fantlab ru

Лоуренс Мэннинг «Человек, который проснулся»

Рейтинг
Средняя оценка:
9.20
Оценок:
5
Моя оценка:
-

подробнее

Человек, который проснулся

The Man Who Awoke

Цикл

Аннотация:

Норман Уинтерс пришел к предположению, что космические лучи — подлинный источник химических процессов в клетках и фактор регуляции продолжительности жизни. Соорудив для себя экранированный от них склеп, он погружается в анабиоз с намерением пробуждаться каждые пять тысячелетий. Но уже первое пробуждение в эпоху конфликта поколений на замусоренной Земле с опозданием наводит Уинтерса на мысль, что достичь таким образом утопии будет труднее, чем мечталось. Делать нечего, остается прыгать во времени вперед и вперед...


Содержание цикла: по порядкупо годупо рейтингу


7.79 (14)
-
1 отз.
8.00 (3)
-
7.50 (4)
-
1 отз.
8.00 (3)
-
8.00 (3)
-

Похожие произведения:

 

 


До золотого века. Том 1
2023 г.

Периодика:

Wonder Stories, March 1933
1933 г.
(английский)
Wonder Stories, April 1933
1933 г.
(английский)
Wonder Stories, June 1933
1933 г.
(английский)
Wonder Stories, August 1933
1933 г.
(английский)
Wonder Stories, May 1933
1933 г.
(английский)
Captain Future, Summer 1941
1941 г.
(английский)
Captain Future, Fall 1941
1941 г.
(английский)
Captain Future, Winter 1942
1941 г.
(английский)

Самиздат и фэнзины:

Человек, который проснулся
2007 г.
До золотого века
2017 г.
До золотого века
2018 г.
До золотого века
2020 г.
До Золотого века. Том 1
2022 г.

Издания на иностранных языках:

Before the Golden Age
1974 г.
(английский)
The Man Who Awoke
1975 г.
(английский)
The Man Who Awoke
1977 г.
(английский)
Der Jahrtausendschläfer
1977 г.
(немецкий)
Sense of Wonder: A Century of Science Fiction
2011 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сокращенная версия заметки для Medium (https://bit.ly/2OP4VqN).

Недавнее интервью Марка Цукерберга The Information производит менее амбициозное впечатление, нежели послание к народам государства Facebook в начале трампистского междуцарствия, но, впрочем, Цукерберг может теперь немного отдохнуть и расслабиться — настойчивая борьба корпораций Кремниевой Долины и “нового жречества”, спонсируемого ими, привела к успешному сносу палаток Четырехмильного цирка на Капитолийском холме, пускай и ценою “пламенных, но в целом мирных” протестов, цифровой охоты на ведьм и всемирной пандемии карантинов.

Эта последняя, по скромным оценкам, ускорила лет на 15 массовый сдвиг от офисной жизнедеятельности, сопряженной с постоянными физическими перемещениями, к удаленной работе и фрилансу. По мнению Цукерберга, широкое внедрение гарнитур виртуальной и дополненной реальности позволит по желанию переноситься в любой уголок мира (разумеется, если у вас толстый интернет-канал, а региональные цензурные блокировки не предусмотрены), что радикально снизит число автомобильных поездок и авиаперелетов — и поможет очистить окружающую среду. Вдобавок отсутствие потребности в физическом доступе к офисному рабочему месту высвободит деньги, ранее расходуемые сотрудниками на аренду недвижимости в крупных городах вроде Сан-Франциско или Нью-Йорка. Неизвестно, читает ли Цукерберг работы о старомодном и таком знакомом будущем (о Джеффе Безосе или Элоне Маске это можно утверждать с достаточной надежностью), но в поисках подлинно метких аналитических прогнозов уместно сличить его инновационные предложения и опенспейсные ритуалы культа ускоренной разработки ПО с провидческим, хотя и старомодным по лексике (и безыскусным по сюжетной архитектуре) романом-сборником Лауренса Мэннинга.

Он первоначально был опубликован как цикл рассказов на страницах Wonder Stories в 1933-м, а издан под одной обложкой спустя более сорока лет, когда Мэннинг, не получивший признания у современников, давно уже отошел от литературной деятельности и занялся рассылкой сеянцев растений по почте — бизнесом, отдаленно напоминающим первые ростки Amazon.

В истории Мэннинг остался скорее не как садовод, писатель или филолог, а как ракетчик — основатель Американского межпланетного общества, мутировавшего впоследствии в Институт аэронавтики и космонавтики. А его «Человек, который проснулся» в наши дни практически забыт, хотя в нем при желании не очень трудно усмотреть ближайшего общего предка «Терминатора», «Матрицы» и «Гаттаки».

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Часа два он просидел, глядя на панель управления. Три минуты из этих двух часов у него ушли на исправление незначительной ошибки маршрутизации. Остаток времени он бездельничал… Пятнадцать минут рутинной деятельности, и он управился как раз к сигналу гонга. Подошел к доске заказа и нажал все кнопки, поскольку был голоден. Человеку столько съесть было не по силам, но он оставил недоеденное для уборки вместе с пустыми тарелками на сдвижном стеллаже. Такой образ жизни его невероятно утомлял. Из кабинетика ничего нельзя было разглядеть, кроме выгородок соседей слева и справа. Он обнаружил, однако, что под стеклом на стене имеется не замеченная им прежде панель, и поинтересовался у коллеги справа ее предназначением.

— Это новостной и развлекательный центр.

— А что он делает?

— Нажми нижнюю кнопку, и увидишь!

Уинтерс так и сделал. В тот же миг шестифутовое пространство, отведенное ему, заполнилось светом, зазвучали голоса. На секунду он ошеломился, но тут же понял, что через экран и динамик ему проецируют какой-то спектакль. Он сел было посмотреть, но услышал, как сосед стучит по стеклянной перегородке. Коснувшись рычага, Уинтерс опустил ее.

— Лучше следилки нацепи, — предостерег тот и кивнул на панель управления.

Уинтерс снова нацепил браслет и ножную цепочку. Остаток времени на вахте он не снимал их. Спектакль ему наскучил спустя десяток минут: пьеса трактовала о проблемах женщины, у которой было семь любовников. Он нажал другую кнопку и увидел на экране грандиозный пейзаж, словно бы с высоты полета воздушного корабля. Такая картина более отвечала его вкусам, и он погрузился в неторопливое созерцание лесных просторов, а когда в поле зрения возникли белые городские стены, у него захватило дух; затем он пронесся над открытой водой и чарующими островами в сапфировом море. Путешествовать можно было, не сходя с места!

В дальнейшем он большую часть времени проводил за этим экраном, а закадровый голос комментировал демонстрируемые зрелища и называл города, пролетавшие мимо. Неделю Уинтерс ел, отсыпался, изредка работал за панелью и наслаждался травелогом. Тихий и спокойный образ жизни позволял ему набираться сил.

За неделю, проведенную в рабочем кабинетике, Уинтерс многое узнал об этой цивилизации. Мозг размещался во впечатляющем сооружении у центра города. Он вырос из небольшой затравки и все еще продолжал расти, занимая теперь почти половину кубической мили — миллионы банков фотоэлектрических ячеек, мыслезаписей, управляющих переключателей, идейно-ассоциативных маршрутизаторов и другая начинка, дюжины различных типов, недоступных пониманию. Из этого мозга контролировалась— в самом буквальном смысле— вся планета. Каждый город мира представлял собой не более чем репитерную станцию, через которую центральный Мозг диктовал свою политику и определял судьбы жителей.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Герой погружается в анабиоз и просыпается каждые 5 тысяч лет, чтобы наблюдать за человечеством и его эволюцией. Масштаб событий — 25 тысяч лет.

В принципе это хоть и бульварно-журнальная , но эпическая во всех смыслах попытка написать аналог романа Стэплдона «Последние и первые люди» с точки зрения представителя американской культуры. Масса разнообразных сюжетов и тем из этого позабытого произведения вероятно оказало влияние на НФ второй половины 20 века. Затрагиваются проблемы экологии (даже глобального потепления), тоталитаризма, виртуальной реальности (как в фильме «Матрица»), генетики, психологии, медицины, бессмертия, освоения космоса, искусственного разума, путешествий во времени. Один из ранних интригующих и в высокой степени научно-правдоподобных примеров «истории будущего» именно в американской НФ, сопоставимый с книгой «Город» К. Саймака. Мэннинг в своих фантазиях шагнул так далеко, что должен по праву носить звание короля-основоположника жанра наравне с Гамильтоном и тп авторами. Обязателен к прочтению историками жанра и достоин переиздания в силу наличия весьма не банальных футурологических размышлений в духе Лема, Стэплдона и т.п. Невероятный, футурологически грамотный и научно-правдоподобный шедевр американской фантастики 30х годов , каких поискать.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Настолько шедевр, насколько во времена журнальной фантастики это вообще было возможно. Умное и тонкое исследование сценариев будущего — будущего странного, но логичного, и при том — непривычно- неожиданного. Тупики «виртуалки» и гипериндивидуализма, конфликты поколений, цивилизация бессмертных людей -богов как оптимистический итог... Одна из Великих Книг Жанра

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх