Джон Уиндем «Колесо»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Постапокалиптика )
- Общие характеристики: Социальное | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Не определено )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Маленький Дэйви приделал к ящику изготовленные им круглые деревяшки — и тащить ящик стало легче. Но в этом мире горстки людей, выживших после техногенной катастрофы, колесо считается порождением дьявола, и мальчику, от которого отвернулась даже его собственная мать, грозит сожжение...
Первая публикация на русском языке: Джон Уиндем. «Колесо». Сказка. Перевёл с английского В.Ковалевский. Рисунки С.Шарова // журнал «Химия и жизнь», 1971, №7. Послесловие Б.Володина «История колеса и колесо истории».
Существует графическая адаптация 1989 г.
Входит в:
— журнал «Startling Stories, January 1952», 1952 г.
— сборник «Жизель», 1954 г.
— сборник «Tales of Gooseflesh and Laughter», 1956 г.
— антологию «Science Fiction Yearbook, Number 3», 1969 г.
— антологию «Библиотека современной фантастики. Том 25. Антология», 1973 г.
— антологию «After The End», 1981 г.
— антологию «Колиска на орбіті», 1983 г.
— антологию «Beyond Armageddon», 1985 г.
— антологию «Чего стоят крылья», 1989 г.
— антологию «Освобождение Земли», 1990 г.
— антологию «Nouvelles des siècles futurs», 2004 г.
— журнал «Супер Триллер №36 (87)», 2005 г.
— антологию «The End of the World: Stories of the Apocalypse», 2010 г.
— антологию «Созвездие Льва-3», 2017 г.
- /языки:
- русский (9), английский (8), французский (1), украинский (1)
- /тип:
- книги (13), периодика (2), самиздат (3), аудиокниги (1)
- /перевод:
- Ж. Барлоу (1), Л. Киселев (2), В. Ковалевский (5), А. Мокровольский (1), Н. Штуцер (4)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
SeverianX, 25 июня 2023 г.
«Колесо» – рассказ Джона Уиндема, который можно отнести к жанру постапокалипсис. Горстка людей, выживших после техногенной катастрофы, вернулась к примитивному образу жизни. Довольно большую роль в новом обществе играет религия, навязывающая довольно необычные запреты. Например, одно из самых строгих предостережений касается колеса. С детства людям внушают, что колесо – это сосредоточение всего порочного, что было до войны. Якобы, именно изобретение колеса привело к страшному краху.
Однажды юный Дэйви решает приделать к своей тележке пару круглых деревяшек, чтобы было не так тяжело везти. Окружающие сразу же клеймят мальчика пособником дьявола и требуют казни. От него отказывается даже мать, и лишь дедушка оказывает необходимую поддержку.
Простой на первый взгляд рассказ несёт в себе сразу две идеи. На виду мысль о том, что прогресс невозможно остановить. Он всегда найдет лазейку, как бы мы не старались его уничтожить. Колесо всегда было для нашего общества символом научного прогресса, поэтому его и необходимо осквернить.
Вторая мысль не так очевидна – это любовь. Материнская любовь в рассказе оказалась не столь крепкой, как людской страх перед неизведанным. В противовес этому есть любовь деда, который готов на многое, лишь бы выручить внука.
Итог: Интересный и динамичный рассказ. Некоторыми моментами он напомнил мне роман Уиндема «Куколки» – то же авторитарное религиозное общество, те же весьма странные для нас запреты. Рекомендую к прочтению.
vanishrap, 29 августа 2024 г.
Рассказ «Колесо» оказался любопытным, хотя и не идеальным. Это история о далёком постапокалиптическом будущем, когда человечество начало восстанавливаться после ужасов, которые когда-то уничтожили цивилизацию. Люди теперь живут в простом сельскохозяйственном обществе, избегая всего, что связано с прогрессом, и особенно боятся колеса.
В этом мире колесо считается воплощением зла, символом прогресса, который однажды привёл к упадку человечества. Люди проклинают колесо и считают его творением дьявола.
Рассказ задаёт интересные вопросы о том, можно ли остановить технический прогресс и стоит ли бояться научных открытий. Однако возникает вопрос: как взрослые, живущие в этом примитивном обществе, могут знать, что такое колесо, если они его боятся и избегают? Это немного странный момент, но если оставить его в стороне, то основная идея рассказа остаётся весьма актуальной.
Суть истории в том, что прогресс невозможно остановить. Даже если люди боятся нововведений, человеческое стремление к изобретательству и улучшению жизни неизбежно проявится. Страх перед прогрессом — самое опасное, что может случиться с обществом. Эта идея перекликается с нашим временем, когда мы находимся на пороге новой индустриальной революции, связанной с развитием нейросетей и искусственного интеллекта. Как и в рассказе, многие люди сейчас боятся этих изменений.
Рассказ «Колесо» напоминает нам, что научный прогресс — это естественная часть человеческой природы, и его не стоит бояться. Как и мальчик, создавший колесо, мы не должны позволять страху остановить нас на пути к новому и неизвестному.
ANO, 5 октября 2022 г.
‘Единственное зло – это страх’ – так сказал дедушка мальчику в рассказе. Я не могу согласиться с таким утверждением. Потому что, очевидно, существуют другие проявления зла. Однако ничего хорошего в страхе нет.
Наверняка, тем, кто прочёл данное произведение, показалось не очень разумно, что персонажи боялись простого колеса. Конечно, это так. Но, на мой взгляд, рассказ заставляет задуматься о собственных страхах. Может тоже не стоит их опасаться?
amak2508, 5 июня 2022 г.
Рассказ очень прост, а его основная мысль, давно уже общепризнанная в обществе, и вовсе подана читателю открытым текстом: «Открытие не бывает плохим или хорошим. В добро или в зло его превращают сами люди.»
Поэтому главное достоинство произведения — это КАК автор реализует свою мысль: очень просто, очень кратко, очень доходчиво и очень увлекательно. Действительно, что может быть проще, чем предать анафеме колесо, и тогда мир наконец-то станет добрым и пушистым. А нарушителей этого запрета мы будем просто СЖИГАТЬ. Было бы смешно, если бы не было так глупо и страшно, и так здорово не походило бы на то, что сейчас происходит в мире.
И ещё. Иногда в тексте произведения встречаются фразы, которые вроде бы и не несут никакой смысловой нагрузки, но при этом сразу заходят в душу читателя. И вот пример такой фразы из этой вещицы: «Двор был пуст — лишь куры рылись в пыли, причем скорее из любопытства, чем в расчёте отыскать зерно...».
Дочь Самурая, 21 ноября 2022 г.
Хороший рассказ о человеческой природе. Нам свойственно причину наших бедствий и проблем искать где-то вовне. В черте, боге, колесе, но не в самих себе.
Spellbinder, 11 ноября 2019 г.
Рассказ «Колесо», на мой взгляд, это как lite версия романа «Куколки», который мне очень понравился. Но в рассказе есть неясности непонятно почему сделанные автором.
Когда появляется мальчик с тележкой, весь хутор (за исключением старика) приходит в ужас и оцепенение. Все, вплоть до маленькой девочки, ошарашены изобретением Дэйва. А что же такого он изобрёл? Колесо? Но кто знает, что такое колесо и как оно вообще выглядит?
Люди ходят в церковь и молятся о том, чтобы бог уберёг их от колеса. Может быть, служители церкви и знают, как выглядит колесо и для чего оно нужно, но прихожанам о колесе говорят лишь, «что это мерзость и об этом нельзя говорить».
Поэтому не ясно, как жители хутора поняли, что Дэйв сделал именно колесо, а не, скажем, пропеллер.
Опять же в начале повествования говорится: «Из-за дома слышались звонкие удары пустого ведра о воду, скрип ворота, когда ведро вытягивали из колодца, и снова удар о воду.»
Колодезный ворот – это вал, а вал это тоже самое колесо (хотя старик, рассказывая про местные порядки, говорит: «…Время от времени какому-нибудь человеку приходит в голову сделать что-нибудь похожее на колесо. Пусть это будет вал, или винт, или что-нибудь в этом роде…тогда приходят священники, сжигают колесо и забирают этого человека с собою… они его тоже сжигают»).
И как это получается, что жители пьют воду, добытую с помощью дьявольского механизма, но при этом мать готова без зазрения совести отдать своего сынишку на костёр местных инквизиторов за то, что он сделал тележку?
На мой взгляд, образ колеса в качестве символа прогресса здесь взят неудачно. Без колеса может существовать только общество находящееся в стадии первобытно-общинного строя. Орудиями труда здесь являются палка-копалка, копье, лук, скребок и т.п., жилища людей – пещера, шалаш, одежда – набедренная повязка.
В рассказе описывается общество пребывающее уже в достаточно развитом состоянии. В ходу молотки и гвозди (присутствует металлообработка), женщины носят юбки (текстильное производство). Люди наверняка выращивают зерно для производства хлеба, делают глиняную посуду, строят дома и сараи как минимум из дерева.
И как, скажите, всего этого можно добиться без помощи колеса? Не получится.
Для изготовление ткани нужна прялка и ткацкий станок, а в них есть валы и колёса (веретено, колесо самопрялки, валы на ткацком станке). Переработка зерна в муку тоже не обходится без колёс (жернова, колесо водяной мельницы). Глиняную посуду изготавливают на вращающемся колесе – гончарном круге. Как перемещаются грузы – мешки с поля на спине или носилках носят? И прочее и прочее…
В связи с этим я бы колесо заменил каким-нибудь летательным аппаратом. Например, Дэйв сделал планер. Тогда всё станет логично.
god54, 2 февраля 2021 г.
Автор возвращает читателя к азбучным истинам: прогресс нельзя остановить. Потом появится несколько подобных рассказов, которые будут идейно и даже сюжетно похожи на этот первый, но все будут поднимать такую простую истину: прогресс и религия. И везде ответ будет один: побеждает религия, ибо человек боится, а если боится, значит соглашается, молчит, готов терпеть... Гляньте, что вокруг сегодня творится, всем понятна мысль о правде, демократии, но все боятся и молчат. То тоже!
Zlata.24, 8 декабря 2020 г.
На слуху — известная поговорка: «не изобретай велосипед», звучащая как упрек тому, кто пытается придумать давно изобретенные вещи. Однако героям рассказа чаще приходится слышать «сохрани нас от колеса» — как предостережение от технического прогресса, который (по сложившемуся мнению) когда-то привел человечество к гибели. И боязнь новых изобретений настолько велика, что мать с легкостью отрекается от любознательного сына.
Замечательный рассказ — как притча — короткий, но емкий, богат философскими «размышлизмами» — о Вере и страхе, о любви и самопожертвовании, о детской любознательности и старческой мудрости...
Тиань, 20 сентября 2016 г.
Очень правильный рассказ о роли прогресса в обществе и невозможности контролировать мысль человеческую. Настолько правильный, что вызывает скуку.
Возможно, в 1952 году сформулированные Автором идеи воспринимались свежо и актуально, но с позиций читательского опыта двадцать первого века слегка покрылись пылью. Не утратили актуальность, нет. Но не воспринимаются при такой подаче совершенно, когда значительная часть рассказа представляет собой пространную объяснялку, это скучно.
В рассказе присутствует очень симпатичный стул, обшитый заячьими шкурками. Он как шкаф у Чехова, запоминается и вызывает позитивные эмоции. Но сделать своих героев похожими на этот замечательный стул Автор не сумел или не захотел. Они получились условными — внук, дедушка, мама, священник, массовка из односельчан... У каждого персонажа своя функция, лишних персонажей нет, но и живых нет тоже.
По сути, всё действие — лишь обрамление к лекции, прочитанной дедушкой внуку. Лекция хорошая, мудрая, даже афористичная местами. А сам рассказ так себе.
vam-1970, 19 июня 2019 г.
Смысл повествования автора — запретами ничего не остановишь.Но второй смысл заложен- это самопожертвование деда. Что очень размытая философия в наше время. Рассказ гениален вот этим многообразием смыслов. Может ли сюжет осуществиться на самом деле? Может! Дурных умов пока в избытке.Предостережение автора всем поколениям -не допускайте дураков и фанатиков до власти!
Сева1977, 4 января 2018 г.
Яркий пример глубокой, продуманной, классической и хорошо знакомой с детства фантастики скованной в тиски маленького рассказа. Высочайшая концентрация значения на каждое слово в тексте.
Получилась скорее притча и очень поучительное произведение, хотя в детстве на «Колесо» особого внимания не обращал, не понимая всего смысла, что вложил в него Уиндэм. Последние слова Старика вообще заслуживают того, чтобы выписать их на холсте, взять в золотую рамку и повесить на стене на самом видном месте в доме.
Gourmand, 12 октября 2014 г.
Отличный рассказ, коротко и ясно. Конечно, глупо полемизировать с персонажами из книги, но удивительно, как они не запретили вообще всё, включая палку. Ведь именно палка была первым орудием человека. И как можно что-то запретить, не объяснив, что это такое?
sk-joker, 24 февраля 2010 г.
Отличная постапокалиптическая притча. После гибели человеческого общества в безумной войне, умами выживших завладела религия. Наука и религия всегда плохо уживались, вспомним хотя бы инквизицию. Есть выражение: «Запрети религию, опиумом станет наука». Видимо и обратное выражение имеет смысл. А как же иначе? Человек должен во что-то верить. И если в Наука подвела человечество, нет ей веры: Религия — вот истинная вера.
Это рассказ о страхе. Страхе перед прогрессом, возможном повторении трагедии человечества. Но прогресс неизбежен, его не остановить. Да и сам по себе прогресс — не зло, изобретения становятся добром или злом в зависимости от их использования. Зло — страх перед прогрессом, нужно бороться с ним и направлять творческие мысли на благо человечества. Но вот беда: всегда найдется тот, кто увидит обратную сторону медали изобретения и тогда...
InOutline, 15 апреля 2011 г.
Хорошая повесть, дает пищу для размышлений. Но совсем короткая. Атмосферой и описанием очень похожа на роман «Куколки», настолько, что складывается впечатление, что идея с колесом пришла в голову Джона Уиндема при написании куколок, но чтобы не перегружать роман он вынес ее отдельной повестью.
UraN2, 10 марта 2010 г.
Хороший рассказ главная мысль которая заключается в этих словах
Уиндем отлично писал постапокалиптику, кто увлекается этим жанром советую всем прочитать его же «Куколки» отличная вещь!