Лоуренс Мэннинг «Человек, который проснулся»
Норман Уинтерс пришел к предположению, что космические лучи — подлинный источник химических процессов в клетках и фактор регуляции продолжительности жизни. Соорудив для себя экранированный от них склеп, он погружается в анабиоз с намерением пробуждаться каждые пять тысячелетий. Но уже первое пробуждение в эпоху конфликта поколений на замусоренной Земле с опозданием наводит Уинтерса на мысль, что достичь таким образом утопии будет труднее, чем мечталось. Делать нечего, остается прыгать во времени вперед и вперед...
Содержание цикла: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
- /языки:
- русский (6), английский (12), немецкий (1)
- /тип:
- книги (6), периодика (8), самиздат (5)
- /перевод:
- В. Брумм (1), А. Грузберг (4), К. Сташевски (1)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
FixedGrin, 13 марта 2021 г.
Сокращенная версия заметки для Medium (https://bit.ly/2OP4VqN).
Недавнее интервью Марка Цукерберга The Information производит менее амбициозное впечатление, нежели послание к народам государства Facebook в начале трампистского междуцарствия, но, впрочем, Цукерберг может теперь немного отдохнуть и расслабиться — настойчивая борьба корпораций Кремниевой Долины и “нового жречества”, спонсируемого ими, привела к успешному сносу палаток Четырехмильного цирка на Капитолийском холме, пускай и ценою “пламенных, но в целом мирных” протестов, цифровой охоты на ведьм и всемирной пандемии карантинов.
Эта последняя, по скромным оценкам, ускорила лет на 15 массовый сдвиг от офисной жизнедеятельности, сопряженной с постоянными физическими перемещениями, к удаленной работе и фрилансу. По мнению Цукерберга, широкое внедрение гарнитур виртуальной и дополненной реальности позволит по желанию переноситься в любой уголок мира (разумеется, если у вас толстый интернет-канал, а региональные цензурные блокировки не предусмотрены), что радикально снизит число автомобильных поездок и авиаперелетов — и поможет очистить окружающую среду. Вдобавок отсутствие потребности в физическом доступе к офисному рабочему месту высвободит деньги, ранее расходуемые сотрудниками на аренду недвижимости в крупных городах вроде Сан-Франциско или Нью-Йорка. Неизвестно, читает ли Цукерберг работы о старомодном и таком знакомом будущем (о Джеффе Безосе или Элоне Маске это можно утверждать с достаточной надежностью), но в поисках подлинно метких аналитических прогнозов уместно сличить его инновационные предложения и опенспейсные ритуалы культа ускоренной разработки ПО с провидческим, хотя и старомодным по лексике (и безыскусным по сюжетной архитектуре) романом-сборником Лауренса Мэннинга.
Он первоначально был опубликован как цикл рассказов на страницах Wonder Stories в 1933-м, а издан под одной обложкой спустя более сорока лет, когда Мэннинг, не получивший признания у современников, давно уже отошел от литературной деятельности и занялся рассылкой сеянцев растений по почте — бизнесом, отдаленно напоминающим первые ростки Amazon.
В истории Мэннинг остался скорее не как садовод, писатель или филолог, а как ракетчик — основатель Американского межпланетного общества, мутировавшего впоследствии в Институт аэронавтики и космонавтики. А его «Человек, который проснулся» в наши дни практически забыт, хотя в нем при желании не очень трудно усмотреть ближайшего общего предка «Терминатора», «Матрицы» и «Гаттаки».
— Это новостной и развлекательный центр.
— А что он делает?
— Нажми нижнюю кнопку, и увидишь!
Уинтерс так и сделал. В тот же миг шестифутовое пространство, отведенное ему, заполнилось светом, зазвучали голоса. На секунду он ошеломился, но тут же понял, что через экран и динамик ему проецируют какой-то спектакль. Он сел было посмотреть, но услышал, как сосед стучит по стеклянной перегородке. Коснувшись рычага, Уинтерс опустил ее.
— Лучше следилки нацепи, — предостерег тот и кивнул на панель управления.
Уинтерс снова нацепил браслет и ножную цепочку. Остаток времени на вахте он не снимал их. Спектакль ему наскучил спустя десяток минут: пьеса трактовала о проблемах женщины, у которой было семь любовников. Он нажал другую кнопку и увидел на экране грандиозный пейзаж, словно бы с высоты полета воздушного корабля. Такая картина более отвечала его вкусам, и он погрузился в неторопливое созерцание лесных просторов, а когда в поле зрения возникли белые городские стены, у него захватило дух; затем он пронесся над открытой водой и чарующими островами в сапфировом море. Путешествовать можно было, не сходя с места!
В дальнейшем он большую часть времени проводил за этим экраном, а закадровый голос комментировал демонстрируемые зрелища и называл города, пролетавшие мимо. Неделю Уинтерс ел, отсыпался, изредка работал за панелью и наслаждался травелогом. Тихий и спокойный образ жизни позволял ему набираться сил.
За неделю, проведенную в рабочем кабинетике, Уинтерс многое узнал об этой цивилизации. Мозг размещался во впечатляющем сооружении у центра города. Он вырос из небольшой затравки и все еще продолжал расти, занимая теперь почти половину кубической мили — миллионы банков фотоэлектрических ячеек, мыслезаписей, управляющих переключателей, идейно-ассоциативных маршрутизаторов и другая начинка, дюжины различных типов, недоступных пониманию. Из этого мозга контролировалась— в самом буквальном смысле— вся планета. Каждый город мира представлял собой не более чем репитерную станцию, через которую центральный Мозг диктовал свою политику и определял судьбы жителей.
keellorenz, 29 марта 2020 г.
Герой погружается в анабиоз и просыпается каждые 5 тысяч лет, чтобы наблюдать за человечеством и его эволюцией. Масштаб событий — 25 тысяч лет.
В принципе это хоть и бульварно-журнальная , но эпическая во всех смыслах попытка написать аналог романа Стэплдона «Последние и первые люди» с точки зрения представителя американской культуры. Масса разнообразных сюжетов и тем из этого позабытого произведения вероятно оказало влияние на НФ второй половины 20 века. Затрагиваются проблемы экологии (даже глобального потепления), тоталитаризма, виртуальной реальности (как в фильме «Матрица»), генетики, психологии, медицины, бессмертия, освоения космоса, искусственного разума, путешествий во времени. Один из ранних интригующих и в высокой степени научно-правдоподобных примеров «истории будущего» именно в американской НФ, сопоставимый с книгой «Город» К. Саймака. Мэннинг в своих фантазиях шагнул так далеко, что должен по праву носить звание короля-основоположника жанра наравне с Гамильтоном и тп авторами. Обязателен к прочтению историками жанра и достоин переиздания в силу наличия весьма не банальных футурологических размышлений в духе Лема, Стэплдона и т.п. Невероятный, футурологически грамотный и научно-правдоподобный шедевр американской фантастики 30х годов , каких поискать.
a-lexx fff, 18 апреля 2021 г.
Настолько шедевр, насколько во времена журнальной фантастики это вообще было возможно. Умное и тонкое исследование сценариев будущего — будущего странного, но логичного, и при том — непривычно- неожиданного. Тупики «виртуалки» и гипериндивидуализма, конфликты поколений, цивилизация бессмертных людей -богов как оптимистический итог... Одна из Великих Книг Жанра