Фриц Лейбер «Мрак, сомкнись!»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Антиутопия | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное | Религиозное (Религия, придуманная автором ) | Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Не определено )
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Революция
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Этот роман рассказывает историю Джарльза Армона — человека, живущего через 360 лет после ядерной войны, которая отбросило общество на много веков назад. Миром правят хаос и суеверие; новые правители — техно-священники церкви Великого Бога, владеют научными знаниями, потерянными остальной частью человечества.
Джарльз становится священником Великого Бога. Однажды он узнает, что Евангелие, распостраняемое церковью, является мошенничеством, основанным на иллюзии и обмане. Он решает поднять восстание среди крестьян, но они не готовы к борьбе и план Джарльза проваливается. Но Джарльз не единственный человек, который хочет свергнуть нынешнюю власть церкви...
Входит в:
— журнал «Astounding Science-Fiction, July 1943», 1943 г.
— журнал «Astounding Science-Fiction, June 1943», 1943 г.
— журнал «Astounding Science-Fiction, May 1943», 1943 г.
Номинации на премии:
номинант |
Хьюго / Hugo Award, 1944, ретроспективная // Роман | |
номинант |
Премия альманаха "Gigamesh" / Premio Gigamesh, 1988 // Научная фантастика - Роман (США) |
- /языки:
- русский (3), английский (4), итальянский (1)
- /тип:
- книги (5), периодика (3)
- /перевод:
- Н. Блинов (1), М. Коваленко (1), Э. М. Свалуто (1)
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
god54, 10 февраля 2020 г.
Любое общество оперирует всего одним понятием, чтобы существовать, как общество — это религия. Будь коммунизм — он предлагает марксизм, будь капитализм — он предлагает христианство... И так далее — Будда, Магомет, синие воротнички, белые воротнички, наука, практика... Человек не зря придумал идолов, он не хочет думать сам, он ждёт манны небесной, он ждёт готовых решений, он не привык брать ответственность на себя. А потому все системы управления обществом построены на системе новых ценностей или старых ценностей. А потому и книга заканчивается почти трагически: все вернется на круги своя. С моей точки зрения оригинальное произведение для того и нашего времени, сочетание неординарной идеи с хорошим сюжетом, набором напряженных событий, атмосферой психологического противостояния... Всё, это позволяет оставить сие произведение в коллекции.
Бау, 17 января 2019 г.
Самая интересная книга Лейбера, по моему мнению. Об извечном противостоянии «красных«и «синих», то бишь «ученых«и «церковников» (противостояния, доходящего порой до слияния, ведь на протяжении веков люди облачали свои открытия в форму религиозных идей, а верующие и даже священствующие люди часто двигали вперед науку).
Для нас стало почти привычным изображать религиозных функционеров «плохими» — дескать, или фанатики, или лицемеры, и почти всегда — мракобесы. Ученые, наоборот, защитники прогресса и свободомыслия. Даже если церковники «хорошие», то «хорошие» и ученые, а к образу «злобного ученого» почти всегда прилагается «безумный», что косвенным образом подтверждает нормативность образа «хорошего ученого».
А иногда начинаешь думать — как же нашей цивилизации повезло с учеными! Есть достаточно много людей науки, готовых поднять свой голос в защиту гуманизма и демократии. До сих пор таких ученых было больше, чем согласных служить тоталитарным режимам или корпорациям. Ну хорошо, их хотя бы 50 на 50, ведь находятся те, кто изобличает своих продажных коллег ;). Если бы все специалисты сговорились обманывать простых смертных, некому было бы даже раскрыть их обман (впрочем, конспирологи подозревают, что так оно и есть). Именно так было в цивилизациях Древнего мира, Египте, например, где жрецы без зазрения совести обманывали верующих, фабрикуя «чудеса» с помощью доступных им научных знаний. Сейчас, при возросшем могуществе науки, обманывать людей было бы куда проще, а бороться с обманом — во много раз опаснее.
Именно такую ситуацию Лейбер и описывает, сплетая воедино два излюбленных сюжета американской фантастики — теократическую антиутопию и историю о «злых» ученых, манипулирующих людьми.
Из недостатков отмечу разве слабую проработанность характеров. Персонажи интересные, но нам так мало о них рассказали!
И немножко скомкан сюжет
2480, 5 августа 2010 г.
Начало было интригующим. Но с дальнейшим развитием сюжета становилось всё более неинтересно. Очень накрученные способы, которыми оперируют герои. Я бы это назвала фэнтези, а не НФ. Герои описаны так, что совершенно не хочется переживать за них. Концовка, естественно, предсказуема (законы жанра обязывают), но мне показалось -уж очень легко