fantlab ru

Павел Иевлев «Время кобольда»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.63
Оценок:
27
Моя оценка:
-

подробнее

Время кобольда

Цикл

Аннотация:

Чем отличается День сурка от Пространства Пенроуза? Может ли схлопнуться неопределенность если Наблюдатель наблюдает за самим собой? Если смерти не существует, то как можно уйти из жизни?

Нет, это не вопросы из научно-популярной книги. Это только несколько увлекательных линий из интересной и умной трилогии Павла Иевлева — «Время Кобольда».


Содержание цикла:


7.94 (95)
-
5 отз.
7.95 (47)
-
1 отз.
7.71 (35)
-
2 отз.


Издания: ВСЕ (3)

Мёртвая женщина играет на скрипке
2021 г.
Календарь Морзе
2022 г.

Электронные издания:

Календарь Морзе
2019 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Стартует трилогия с локального природного (природного ли?) катаклизма, приведшего к появлению утопии в одном отдельно взятом провинциальном городке. Ну, такая себе, утопия, но как не крути, именно она. (Хотя возможно и обратное определение – апокалипсис, но это смотря с какой стороны и как глубоко копнуть). При этом больше всего ситуация (все происходящее и манера описания) напоминают совершенно антиутопические «Град обреченный» и «Время дождя» АБС. Но потом все, а прежде всего память и время, начинает идти вразнос, да так, что кажущимся островком стабильности становится (кто бы мог подумать, в России-то?))) единственный на город бар-казино-стриптиз.

Философские игры со временем и пространством, в которые умело втиснута очень даже приличная интрига и приятные глазу и уму флеш-бэки, благодаря чему все читается на одном дыхании.

Слоган романа: «Рутина нас спасет» («пока мы ведем себя так, будто все нормально – мы сохраняем остатки этой нормальности»).

Полностью самодостаточное произведение почти с хэппи-эндом, пусть локальным и немного грустным. Достойно, 7.

Но через пять лет, когда происходит действие «Мертвой женщины…» все куда хуже. Третий год, пусть и где-то в жопе мира идет третья мировая. Да, воюют, в основном «дроны со спиленными серийниками против беспилотников с затертыми номерами и прокси-бармалеи против «ихтманетов», но воюют. В России же наступил один из столь любимых отечественными фантастами вариантов тоталитарного звиздеца с почти тотальным контролем всего и вся через бигдату, а Антона Эшерского не отпускают игры с реальностью. В таком антураже и согласно сюжетным наворотам, перед нами сущий квест, адвентура, экшн в мире антиутопии. Аналог у АБС – «Жук в муравейнике», да непрекращающийся дождь из тех же «Гадких лебедей» (впрочем, из них не только он), и отголоски линии лицея – Флоры из «Отягощенных злом».

Здесь больше чем в первом романе интриги, действия, слоев. Чего стоит хотя бы проблема совместимости/заменимости сознания/тела в игре/виртуальной реальности и в живом мире для разработки внедрения объективного контроля ИИ в управление обществом. Но при этом больше и семейно-бытовых черт, и иронии.

Слоган романа: «Ты не выжил, никто не должен выжить». (Противоположный вариант – «Забавненько»).

И вновь хэппи-энд, и вновь — локальный, далеко не для всех абсолютный и даже далеко не для всех. Довольно сложносочиненный и многоплановый энд, но все же — хэппи.

Шикарная вещь. Отлично, 9.

Но через семь лет, когда стартует «Время кобольда» Антон Эшерский уже «два года в хронической депрессии и полгода в тихом запое». И это самое элементарное и безболезненное, что происходит с ним в заключительном томе.

И вновь идея лишних/несуществующих людей, появляющихся из ниоткуда и исчезающих в никуда. Апофеоз смешения их и реальных людей; актеров, их играющих; вымышленных ИИ персонажей; нежити; оживших галлюцинаций… И все они могут быть реальными, условно реальными и, как знать, возможно нереальными совсем. Как знаменитый кот Шрёдингера, который может умереть еще при вашем решении открыть коробку. И все это перемножается на различной локальности локальные пространства, различной неориентированности неориентированные топологии и различной нелинейности нелинейные времена.

Для самой крышесносящей книги трилогии аналогии у АБС найти сложно. Разве что, «Град Обреченный», ибо одна из линий «Времени кобольда» в большей своей части – Эксперимент, как он есть. (Что любопытно, эта линия в чем-то заменила палиндромы в кафе из «Календаря Морзе» и граффити на стенах и прочих заборах из «Мертвой женщины…»).

Слоган романа: «Мы – это то, что мы помним».

Что имеем по итогам трех книг. Автор провел нас от спокойного, пусть ернического, социально-психологического триллера, через ироничный философский боевик к монструозному научно-фантастическому тексту из серии «только для взрослых». Как по мне, гремучая смесь удалась.

Правда, финал немного… обиден. Немного примитивной мне показалась первопричина всего, происходящего в трилогии (ну, пусть не всего, но доброй половины точно). Примитивной на фоне шикарного, захватывающего действа, разворачивающегося на протяжении трех книг. Но одновременно этот финал со всеми печальными сведениями начал и кульминаций, признаю достойным и даже во многом оптимистичным. И третьему роману, и всей трилогии «хорошо», пять с минусом, 8.

P.S. Учитывая «Кровь на воздух», прочитанную еще летом, Павел Иевлев стал для меня автором 2024 года.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх