Михаил Салтыков-Щедрин «Премудрый пискарь»
- Жанры/поджанры: Сказка/Притча
- Общие характеристики: Социальное | Ироническое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Мировой океан, моря (Подводный мир ))
- Время действия: Неопределённое время действия
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Чтоб не пропасть зазря, нужно и рака, и щуки, а пуще того, уды опасаться. Эту премудрость хорошо усвоил пескарь. Жаль только, не подумал он о том, для чего собственную жизнь бережет.
Первая публикация — в газете «Общее дело», Женева, 1883, №55.
Входит в:
— антологию «Ревизор. Мертвые души. Шинель. Господа Головлевы. Сказки», 1982 г.
— антологию «Сказки русских писателей», 1984 г.
— антологию «Сказки русских писателей», 1985 г.
— антологию «Сказки русских писателей XIX в.», 1989 г.
— антологию «Цветок папоротника», 1990 г.
— антологию «Лукоморье», 1994 г.
— антологию «Сказки русских писателей», 1999 г.
— антологию «Волк и семеро козлят», 2002 г.
— антологию «Литературные сказки народов мира. Том III. Сказки писателей России», 2002 г.
— антологию «Сказки русских писателей», 2002 г.
— антологию «Сказки русских писателей XIX века», 2004 г.
— антологию «Классика русского рассказа», 2005 г.
— антологию «Сказки русских писателей XVIII-XIX вв.», 2010 г.
— антологию «Лучшие сказки русских писателей», 2015 г.
- /языки:
- русский (70), английский (1), украинский (1)
- /тип:
- в планах (1), книги (65), аудиокниги (6)
- /перевод:
- И. Франко (1)
В планах издательств:
Издания:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
ааа иии, 23 августа 2021 г.
При прочтении в лоб, наверно так, как задумывал своего пискаря Михаил Евграфович, он аналог «Человека в футляре», портрет и тип вечно дрожащего, отчасти благодаря своему уму, обывателя.
Вот только угрозы жизни «рыбке» с условными инициалами ПП реальны. И достижения ПП в области долголетия, вопреки им, имеют место быть. Эту историю имеет смысл воспринимать как байку про выживальщиков и мораль просматривается совсем другая.
Что сожалеет о прошедшей жизни — так о чем еще достойно жалеть? Холодно, мокро, одиноко, ни друзей, ни жены — но чем обстоятельства смерти ПП отличаются от смерти капитана Немо, описанной Верном несколько раньше.
«Ведь этак, пожалуй, весь пискарий род давно перевелся бы!» — отшельничество и у людей не влияет на демографию, посмотрите на страны Хинаяны. Если б не ловцы, можно было бы говорить про «волчью отбраковку», но эти изымают в уху самый цвет популяции.
Беда пискаря, что он немалую свою известность — дрожание его одинокое в норе обсуждается даже щуками — не сумел обернуть ни в личную, ни в общественную пользу.
Ведь, в принципе, поставлен опыт на себе, идет отработка низкорисковой модели поведения. Достойная пусть не «Драматической медицины» Гляйзера, но венецианец Корнаро с Шаталовой въехали в анналы на значительно меньшем. Но ПП не только в карты не играет и табачок не курит — он еще и журнала не ведет и ничего не публикует, даже устный доклад не делает. И вот законное следствие: достижения есть, однако «Ни одной на мысль не придет: «Дай-ка, спрошу я у премудрого пискаря, каким он манером умудрился слишком сто лет прожить». А спросить бы стоило. Сказка сказкой, но изменение времени активности под антропогенным прессом чуть раньше спасло американских бобров («Заводь лилий»), ныне это глобальная тенденция фауны.
Аналогичная ситуация с литературным сверстником ПП, Беном Ганом из «Острова сокровищ» Стивенсона. Он по всем параметрам круче Робинзона Крузо. Изобретателен, выжил со значительно худшей стартовой позиции, боец страшный — но персонаж Дефо, опубликовав дневник, стал именем нарицательным, а Бен остался нравоучением, вон как в орлянку-то играть.
В общем, истинная мораль сей басни такова: сделал хоть что-то, довел до результата — пиши отчет.
NikTuchkov, 3 сентября 2020 г.
Доброго всем дня!
Это сказка, да, но в ней есть отражение жизни некоторых людей.
Например, неуверенность в себе, боязнь всего на свете, нежелание
принимать какой-то опыт и открывать для себя что-то новое.
kovalenko910, 3 декабря 2018 г.
Сказ про пескаря, который внимал завету отца, нажил ума палату, до старости лет дожил, да только сам себя перехитрил: сам не заметил, как помер. Ни детей не оставил, ни памяти о себе, да при том еще и мудрым не прослыл.
Замечательная аллегория на тему того, как «житейские мудрости» да «правды-матки» оказывают губительное воздействие на человеческую личность.
REVAN, 7 апреля 2016 г.
Чудеснейшая сказка, оставляющая кое-что «на подумать». Естественно не только для детей произведение, как и другие сказки Щедрина.