Гарри Гаррисон «Рождение Стальной Крысы»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Юмористическое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы | Открытый космос )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Семнадцатилетний Джим ди Гриз, уроженец захолустной сельскохозяйственной планеты Бит О'Хэвен, твердо решает посвятить свою жизнь преступной деятельности. Но вот беда — ввести в криминальный мир и обучить самым необходимым вещам его некому. Есть только одна надежда — легендарный преступник Слон, о котором, правда, уже полтора десятка лет никто ничего не слышал. И все же другого выбора нет, и Джим пойдет на все, чтобы разыскать Слона и убедить его стать своим учителем.
Входит в:
— цикл «Стальная Крыса»
- /языки:
- русский (20), украинский (2)
- /тип:
- книги (19), аудиокниги (3)
- /перевод:
- П. Жуков (14), П. Жуков (1), В. Зенгва (1)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Darth_Veter, 28 ноября 2021 г.
Сага о Стальной Крысе появилась в нашей стране в эпоху Перестройки. Вначале это были полулегальные перепечатки с оригинала, которые тайно распространяли между собой студенты вузов, а немного позднее заработал приснопамятный «самиздат», использовавший более качественную основу — типографскую печать. В нашем городе в те годы была одна из крупнейших типографий СССР, которая в основном печатала учебную и научно-техническую литературу. На ее основе самиздатовцы и запустили свой «проект», работавший по ночам сразу по завершении основного рабочего дня. Бумаги тогда было много, и никто ее толком не считал — просто выписывали новую партию, как только заканчивалась старая. Так что дело процветало до тех самых пор, когда центральные издательства озаботились коммерциализацией производства. «Черный рынок» показал им тогда, что интересом публики, соскучившейся по хорошей литературе, пренебрегать никак нельзя. От тех времен у меня осталось репринтное издание «Тарзана» да самиздатовский вариант первой «Дюны». На подобные книги в конце 80-х можно было выменять монофонический магнитофон Sanyo или даже Sharp. Со временем ценности — увы! — поменялись, и сегодня любую книгу можно прочесть и в бесплатном цифровом варианте. Мне кажется, что это сильно обесценило все печатные издания. По крайней мере, мои ученики их уже не читают (от слова «совсем»). Что касается первой Крысы, то начал я ее читать в электронном варианте, который скачал в середине 90-х с одного из файлообмеников сети FIDO. Пришлось для этого распечатать ее на обычном матричном принтере по серой бумаге, где буквы зачастую сливались с фоном. Спустя несколько лет я смог приобрести официальное издание из серии «Монстры Вселенной», в которое были включены сразу пять (!) первых хроник. Джим ди-Гриз стал для многих тогда символом Демократии и Нового Времени. Этот ореол остался за ним для всех тех, кто лично пережил эпоху Гласности.
Чем же берет за душу этот авантюрист-одиночка? Во-первых, своим неунывающим характером. С самого начала его жизнь представляла собой унылые серые будни, в которых не было и лучика света надежды. Но Джима это не огорчило, а вдохновило на разные поступки, которые сделали из него личность, которая сама строит свое будущее, не дожидаясь пришествия добрых небесных ангелов. Даже попадая в сложные ситуации, он не падал духом и относился к своим неудачам с иронией и юмором. Все его шуточки сейчас кажутся пресными и однообразными, но в 90-е годы они изрядно поднимали тонус читателю, уставшему от негативной хроники официальных телеканалов. Во-вторых, сами похождения будущей Стальной Крысы в первом романе показаны весьма изобретательно. Автор не пожалел времени, чтобы хорошенько продумать все аферы юного Джима ди-Гриза. Наверно, поэтому они и не выглядят выдумкой, а содержат то рациональное зерно, которое в то время вполне могли использовать настоящие грабители банков. Некая искусственность начинает чувствоваться только ближе к финалу, когда действие перемещается на планету Спиовенте (Спайовенте). Видать, автор уже сам начал тогда уставать от своего героя — продолжения, ведь, не планировались. В-третьих, мораль главного героя весьма нестандартна для его профессии. Он — отщепенец среди людей, поставивший себя в противовес обществу и творящий разного рода грязные делишки. Но он только крадет деньги у разного рода нуворишей и никогда не грабит бедных граждан и, тем более, не убивает своих противников. Тому же учил его и наставник — известный «джентельмен удачи» Слон (в оригинале — Ферзь). Не марай свое имя кровью, а будь хитрым и изобретательным, словно крыса, прогрызающая свои тайные ходы в теле Общества, говорил он. Поэтому преступления Джима не вызывают у читателя отторжения — только восторг и улыбки. Эдакий идеальный и воспитанный грабитель, который своими поступками учит людей жить правильно. Почти как Робин Гуд из старой английской легенды. В-четвертых, Джим не чурается новых технологий, а стремится поставить их себе на службу. Он угоняет автомобили и катера, разбирается с мудреными автоматами ресторана «Максвиниз», учится писать простейшие программки на компьютере, обманывает охранные системы ... и даже играет в шахматы! Ничего не скажешь — ума палата! Достойный пример для современной молодежи (в смысле освоения новых технологий, конечно). А если добавить к этому списку еще и изучение межгалактического языка эсперанто, то он и вообще покажется многим куда большим интеллигентом, чем знаменитый авантюрист Остап Бендер.
Словом, выдумка Гаррисона оказалась неожиданно удачной. После триумфа первой книги стало ясно, что бросать столь выгодную тему неразумно. И продолжения последовали. Вначале — даже более удачные, нежели оригинал, напоследок — не очень. Но дух новаторства и нестандартности никуда не исчез. а просто транформировался в нечто иное, каноническое, без чего нынче невозможно составить образ харизматичного космического авантюриста.
----------------
РЕЗЮМЕ: начало саги о Стальной Крысе, где рассказывается о его становлении как известного галактического авантюриста и наемника. Настоящая классика авантюрной фантастики, достойная занять место на вашей книжной полке.
nika-iren, 19 декабря 2019 г.
Ещё читая «Барраярский цикл» Лоис Макмастер Буджолд, мне на глаза постоянно попадались рекомендации почитать «Стальную крысу» Гарри Гаррисона, как схожие чтиво. Посему, вдохновленная предыдущим, очень интересным циклом, я с энтузиазмом взялась за прочтения нового шедевра НФ и, разочаровалась. Возможно моя ошибка была в том, что я на волне настроения другого произведения, перешла на данный роман, а возможно, я спроецировала ожидания, на новую книгу. Но, итог низкая оценка.
Данная книга рассчитана все же на подростковую аудиторию. Именно молодым и юным будет импонировать задор и нетерпеливость героя, его бунтарское девиантное поведение, некий юношеский максимализм. Однако, нельзя не заметить, что многие приключения Джими ди Гриза не несут логических поведенческих обоснований, а объяснение: «Мне так захотелось» звучит несостоятельно. Тем не менее главные герои: Джими и Слон вызывают симпатию и интерес.
Чтобы выделить героя, Гаррисон, в своём романе работает на контрасте, подчеркивая те или иные качества персонажа окружающей обстановкой. Несмотря на это, сопровождающие миры прорисованы слабо, основной упор идёт на приключения и перипетии героев, которые, надо признать, на любителя как и юмор. Последний вообще не только понять но и найти ещё надо. Как-никак, а юмор в произведениях для всех разный и во многом зависит от развития самого читателя.
Итог: амбивалентное впечатление от книги, наверное я её просто уже переросла. Но продолжение всё же прочитаю, надеюсь что впечатление от цикла дальше улучшится.
lennox1the1lion, 26 февраля 2024 г.
Никогда не понимал людей, которые хейтят Незнайку на луне за то, что тот не похож на графа Монте Кристо. Это авантюрная фантастика. Это развлекалово. Это Гарри Гаррисон, а не Фридрих Ницше. Это просто гениальное чтиво без философских подтекстов. Это 10
scafandr, 24 мая 2022 г.
Наверное, в каждом жанре есть писатели, с творчеством которых ты обязан быть знаком, если являешься поклонником данного жанра. В фантастике такой человек явно Гарри Гаррисон. Фантастику и фэнтези я начал читать сильно позже, чем большинство «фантазеров», поэтому Гарриссона у меня не было ни в детстве, ни в подростковом возрасте. Но советы прочитать что-нибудь из его творчества мне попадались с самого начала увлечения. И естественно, чаще всего советовали прочитать «Стальную крысу». Я постоянно откладывал знакомство с Крысой на потом, может быть когда выйдет какое-нибудь интересное издание с красивой обложкой, или может быть когда случайно кто-нибудь подарит, а может когда рак на горе свистнет...
И так получилось, что Гарриссон у меня начался не с Крысы, а с других романов и рассказов, по которым я сделал вывод, что это все-таки приличный такой олд скул, за которым специально бегать не стоит. А при случае прочитать можно. И ровно такой случай мне подвернулся, когда я увидел в магазине «Рождение Стальной Крысы» на украинском языке. Тоненькая книга, всего один небольшой роман, вроде как первый в цикле — почему бы не начать с него, а потом принять решение, продолжать читать на другом уже языке или махнуть на Крысу рукой.
Джим ди Гриз — молодой плут-авантюрист, а по простому вор. Но вор благородный — убивать не убивает, бедных не грабит, когда надо помогает. В романе ему всего 17 лет, он пока еще неопытный, но у него есть большое желание стать Вором с большой буквы В. А для этого ему нужно у кого-нибудь поучиться. И такого человека Джиму подсказали — есть некий Слон, которого практически невозможно найти, но его все знают и уважают.
Собственно, в «Рождении Стальной Крысы» Джим ищет учителя, находит его и, как бы это банально ни звучало, учится.
Оценки у цикла весьма высоки (выше 8 из 10). Многие отмечают искрометный юмор, море авантюр и успешных афер. Наверное, наивно было бы мне ждать всего этого, учитывая, что в детстве Гарриссона у меня не было, а бравые похождения 17-летнего вора в космосе все-таки больше относится к подросткам, чем к взрослым читателям. Собственно, так оно и получилось — смеяться как-то не хотелось. Юмор довольно простой, сюжет такой же. Вроде действия проходят на разных планетах, а антуража не чувствуется. Да и фантастика в книге больше для галочки... Все-таки это фантастика прошлого столетия. Все-таки вынужден признать, что ожидал немножечко большего. Роман оказался простым, наивным, но веселым и быстро читающимся.
А вот когда я полез искать подробности про Крысу, то с удивлением узнал, что на самом деле это не первый роман цикла и начинать с него не рекомендуется. Вот же засада! Про становление Стальной Крысы лучше читать тогда, когда ты уже знаком со взрослой Крысой и тебе хочется узнать, с чего все начиналось. Ну ладно, что поделаешь... В итоге на Крысе крест пока не ставлю и может быть в будущем когда-нибудь прочитаю парочку других романов цикла. Но опять же не буду ждать от новых книг ничего эдакого. Я уже знаю, на что Гарриссон способен, поэтому вряд ли он сможет меня удивить.
ANO, 24 августа 2022 г.
Первый раз я познакомился с Джимом ди Гризом двадцать лет назад. С тех пор много книг было, так и хороших, так и не очень. Но сейчас мне захотелось вернуться к ‘Стальной крысе’ и начал с рождения её. Не скрою, она не вызвала столь большего интереса, чем тогда. И если честно, я не ожидал ничего такого. Просто иногда хочется совсем несерьёзного. В этом случае ‘Стальная крыса’ – весьма неплохой выбор!
k2007, 9 декабря 2019 г.
Веселая и бесшабашная приключенческая книга о похождениях авантюриста на нескольких планетах, разных по своему строю. Ее интересно читать, у нее хорошие герои, забавные приключения, и этот настрой не портит то, что автор показывает жестокость бандитского общества, в котором очутился герой. Это не большая литература, это приключенческий роман, который хочется перечитывать
vorpol, 24 декабря 2021 г.
К сожалению, данная книга попала ко мне уже во взрослом возрасте, поэтому зашла не сильно. Идея интересная, но вот подача хромает. Автор кидает своему герою столько роялей, что даже Акунину с Фандориным было бы стыдно. Поэтому читаешь вроде как весело, но вот эти многоходовочки и удача 90-го лэвела начинают напрягать. Хотя в подростковом возрасте должно зайти на ура.
Улыбнула планета Свен.. что-то там (куда Крысу и Слона высадили контрабандисты) с нравами СНГ из ревущих 90-х. Гаррисон как будто заглянул на 30 лет вперед и описал действительность с капо и братками.
Из плюшек — идея стороннего, гуманного вмешательства в ускорение цивилизации дикарей Гаррисон описал в 1961-м, за десятилетия до «Трудно быть богом» Стругацких или «Подземелья Ведьм» Булычева. Эту же идею он углубил и расширил в «Специалисте по этике» написанном тремя годами спустя.
Dimova, 6 января 2019 г.
Читая Гаррисона, всюду натыкалась на хвалебные отзывы его цикла «Стальная крыса» и решила, стоит просмотреть. Для меня важна была хронология жизни самого героя, а не этапы написания произведений. По этой причине выбор пал именно на этот рассказ. Впечатление от первой книги позитивное. Динамичный сюжет, запоминающиеся персонажи. В общем, буду читать дальше.
zhbarsuk, 17 июля 2018 г.
Роман знакомит читателя с Джимом ди Гризом гениальным, но в то же время антисоциальным подростком. Он решает отринуть мелкое вредительство и пуститься во все тяжкие настоящего преступного мира.
Легкий и позитивный слог с первых страниц уносит в далекий космос, на некогда колонизированную планету “Райский Уголок”, которая является стартовой точкой истории Джима. Практически с самого начала сюжет быстро несется вперед, без передышки. Каждый раз как ты думаешь: “Ну вот, здесь темп должен снизиться, все-таки он только что попал на эту локацию”, но что-то идет не так, Джим бросается дальше не желая остановиться и ты бежишь вслед за ним. В таком темпе просто невозможно остановиться и попытаться что-то осмыслить. Да и не нужно это, в противном случае, если посмотреть на происходящее критически, то все очарование и атмосфера тут же рушатся.
Почти все персонажи очень простые, они чем-то похожи на воздушные шарики: отличаются только внешне и пустые внутри. Из-за того порой возникают вопросы по поводу мотивации или логичности их поступков. С другой стороны, они почти все являются эпизодическими и быстро выветриваются из памяти.
У меня не поворачивается язык назвать роман научно-фантастическим: слишком мало деталей о социальном устройстве, технологическом уровне и прочих вещах, хотя классические атрибуты, вроде межзвездных перелетов присутствуют. По стилю и содержанию он больше похож на космическую сказку с элементами авантюризма.
Роман очень простенький, слабый и нелогичный, но, черт возьми, затягивает с головой. Вопреки всем описанным выше недостаткам я получил огромное удовольствия от чтения и жду с нетерпением момента, когда смогу снова присоединиться к Джиму и его космическим авантюрам.
demin27, 15 июня 2019 г.
Отличное начало истории о Стальной Крысе. 17-ти летний парень, который решил связать свою жизнь с преступным миром. Книга читается на одном дыхании, постоянно происходят действия, скучать не приходится. Скользкий Джим не унывает и находит выход из любой сложной ситуации, никогда не отчаивается, если только на минутку. Если хотите легкой, интересной приключенческой истории приправленной хорошим юмором, то обязательно прочтите книгу, да и весь цикл тоже.
Гиннунгагап, 22 февраля 2018 г.
Легкое, приключенческое чтиво.
Наверно в юнышестве зашла бы гораздо лучше чем сейчас, но все ровно от прочтения больше положительных эмоций, даже не смотря на достаточно слабый сюжет. Зато юмор и мастерство Гаррисона как автора доставили множество приятных минут.
DarklamaR, 27 ноября 2018 г.
Говоря откровенно, приступая к чтению особых надежд у меня не было, поэтому стартовые ожидания были на довольно низком уровне. И действительно, книга абсолютно ничем меня не удивила. Возможно, прочитав её лет в 12 результат был бы другим, но увы.
Интересно, что суть повествования напомнила огромное количество китайского самиздата о прокачке и культивации. Тут у нас есть гениальный главный герой — Джимми Ди Гриз, типичный Марти Сью облаченный с ног до головы в plot armor. Могучий наставник — Слон. Правда в отличии от китайских новелл, польза от Слона в данном произведении замечена не была, скорее всего автор использовал его в качестве отцовской фигуры для главного героя и чтобы выдавить слезинку.
В общем, читается бодренько, не напряжно, повествование не растянуто. Лично мне, вторая половина книги понравилась больше.
Нескорений, 22 апреля 2015 г.
Я считаю, что циклы произведений следует читать в порядке написания отдельных частей, тем не менее во второй раз перечитать историю Стальной Крысы, с которой я знаком еще с школьных времен, я решил в хронологическом порядке. Таким образом, первый роман взятый мною в руки — это предыстория цикла, «Рождение Стальной Крысы». За долгие годы многое уже стерлось из памяти, поэтому я знакомился с героем почти что с чистого листа. Если в подростковом периоде я конечно же ассоциировал себя во время чтения со Скользким Джимом, то теперь уже больше со Слоном. По многим признакам можно сказать, что роман был написан для подростковой аудитории — в некоторых местах автор незаметно вставляет сведения из школьной программы, пытаясь в игровой форме учить читателя — например, вычислению площади круга или принципам работы огнестрельного оружия — надо отдать должное, автор описывает эти моменты нескучно, с живыми примерами и очень к месту, так что читатель не замечает, что помимо чисто приключений узнает и полезную информацию. Главный герой — преступник, но иначе и быть не могло, читающий подросток, находящийся в конфликте с обществом, не признающий авторитета взрослых, родителей и учителей просто не примет главного героя в образе пай-мальчика, какого-нибудь прилежного курсанта звездной академии. Джим не столько преступник, сколько бунтующий подросток, у него есть строгий моральный кодекс, он последовательный противник убийств, не обижает и не грабит слабых и бедных, а наоборот — помогает нуждающимся и не чужд чувства благодарности даже за незначительную помощь. Это доказывает случай с сокамерником в тюрьме, которого Джим утешает и даже дает немного денег, со слугой Дренгом, да и Слона Джим не раз выручает — друзей в беде бросать нельзя.
Непонятно негодование некоторых читателей по поводу того, что автор негативно влияет на молодежь, внедряя в их умы образ благородного мошенника, прославляет ценности воровского мира. Это просто абсурдно, особенно в наше время, когда со всех экранов транслируются бесконечные «ментовские войны», «бригады», «глухари» и иже с ними — по сравнению с этими ролевыми моделями Джим выглядит как персонаж сказок Матушки Гусыни, ни больше ни меньше. В романе нет пошлостей, чернухи, расчлененки, после прочтения не возникает чувства усталости, наоборот — чувствуешь легкость, ощущаешь себя отдохнувшим и готовым дальше следить за похождениями главного героя.
Роман написан легким повествовательным языком, читается очень легко, не приходится возвращаться глазами на пару абзацев назад, чтобы вникнуть и понять, что же ты только что сейчас прочитал — все понятно и доступно с первого взгляда, однако ощущения бедности речи автора, намеренного упрощения текста у меня не возникло и это замечательно, явная заслуга Гаррисона, которую я не могу не отметить. Перевод вполне адекватный, всё близко к тексту оригинала и никакой отсебятины — как и должно быть.
Ярких образов в романе всего два — собственно Джим диГриз и его наставник Слон, остальные персонажи эпизодичны, их имена не запоминаются и служат они фоном для демонстрации первых успехов Стальной Крысы на преступном поприще. Женской аудитории может не понравиться отсутствие любовной линии, прямолинейность психологических мотиваций главного героя и почти полное отсутствие рефлексий — после любых психологических потрясений Джим приходит себя в кратчайшие сроки и снова рвется в бой как ни в чем ни бывало — нет страха, не сомнений, впрочем для приключенческого жанра это вполне естественно. Женские персонажи тоже отсутствуют, за исключением эпизода с шантажисткой Бет, которая демонстрирует, что от девчонок одни проблемы и вообще кроме того как за косички их дергать иногда, женщины в общем-то и не нужны. Наш герой пока молод и горяч, задумываться о любви, а уж тем более о семье и детях ему пока рано, так что здесь я старался закрывать глаза на такие недочеты.
Подробнее рассмотрим образ главного героя. Главная его проблема — одиночество, отсюда вытекает и желание вырваться из привычных рамок обыденности, посмотреть мир, завести новых знакомых. К деньгам он относится прохладно, деньги для него не самоцель, а лишь приятное дополнение к эффектно проведенной преступной комбинации. Именно в этом романе автор объясняет историю появления прозвища «Стальная Крыса», намечает векторы дальнейшего развития персонажа. Для реализации своего замысла автор наделяет Джима черным поясом по боевым искусствам, аналитическим умом, который позволяет ему создавать и воплощать в жизнь заковыристые преступные схемы — сложно поверить, что обычный подросток выросший на захолустной планете ни с того ни с сего стал преступным гением, которого зауважал даже матерый мошенник Слон. Создается впечатление, что не столько Слон наставляет Джима, обучает его воровской премудрости, сколько Джим выручает Слона из разных передряг, чуть ли не сопли ему подтирает. Так что здесь мы имеем стандартный набор джокеров из авторского рукава, благодаря которым получился без пяти минут гений преступного мира. Становление главного героя не прописано, не показано его развитие с нуля, в начале романа мы уже получаем готовый продукт. Считаю это основным минусом в остальных отношениях отличного романа. Близких друзей у Джима нет, отношения с родителями прохладные, в общем ничего его на родной планете не держит, один как перст и готов встречать все новое с широко открытыми глазами.
Логическое строение романа стандартно — повествование делится на небольшие главы, сюжет линейный, но в высшей степени динамичный, не отпускает внимание читателя ни на минуту. С первых же предложений чувствуется авторский посыл — вести локомотив сюжета на высших скоростях. Условно можно разделить роман на 2 части — действие на родной планете Джима, Райском Уголке, развивается в типичном авантюрно-приключенческом ключе, для приквела этого было бы достаточно, но автор на этом не останавливается. Действие второй условной части романа перемещается на закрытую для контактов планету Спайовенту. И вот здесь происходит плавная смена жанра — начинается социальная фантастика с элементами антиутопии. Описывается общество в состоянии военного феодализма, базирующееся на институте рабства, насилии и без каких-то намеков на закон и порядок. Все известные технологии местного общества сосредоточены в руках внешне религиозного Ордена Черных Монахов. Несмотря на внедрение социальной компоненты приключенческая направленность романа никуда не исчезает и до последних строк действие развивается в этом ключе.
Что мы имеем в сухом остатке? У Гаррисона получилась вполне читабельная и интригующая предыстория цикла. Из плюсов отмечу легкость изложения материала, простой ненавязчивый юмор автора, гармоничное сочетание приключенческой и социальной фантастики, высокую степень динамичности повествования. Из минусов — отсутствие ярких второстепенных персонажей, признаки Марти Сью (чертика из табакерки) в образе главного героя. Несмотря на то, что роман ориентирован на подростковую аудиторию, он будет интересен и взрослым читателям, особенно тем, кто уже знаком с приключениями Стальной Крысы по другим произведениям цикла. Отлично подходит в качестве разгрузки после чтения серьезной литературы, для женской части читательской аудитории этот роман не подходит, хотя возможны исключения. Лично я прочел роман с удовольствием, как в первый, так и во второй раз, и продолжу чтение этого цикла, по праву любимого многими!
vvmonahov, 12 января 2014 г.
Для того, чтобы понять смысл книги «Рождение Стальной Крысы», надо посмотреть годы издания книг серии. Данная книга вышла в 1985 году, а первая, «Стальная Крыса» («Крыса из нержавеющей стали») — в 1961 году. И сразу становится понятно, что это не первая книга серии, а приквел — предыстория к первой книге. Поэтому начинать надо именно со «Стальной Крысы», а после неё можно вернуться к этой — чтобы познакомиться с тем, как на белом свете появился Скользкий Джим.
Книга, как и вся серия, авантюрно-приключенческая и развлекательная. Особо серьёзных мыслей в ней не следует искать. Тем не менее, Гаррисон остался верен себе и сначала в «Стальной Крысе» (очень ярко!), а затем во всех остальных книгах серии показал противостояние личности и общества.
Джим ди Гриз старается не совершать преступлений против личности — только против общества. Причём достаточно безобидные для людей преступления, хотя они безобидны только тогда, когда таких преступников пренебрежимо мало. Но об этом как раз и говорится в самом начале истинно первой книги серии.
В тоталитарных обществах преступление против общества является гораздо более серьёзной провинностью по сравнению с преступлением против личности — так что Гаррисон ненавязчиво делает читателям прививку против тоталитаризма.
Некоторым не нравится то, что главный герой вор, и что герой считает воровство достойным занятием и просто мечтает стать величайшим мошенником. Такие претензии были бы оправданны, если бы книга была самостоятельным произведением, а не приквелом. Обращаю внимание на то, что в «Стальной Крысе» всё изменится: Джим ди Гриз станет применять свои криминальные таланты на пользу обществу, и неоднозначности этической составляющей «Рождения Стальной Крысы» не будет ощущаться. Именно поэтому я рекомендую читать роман только после истинно первой книги в серии. В этом случае будет интереснее видеть развитие героя, и он будет ощущаться героем, а не антигероем.
NEPROSNENKOE, 10 января 2014 г.
Парень,
который хотел стать
великим мошенником…
Ох, как много я слышала о знаменитом писателе-фантасте Гарри Гаррисоне. Но так получилось что это первая книга, написанная им, с которой я наконец-то ознакомилась.
Предыстория.
Я часто слыша высказывания о том, что каждых уважающий себя любитель качественной фантастики должен ознакомиться с данным произведение, я наконец-то взяла в руки первую книгу (по хронологии) из цикла Стальная крыса. Мои знания об этой книге ограничивались лишь тем, что я слышала, что в ней что-то о космосе… и всё. Поэтому начала я с полного нуля.
Так как я до этого залпом прочитала три достаточно тяжелых и жестких произведения подряд на тему апокалипсиса и постапокалипсиса, на душе было тяжко и противно. В депрессию такие книги вогнать могут как нечего делать. Мне нужно было развеяться, отрешится и срочно переключится на что-то более легкое или даже юмористическое.
И вот лазая в просторах своей электронной читалки, случайно наткнулась на Гарри Гаррисона и его знаменитую Стальную крысу.
О книге.
Начав читать, я чуть ли не пищала от восторга. Настолько задорным, легким и милым мне показалось начало.
Речь идет о парнишке 17-ти лет, который жаждал приключений. Его мечта – стать настоящим профессиональным преступником. Он дерзкий и добивается поставленной цели самыми дикими способами. То есть специально грабит банк, чтобы его поймали и посадили в тюрьму с целью заведения там знакомств в криминальных кругах. Все это хорошо и прекрасно. Но дальше начинается какая-то эмоциональная пустота…
Этот паренек думает, что он очень умен, а судя по книге это далеко не так. На протяжении книги он совершает очень недалекие необдуманные поступки. Дальше начинается какая-то соплежуйсткая полукриминальная сопливая сырая история…
Язык написания далек от того чтобы назвать его красивым. Он прост настолько, что во рту становилось горько…
Очень досконально, тщательно и кропотливо описаны все приготовления к очередному преступлению… настолько досконально, что читать становилось невыносимо скучно. Мне не нужно знать каждое движение, которое сделает герой перед очередной кражей чего-либо. Мне хочется больше эмоций и действия… и самих преступлений. Но как мне показалось, подготовления заняли гораздо больше места в книги, чем сами действия нашего молодого преступника. Зачем заморачиваться на такие мелочи как описания одевания перчаток, чтобы не было отпечатков, мне было не понятно. Утомительно! Одно дело, если бы это создавало какую-то специальную атмосферу, но нет.
Герои, хотя их не так много в книге, мне показались совсем картонными и какими-то неодушевленными, словно роботы. Их поступки были часто нелогичны и глупы (перечислять не буду, иначе наделаю спойлеров). Поэтому наслаждаться внутренним миром персонажей тоже было очень проблематично.
Больше всего бесило в течение прочтения книги то, что герой сам себя считал очень талантливым и одаренным молодым криминальным гением, у которого ума куры не клюют и большое будущее в этой сфере деятельности. Самое интересно, что он искренне считал это достойным занятием и просто мечтал стать величайшим мошенником. Скажите, кто были его родители, и кто его вообще воспитывал? Или в далеком будущем, где и происходит эта история, такие нравственные отклонения — это норма? Короче говоря, вопросов тут у меня возникло больше чем ответов.
Слон – криминальный авторитет, которого так уважает наш герой, навязывает догму о том что что преступники придают смысл существования нормальным законопослушным людям… Говорит о том что публика с упоением слушает репортажи о грабежах и других преступлениях, наслаждаясь мельчайшими подробностями.
Да уж... мне всегда нравится (в кавычках) обсуждать, когда в тёмном переулке кому-то проламывают голову и крадут дорогой мобильник ради дозы… Я правильно понимаю, это что хочет навязать великий Гарри Гаррисон…? Без комментариев…
Лично меня от такой философии просто тошнит!
Я могу понять, если человек крадет чтобы не умереть с голоду, или чтобы прокормить ребёнка который умирает от недоедания, или для матери, которой нужны деньги на срочную операцию, иначе она умрет. Но воровать – как смысл жизни… или ради развлечения это нонсенс. А Гаррисон показывает преступников и оправдывает такое их существование… Говорит о том что общество на столько зажралось, что им подавай зрелищ… как кто-то кого-то убивает или как кто-то грабит банк. И это люди читают и этим люди восхищаются…?
«Меня тошнит от такой философии», — подумала я и закрыла эту книгу… навсегда…