается нечто среднее между авантюрно-приключенческим любовным романом, детективом и юмористической прозой. И если вы не лишены чувства юмора, то вам представится возможность похихикать или даже похохотать …
Так что, лавры родоначальницы иронического детектива остаются, как принято считать, у Иоанны Хмелевской, а у Агата Кристи, – всегда разной, неожиданной и самобытной, – титул всемирно признанной «королевы детектива».
***
Кто не хочет, читая детективный роман, почувствовать себя не глупее автора, написавшего умную и запутанную детективную историю? В романах Агаты Кристи главная роль в распутывании тайны отводится не столько следственным действиям, сколько рассуждениям и умозаключениям. Вот почему Скотленд-ярд отдельно, а сыщик-дилетант отдельно.
А мы-то с вами кто? – Дилетанты.
Для того, чтобы вычислить преступника, надо хорошо знать всех подозреваемых: знать и понимать, кто чем живёт и дышит; его тайны и мотивы поведения. Хороший автор детективного романа должен оставлять психологические и иные подсказки. А читатель, который эти подсказки увидит, ищет того, кому выгодно. Самое главное – читатель не должен, закрывая книгу, чувствовать себя обманутым и разочарованным …
***
Почитав, милую моему сердцу, нашу современницу – Анну Данилову (Дубчак), подвизавшуюся, как говорится, на ниве детективного жанра, я стала переносить и на Агату Кристи, от которой уже изрядно отвыкла, полученный опыт чтения детективных романов с секретом внутри и ошеломительной развязкой в конце. Наметила подозреваемых и внимательно отслеживала их поведение, поступки … Что-то подсказывало мне, что «бомба взорвётся» по принципу Даниловой: логике вопреки.
Ну, так и произошло. «Виновника торжества», стоящего за двойным убийством, мне удалось вычислить сразу. Поэтому острота сюжета лично для меня была несколько утрачена. Пришлось поставить себя на место читателя, который подозревает всех. В общем-то, Агата Кристи, как правило, руководствуется именно этим принципом: «Подозреваются все!»
А вот, что касается мотивов преступлений, то кроме «алмазной» темы, которая определилась в самом начале, ничего было не ясно… Это и служит мотивацией дочитать роман до конца. Кто, с кем и почему не поделили «криминальные» алмазы? Или было что-то ещё?..
Разгадать суть задумки автора на этот раз было не так уж и сложно. Просто необходимо вникнуть и внимательно прочитать предисловие, а потом сложить два и два.
Обнаружение в непроходимых джунглях Британской Гвианы второй Кимберли – спусковой крючок для развития сюжета и основа для интриги «Человека в коричневом костюме».
Ах, алмазы! Вечная страсть и вечная тайна … Алмазы пробуждают алчность и жажду лёгкой и незаконной наживы – детективная линия. Алмазы зовут в путешествие в места их происхождения – приключения. Там, где алмазы, часто возникают интересы высокопоставленных фигур: «известных политических деятелей». Это уже попахивает предательством, шпионажем …
Вот такой «коктейль» идей и направлений с незамысловатой любовной ноткой, предлагает своим читателям Агата Кристи. И я, например, с удовольствием приняла сей «напиток» из рук бабушки Кристи. А, судя по тому, что улыбка почти не сходила с моего лица, мне это нравилось.
Я прекрасно провела время на «вполне приличном судне» с выразительным названием «Замок Килморден»; одним глазком взглянула на Южную Африку, Кейптаун (кто хочет «нырнуть» в Африку поглубже – это к Жан-Кристофу Гранже, пожалуйста).
«Кстати, сразу скажу, что это не история о Южной Африке. Гарантирую, что тут не будет местного колорита…»
Поупражнялась в наблюдательности и проницательности вместе с Анной …
Кроме всего прочего насладилась прекрасным русским текстом – переводом Татьяны Шишовой. И, само собой, не смотря на видимую простоту, кажущуюся временами наивность, в «Человеке в коричневом костюме» есть глубокий смысл, который заставит снова переосмыслить произведение. Разве не прав Сенека?
И когда-то, время спустя, кому-то, возможно, захочется перечитать этот роман.
its_muffin_time, 4 февраля 2023 г.
Анна оставшись совершенно одна в этом мире, решила, что она устала жить обычной, скучной жизнью. Ей хочется путешествовать по миру и вообще, ввязаться в какое-то невероятное приключение! И вот, когда девушка стояла на перроне метро, на ее глазах погибает мужчина. Странного вида доктор, который тут же оказался рядом с пострадавшим, быстро исчезает, обронив небольшой клочок бумажки. Анна тут же последовала за ним, чтобы отдать потерю, но не успевает – мужчина как сквозь землю провалился. Уже придя домой, девушка понимает, что на перроне произошло что-то странное: погибший мужчина явно был до смерти напуган перед несчастным случаем, доктор вел себя странно, пытаясь услышать сердцебиение с правой стороны груди. Да еще и записка не выходит из головы… что это за странное послание и почему бумага пахнет так же, как пахло от погибшего мужчины. Если искать приключение, оно само встретится на полпути. Вот оно настоящее приключение и девушка решает во чтобы то ни стало разгадать тайну!
Мне кажется это самое нетипичное произведение Кристи. Оно написано больше как приключенческий роман с дерзкой героиней, которая сносит все на своем пути и выпутывается даже из самых сложных ситуаций. Читается очень быстро, но видимо я больше люблю ее классические детективы, поэтому не скажу, что я в большом восторге. Вроде интересно, героиня пробивная, в меру наглая и умная. Но почему-то все это напоминает тот самый сериал, который описывает Анна в самом начале. И уже понимаешь, что все кончится хорошо и Анна, конечно, выведет всех злодеев на чистую воду.
После прочтения, я могу сказать, что Агата Кристи хорошо поработала над тем, чтобы дать читателю кучу подсказок, чтобы он сам разгадал все тайны. Честно, я не сразу догадалась, кто этот самый Полковник. Но эффекта неожиданности, как иногда бывает в детективах, тоже не было.
В общем-то книга хорошая, но я больше за классику Кристи)
Линдабрида, 8 апреля 2021 г.
Один из знакомых Агаты Кристи обратился к ней с необычной просьбой: он хотел попасть в ее новый роман, причем непременно в роли убийцы. Миссис Кристи просьбу выполнила с лихвой. Роман был написан, знакомый занял в нем место не просто убийцы, а зловещего махинатора, главы настоящей ОПГ. И, надо сказать, отлично справился.
Как и рассказчица — бесшабашная Анна Беддингфелд, которая отправляется за приключениями, не имея за душой ничего, кроме авантюрного духа и острого ума. Приключения, конечно же, будут! Шпионские страсти, убийства и контрабанда алмазов — кому что ближе. И расследование, разумеется, это же классический детектив. А еще будет корабль, прямо-таки набитый подозрительными и эксцентричными персонажами. И много прекрасной Африки. (Заочно влюбилась в забавные статуэтки зверей. Будь я на месте Анны, тоже бы скупала их десятками.)
InOutline, 17 апреля 2022 г.
Я не так уж много произведений Агаты Кристи прочитала, но это несколько отличается от остальных.
Насыщенный, запутанный, загадочный роман, с нотками юмора. Расследование ведёт молодая, энергичная, смелая девушка. Герои колоритны и очаровательны, им всем симпатизируешь, даже отрицательным.
Konbook, 25 сентября 2019 г.
Юная Анна (или Энн) Беддингфелд жила скучной и не интересной жизнью дочери чудаковатого отца-антрополога, мечтая о приключениях и романтике. Не было бы счастья, да несчастье ей помогло. Антрополог во время вылазки в Хемпслийские пещеры подхватил двустороннее воспаление легких и «сгорел» за четыре дня.
Анна осталась сиротой, но получила вожделенную свободу, и была вольна жить так, как ей хотелось, поступать так, как мечталось.
Однажды в метро она стала свидетельницей несчастного случая — мужчина упал прямо на рельсы, ему пытались оказать помощь, но все не имело смысла — он был мертв. Вот только доктор, так кстати оказавшийся поблизости, не был похож на доктора: можно ли услышать сердцебиение человека, приложив ухо к правой стороне груди?
И интуиция не подводит девушку, когда мнимый доктор теряет клочок бумаги, который тот вытащил из кармана пальто потерпевшего, и Анна подбирает его, а на нем загадочные цифры и всего лишь два слова: «17122. Замок Килморден». Что это значит?
Анна решает узнать тайну загадочных цифр, «человека в коричневом костюме», смерти Надины, русской танцовщицы, с головой погружаясь в увлекательную, но опасную авантюру, где есть место всему: переодеваниям, погоням, алмазам и, конечно, любви.
Один из ранних романов Агаты Кристи, шпионский детектив, легкочитаемый, интересный. Здесь нет любимых нашему сердцу Эркюля Пуаро, мисс Марпл, суперинтенданта Баттла, Ариадны Оливер, но есть импозантный полковник Рейс (это его дебют).
Так что, приятного времяпрепровождения всем поклонникам остросюжетных романов!
Podebrad, 13 сентября 2015 г.
Поразительно лёгкая вещь из времён, когда будущая леди Агата только начинала писать детективы. Конечно, это детектив, что же ещё. Но тут сознательно нарушены, кажется, все законы детективного жанра.
«Человек в коричневом костюме», конечно, не дотягивает до лучших книг зрелой Агаты Кристи. Это чисто развлекательная вещь, лёгкая, озорная, остроумная, с благополучным для всех финалом и без малейших претензий на морализаторство. Главное для читателя — одолеть неудачный пролог. Дальше процесс чтения идёт сам собой. Юная англичанка из провинции, оставшись одна и без средств, отправляется на поиски приключений. Приключений она получит по полной программе.
Собственно детектив открывается, разумеется, убийством. А дальше начинается игра. Играют все. Преступники и сыщики, дилетанты и профессионалы, аристократы и слуги, миллионеры и бездомные девочки, авантюристы и примерные граждане. Разгадывают загадки, прячут и перепрятывают сокровища, убегают, догоняют, прячутся, расставляют ловушки, похищают, готовят покушения. И при этом никто, кажется, не хочет всерьёз навредить противнику. Казаки-разбойники. Поймали врага — хорошо, упустили — так даже интереснее. И почти все, включая главного злодея, вызывают симпатию или хотя бы долю симпатии.