Сэмюэл Дилэни «Стекляшки»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Мировой океан, моря (Остров вдалеке от континентов и цивилизации | Подводный мир ))
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Генетические эксперименты, мутации
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Обезображенный человек-амфибия, по имени Кейан Свенсон, во время прогулок по берегу моря, собирал стекляшки — осколки стекла, обточенные морем. Однажды, во время одной из таких прогулок, он встречает девушку-амфибию по имени Ариэль, которая заинтересовывается его занятием. Узнав его имя, девушка вспоминает ту трагедию, которая так изуродовала Свенсона... И вот, вновь затеяно то, что может обернуться подобной трагедией...
Входит в:
— журнал «If, June 1967», 1967 г.
— антологию «World's Best Science Fiction: 1968», 1968 г.
— антологию «The New Tomorrows», 1971 г.
— сборник «Стекляшки», 1971 г.
— антологию «A Day in the Life», 1972 г.
— антологию «Spectrum of Worlds», 1972 г.
— антологию «Mermaids!», 1985 г.
— антологию «Worlds of If: A Retrospective Anthology», 1986 г.
— антологию «Science Fiction: The Science Fiction Research Association Anthology», 1988 г.
— антологию «Modern Classics of Science Fiction», 1991 г.
— сборник «Driftglass/Starshards», 1993 г.
— журнал «Сибирские огни № 3-4, 1993 год», 1993 г.
— «Модель для сборки», 1995 г.
— сборник «Да, и Гоморра», 2003 г.
— антологию «Sense of Wonder — A Century of Science Fiction», 2011 г.
— антологию «Mermaids and Other Mysteries of the Deep», 2015 г.
— антологию «Созвездие Льва-6», 2021 г.
Номинации на премии:
номинант |
Небьюла / Nebula Award, 1967 // Рассказ |
- /языки:
- русский (7), английский (20)
- /тип:
- книги (22), периодика (2), самиздат (1), аудиокниги (2)
- /перевод:
- Т. Боровикова (1), А. Лидин (3), О. Мухина (1)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Darth_Veter, 1 сентября 2024 г.
Кэл Свенсон — человек-амфибия, созданный генетиками для подводных работ в океанских глубинах. 12 лет назад он сильно пострадал во время прокладки энергетического кабеля по дну сейсмически-активного желоба Шрам. Теперь он живет на берегу океана, воспитывая чужих детей и вспоминая о тех временах, когда он был с морем «на ты». Одна из его новых знакомых, тоже амфибия, сообщает ему неожиданную новость: корпорация «Акватика» решила организовать новую попытку прокладки кабеля по дну злосчастного Шрама...
Идея создания подвида homo aquaticus — человека, способного свободно жить и работать под водой, — стара как мир. Достаточно вспомнить хотя бы известный роман Беляева «Человек-амфибия», написанный почти сто лет тому назад. Что же нового добавил к указанному образу очередной писатель-фантазер? Во-первых, некоторые отличия в анатомии. Кроме очевидных и потому обязательных жабр, это еще и особое третье веко, способное сохранять человеку нормальное зрение на большой глубине. Потом — особая кожа, не мешающая скольжению в водной толще и способная лучше сохранять тепло на многокилометровой глубине. Второе отличие заключается в том, что амфибий начинают производить в промышленных масштабах, чтобы обеспечить выполнение всех запланированных работ по прокладке энергокабелей. Такую операцию проводят еще в детстве, чтобы человек успел освоиться со своими новыми качествами. То есть, амфибии — не какая-то прихоть или чудачество, а экономическая необходимость, одно из проявлений научно-технического прогресса. Они обойдутся дешевле подводных лодок и аквалангистов, которым нужно создать особые условия для работы.
Но сам труд амфибий не стал от этого более легким и безопасным, о чем собственно и говорит сюжет новеллы. Несмотря на то, что с момента предыдущей аварии прошло более 12 лет, в быте и экипировке людей-амфибий мало что изменилось. Стремление сохранить рыболовный промысел опять приводит к трагедии, которая была вовсе необязательна, учти корпорация «Акватика» все ошибки прошлого. Возможно, тут автор немного сгустил краски, чтобы обозначить проблему, а может, людям просто свойственно постоянно наступать на старые грабли. Так или иначе, но автор в очередной раз решил сыграть на психологизме, чтобы обеспечить нужный эмоциональный отклик со стороны читателя. Судя по всему, позитивная концовка вообще не в стиле Дилэни. Может, это и к лучшему: люди хорошенько подумают, перед тем как создавать подобных амфибий в будущем.
------------
РЕЗЮМЕ: этюд о людях-амфибиях, работающих на благо всего человечества в океанских глубинах. Впрочем, современные технологии связи могут сделать подобную профессию экономически невыгодной и потому ненужной.
vfvfhm, 3 июня 2023 г.
Противоречивые впечатления. В высшем смысле, но все-таки.
Когда прочитал начало рассказа, где искалеченный отшельник встречает на пляже русалку и приглядевшись понимает, что она — биотехник, подумал: очередной гениальный шедевр от Дилэни. Однако потом последовал и сам рассказ.
«Стекляшки» написаны сразу вслед за «Да, и Гоморра», первым рассказом Дилэни. И, похоже, написан по инерции. В первом рассказе — высший взлет поэтической интуиции, наложенной на мастерство. А тут видна мастеровитая деловитость. Рассказ крепко скроен и ладно сшит, но и только. Настолько искусственен, что даже предсказуем. А это нарушает законы самого автора, которые он декларирует в своих эссе и статьях.
Заранее известно, что произойдет. И это не власть Рока или иная мистика судьбы мира, а инерция жанра и его мышления. Да и тема — освоение человечеством нового Фронтира и плата за прогресс. И персонажи — избранные люди нового будущего — все повторяет «Гоморру», только в ремесленном варианте.
Однако, это ремесло высшего порядка. В рассказе-зерне спрятан уже весь Питер Уоттс, например, с его темами и проблематикой.
«Стекляшки» уступили «Гоморре» в борьбе за Небьюлу, и справедливо. Так фанерный аэроплан уступает ракете.
oryxandcrake, 29 марта 2020 г.
Добротная фантастика в духе шестидесятых годов ХХ века (когда, собственно, рассказ и был написан). Герои стремятся покорять и завоевывать. Погрустили о товарищах, павших при исполнении долга — и снова в бой. Потом оказывается, что текст вовсе не примитивен, он гораздо глубже. Начинаешь задумываться, какой ценой достигается прогресс. Можно ли послать на смерть десятки человек, чтобы тысячам было где жить и чем питаться? Концовка грустная, лирическая. И все это на десятке страниц. Произведение большого мастера, безусловно, стоящее прочтения.
P.S. Действие рассказа происходит вовсе не на острове, а на океанском побережье Бразилии, которая несколько раз упоминается в явном виде. Откуда в жанровом классификаторе взялся остров, да еще вдали от континентов и цивилизации, непонятно. В рассказе постоянно мелькают автобусы, супермаркеты и подводные лодки. Если это не цивилизация, то я королева английская.
Incnis Mrsi, 1 сентября 2020 г.
Типичная фантастика 1960-х, чтение которой теперь вызывает лёгкую ностальгию по XX веку. Магнитофоны, Эннио Морриконе, бутылки для прохладительных напитков из _стекла_. И притом забавная технологическая наивность: разумеется, колонии людей на Луне и Марсе, но при этом в качестве осветительного прибора используется
Спросить, что ли, автора (пока жив) — на Марс его герои на керосиновой тяге летали, или как?
olpo70, 18 сентября 2015 г.
Очень грустная история.Вот вроде бы осуществилось одно из мечтаний человечества:плавать как рыбы.Но в рассказе нет радости.Нет сам водоплавующий народ дружен и счастлив.Однако события рассказа грустны.Пример когда на чужих ошибках не учатся.А ведь главный герой всё расказал,всё объяснил.Отдельной линией идет тема рыбалки.Прочтя это место в рассказе я понял почему он посвящен повести «Старик и море».Замечательный рассказ,но очень трагичный.Читается легко,но вызывает тяжелые чувства и мысли.
god54, 17 февраля 2011 г.
Первый рассказ, который, как мне показалось, сумел совместить психологические описания автора и хорошую фантастическую составляющую. Он не упирает на технические подробности, он словно дает срез жизни, всего несколько дней людей-амфибий, в которые вместилось все: любовь, радость, горе, смерть, выбор дороги в жизни, простые чувства людей на фоне фантастических событий. Написано очень атмосферно, а слова льются словно тихий ручеек и доставляют истинное наслаждение. Жаль, что автор так прямо и указал в посвящение (старику и морю) откуда у него этот сюжет, правда, в новой упаковке, но похоже.
Vendorf, 18 ноября 2008 г.
Но всеравно не понимаю, зачем на такую сложную и опасную работу послали еще «зеленых» детей, если и опытный специалист не в курсе, как поступать в подобой ситуации...