Генри Лайон Олди «Жилец»
Снова мрачная атмосфера разрушенного войной города, где Роман, мёртвый сыщик, выполняет свою миссию: находит и выводит «жильцов» — призраков, застрявших в своих прошлых жизнях. Обыденные детали быта — облупившаяся краска в подъезде, запах борща на кухне — соседствуют с болью утрат и сверхъестественными явлениями. Отправившись проверить Валерку, мальчика, за которым он обещал присмотреть, Роман сталкивается с профессором Петром Алексеевичем — озлобленным духом, чья тоска и ненависть отравляют живых. В борьбе с «жильцом» и собственными демонами Роман едва не теряет остатки человечности, но помощь Валерки и неожиданная теплота собаки Жульки возвращают ему хрупкое равновесие.
Входит в:
— роман «Чёрная позёмка», 2024 г.
- /языки:
- русский (1), украинский (2)
- /тип:
- книги (3)
- /перевод:
- Д. Громов (1), О. Ладыженский (1)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Gray11, 20 февраля 2025 г.
“Жилец” как второй рассказ в сборнике продолжает и углубляет мир, представленный в “Встань и иди”. Если первый рассказ знакомит нас с Романом Голосием (дядей Ромой), Валеркой Чаленко, Жулькой и загадочной “черной поземкой”, то второй раскрывает их роли и связи более детально, добавляя новых героев (бригаду и профессора Петра Алексеевича) и усиливая атмосферу пограничья между жизнью и смертью. Оба текста пронизаны войной — не только внешней, с ракетами и разрушениями, но и внутренней, где герои борются с тоской, страхом и ненавистью. “Жилец” усиливает мрачность и символизм первого рассказа, добавляя новые элементы вроде “перхоти” и расширяя мифологию “жильцов” — душ, застрявших в этом мире.
Атмосфера остаётся густой и осязаемой: от облупившейся краски подъезда и запаха борща до холода разрушенных квартир и воя сирен. Стиль сохраняет баланс между образностью, иронией и болью, что делает текст живым, несмотря на его “мёртвую” тематику.