Генри Лайон Олди «Чёрная позёмка»
Сборник из двенадцати историй рассказывает о Романе Голосии, мертвом сержанте полиции, и его бригаде призраков, выполняющих миссию в охваченном войной городе. Они выводят «жильцов» — души, застрявшие между жизнью и смертью в «раковинах» страха, — по «лестницам» их внутреннего мира. Вместе с Валеркой, живым мальчиком, видящим «стройку» — сеть лестниц, соединяющих людей с их судьбами, — бригада противостоит «черной поземке», паразиту, питающемуся «перхотью» жильцов. Истории раскрывают эволюцию героев: от борьбы с жильцами и поземкой до осознания своей роли и ухода «наверх». Война — фон и катализатор, где страх, долг и надежда переплетаются в мистическом пути к освобождению.
цитата Г.Л.ОлдиВ январе-феврале 2023 г. мы написали рассказ «Встань и иди». Рассказ вышел вполне самостоятельным, но нам с самого начала виделся в нем некий скрытый потенциал. Как писал А. Грин: «Рано или поздно под старость или на рассвете сил, Несбывшееся зовёт нас, и мы оглядываемся, стараясь понять, откуда прилетел зов».Мы оглянулись, постарались понять и написали вторую историю «Жилец», а потом третью — «Десять на тринадцать». С тех пор мы писали по главе в месяц, иногда — чаще. История за историей, шаг за шагом…
Несбывшееся потихоньку сбывалось, превращаясь сперва в цикл рассказов, а там и в роман в новеллах под общим названием «Черная поземка», связанный не только персонажами, но и общим сквозным действием. Ещё в конце сентября 2023-го мы не знали, чем закончится этот роман. Такое с нами случилось впервые, обычно мы не начинаем работу, не выяснив для себя, чем ее завершим. Нам казалось, что финал романа будет сильно зависеть от того, что происходит со всеми нами и вокруг нас, поэтому Олди никуда не торопились.
В начале октября мы встретились в Полтаве – и вдруг поняли, чем закончится роман. В ноябре мы его завершили.
«Черная поземка» — двенадцать историй.
В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
- /языки:
- русский (2), украинский (2)
- /тип:
- книги (4)
- /перевод:
- Д. Громов (1), О. Ладыженский (1)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Gray11, 22 февраля 2025 г.
Сборник из двенадцати историй — это уникальное произведение, где мистика, реализм и глубокий психологизм переплетаются в единый нарратив, а война выступает не просто фоном, но мощным катализатором, раскрывающим человеческие души. Каждая история — это ступень на лестнице, ведущей читателя через лабиринты страха, надежды, долга и самопознания. От «Лестницы», задающей тон с «Безумным Чаепитием» и «раковинами», до «Трех шагов вверх», где бригада уходит в загадочную «стройку», сборник создаёт цельную картину о жизни после смерти, о борьбе с внутренними и внешними демонами.
Атмосфера сборника пропитана запахами гари, чая, страха и осенних листьев. Стиль автора — живой, с иронией , болью и поэтическими отступлениями — держит в напряжении от первой до последней страницы. Это не просто истории о призраках или войне, а глубокое размышление о том, как люди — живые и мёртвые — цепляются за свои «раковины», ищут выход и обретают свободу. Сборник оставляет послевкусие надежды и тревоги, заставляя задуматься о хрупкости жизни, силе долга и возможности света даже среди тьмы.
Герои и их развитие:
Валерка — ключ к мифологии сборника. Мальчик, видящий «стройку» и служащий «раковиной» для бригады, проходит путь от наивного помощника до проводника. Его природа — «и в воде, и в воздухе» («Три шага вниз») — подчёркивает его уникальную связь с жильцами и мёртвыми. Валерка остаётся загадкой, но его присутствие даёт надежду на продолжение и связь между мирами.
Бригада — Эсфирь Лазаревна, дядя Миша, Наташа, Тамара Петровна — это группа, где каждый герой несёт свою боль, метод и судьбу. Их уходы подчёркивают индивидуальность путей:
Тамара Петровна уходит под музыку, оставляя след тихой решимости.
Дядя Миша прощается с грубоватой теплотой, с чекушкой в руках.
Эсфирь Лазаревна, чьё милосердие оборачивается ошибками, уходит с достоинством.
Наташа, чей уход кажется менее раскрытым, всё же оставляет след в общей картине.
Поземка — антагонист, чья эволюция проходит от паразита («Жилец») до хищника («Я хочу жить»). Её поражение от голода символизирует победу воли над страхом, подчёркивая хрупкость зла. Поземка — зеркало внутренних страхов героев, чьё исчезновение открывает путь к освобождению.
Сборник выстроен как лестница:
«Лестница» задаёт основу с «раковинами» и «Безумным Чаепитием».
«Поджигатель» и «Дорога» раскрывают конфликт с поземкой.
«Чужая память» и «Я хочу жить» показывают эволюцию угрозы и бригады.
«Три шага вниз» и «Три шага вверх» — кульминация и финал, завершающий путь героев.
Истории связаны через «лестницы», Валерку и поземку, создавая цельное полотно, где каждая часть усиливает общий смысл. Структура позволяет читателю постепенно погружаться в мир сборника, открывая новые детали этого мира.
Хотелось бы больше узнать о природе поземки, понять что такое стройка, прошлом членов бригады, и источник способностей Валерки.
Сборник — как прогулка по осеннему городу под вой сирен, где каждый шаг — это встреча с чем-то важным. Он не отвечает на все вопросы, но оставляет чувство, что свет есть даже в темноте.