Роберт И. Говард, Лайон Спрэг де Камп «Волчий рубеж»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Время действия: Древний мир
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Единственное из произведений Роберта Говарда из цикла о Конане, в котором Конан действующим лицом не является, а лишь упоминается. Рассказ повествует об отражении набега пиктов на западные окраины Аквилонии, происходящем во время восшествия Конана на престол Аквилонии.
- Незаконченная рукопись найдена в 1965 году и дописана Де Кампом.
В произведение входит:
|
![]() |
Входит в:
— цикл «Конан» > цикл «Конан. Классическая сага»
— сборник «Конан-узурпатор», 1967 г.
— антологию «Конан-варвар», 1993 г.
- /языки:
- русский (7), английский (1)
- /тип:
- книги (7), самиздат (1)
- /перевод:
- А. Иванов (1), Ю. Лангсдорф (2), Т. Старшинова (2)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
ivan2543, 28 февраля 2025 г.
Примыкающий к циклу о Конане рассказ, дописанный Спрэгом де Кампом по черновикам Говарда. Представляет собой небольшой эпизод войны с пиктами, рассказанный от лица молодого воина, некоего Голта, сына Хагара. Голт прибывает со своей малой родины, из провинции Тандара, в Шохиру, чтобы выяснить, чью сторону держат местные в гражданской войне в Аквилонии, поддерживают ли они повстанцев во главе с Конаном, или тирана Нумедидеса. По прибытии на место главный герой сразу оказывается втянут в опасную игру – ему случайно удаётся разоблачить высокопоставленного предателя, сотрудничающего с пиктами, но тот сбегает из-под стражи. И теперь молодой воин должен примкнуть к отряду местного командира Хакона, срочно отправляющемуся в тыл врага, чтобы предотвратить последствия предательства: сорвать планы врага и покарать негодяя.
Рассказ не представляет собой ничего особенного – просто ещё один эпизод «пиктского» цикла. Прямолинейный сюжет повествует о небольшой, но крайне важной и рискованной военной операции, присутствуют и реалистичные боевые эпизоды, и фантастические – поединок с монстром и магическая атака. Всё вроде бы по-говардовски, но без «изюминки», что понятно – рассказ был не дописан, а Спрэг де Камп, похоже, не умел в «вот-это-повороты».
Итог: совершенно проходное произведение, ценность которого в лишь том, что оно показывает, что творилось на западном фронтире в то время, когда Конан освобождал Аквилонию от власти безумного короля. Ну, если вам было мало зловещего пиктского пограничья в «За Чёрной рекой» и «Грозе над Чохирой» – можно почитать. А так – скучновато.
Amorphis, 27 сентября 2024 г.
И такое вот бывает, рассказ входит в цикл о Конане, а его там лишь упоминание пару раз. История ведется от первого лица безымянного героя, причем опять вся та же старая песня про пиктов в лесу, погони, сражения, читая это уже ловишь себя на мысли, что это все уже читал в других историях о похождениях Конана. Сам же рассказ скучный и не интересный, первая глава еще как то хоть держит в напряжении, далее все как то скомкано, чувствуется что сыровата история!
Тимолеонт, 7 октября 2024 г.
Вышло... стандартно. Обычный фентезийный рассказ-рубилово, каковыми являются почти все работы о Конане. Ну да, тут нет его безмерной и априорной крутости, но боевые сцены всё ещё неплохи, сюжет неплохо оправдывает кровопролитие, да и в целом создаётся иллюзия глубины мира, а не того, что Конан — центр вселенной солипсизма, в которой существует только его непосредственное окружение.
Darth_Veter, 27 января 2023 г.
Наверное, это самое скучное повествование о Гиборийской эре. Вроде бы имеется какая-то интрига (предательство одного из лордов Западной границы), приключенческая составляющая и магические существа, но сюжет по-настоящему не увлекает. Наверное, потому, что грешит слишком несущественными подробностями и описывает далеко не главные, а мелкие местные события. Кроме того, харизматичных героев в нем нет: о Конане одни только упоминания, а сам рассказчик вовсе не так уж и крут, как он сам расписывает (особенно, в сцене засады на лорда-предателя, где он позорно засыпает и его берут без сопротивления). Основные события свершаются где-то в другом месте, и слухи о них доходят до главного героя через посредников. По содержанию этого эпизода сложно понять, отчего Конан считал пиктов опасными противниками — здесь они выглядят настоящими олухами, не способными на разумные действия (например, в сцене с пойманным героем и его напарником: охрана банально сбегает вслед за ушедшим ранее отрядом, оставляя пленников один-на-один с Болотным колдуном, которого те довольно легко побеждают).
В общем, у меня сложилось впечатление, что данная история была всего лишь черновым наброском Говарда к будущему произведению, которое он либо не успел написать, либо просто передумал. А де-Камп решил дать сюжету «вторую жизнь», не имея на руках внятного продолжения. А то, что получилось, вряд ли заслуживает вашего внимания.
---------------
РЕЗЮМЕ: один из «вбоквелов» конановой саги, рассказывающий о второстепенном по значению сражении с пиктами у форта Тандара.
say2014, 29 июля 2018 г.
Пожалуй, это одно из самых неудачных произведений, написанных де Кампом на основе текстов Говарда...
Конана здесь нет вовсе — ни в каком виде, только известия про него в начале и конце рассказа. Это не самый большой грех, будь сам рассказ интересным или хотя бы читабельным, но ... у автора это не получилось.
Сюжет примитивен, не буду спойлерить, тем более, что ниже это уже есть. :) Вести рассказ от первого лица — это тоже надо уметь, у автора это выходит плоховато. Персонажи сильно отдают картоном, аляповатые. И читать это всё — очень скучно... Сравнивать с рассказом «За Черной рекой» не имеет смысла — там совсем другой текст по читабельности... Достаточно в тексте и косяков.
Не рекомендую...
Stirliz77, 7 марта 2012 г.
- Великий Митра! — побелевшими губами выдохнул Хакон. — Невероятно! Хайбориец, выступающий с пиктскими демонами против своих!
Экспансия Аквилонии на запад не увенчалась успехом. То, чего боялись многие в Конаджохаре, произошло — разрозненные и постоянно враждующие между собой пиктские племена объединились вокруг колдуна Зогар Сага и выступили единым фронтом против аквилонских захватчиков, оттеснивших их за Черную реку. Форт Тасцелан, стоявший на берегу Черной реки был захвачен и разрушен, и лишь мужество и самоотверженность двух человек, Конана и Балтуса, предупредивших мирное население, не дали произойти самому страшному — массовой резне на оставшейся без всякой защиты территории. С тех пор прошло уже несколько лет. Конаджохара так и осталась в руках пиктов, а люди, когда-то жившие в ней расселились по другим приграничным областям. Большая часть поселенцев ушла южнее и основала там новую провинцию — Тандар. Но и на новом месте спокойствия люди так и не получили. В Аквилонии зашатался трон под королем Нумедидесом, Конан поднял мятеж против монарха, расколов население на два лагеря — своих сторонников и защитников старой власти, в воздухе запахло гражданской войной. На волне неурядиц в королевстве, узнав о расколе в рядах защитников фронтира, по ту сторону границы зашевелились пикты.
Этот рассказ резко выделяется на фоне остальных произведений о Конане тем, что он не о Конане. Всё повествование ведется от первого лица, а лицом этим является Голт, сын Хагара, уроженец Конаджохары, живущий теперь в Тандаре. Он идет из своей провинции в Шохиру, соседнюю провинцию, стремясь попасть в крепость Кваниара, что на берегу Кинжальной реки. Желая максимально сократить свой путь, он решает пройти через леса, принадлежащие пиктам и, поневоле, становится свидетелем ужасного ритуала. Но даже более самого ритуала его поражает тот факт, что наряду со смуглыми пиктами на нём открыто присутствует и кто-то явно белокожий. Сначала он принимает того за лигурийца, немногочисленные племена которых проживают на той же территории, что и пикты, но, как выясняется позже, ошибается. Эта невольная встреча, в итоге, оказывается решающей для судьбы целой крепости.
При чтении этой истории я постоянно ловил себя на мысли, что пытаюсь сравнивать её с другой говардовской историей о противостоянии с пиктами — с рассказом «За Черной рекой». И, как ни печально, но сравнение постоянно выходило не в пользу «Волчьего рубежа». Хотя между рассказами немало общего, но атмосфера и эмоциональный накал текстов кардинально отличается. О захвате пиктами Конаджохары Говард рассказывает с отменным мастерством и не жалеет сил для создания небольшого, но по-настоящему захватывающего событийного полотна. «Волчий рубеж» вроде бы повествует о схожих вещах, но совершенно иным языком. Может дело в том, что он, в отличие от первой истории, написан в соавторстве, что в данном случае означает переработку исходного текста де Кампом. Сколько, в итоге, осталось говардовских мыслей и чувств, а сколько «соавторских» — неизвестно. Скорее всего вклад родителя Конана не так уж велик, потому как уж очень сильно различаются эти тексты. Говард показывает пиктов варварами, детьми природы, но детьми темными, злыми. Он придает им отдельные черты индейцев, пытаясь вызвать у читателей своего времени определенный эмоциональный отклик, основанный на переносе отношения к индейцам, сложившегося в те годы в обществе, на придуманный им образ. Но при всей «индейцеподобности» пикты — это самобытный народ с оригинальной историей, обычаями и культурой. Де Камп же несколько утрирует эти различия, фактически подменяя одно понятие другим. Его пикты носят перья в волосах, имеют тотемных духов-покровителей, пытают пленных, привязанных у столба, и устраивают ритуальные пляски с шаманами и барабаном. То есть, вместо рассказа о пиктах, мы получаем рассказ об индейцах, причем несколько ущербных. Они, почему-то из всех обитателей леса боятся змей: «Уж если пикты и боялись чего-то на этом свете, так только змей». Но это ещё ничего, оказывается они ещё и бегать не умеют, как какие-нибудь монголы-кочевники, практически с рождения садящиеся в седло: «Пикты отставали; ни один из них не мог соперничать с белым в беге на большое расстояние». С чем связана такая особенность передвижения людей, которые по своим дебрям, по-видимому, путешествуют исключительно пешком или на лодках? Непонятно.
Напоследок интересная фраза: «Если пикты перейдут границу, мы позавидуем тем, кто попал уже на Серые Равнины!» — это же перефразированное знаменитое «... и живые будут завидовать мертвым!» из «Острова Сокровищ» Стивенсона.
Итог: дважды в одну реку войти не удалось. Возвращение к пиктскому вопросу оказалось гораздо менее удачным, чем блестящая история трагической борьбы за Конаджохару. Это вовсе не означает, что рассказ получился совсем уж неудачным, как, например, «Ползущая тень», но то, что он мог бы быть гораздо более увлекательным, несомненно. Интересно, что оба «пиктских» текста выделяются способом подачи материала из всего цикла, а хотя бы это может уже служить причиной, чтобы прочитать не только великолепный «За Черной рекой», но и его менее удачное продолжение.
god54, 13 июля 2010 г.
Набор неплохих приключений, связанных колдовством и интригами. Написано профессионально, читается легко, сюжет увлекательный, приключения запоминающиеся, детально проработаны представители всех племен. Хорошее развлекательное чтение.
Strannic86, 14 мая 2008 г.
Повесть слабенькая, и ведётся не о Конане, а о его мире с непрекращающимися войнами.
creator, 24 февраля 2005 г.
Однако, «веселые» ребята, эти пикты!
Кстати, хоть этот рассказ и входит в сборник «Конан бессмертный», но Конаном там и не пахнет. Может он где-то и упоминается, но повествование идет от первого лица и вовсе не от Конана.