Иоганн Вольфганг Гёте «Страдания юного Вертера»
- Жанры/поджанры: Реализм | Любовный роман
- Общие характеристики: Психологическое | С ярко выраженной любовной линией
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Центральная Европа | Западная Европа ))
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой | Для взрослых
История несчастного Вертера, страдавшего от своей безумной и неразделенной любви к девушке Лотте.
В произведение входит:
|
Награды и премии:
лауреат |
1001 книга, которую необходимо прочитать / 1001 Books You Must Read Before You Die, 2006 |
- /языки:
- русский (33), украинский (1)
- /тип:
- книги (34)
- /перевод:
- Н. Касаткина (21), С. Сакидон (1), А. Струговщиков (1), Р. Эйвадис (5)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
DulcineadelTobos, 22 февраля 2017 г.
Потрясающий психологический триллер. Это истинный шедевр. Рекомендую читать и перечитывать.
Wooldfas, 28 января 2013 г.
...Говорят, что после прочтения романа с Бонапарте стали происходить странные вещи, и он едва не застрелился; Сентиментализм — особое направление литературы, западное направление, глоток свежего воздуха для отечественных авторов дабы взмыть над дворцовым аппаратом напрямик к «окну в Европу». Как самый яркий пример, вспомните «Бедную Лизу»- аналог плачевно известного синдрома . Разница в возрасте у обоих авторов небольшая, но ощутима пропасть на стыке разных культур, понимания места человека в обществе и его устремлений в нем. О произведении: остановилась на «сцене у фонтана» и забылась; финал чувственного переживания без сознательной проработки очевиден — к сожалению, звучит как диагноз. Здесь трудно «хвалить» взаимодействие персонажей, пейзажа, композицию в целом, и тем более сюжет; Он здесь, как и во всей литературе XVII-XIX веков, — синоним Истории.
Сегодня, теперь уже обыденные фундаментальные столпы любого художественного произведения, несут на себе максимальную нагрузку, изображая народные настроения из вне, а не снаружи, накатывающее безумство и как ни странно флегматичность, в довольно искаженной форме оголяя «враждебную» действительность, последнее кстати, в большей степени удавалось русской литературе где изнанка чувств человеческих редко ограничивалась одними стенаниями по вечному. Чтобы сформировать основательное суждение о прочитанном, советую обратиться к исторической справке, вникнув тем самым в предпосылки и идею романа, но самый потрясающий вывод вы несомненно сделаете сами —
Это не семь, не десять балов по шкале Рихтера, это — глобальная катастрофа.
kerigma, 9 апреля 2022 г.
Хочется сказать: что, и это все? И этот немудрящий сюжет с экзальтированным юнцом, единственной проблемой которого в жизни является безответная любовь без особой истории, — он и исчерпывает собой столь знаменитый роман? Который читали и перечитывали, из-за которого куча молодежи реально заканчивала жизнь самоубийством, впечатлившись? Простите, чем же тут впечатляться. Все так простенько и безыскусно: не бюргерский мирок, а некая условная пастораль. Некая условная молодая девушка, наделенная всеми добродетелями и красотой, в которую, конечно же (!) влюбляется лирический герой.
А дальше между ними, собственно, ничего не происходит. Девушка выходит замуж за того, с кем и так была помолвлена до встречи с героем, он становится другом дома, но в итоге все-таки кончает с собой, по мне — так от безделья Потому что если сон разума рождает чудовищ, то сон разума вместе со сном воли (потому что герой толком ничего не делает все время, когда мы его наблюдаем, не считая неудачной попытки подвизаться на дипломатическом поприще), действительно, не позволяет найти иной смысл жизни, кроме как в любви. А если с любовью не получается — тут и выясняется, что героя помимо его чувства как бы нет. Чем он занимался до встречи с Лоттой? Судя по книге, особо ничем. После тоже. Что его интересует и волнует? Тоже особо ничего. Такое чистое воплощение юношеской экзальтации на любовной почве, не отягощенное какими-либо другими чувствами, мыслями и заботами. Даже о его семье и друзьях мы ничего особо не узнаем, во всяком случае, в качестве живых людей их не видно, только как функции.
Глядя на все это, начинаешь понимать, почему девушка предпочла другого. Тот печальный случай, когда то, что так будоражило прежние поколения, нынешнее давно переросло.
Sawwin, 24 января 2017 г.
На редкость скучное и занудное произведение. Почти невозможно поверить, что десятки юных балбесов свели счёты с жизнью, прочитав эту книжечку. Только смертельным сенсорным голодом можно объяснить такое явление. Бюргерская мораль, полное отсутствие живого чувства и, пожалуйста, пуля в лоб от нечего делать. Наверное для потенциальных самоубийц последней четверти XVIII века и нужно было писать вот так назидательно, в стиле романов Джонсона и иных, забытых ныне, назидателей. Более живой стиль воспитанное в занудстве поколение не сумело бы воспринять. Хорошо, что мы ушли от этой замшелой морали, от мертвящего воспитания, и «Страдания юного Вертера» уже не могут отправлять на тот свет молодых людей.
Oreon, 11 июня 2013 г.
Ну что сказать? — Талант автора чувствуется и первая треть книги наполненная красивыми романтическими описаниями природы и размышлениями юного Вертера, облаченными в форму писем к его другу, обещала и дальнейшее занятное чтение. Но увы, роман очень быстро скатился в болезненную рефлексию неокрепшего ума, прямо пораженного неким демоном, которого если вовремя не изгнать — ведущего пораженную душу к погибели, а равно и третирующего окружающих людей. Вот и наш Вертер, встав на путь этой больной безумной страсти (ибо любовь — это светлое доброе чувство, которое не может быть деструктивным и вести к погибели), измывает себя и свою возлюбленную, изливает свою горечь в частых и подробных письмах к другу. Все это носит странный и нелогичный вид, ибо создается впечатление, что все окружающие вместо того, чтобы убрать Вертера куда подальше и постараться переключить его на иной предмет воздыханий, всячески потакают ему в его безумии. Тут и Лотта, которая дарит ему бантики и дает умывать горячими слезами свои белые ручки, ее уже муж, Альберт, видя как Вертер страдает от чувств к своей уже жене, приглашает его к себе в гости, как своего друга дабы уменьшить его страдания (???), а потом наверно из тех же дружеских чувств дает ему пистолеты. Отдельно, наверно, стоит упомянуть и друга, к которому Вертер пишет свои письма — это надо иметь терпение подобные излияния читать и не принимать никаких мер.
Ну и концовка:
SnickS, 4 ноября 2021 г.
Сильная вещь о сильного автора!
Да, пессимизмом заряжает по полной, да, что то сейчас кажется неактуальным/неправдоподбным/вычурным, НО как тонко сделана градация от любви до смерти.
Не нужно эту вещь раскладывать по болтикам и говорить о мелочах.
Прочесть стоит, но только не тогда, когда у вас грустный настрой или, не дай бог, депрессия: станет хуже.
Velary, 3 декабря 2016 г.
Сейчас, конечно, читается ужасно глупо и наигранно, но охотно верю, что на момент написания роман стал культовым. Даже, вон, волну подражателей вызвал. Но то было триста лет назад, а в XXI веке над такими СТРАДАНИЯМИ никто не будет плакать, уж скорее посмеются.
Юный Вертер (произносить с придыханием) влюбляется в очаровательную добрую-красивую-умную-самоотверженную-и-прочая девушку, которая, увы, обручена с другим. С появлением на сцене жениха наш герой решается уехать и вытравить зазнобу из сердца, начав строить карьеру, но всё ему не так, начальник дурак, так что он возвращается на места боевой славы, где взаимная склонность приводит к трагической развязке.
Весь роман состоит из собственно излияний Вертера. Как ни странно, они не раздражают, вот что значит писательский талант. Но быстро приедаются (благо, объём произведения невелик).
Так и не поняла, в чём ценность романа, мне кажется, ему бы стоило остаться в родном XVIII веке.
Inseph, 18 августа 2021 г.
Я не могу поверить в любовь Вертера.
Если бы он добился её, то всё бы кончилось, как с Леонорой в начале произведения: он развлекался со «своенравными прелестями её сестрицы», хоть и осознавал, что он «давал пищи её увлечению». Лотты же отличие лишь в том, что она была недоступна для Вертера, что она сама и предположила.
А в целом книга приторная(не знаю оттого ли, что современный человек стал эмоциональным импотентом), все «эмоциональные взрывы» Вертера кажутся малость неправдоподобными. Он переигрывает.
Парадоксально, но, что бы не говорил здравый смысл, мне хочется верить в такую любовь; в то, что можно смотреть на мир, как Вертер. Наверное это свойственно подростковому периоду — «всё или ничего».
Прочитать «Страдания юного Вертера» стоит, произведение повлияло в своё время на развитие мировой литературы, да и образ влюбленного страдальца, сводящий счёты с жизнью из-за неразделённой любви, уже давно закрепился в массовой литературе.