Кобо Абэ «Человек-ящик»
- Жанры/поджанры: Сказка/Притча
- Общие характеристики: Философское | Психологическое | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Азия (Восточная Азия ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
Человек, надев на себя ящик из гофрированного картона, сделав в нем прорези для рук и смотровое окошечко со шторкой, прячется в этом ящике от окружающей действительности. Но ждет и ответной реакции: окружающий мир не должен касаться его никоим образом. Но сложность в том, что общество не отпускает человека-ящика из своих цепких объятий, завязываются странные отношения с миром вокруг. Отсюда несколько смысловых пластов романа: вначале мы читаем записки самого человека-ящика, потом оказывается, что он наркоман и может быть это всё его галлюцинации, на горизонте появляется ложный человек-ящик, и уже не понятно кто пишет эти записки, где-то возникает ощущение, что сам Кобо Абэ прячется от всех в ящике. В общем не всё так просто в этом полном метафор романе. Параллельно развивается детективный сюжет, отчего роман прочитывается на одном дыхании.
Входит в:
— журнал «Иностранная литература №08, 1976», 1976 г.
— журнал «Иностранная литература №09, 1976», 1976 г.
Периодика:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Ann.Mcart, 29 января 2025 г.
Продолжаю дальше знакомится с творчеством сего японского литератора и сегодняшний роман, наверное, самый неоднозначный для многих читателей (судя по оценкам на разных сайтах, так и есть).
Главный герой начинает новую жизнь в картонном ящике — выбирает подходящий по размеру, прорезает окошко, вешает шторку, лампочку и уходит в мир.
По мере чтения я трактовала происходящее по-разному: и как нечто близкое чеховскому «Человеку в футляре», только пошедшему дальше, и как возможность разобраться с самим собой и найти своё Я, и как глубокую стадию интровертизма (есть вообще такое?), да и просто, как аллегорию на тенденцию к скрытию реальных чувств от внешнего мира…
Кажется, что скрытых подтекстов много и есть не одно двойное дно
Но
под конец у меня сложилось стойкое ощущение, что автор слишком заигрался во всё происходящее и запутал не только нас, но и самого себя… кажется, что театр абсурда в поворотах головоломки надышался ядовитых испарений наркотического бреда и увёл нас не пойми куда
Тем не менее у меня впереди ещё две истории Кобо Абэ
Ksellos, 19 февраля 2023 г.
Одним из различий западного и восточного обществ является источник чувства страха. В первом случае это внутренняя совесть, а во втором — осуждение окружающих. Поэтому для представителя японского общества угроза быть публично осмеянным вызывает куда большую тревогу, чем риск сделать ужасный поступок, но в тайне от других.
Это обстоятельство заставляет главного героя (или героев?) романа искать способы скрыться от людей, отгородиться от них с помощью картонного ящика. Такой буквальный подход кажется, на первый взгляд, абсурдным, но он подталкивает читателя к мысли, что другие способы побега от реальности, которыми массово пользуются люди (алкоголь, наркотики, виртуальные игры и пр.) ничуть не рациональней.
И, как всегда в своих произведениях, Кобо Абэ не даёт рецепта о том, как решить эту проблему отчуждённости индивидума. Да и можно ли её решить в рамках нашего человеческого общества без его корененного изменения. Такой вот диагноз без терапии. Впрочем, как известно, осознание проблемы — это главный шаг на пути к её устранению.
Mystika007, 18 августа 2018 г.
Роман «Человек-ящик» — роман-метафора, в котором несколько уровней. Низкая оценка обусловлена стилистикой автора, хотя идея небезинтересна.
Внешний уровень романа (стиль автора) показался мне непосильным. Для меня дочитать этот роман было мучением. Что-то подобное я испытывала, когда пыталась пролезть сквозь описания военных баталий в «Войне и мир». Другой роман Кобо Абэ «Женщина в песках» по прочтению был динамичнее и не так мучителен.
Читаешь роман и не понимаешь, а чьи записки читаешь, не сходит ли с ума пишущий или не наглотался чего-нибудь, что не следовало бы. Читала Киза, Пелевина — их произведения по сравнению с «Человек-ящик» даже сверхъадекватны и все герои вполне зайки и со здоровой психикой. И что самое главное — их интересно читать.
Материальный уровень романа описывает будни бомжа, живущего в коробке. Вполне себе любопытное пособие по выживанию, если вдруг читатель решит однажды жить в коробке.
Сюжет (еще один уровень) я бы не назвала интересным. Замысел может быть и ничего, но подача разрушила весь эффект, по крайне мере для меня.
Интересно, как бы выглядел роман, если бы его написал Достоевский?..
Лекс Картер, 15 сентября 2009 г.
Как и любая другая работа писателя уровня подобного Абэ Кобо, «Человек-ящик» имеет большое личностное значение для японского автора-затворника. Само оправдание замкнутости и убеждение с каким он выстраивает целостность жизни своего героя говорит о понимании автором своего героя, куда большем, чем просто персонажа. Метафорой человека, закрывшего себя ящиком из гофрированного картона, доведена до абсурда попыткой спроецировать символический образ на реальном мире. Вместе с этим Абэ Кобо сосредотачивается на вытекающих из этого проблема, ярко выписывая все плюсы и минусы постоянного существование в ограниченном замкнутом пространстве.
Вообще, первое, за что Кобо надо читать однозначно – метафоричность. Более того, у него вообще мало вещей, которые могут восприниматься прямо, и каждый образ нуждается в отдельном осмыслении, что делает его произведения особенно ценными для любителей литературных загадок. Так, например, снаружи ящик олицетворяет замкнутость и незаметность, а внутри, для его обитателя обращается внутренним миром со своими, неведомыми за его пределами законами. Остро стоит вопрос восприятия правды и вымысла
Принеся физическое в жертву чувственному Кобо допустил в произведение изрядную долю сентиментализма, постепенно разрушив ту самую реалистичную проекцию, которая легла в основу идеи, а вернее, даже, осмысленно от нее отказался, дав таким образом ответ, что замкнутость это, в первую очередь, отказ воспринимать реальность. И все бы ничего, более того, ответ на поставленный вопрос хорош, но под конец, хоть старые загадки и получают ключи к решениям, загадываются новые, еще более специфические
Таким образом перспектива стать человеком- ящиком у Кобо выглядит весьма заманчивой, а элементарные неудобства сведены до минимума, вроде фразы: «Пока человек потеет, он еще не настоящий человек ящик». Жизнь бродяги в коробке, надетой по пояс по-своему даже хороша, пока о ней не задумываешься в суровом реализме, который у Кобо напрочь отсутствует. Как бы признавая это, автор вводит в рассказ лжеца – тот же ящик, но внутри него совсем другой человек, для которого ящик и не часть жизни, а ее праздное разбавление новыми впечатлениями. У него есть работа, есть обязанности, есть возможность снять с себя коробку в любой момент, меняя образ человека-невидимки на нормальную жизнь. Однако, лжец никогда не станет настоящим человеком-ящиком, не постигнет опыта бродяжнической жизни, хотя, ему этого и не нужно. Забавляет сама перспектива загнать себя в ограниченное пространство и через маленькое окошечко наблюдать за жизнью других людей, которые тебя не замечают.
«Человек-ящик» — это метафора еще и аскетизма, в котором дом – четыре комнаты, а в нем нет ничего лишнего, от того, чем не пользуешься, следует избавляться, никаких привязанностей, никаких излишеств. Коробка, из которой только ноги и торчат идеальное воплощение бродяги-аскета, живущего подобно раку-отшельнику, таскающему на себе свой дом.
Задним фоном мелькает детективная тема – она-то и введена для того, чтобы расставить по полочкам события, внести в распадающуюся реальность взаимосвязь. Ответить предстоит на многие вопросы: сколько в произведении героев и кто из них человек-ящик, кто ведет записи, а кто лжет, путая следы. Некоторую ясность внесут и ретроспективы о военном враче и отце, надевшем на себя ящик, чтобы огородить сына от позора.
Итог: абсурдный детектив, где автор виртуозно управляет словами, выстраивая перед читателем новые измерения привычного мира, что говорит о нем, как о человеке способном написать произведение куда более высокое, чем «Человек-Ящик».
bauglir616, 27 ноября 2012 г.
Прочитал в 10-летнем возрасте. Наверно, рановато, снились кошмары потом, был необъяснимый страх темноты, но прочел на одном дыхании за час. Сильная вещь, отличный писатель!