М. С. Парфёнов «Чёрные сказки»
Ох уж эти сказки. Ох уж эти сказочники!.. В стародавние времена люди не знали добрых сказок. Сказки издревле были мрачными и пугающими историями о смерти, насилии, черном колдовстве. В них незадачливых властоимцев варили заживо, детишек морили голодом, а сиротам отрубали конечности. И даже Русалочка Г. Х. Андерсена испила кровь морской ведьмы, прежде чем лишится языка и отправиться на сушу к любимому принцу.
Сказки — это первые истории ужасов… И теперь они возвращаются к вам такими, какими всегда были и должны быть!
В антологии «Чёрные сказки» собраны как современные вариации знаменитых сказок о Шамаханской царице, Красной шапочке и Русалке, так и совершенно новые, оригинальные и неповторимые истории, основанные на фольклоре разных стран и народов. Плоды буйной фантазии таких авторов, как Олег Кожин, Александр Матюхин, Майк Гелприн, Дмитрий Тихонов, Оксана Ветловская и многих, многих других собрал в одну большую и очень страшную коллекцию известный писатель и составитель хоррор-антологий М. С. Парфенов.
Здесь нет места светлому волшебству, ведь это — сказки для взрослых.
Чёрные, чёрные сказки…
В произведение входит:
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Награды и премии:
лауреат |
Мастера Ужасов, 2023 // Лучший сборник/антология русскоязычных авторов |
Номинации на премии:
номинант |
Мастера Ужасов, 2023 // Аудиокнига (читает Илья Дементьев) | |
номинант |
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2023 // Лучшая антология |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Deliann, 1 июня 2023 г.
В последнее время всё чаще натыкаюсь в книжных магазинах на так называемые ретеллинги, то есть переделки известных сказок и мифов на новый лад. Зачастую это такой фэнтезийный янг эдалт с романтическим уклоном, где злодеи не совсем злодеи, а герои не совсем герои. Видимо, новый молодёжный тренд сейчас такой. Не знаю, намеренно или нет, но «Самая Страшная Книга» этот тренд поддержала выходом «Чёрных сказок». Пусть и формально. Внутри же сборника всё тот же разнообразный хоррор, за что мы серию и любим.
Истории поделены на три основных блока, о которых сейчас подробнее и поговорим.
В «Старых сказках» читателю предлагается взглянуть по-новому на «Сказку о Золотом Петушке», «Русалочку» и «Красную шапочку». В первом случае готовьтесь к очень мрачному переложению сказки А. С. Пушкина. Майк Гелприн в рассказе «Саранча, скопец, палач» показывает Шамаханскую царицу с гораздо более жестокой и кровавой стороны. Во втором – Александр Матюхин вписывает русалку в современность. В результате его «На ногах» представляет собой жуткий хоррор о монстрах, психологических помешательствах и несчастной любви. Ну а в третьем вас ждёт сюрреалистичный триллер, скорее бредовый, нежели страшный. В «Бабушке» Владимир Чубуков лёгким движением руки превращает сказку в кошмарный сон, обильно сдобренный, мягко говоря, неприятными моментами.
«Новые сказки» представляют собой самый обширный раздел: одиннадцать историй, все с оригинальными сюжетами. Особое внимание рекомендую обратить на «Намощ» Германа Шендерова и «Три правила Сорок Сорок» Рината Газизова. В «Намоще» сказка выступает как предмет изучения и одновременно как триггер безумия и слома реальности. А рассказ «Три правила Сорок Сорок», на мой взгляд, удачнее всего совместил сказку с хоррором, выдержав баланс между происходящем в сюжете мраком, стилистическими изысками повествования и чёткой моралью. Остальные истории раздела довольно стандартные. То описываются приключения домового («Никодим» Ярослава Землянухина), то различные договора с нечистой силой («Птица вещая» Олега Кожина и «...и всё погрузилось в трясину» Романа Смородского), то стилизация под сказы Бажова («Мать-гора» Оксаны Ветловской) и так далее. Это всё неплохие рассказы, которые просто впечатлили меня не так сильно.
В последнем блоке, «Чёрных сказках», вновь три истории. В «Моровой избе» Станислава Пожарского сектанты пытаются ужиться с вариацией Избушки на Курьих ножках. «О Чугае и Царствии Небесном» Дмитрия Тихонова и Богдана Гонтаря демонстрирует апокалипсис через призму сказки. А «Куриная голова» Евгения Шикова основана на реальных событиях, отчего читать её вдвойне жутко и неприятно. Особенность этого раздела в том, что все рассказы очень мрачные и наполненные жестью. Вот уж точно, «Чёрные сказки».
Сборник для любителей хоррорных элементов в сказках. Если читали настоящие сказки братьев Гримм и хотите чего-то подобного, то не проходите мимо.
perftoran, 27 июня 2023 г.
Прочитана очередная антология серии ССК «Чёрные сказки». В целом хорошая попытка поиграть на поле всем известных сказочных сюжетов. Большая часть историй хорошего уровня и читать их не скучно. Есть тут и настоящая жемчужина. Чёрная жемчужина, конечно, хоррор же!
А теперь немного пробежимся по самим рассказам.
М. Гелприн «Саранча, скопец, палач». Интересная вариация сказки «Об арабском звездочете» Вашингтона Ирвинга/«Золотого петушка» Пушкина. Динамично, атмосферно, кроваво. Сюжет приходит к логичной развязке. То, что надо для старта сборника.
А. Матюхин «На ногах». Хоррор о русалочке в наших палестинах. Здесь вам не диснеевские русалки, а те самые, которые приманивали моряков пением. И отнюдь не для дальнейшей семейной жизни в двухкомнатной квартире. В целом неплохая и грустная история с предсказуемым финалом. Денис и Русалка это «не пара, не пара, не пара».
В. Чубуков «Бабушка». Кто-то очень известный однажды сказал, что комедия и хоррор — это самые сложные жанры, так как в них нужно чувствовать ту грань/меру, когда рассказываемая история из чего-то действительно страшного/ смешного, начинается превращаться в глупость или фарс. Понятна попытка автора написать этакий черноюморной треш, но вот чувство меры его подвело. Некоторые элементы и детали сюжета это прямо совсем перебор.
Д. Тихонов «Странные вещи с вершины горы». Западные книгоиздатели тоже очень любят издавать разнообразные сборники сказок на новый лад, так вот рассказ Тихонова в таком бы точно не затерялся, а, возможно, был бы одним из лучших. По сути, у нас здесь исполняется классическая сказочная присказка «Пойди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что». Хотя куда известно — на странную и необычную гору, у которой и притаился домик главной героини и ее захворавшего отца. А вот предметы с той самой вершины горы и их хранители это уже другое дело. Отлично написано, есть и атмосфера таинственности, и динамичность, и умелое использование классических сказочных образов. Здесь уместна и некоторая недосказанность, присутствующая в рассказе, она делает его только лучше.
О. Кожин «Птица вещая». Хороший симбиоз классического фантастического сюжета о сделке с нечистой силой и реализма (история жизни человека из «не-бла-го-по-луч-ной» семьи). Всё достаточно правдоподобно, можно сказать предсказуемо, но написано отлично, поэтому впечатления положительные. О.Кожин как всегда порадовал.
Я. Землянухин «Никодим». Экскурсия по древнерусской деревне в компании домового Никодима. Он отправляется на поиски младенца, которого заменили на подменыша, ведь без дитя и дом как без сердца. Ведьмы, кикиморы, лесовики, упыри и другие персонажи русского фольклора в наличии. Приятный и добрый рассказ. Это скорее сказка, нежели хоррор. Единственная небольшая претензия есть к финалу: с главным виновным во всей этой истории уж очень быстро разобрались.
Д. Золов «Райская тренькалка». Отличная стилизация. Так и представляешь, как тебе эту байку рассказывает непонятный странник за кружкой пива в придорожной таверне. Правда или ложь? Да непонятно…., но мужик уж больно складно сочиняет, да и упомянутая тренкалка при нём. Хорошо получилось, хотя имена и фамилии у героев странные, как будто автор заимствовал их из «Астерикса и Обеликса».
Г. Шендеров «Намощ». Сказка ложь, да в ней намёк..Хотя сказка, которая во всех смыслах завладела филологом-неудачником Зайцевым, не такая уже и ложь «ибо чудится дураку на дороге лесной неведомое», а оказывается вполне настоящим и материальным. Шендеров удачно создаёт этакий гобелен, где переплетается сказка и реальность, и уже не отличить одно от другого. Что есть морок и обман? А что реальность? Но загадку эту раскрывать не буду, читатель дело за тобой.
С. Лёвин «Искры». Декорации для истории автором выбраны интересные: пожар, подступающей к хутору, где находятся отнюдь не только люди, но и ещё Нечто. Рассказ губит это самое Нечто, если производственная часть о МЧС, пожарных и борьбе с огнем получилась неплохой, то мистическая часть вышла очень невыразительной. Прием с несколькими рассказчиками в данном случае уместный, но сами эти рассказчики прописаны достаточно поверхностно, их сложно различать. При этом нельзя сказать, что рассказ плохой, он скорее недоработанный, поспешный.
Р. Смородский «...и всё погрузилось в трясину». Малопонятный набор депрессивных эпизодов с участием неприятных и отталкивающих персонажей. Серый скучный омут.
Р. Газизов «Три правила Сорок Сорок». Оригинальная и самобытная вещь с правильным посылом или как сейчас модно говорить месседжом. При этом поначалу история выглядит, какой-то муторной и бредовой, но дальше читатель будет вознагражден интересной историей, которая закрутилась вокруг главного героя и его необычного дара. Как и в случае с рассказом Д. Тихонова «Странные вещи с вершины горы» некоторые детали сюжета здесь остаются без объяснения, но это рассказу только на пользу.
Я. Демидович «Шоколадное сердце». Основой рассказа стал такой классический элемент страшных историй как проклятый предмет. Идея совместить в одном тексте древнего бога/демона из верований индейцев Северной Америки и Москву 19 века как минимум не банальная. Жаль только сделать из этого всего интересную историю не вышло, по сути три раза сюжет идёт по кругу, сопровождая главную героиню на ее тропе мести тем, кто ей навредил. По сути уже к середине вся эта история становится достаточно предсказуемой.
О. Ветловская «Мать-гора». Современная интерпретация «Хозяйки Медной Горы». Действие рассказа происходит где-то в конце 19 начале 20 века на Урале при строительстве железной дороги. При прокладке тоннеля через одну из гор начинают происходить необъяснимые события. Здорово образно написано. Хороший язык, интересный сюжет, пусть и несколько предсказуемый. Образ главного героя рассказа Кайсарова получился убедительным. Уместно выглядит и открытая концовка. Хотя лично мне хотелось, что бы история завершилась чем-то более конкретным.
Д. Тихонов «Разбойничья мистерия». Прекрасная история, которая визуализируется в голове в кукольный мультфильм. За сюжетом интересно следить. Главные герои хоть и марионетки, но так похожи людей. Развязка наступает достаточно быстро и неожиданно фактически обрывает историю на самом интересном месте. Хотя, по сути, последняя строчка закольцовывает рассказ и судьбу одно из «героев из ящика». Один из лучших рассказов антологии.
С. Пожарский «Моровая изба». Не понравилось. Дано: секта; изолированная деревня; ребятишки-подростки перед обрядом посвящения; и злодейская.....избушка на курьих ножках. Из хорошего можно отметить неплохо прописанных главных героев-подростков и язык, остальное плохо. Взгляды секты показаны поверхностно, взрослые персонажи ходульные и их поступки не всегда понятны, а избушка-катафалк вообще не к месту. Не понравилось.
Д.Тихонов/Б. Гонтарь «О Чугае и Царствии Небесном». Ещё один наряду с рассказом «Бабушка» черноюморной стёб. Нужно признать, что написано лучше, чем рассказ Чубрукова. Одна фраза «я же токарь, кто меня оштрафит!» чего стоит. Разухабистая фантазия, мчащаяся во весь опор, потому что тормоза отказали. Рассказ сильно на любителя я вот, видимо, не любитель такого, однако многим история от соавторов точно понравится.
Е. Шиков «Куриная голова». История, которая поначалу смотрится просто как интерпретация автором цыганских мифов/сказок с использованием любимого некоторыми сказочниками (например, тем же Гауфом в «Караване») приемом вставных новелл/историй. Однако всё оказывается не так просто, и финальная строчка переворачивает всё с ног на голову — перед нами ужасающая в своих подробностях трагедия и драма. Блестящие исполнено! Ужас как он есть. Не потребовалось и сотни мертвецов, упырей и другой нежити. Лучший рассказ сборника и та самая чёрная жемчужина антологии.
URRRiy, 6 марта 2023 г.
Сборник разнородных произведений в жанре сказок для взрослых. Сразу отмечу, что, на мой взгляд, подборка сделана неплохо, хороших и приемлемых рассказов, то есть, литературных произведений, а не плодов измышлений школьника — графомана большинство, откровенно же сомнительными мне показались всего два текста из семнадцати.
Рассказы конечно отличаются и глубиной, и уровнем «оттенков черного». Безусловно, черным бриллиантом сборника служит великолепный рассказ Евгения Шикова «Куриная голова», одна из причин, по которой я приобрел эту книгу в бумаге.
Но и рассказы Олега Кожина, Дмитрия Золова, Германа Шендерова и наиболее здесь представленного Дмитрия Тихонова также сделаны с высоким литературным качеством.
В целом, очень достойный продукт в своей целевой группе, плюс обложка с терминатором и метаморфом вполне грамотно оформлена.
sergej210477, 8 марта 2023 г.
Сборник из семнадцати рассказов. Объединенных общим жанром — сказка. Для взрослых. Впрочем, как мне показалось, не все истории можно назвать сказками.
Примерно половину произведений из этой книги я уже читал раньше, или, слушал в аудиоверсии, поэтому, мое впечатление о данной антологии будет немного смазанным.
Моя общая оценка «7», ну, или «4 с плюсом», что, очень и очень неплохо. Ну нельзя запихнуть в один сборник равноценные по уровню исполнения рассказы, и, ещё, сделать это таким образом, чтобы они понравились абсолютно всем читателям. Поэтому, составить удачную антологию сложно.
Как всегда, истории уже известных писателей сильнее и ярче. Рассказы новичков — послабее. Ну, это, по-моему, вполне естественно.
Из наиболее «зацепивших»:
«Три правила Сорок Сорок» Р. Газизова — необычная и интересная притча.
«Куриная голова» Е. Шикова — вообще, здорово написанное произведение, многогранное, яркое.
Совсем не понял только один рассказ, ну, не знаю, может я был не в настроении, может, автор пытался реализовать, какую-то, свою сложную задумку...
В остальном — совсем неплохо.
Книга большая. Читать, наверное, нужно с перерывом. Всё-таки, семнадцать «черных» и мрачных сказок сразу — много.
Хороший сборник, но, жанр — специфический. Некоторым читателям, наверное, покажется, что идея перефразировать всем известные сказки на новый, «мрачный» лад неудачная. Но, это, скорее, нелюбовь к «хоррору», вообще. Мне понравилось. И посмеялся. Много «черного юмора». Кое-где, были реально жуткие моменты. Есть и хорошие, необычные и оригинальные задумки.
Приятная книга.
genametr, 7 марта 2023 г.
Первый же автор смакующий отрубание голов, посажение на кол и прочий садомазо-членовред, вызвал стойкую ассоциацию с доцентом Соколовым. Допускаю, дедушка просто не понял, что такое страшная сказка и наваял мерзкую, но что вышло, то вышло. Если учесть, что первым обычно ставят «лучший» рассказ представляю на что похожи остальные. Без обид но после Гелприна читать дальше не захотелось. И хоть заминусуйтесь. Испоганить хорошие сказки это не постмодернизм, а крысятничество. В плане присвоения чужих сюжетов конечно. Можно поменять акценты, сделать хорошего плохим, умного глупым, показать скрытые мотивы, поставить все с ног на голову, но просто напихать чернухи это отстой. Жалкая получилась попытка переплюнуть исходники, где тоже рубили головы, сжигали и варили заживо, но знали меру. И хоть трижды напишите в аннотации про «возвращение к истокам» лучше от этого не станет. А вот противней — запросто.
mputnik, 25 августа 2023 г.
Худший сборник за всю историю наблюдений (ИМХО — естественно, усредненные оценки — это «средняя температура по больнице»).
Естественная нативная норма — «70/30» (доля в % текстов с оценкой 7 и выше / доля в % текстов с оценкой 5 и выше). Озвучивается примерно так: «…чуть больше двух третей — читабельны, чуть меньше половины из них — достойны внимания). Здесь же, в этом конкретном сборнике — «40/0». Никогда и нигде у меня столь низких оценок не было. После таких книжек впору комментировать состояние любимого Жанра чем-то вроде «…с прискорбием сообщаем, что после тяжелой и продолжительной болезни…».
Впрочем, уважаемый потенциальный читатель, в любой бочке дёгтя можно — ежели хорошо поискать — обнаружить вполне приемлемую ложечку мёда. Рекомендую тебе составить собственное впечатление, сравнив неудобоваримость последних разделов (три заключительных текста) с непонятно как затесавшимися в эту компанию вполне себе читабельными фантИсториями:
*** «Намощ» Шендерова;
*** «Три правила Сорок Сорок» Газизова;
*** «Шоколадное сердце» Демидович