Кэтрин Мур «Нордвест Смит»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Космоопера | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | Темпоральная фантастика, хроноопера | Планетарная фантастика ) | Мистика | Хоррор/Ужасы
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое | Философское
- Место действия: Вне Земли (Венера | Марс, спутники Марса | Юпитер, спутники Юпитера | Луна ) | Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка )) | Параллельный мир/вселенная
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Ксенофантастика | Обмен разумов, перемещение разума | Фантастические существа (Вампиры ) | Тёмный властелин | Контакт | Артефакты | Культы
- Линейность сюжета: Линейный | Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой | Для взрослых
В двух изданиях: «Шамбло» и «Нечестивый город» — герой цикла назван Техасцем Джо.
Нордвест Смит появляется также в рассказе Мэттью Боу «Captain Future and the Lunar Peril» (2008).
Содержание цикла: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Награды и премии:
лауреат |
Фэнтези: 100 лучших книг / Fantasy: The 100 Best Books, 1988 |
- /языки:
- русский (7), английский (62), французский (4), итальянский (3), болгарский (1)
- /тип:
- книги (60), периодика (15), самиздат (1), цифровое (1)
- /перевод:
- Н. Аллунан (1), Л. Василева (1), Ж. Галле (1), В. Гольдич (2), Д. Липпи (1), Л. Монахова (2), И. Найдёнков (2), И. Оганесова (2), В. Портянникова (1), М. Пчелинцев (1), Р. Рамбелли (1), В. Рива (1), В. Яковлева (1)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Makisima Shogo, 29 июня 2021 г.
В сборнике «Чёрные боги, красные сны» собраны все рассказы из циклов про рыжеволосую воительницу в бронебикини Джирел из далёкого средневековья и космического контрабандиста Нордвеста Смита из далёкого будущего. Казалось бы, такая прорва времени разделяет этих персонажей. Но даже они встретились вместе в одном кроссовере. Эти циклы настоящие олдскульные феминистические топовые шедевры, написанные все аж до 1940-го года. Воительница из далёкого прошлого и контрабандист из будущего. Что общего? То, что делает их такими оригинальными. По крайней мере в 30-х они точно были весьма оригинальными. Не первыми в своём роде, скорее всего, но первыми такими, с которыми я столкнулся. Все рассказы остро попахивают лавкрафтовскими сюжетами — ну типа ужасы ада, Ктулху, давние легенды про ужас из других измерений. И всё это просачивается в прошлом для Джирел и будущем для Нордвеста.
Контрабандисты Нордвест Смит и Ярол вечно попадают в разные передряги. И всё из-за нехватки денег и того, что они не в ладах с законом. То они встречают реальное инопланетное воплощение Медузы Горгоны; то их нанимают для поиска останков умершего бога; то друзья встречают представителя расы древних обитателей пещер Тибета; то они попадают на спутник Юпитера, населённый прекрасными амазонками, но в итоге попадают в ловушку, в которой из людей высасывают души; то Смита хочет убить древнее существо, которое в буквальном смысле питается красотой; то Смит засыпает и попадает в красное измерение, откуда не могут выбраться другие люди; то телом Смита пытается завладеть древний бог; то Смит встречает невидимую дочь Тьмы и снова попадает в передрягу; то Смит попадает в руины древнего города, в котором обитает какая-то тварь из другого мира и питается людьми; то Смит попадает в иное измерение, в которое заманивает людей бог-дерево. И почти во всех рассказах Нордвест встречает самых распрекрасных космических красавиц. На Венере выводят красоток, спутник Юпитера населён красотками, марсианки красотки. Не будь Кэтрин Мур женой Каттнера, я бы подумал, что она ЛГБТ. Ну в общем вы поняли.
Кое-какие рассказы слишком просты сюжетно и идейно; некоторые — начало класс, конец похуже (или наоборот). Но общая картина — неплохо. В кроссовере хотелось бы побольше совместных действий героев. И внезапная встреча двух героев из разных времён тоже слишком быстро окончилась. Некоторые рассказы выглядят почти откровенно подражательскими. Совпадает всё почти до мельчайших деталей, в особенности стандартная и почти донельзя упрощённая сюжетная схема. Чудовища и боги типично лавкрафтовские. Сюжеты — говардовские. Особенно про Смита. Нордвест Смит, это по сути, такой космический Конан. Космоопера по форме, по содержанию типичное героическое фэнтези пополам с классическим палп-хоррором. Кэтрин Мур решилась перенести героев из фэнтезийных декораций на просторы других планет, чтобы не замыкаться в рамках одного жанра. Получилось довольно экзотично. Такое интересное и новаторское (для своего времени) смешение стилей само по себе любопытно. Не шедевр, но написано неплохо, хотя и несколько однообразно. Хотя мне больше по вкусу оказалась Джирел.
ааа иии, 10 ноября 2013 г.
Случайная покупка, встреча на улице, аварийная посадка в марсианских развалинах, глоток венерианского виски. Красотка. Просьба, мольба или заказ. Последствия: атака ментальных пожирателей, коварство вампиров, провал в царство вне этого мира, перенос в чужую память, вторжение в замок. Волнуется первородная тьма, точат зубы и обольщают инопланетные Цирцеи и боги. Ужас (непознаваемый, лавкрафтианского типа), озера зла в глазах. Все напрасно — голубой луч бластера избавит от проблем с ними Нордуэста Смита, изгоя с космическим загаром на изборожденном шрамами лице и кожанкой космолетчика на плечах. А если нет, помогут руки на горле. И в следующем рассказе по-новой.
Чувственно, но невысокий класс, ниже Ли Брэкетт. Вольности, м.б., перевода («термоядерная сигарета», «венерики»,«короткая марсианская зима»), но по всему очевидно, что в тандеме с Каттнером рулила не Мур.
Рекомендуется тем, кто может млеть от таких фраз:
«Жизнь возникает из тьмы и тайн, слишком ужасных для человеческого взора».
«Женская красота безгранична, и она может усиливаться до бесконечности, пока... нет, у меня нет слов».
«Да подвернулся тут один космический старьевщик, я ему и отдал».
«Этот сложный мозаичный орнамент имел когда-то глубокое символическое значение. Глубокое, как вырез на груди портовой шлюхи».
Oswald, 22 августа 2009 г.
Во всех без исключения рассказах чувствуется очень сильное влияние Лавкрафта с его великими древними и Роберта Говарда с его Конаном. Оба они — и Лавкрафт и Говард как писатели, как стилисты, да и просто как рассказчики гораздо лучше Мур, это бесспорно. Тем не менее, абсолютное большинство рассказов цикла написаны именно в лавкрафтовско-говардовском стиле. Некоторые выглядят почти откровенно подражательскими. Совпадает всё почти до мельчайших деталей, в особенности стандартная и почти донельзя упрощенная сюжетная схема. Чудовища и боги типично лавкарфтовские. Сюжеты стопроцентно говардовские. Нордуэст Смит, это по сути, такой космический Конан. Калька Конана земного. Только глаза у него не такие синие и мускулатура не такая рельефная. А в остальном — всё то же самое.
Собственно к жанру космооперы цикл имеет весьма опосредованное отношение. Это космоопера лишь по форме, по содержанию это типичное героическое фэнтези пополам с классическим палп-хоррором. Надо полагать Кэтрин Мур сознательно решилась перенести героев из фэнтезийных декораций на просторы других планет, чтобы не замыкаться в рамках одного жанра. Получилось довольно экзотично. Впечатление портит несколько тяжеловатый язык и однообразный, густой текст с постоянно повторяющимися словосочетаниями. Такая спотыкающаяся ритмика существенно затрудняет чтение и без того не слишком легких многостраничных описаний. Немного выбиваются из этого ряда только два рассказа в соавторстве с Форрестом Дж. Аккерманом и Генри Каттнером — «Нимфа мрака» и «Поиски звездного камня». Оба написаны более легким и живым языком, содержащим гораздо меньшее число тяжелых грамматичесих конструкций, столь любимых самой Кэтрин Мур.
Цикл безусловно интересный и по-своему уникальный. Может это недостаточно заметно по моему отзыву, но мне он понравился. Такое интересное и новаторское (для своего времени) смешение стилей само по себе любопытно. Не шедевр, но написано неплохо, хотя и несколько однообразно. Последнее отнюдь не недостаток, а лишь характерная особенность творчества авторов легендарной палп-эпохи, к числу коих по праву принадлежит и Кэтрин Мур.
glupec, 5 августа 2009 г.
Интересный цикл. На голову выше, чем «Джарел из Джойри» — хотя, казалось бы, материал классической космооперы 30-х даёт меньше возможностей построить красочное и эмоционально насыщенное повествование, чем дотолкиновская фэнтези. Но Мур справилась. И — как будто ей одной этой удачи мало — принялась экспериментировать с жанрами, не зацикливаясь только на космоопере. Здесь есть — в большинстве рассказов, кроме только самых первых — чисто «хоррорная» начинка под внешне космооперным сюжетом (Марс, Венера, отважные планетопроходцы с Земли — и в то же время древние боги, тайные обряды и прочая мистика...), а кое-где мелькают и элементы пресловутой дотолкиновской фэнтези (впрочем, здесь, в отличие от «Джарел», этот жанр не играет такой уж большой роли — скорее, просто намеки на него присутствуют). А иногда («Песенка в минорном ключе») вдруг появляются совершенно нетипичные для подобных произведений, и потому приятно удивляющие, какие-то даже чисто брэдберевские нотки... Или — так же вдруг — чисто говардовские («Волчица»). Очевидно, Мур сама понимала, что оставаться в жестких рамках одного жанра — это смерть для художественного стиля. Эксперимент этот ненавязчиво подан, его можно не заметить — но он есть...
К минусам отнесу некоторую стандартизированность сюжета: Нордуэст встречает очередную инопланетную красавицу (именно красавицу, хоть бы раз встретил простушку. Везёт же ему на них...) — Нордуэст оказывается вовлечен в очередной тайный и темный обряд... Впрочем, ладно уж. Это закон жанра — не будем забывать, что все это писалось в далекие 30-е. Впечатления от искусно «сделанного» сюжета и замечательного изящного, искромётного стиля это не портит никак.
Отдельные рассказы — на 8 или 10 баллов; большинству поставил 9 только потому, что космоопера, даже такая необычная — это все-таки не совсем «моё».