Михаил Харит «Рыбари и виноградари»
Рецензии
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
prohard, 30 апреля 2023 г.
У акул не бывает чешуи — это когда Андрей убивает на подводной охоте акулу и преподносит ее своей очередной жене, будучи весь в чешуе (книга 1). И свет молнии всегда бывает раньше грома, а не наоборот (книга 2, начало главы 1). И такого немало.
Vadimnet, 20 марта 2021 г.
На первый взгляд всё просто: мир на грани катастрофы и специально обученным людям поручено его спасти.
Действие романа происходит в конце 2013 года, плюс экскурсы в далёкое и близкое героев и цивилизации в целом.
Но буквально с первой страницы понимаешь, что тривиальный сюжет — обманка, мираж. Роман о совсем о другом. И всё очень не просто....
Начну с автора. Доктор наук, профессор, лауреат и прочее и прочее. Вдобавок знаток восточных единоборств, путешественник, археолог и морской капитан.
Книги — увесистые тома (более чем 700 страниц) и писалась, судя по датам, более пяти лет каждая.
Теперь о книгах. Потрясающий литературный язык со словарным запасом, который по лингвистическому анализу, примерно в два раза больше, чем у современных писателей. Сейчас так вообще не пишут. При этом читается легко, много юмора и действие буквально захватывает с первой страницы.
О чем роман? Вроде бы о приходе Бога в наш мир и проблемах, которые в связи с этим возникают у современной цивилизации. Аннотации в начале книг сильно упрощают сюжет, наверное нарочно. Думаю, автор описывает нашу реальность, историю и политику, но взглядом откуда то извне. Может быть из потустороннего мира. Может быть из рая, а может быть из ада. Иногда мне казалось, что роман написан инопланетянином, а может быть наркоманом-визионером. А может быть ангелом или демоном. Все вроде бы обычно, но вдруг замечаешь, только что твои представления о мире перевернулись. Читаешь еще десяток страниц, и понимаешь, что тебя вновь обманули, и реальность вокруг совсем другая. Не знаю, что получится, если читать роман не торопясь. Может быть сойдешь с ума или станешь мудрецом... К счастью, это не удается, поскольку книга интересная и проглатываешь страницы, пытаясь угадать, что же будет дальше.
В какой-то момент понимаешь, что все описанные загадочные места, аномальные зоны и прочую чертовщину автор знает не понаслышке. Он затягивает читателя в совершенно иной мир, лишь внешне кажущийся знакомым. И делает это крайне, я бы сказал, хитро...
Поясню свою мысль. Первый том состоит из четырёх книг.
Первая — книга Максима. Повествование идёт от лица человека, обладающего рядом необычных способностей( и ему всегда везёт). Динамичный сюжет, мир спецслужб, хотя описан как-то через чур глубоко и непривычно. Но так или иначе первая книга понятна.
Вторая — книга Ольги. Здесь понемногу начинаются непонятки. Повествование идёт от лица ведьмы, но абсолютно реалистичной. Настолько, что понимаешь, эта дама может быть сейчас рядом с тобой. И ты никогда не догадаешься. Потому, что она настолько обычна, настолько как все, что мороз по коже...
Третья книга — ещё необычнее. Главный герой Вадим — монах, работающий наёмным убийцей. Глубокая вера приводит его именно к этой концепции — мирозданию угодно всех убить, не зря же энтропия правит миром...
И наконец четвёртая, книга Софии — взгляд на наш мир неведомо откуда. Героиня мнит себя Богом или Богиней, общается с тучей потусторонних персонажей. На первый взгляд — чистая шизофрения. При этом дама — работник всевозможных ведомых и неведомых спецслужб, признанный компьютерный гений и её экстрасенсорные возможности зашкаливают. И опять всё до жути реалистично. Т.е. автор затащил нас в какой-то очень странный мир. И там бросил наедине с собственным кипящим и даже возмущённым разумом.
Тут первый том заканчивается и начинается второй. Т.е. сначала нас вскипятили и теперь начинают охлаждать.
Вновь четыре книге, но теперь действие идёт как бы «сверху вниз».
Первая часть — книга Анри, любимого персонажа всех сторонников всемирного заговора. Разница лишь в том, что во главе этого глобального заговора стоят не всевозможные массоны, а сам Господь Бог. И Анри лишь скромный исполнитель. В общем странная глава, опять ангелы, демоны, и огромная толпа потусторонних сущностей, описанных с такой внутренний любовью и знанием, что кажется будто автор каждое утро общается с этой компании. Разозлиться на вскипающий разум не успеваешь.
Начинается следующая часть, от лица уже знакомой злой колдуньи, и думаешь, слава богу хоть относительно нормальная баба.
Третья часть идёт от лица обычного человека , казалось бы случайно затесавшегося в центр интриги. Тут вообще выдыхаешь, всё делается понятным. Парень — бабник, гениальный скульптор, пьяница, да ещё еврей. Знакомый персонаж, но вот оборачивается всё как-то опять странно.
И последняя часть, которая называется «В начале перемен». Наше полностью обновлённое сознание окатывают холодным душем, вытирают мохнатым полотенцем и отправляют восвояси в этот мир с его нелепостями и непонятками, пандемиями и катастрофами, переселением народов и космическими явлениями. Только теперь то ли в голове, то ли в заднице занозой сидит ответ: я знаю, что происходит. Или по крайней мере догадываюсь.
Отдельно об авторской интонации. Автор вываливает на читателя массу научных, полунаучных и совсем не научных теорий. Но всё это, как бы шутя, с улыбкой. «Хотите верьте, хотите нет». Впрочем иногда улыбка не весёлая, и тогда кажется, что за шуточками стоит грозное «Кто не спрятался, я не виноват».
И захлопнув вторую книгу, задумываешься: -А зачем он всё это рассказал?
И тишина...
P.S. Чтобы показать, насколько интересен литературный язык автора приведу несколько цитат:
[q]Почему красавицы, как правило, живут с чудовищами? Может быть в этом виноваты сказки? Любая девочка знает: что бы встретить принца, надо пожить со старым, скупым и слепым кротом, или, по крайней мере, с семью уродливыми гномами. А мальчиков сказки учат, что невесту ищут по размеру туфельки. И, повзрослев, те выбирают жен исходя из длины ног.[/q]
[q]Люди делятся на тех кто рубит голову, кому рубят голову, и прочих, которые за этим наблюдают.[/q]
[q]Всё вокруг нас не то, чем кажется. Земля не плоская. Солнце — не огненный шар в небе. Даже когда уютно спим, мы не в покое, а вращаемся, кувыркаемся и мчимся вместе с планетой неведомо куда с невообразимой скоростью в четыре с половиной миллиона километров в час. И нас не укачивает. Почти....[/q]
[q]Суббота — особый день. Хотя бы потому, что идёт после пятничного вечера, который лучше не поминать всуе. Многие усердно расслабляются в конце рабочей недели, и суббота исчезает из памяти. А зря! «Помни день субботний!» — строго вырублено на каменных скрижалях.[/q]
[q]Реальность похожа на ночную тропинку в джунглях. Мы освещаем ее жалкими фонариками своих слабеньких органов чувств и думаем, что случайно подсмотренное и есть окружающий мир.[/q]
[q]Господи, взгляни на созданную Тобой вселенную. «Звериная жестокость» — вот ее главная характеристика. Животные без жалости поедают друг друга. Для многих из них нормально, когда родители жрут детенышей, а те -родителей. Даже трава полевая войной завоевывает чужие территории, уничтожая более слабые виды. В космосе «черные дыры», словно циничные рейдеры, захватывают ближайшие звезды. Энтропия и смерть непрерывно сражаются с жизнью.
Если человек есть Твой образ и подобие, тот почему Тебя считают добрым и милосердным? Разве мы такие? Есть какая-то нестыковка. Любо мы не образ и подобие, либо в тебе присутствует любовь и ревность, злоба и доброта, жестокость и милосердие.
Ты говоришь людям: « Меняйтесь! Станьте лучше! Взрастите в своем сердце всепрощающую любовь!». Начни с Себя! И вселенная изменится, ведь все вокруг, включая нас, — и есть Ты...[/q]
Многие сравнивают стиль Харита с Пелевиным или Стругацкими. Нет, этот писатель совершенно самобытен и непохож ни на кого, ни на Пратчетта, ни на Воннегута, ни на Адамса. Сейчас так не пишут. Попробовал представить кто бы из НЕ фантастов мог так написать и неожиданно подумал: если бы Марк Твен жил в наше время, владел современным языком и писал фантастику.... Может быть...
Во всяком случае умный юмор книги и невероятная эрудиция автора дают явный отсыл к литературной классике.
В целом: весьма рекомендую, даже несмотря на огромный объём текста. Есть о чём подумать, узнать очень -очень много нового о мире и заодно о собственном месте в этом мире.
Моя оценка — 10
Maksim1949, 2 октября 2020 г.
Отзыв-рецензия на книгу
«Рыбари и виноградари» Михаила Харита
Я стараюсь по возможности знакомиться с новинками современной литературы.
Представьте огромный, необъятный мир, необъятный, как сама Вселенная... Миллионы новых книг ежегодно заполняют прилавки магазинов и появляются в интернет-пространстве. Из этого огромного многообразия я выбрал «Рыбарей и виноградарей» Михаила Харита.
Почему я выбрал именно эту книгу?
Потому, что нашел в ней новый, доселе неведомый мне магнетизм истории, которая легла в основу этой книги.
Начав читать, невозможно оторваться ни на минуту от манящих гипнотическим смыслом литературных страниц… С первых же строк роман захватывает своей таинственностью и борьбой героев с природными явлениями.
Потрясает, как показана беспомощность человека. В романе детально описано, как герои Анна и Роман, будучи на отдыхе в Таиланде, борются во время купания в океане с чудовищным цунами, и погибают. Страшная участь постигает и других героев романа — Ирину и Андрея, которые, путешествуя на яхте под парусом в Италии, попадают под сметающий все на своем пути смерч и проигрывают в этой смертельной схватке.
Глубоко в душу запал образ главного героя романа Максима, который волею судьбы попадает в разные рискованные ситуации и, благодаря своим уникальным способностям, с честью выходит из них.
Меня восхитил литературный прием автора, показавшего в одном случае человека беспомощным перед стихией, а в другом — способным преодолевать непредвиденные ситуации.
Герои романа «Рыбари и виноградари» многогранны.
Главный герой Максим из простого мальчика, которого воспитывал дед в мире, где присутствовало волшебство, превращается в загадочного героя. Автор виртуозно вводит в сюжетную линию мистических героев — барона Анри Вальтмона и баронессу Сельви, которые абсолютно естественно сочетаются с реальные людьми. Например, София, Вадим, Ира поглощены интригами любви. Это делает роман насыщенным мистическими событиями, загадочными фантастическими приключениями, в которых герои попадают из реального в призрачный мир. Такой переход от реального к нереальному держит читателя в напряжении, в ожидании, куда автор повернет события — в реальный или призрачный мир.
Язык романа очень красочный, с библейской мудростью и экстравагантным юмором:
«К счастью, у мамы нашлась хорошая подруга, известный врач, специализировавшаяся по любовным недугам.
«Студент без триппера — что корабль без шкипера», — жизнерадостно сообщила она, всаживая болезненный укол в ягодицу.
«Изнемогает плоть моя…» — со стоном изрек Максим, разглядывая своего поникшего «отца тысяч».
Диапазон мыслей автора — широченный, от юмора до библейской мудрости, которая естественно вписывается в сюжетную линию. Роман начинается с вечной библейской истины: «Ибо положена печать и никто не возвращается…», «Будут двое на поле: один берется, а другой оставляется».
«Рыбари и виноградари» Михаила Харита — для тех, кто хочет читать книгу, от которой нельзя оторваться. Она увлекает читателя, как поток в бурной реке увлекает суденышко. Воображение читателя рисует картины дальнейшего развития событий, и очень хочется самому писать продолжение.
Сейчас у меня как у читателя есть самая заветная мечта: дождаться продолжения романа «Рыбари и виноградари» Михаила Харита.
С уважением,
канадский писатель Максим Корсаков