Генри Лайон Олди «Десять на тринадцать»
В третьем рассказе сборника, дядя Миша, член спасательной бригады мёртвых, узнаёт о рождении внучки. Это событие пробуждает в нём желание сделать семье подарок, несмотря на то, что он давно ушёл из мира живых. Вместе с Романом, Наташей и Эсфирь Лазаревной он разрабатывает план: передать дочери и её близким шестьсот долларов, спрятанных в квартире Эсфири. На помощь приходит Валерка Чаленко — живой мальчик, способный взаимодействовать с миром материальных вещей. Задача осложняется запертой дверью, подозрительными соседями и внутренним конфликтом дяди Миши, который боится, что встреча с семьёй окончательно утянет его “на ту сторону”.
Входит в:
— роман «Чёрная позёмка», 2024 г.
- /языки:
- русский (1), украинский (2)
- /тип:
- книги (3)
- /перевод:
- Д. Громов (1), О. Ладыженский (1)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Gray11, 20 февраля 2025 г.
“Десять на тринадцать” — третий рассказ в сборнике, который продолжает историю Романа Голосия, Валерки Чаленко и их бригады мёртвых, начатую в “Встань и иди” и “Жильце”. Если первый рассказ вводит нас в мир, где живые и мёртвые пересекаются на фоне войны, а второй углубляет мифологию “жильцов” и “черной поземки”, то третий смещает фокус на дядю Мишу — грубоватого, но глубоко человечного члена команды. Этот текст — о семейных узах, которые сильнее смерти, и о попытке найти смысл в посмертии через заботу о живых. Атмосфера остаётся густой и эмоциональной: от тёплой уютности квартиры Эсфири Лазаревны до холодного дыхания кладбища, где разворачивается финал. Стиль сохраняет фирменную смесь иронии, боли и живых деталей — будь то сиреневые чашки или гаечный ключ с буквой “М”.
Самый тёплый рассказ в сборнике, несмотря на мрачность войны и кладбищенский финал. Он балансирует между грустью и надеждой, показывая, что даже мёртвые могут найти смысл в заботе о живых. Сюжет увлекает комичностью (сцена с соседями) и трогательностью (финал с водкой), а герои становятся ближе читателю. Отсутствие “черной поземки” оставляет интригу — возможно, она вернётся в следующих историях как антагонист или отражение страхов героев.