Михаил Харит «Рыбари и виноградари. Книга первая. Королева принимает по субботам»
- Жанры/поджанры: Магический реализм (Современный )
- Общие характеристики: Приключенческое | С использованием мифологии (Разработанная автором оригинальная мифологическая система ) | Религиозное (Христианство ) | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Центральная Европа | Западная Европа ) | Россия/СССР/Русь | Азия (Ближний Восток ) | Африка (Северная Африка )) | Загробный мир
- Время действия: 21 век | 20 век
- Сюжетные ходы: Спасение мира | Путешествие к особой цели | Спецслужбы | Теория заговора, тайное общество, тайная история мира, конспирология, криптоистория | Сверхъестественные способности, супергерои | Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
Что произойдёт, если туманные и абстрактные предсказания Апокалипсиса вдруг начнут сбываться в реальной жизни? Скорее всего, человечество не заметит. Люди привыкли жить среди постоянных проблем: то эпидемии, то войны, то землетрясения.
Заметят лишь специалисты. Но и они не впадут в религиозный экстаз, поскольку привыкли решать сугубо практические задачи. Раз есть проблема, существует её источник. И группа суперагентов получает задание — найти и обезвредить Зачинщика. Можно сказать, достать из-под земли или с того света.
Новая книга Михаила Харита «Рыбари и Виноградари» — фантастический роман-приключение, где есть мистика, философия и много юмора.
Первый том дилогии.
Входит в:
— цикл «Рыбари и виноградари»
— журнал «Уральский следопыт 2021`08», 2021 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Corwin Morgan, 21 августа 2023 г.
Этот роман мне «продали» две маленькие истории, что были в самом начале — про цунами в Таиланде и смерч у берегов Греции. Тут и яркие, но понятные персонажи, и превосходный стиль, и напряженная апокалипсическая атмосфера. И, думалось, что и дальше будет всё такое серьёзное и возвышенно-декадансное. Но с этого момента меня ждало одно лишь разочарование. Забегая вперёд, отмечу, что, в плане текста, автор пишет отлично, пусть и, иногда, заигрывается с описаниями («... колючими кактусами, похожими на взбесившихся ежей-циркачей, залезших на плечи друг-друга по команде «Алле-ап!»...»), но делает это, как бы, не туда.
Первой тревожащей деталью стало классическое супергеройской происхождение Максима — дед учёный и запрещённые опыты. Ладно, стерпеть можно . Но потом понеслось — экстрасенс на службе КГБ; личное спасение Горбачёва; тайная организация, управляющая всем миром. Но, ладно: удача — интересная суперспособность. Её, правда, сложно сбалансировать, особенно, если герой действует не один. Как же это удастся автору? А никак — после того, как мы узнаём, что теперь будем следить не за одним (супер)персонажем, а за четырьмя (пятью, с оговорками), Максим и его силы исчезают из глобального сюжета. То есть, он постоянно цитирует Библию и заполняет диалоги, но и всё. Такой ход обескуражил, но, как оказалось, это вообще схема всего романа: есть четыре основных героя со сверхсилами. И для каждого из них по очереди верна последовательность повествования — настоящее-флешбек-настоящее-флешбек-настоящее-флешбек-настоящее. Автор раскрывает прошлое героя (конечно же, не-такого-как-все в детстве, а теперь ого-го), тот своим колдунством вносит посильный вклад в глобальный сюжет и всё, дальше — на галёрку. Некоторым исключением является Андрей, но он простой непростой персонаж и, как пишут здесь в комментах, альтер эго автора. Это, кстати, вполне объясняет, почему у него открывается незадокументарованная чудо-способность
Сам сюжет — это простенький квест с путешествием по контрольным точкам. Герои сами не знают, что им надо делать, поэтому просто приезжает в место, которое им указали знаки и там с ними что-то случается. Всё это в каких-то постмодернистских декорациях с массой отсылок на поп-культуру. Ах да, ещё и с софт-кор фанфиком на «Эммануэль». Есть и юмор, но он меня совершенно не зацепил.
Справедливости ради, мысли автора по поводу природы бога пусть и не оригинальные, но, временами, любопытные. Однако, как по мне, строить на этом весь сюжет было ошибкой — часто все эти объяснения либо повторяются, либо, напротив, противоречат сами себе. На мой взгляд, при повествовательном таланте автора, эта тема значительно лучше смотрелась бы в формате реалистичной повести, без заигрываний с городским фентери и постмодернизмом.
И, очень субъективные моменты, но они тоже сильно повлияли на моё негативное мнение. Во-первых, это противопоставление автором «бесцветного» Советского Союза вместе с бездуховной Россией и солнечного Израиля, где из недостатков только лишь, что местные слишком дружелюбными могут быть. И всё это приправлено изрядной долей презрения, что ли, к людям. Не к избранным, которыми являются, герои романа, а обыкновенным людям. И, второе, более специфичное: в этой книге нет совершенно ничего светлого и жизнеутверждающего. Не смотря на хиханьки-хаханьки, человек здесь в положении не то чтобы муравья, а, скорее, грязи из под ногтей. Даже те самые избранные всем своим привилегированным положением обязаны верхушке, и только и могут, что идти на поклон и просить снисхождения. Что ж, надо признать, автору, в этом отношении, удалось меня впечатлить, но после прочтения книга оставляет не приятное послевкусие, а привкус гнили.
Я, признаться, так и не понял, что случилось в финале. То ли это бесстыдный клиффхэнгер, то ли сомнительный приём — «сон собаки». Но выяснять нет никакого желания. Самым лучшем резюме для этой книги, на мой взгляд, будет заглавная цитата из мема: «моё разочарование неизмеримо, и мой день испорчен».
Manowar76, 15 ноября 2018 г.
Почему: интригующая аннотация и неплохие отзывы
В итоге: помесь пелевинской и валентиновской («Око силы») конспирологии. Просто мистика — это скучно, а вот эзотерика и экстрасенсорика на службе у государства и всемогущие спецслужбы — это интересно.
Написано складно, но местами многословно, а местами излишне старательно, по ученически. Нет лёгкости стиля и юмора, как у Виктора Олеговича.
Тут вот обсуждали с другом шаблонность романов Пелевина и он заявил, что любой мамо-мальски способный индивид сможет накропать не хуже. Видимо, в компании Харита размышляли также.
Герои неубедительны и сопереживания не вызывают.
Не Zотов, и уж точно не Пелевин.
42%. Диагностирую графоманию.
Собрав волю в кулак, решил всё таки дочитать.
Четыре героя и четыре разных, противоречащих друг другу мистическо-эзотерических мировоззрения.
Короче, автор, хороший архитектор и посредственный писатель, натужно и не очень умно занимается богоискательством, разбавляя это всё несмешными смешочками.
Так себе текст.
lwiw, 15 января 2021 г.
Бессовестно затянутое простенькое городское фэнтези. Невнятный и неинтересный сюжет разбавлен разной глубины мыслями и суждениями автора о жизни, религии и прочем. Масса поп-культурных отсылок и старых анекдотов, немного эротики и океан мистицизма. В итоге, получилось лёгкое чтиво, на которое жаль терять время.
george1109, 4 декабря 2020 г.
Да, философия. Да, глубокая и одновременно игривая (что делает ее легче и прозрачнее). Да, богоискательство и прочая теология. Да, теософия и прочая конспирология. Да, поданные большей частью вполне доступно и ненапряжно. И так далее, так далее, так далее… Да, попытка разбавить все это авантюрой. И не сказать, чтобы совсем уж плохонькой. Нормальное вышло приключалово для взрослых, с сексом, смертоубийствами и прочими грехопадениями.
Но. Все вместе выглядит, немного поправив коллегу VovaZ, как «достойная проза, похороненная в корявом сюжете» и «гигантомания».
Зачетна ирония. Каковая представлена всем, чем только можно, за исключением гэгов (отсутствие которых говорит о наличии у автора и вкуса, и литературного мастерства). Но, думаю полностью ее воспримут только отечественные читатели, не ранее 1980 года рождения. Подавляющее большинство более молодых вряд ли оценит, к примеру, объединение в один ряд вопросов «По ком звонит колокол?» и «Куда уходит детство?».
Очень хороши зачин и ретроспективы, описывающие юность новоявленных вершителей судеб мира, когда они уже обладали сврехсопосбностями, но были еще весьма и весьма человечны.
Сам же квест (а он и есть, по сути, весь роман), на мой взгляд, не более. чем фантасмагорический карнавал, местами еще и немного неряшливо выписанный. Нет, большей своей частью он вполне к месту и довольно приличен. Но временами срывается в омут совершенно необязательного потустороннего скоморошества. Цитируя самого Харита, «Евангелие похоже на инструкцию, переведенную с японского на французский греческим моряком, подвизающимся у сомалийских пиратов. Еще, вдобавок, оттуда вырвали часть страниц, которые потом заменили на стихи русского эмигранта, живущего в Америке».
В общем, прочитано без напряга, но больше, чем «четыре с минусом» не заслуживает. Допускаю, что вторая книга может исправить положение. Но не очень верю в ее появление. Ибо согласен с коллегой Manowar76, что «накропать» нечто похожее может почти любой «мало-мальски способный индивид», а раз «накропав», успокоится. Я бы назвал это «КСП-литературой». По аналогии с массой самодеятельных песен от отличных специалистов-«шестидесятников» в своем деле – физиков, геологов, архитекторов))) – которые поддерживают в среднем более-менее приемлемый уровень, но совершенно не являются шедеврами.
Впрочем, читать «Рыбарей…» вполне можно. Ибо отзывы высоко оценивших книгу, как бы странно это не прозвучало, вполне справедливы. Каждому, как известно, свое))). Я лишь предупреждаю потенциальных потребителей, что впечатления запросто могут оказаться не столь радужными.
P.S. Не вдаваясь в объяснения, отмечу, что на всем протяжении не маленького романа на ум приходил «XIV принцип» Охлобыстина, который я оценил на два балла выше.
P.P.S. И еще пара, на этот раз коротких, цитат.
«Грохот безжалостной сечи – вот голос Бога».
«Самое время всех убить»
ponom1, 22 октября 2020 г.
Хороший, качественный фантастический роман, в котором группа людей с суперспособностями пытается достучаться до бога и остановить надвигающийся апокалипсис. Приключенческий сюжет движется неспешно, регулярно прерываясь длинными воспоминаниями из детства главных героев (а их пятеро — маг, колдунья, человек, которому необычайно везет, девушка, которой помогают невидимые для остальных герои сказок и книг, и архитектор, превращающий своих любимых женщин в красавиц, и играющий некую важную, до поры скрытую роль в сюжете).
Автор до предела насытил книгу разными необычными теориями об устройстве мира, и вообще неожиданными трактовками казалось бы обыденных вещей. Существенная часть всего этого подается полушутя, но вместе с тем автор рисует довольно стройную фантастическую картину мироздания, с подключением современной физики, религии, множественности и рекурсивности миров, иллюзорности реальности и т.п.
В книге множество действующих лиц, как в материальном мире, так и в потусторонних мирах. При этом большинство персонажей, даже со зловещей репутацией — положительные и покладистые. Пятерка главных героев обладает колоссальной мощью и без труда справляется с любыми возникающими проблемами. Каждый из них к тому же еще и очень умен. И автор беззастенчиво пользуется этим — периодически тот или иной из этой пятерки начинает излагать красивые неожиданные фантастические теории автора, а остальные четверо благодарно внемлют. :)
Похоже, что автор в роли «ой непростого!» толстяка-архитектора изобразил самого себя (в жизни он тоже архитектор). :) У меня это не вызвало какого-либо неприятия.
В целом книга показалась немного затянутой, хотя и не чрезмерно. Многовато воспоминаний о становлении главных героев, некоторые пояснения устройства мира дублируются разными персонажами на разных примерах из жизни, в то время как читатель все понял с первого раза.
Завершается все неожиданным фантастическим финалом, который усиливает приятное впечатление от прочтения этой книги.
Maksim1949, 2 октября 2020 г.
Отзыв-рецензия на книгу
«Рыбари и виноградари» Михаила Харита
Я стараюсь по возможности знакомиться с новинками современной литературы.
Представьте огромный, необъятный мир, необъятный, как сама Вселенная... Миллионы новых книг ежегодно заполняют прилавки магазинов и появляются в интернет-пространстве. Из этого огромного многообразия я выбрал «Рыбарей и виноградарей» Михаила Харита.
Почему я выбрал именно эту книгу?
Потому, что нашел в ней новый, доселе неведомый мне магнетизм истории, которая легла в основу этой книги.
Начав читать, невозможно оторваться ни на минуту от манящих гипнотическим смыслом литературных страниц… С первых же строк роман захватывает своей таинственностью и борьбой героев с природными явлениями.
Потрясает, как показана беспомощность человека. В романе детально описано, как герои Анна и Роман, будучи на отдыхе в Таиланде, борются во время купания в океане с чудовищным цунами, и погибают. Страшная участь постигает и других героев романа — Ирину и Андрея, которые, путешествуя на яхте под парусом в Италии, попадают под сметающий все на своем пути смерч и проигрывают в этой смертельной схватке.
Глубоко в душу запал образ главного героя романа Максима, который волею судьбы попадает в разные рискованные ситуации и, благодаря своим уникальным способностям, с честью выходит из них.
Меня восхитил литературный прием автора, показавшего в одном случае человека беспомощным перед стихией, а в другом — способным преодолевать непредвиденные ситуации.
Герои романа «Рыбари и виноградари» многогранны.
Главный герой Максим из простого мальчика, которого воспитывал дед в мире, где присутствовало волшебство, превращается в загадочного героя. Автор виртуозно вводит в сюжетную линию мистических героев — барона Анри Вальтмона и баронессу Сельви, которые абсолютно естественно сочетаются с реальные людьми. Например, София, Вадим, Ира поглощены интригами любви. Это делает роман насыщенным мистическими событиями, загадочными фантастическими приключениями, в которых герои попадают из реального в призрачный мир. Такой переход от реального к нереальному держит читателя в напряжении, в ожидании, куда автор повернет события — в реальный или призрачный мир.
Язык романа очень красочный, с библейской мудростью и экстравагантным юмором:
«К счастью, у мамы нашлась хорошая подруга, известный врач, специализировавшаяся по любовным недугам.
«Студент без триппера — что корабль без шкипера», — жизнерадостно сообщила она, всаживая болезненный укол в ягодицу.
«Изнемогает плоть моя…» — со стоном изрек Максим, разглядывая своего поникшего «отца тысяч».
Диапазон мыслей автора — широченный, от юмора до библейской мудрости, которая естественно вписывается в сюжетную линию. Роман начинается с вечной библейской истины: «Ибо положена печать и никто не возвращается…», «Будут двое на поле: один берется, а другой оставляется».
«Рыбари и виноградари» Михаила Харита — для тех, кто хочет читать книгу, от которой нельзя оторваться. Она увлекает читателя, как поток в бурной реке увлекает суденышко. Воображение читателя рисует картины дальнейшего развития событий, и очень хочется самому писать продолжение.
Сейчас у меня как у читателя есть самая заветная мечта: дождаться продолжения романа «Рыбари и виноградари» Михаила Харита.
С уважением,
канадский писатель Максим Корсаков
Karina1972, 20 октября 2020 г.
Великолепная , умная, захватывающая дух книга ,написана рукой настоящего мастера. Здесь переплетается мистика и философия в комплекте с невероятными приключениями удивительных персонажей этой книги. Произведение не оставит равнодушным никого. Душа просто требует продолжения. Книга понравится не только любителям жанра, но и всем , умеющим думать, читателям.
Madeus, 15 января 2021 г.
Мне понравилось, прекрасный русский язык. Книгу слушал, в исполнении Чонишвили. Отличная декламация Сергея конечно добавила яркости и сочности произведению. Абсолютно не жалею о потраченном времени
strannik102, 23 октября 2019 г.
Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам (В. Шекспир «Гамлет»)
Мистика, философия, приключения, теософия и отчасти теология, история религий и каббала, эзотерика, представления и гипотезы о «матрёшке миров», теория струн и всякое прочее такое же или близкое к перечисленному. Т.е. автор постарался втиснуть в этот приключенческо-остросюжетный роман максимально возможное полезное содержание. Возможно такого рода опыт учёного и писателя-фантаста Ивана Ефремова сыграл свою роль, но может быть Михаил Харит и сам решил выстроить свои взгляды и представления именно таким образом. Благо образование и жизненный и литературный опыт позволяли ему справиться с темой. Темами.
После небольшого вступления-пролога книга делится на последовательные четыре раздела. В каждом таком разделе свой рассказчик и свои вИдения и видЕния. Все наши четыре рассказчика образуют слаженную спецгруппу людей с необычными способностями и возможностями (в аннотации названную спецагентами) самого широко профиля. Т.е. на уровне магии и волшбы. Поскольку действие книги разворачивается последовательно, то читатель постепенно продвигается вдоль событийно-сюжетной линии основного повествования. Однако каждый рассказчик при этом ещё и успевает рассказывать и о себе любимом, порой начиная с самого раннего детства и заканчивая актуальным временем. Поскольку главы из прошлого чередуются с главами из актуального времени, то читатель одновременно продвигается и там и тут и потому не утомляется от довольно подробного жизнеописания героев и от философско-теософских истин и гипотез. Да и лёгкая и не без юмора манера повествования тоже не даёт скучать.
И всё же нужно иметь ввиду, что заканчивается роман хотя и совершенно определённым образом, однако чтец в самом конце заявляет об окончании первой книги… Что ж, будем ждать продолжения.
Uto4ka, 27 октября 2018 г.
У Терри Патчетта есть роман, где наемному убийце поручают прикончить Деда Мороза. В романе Михаила Харита «Рыбари и виноградари» все намного сложнее: группе суперагентов требуется «разобраться» с самим Господом Богом.
На первый взгляд сюжет кажется абсурдным. Но линия романа выстраивается на удивление правдоподобно. Представьте, вы- Джеймс Бонд, и вам руководители получают безумное задание, при котором независимо от результата платят сумасшедшие деньги. Неужели отказались бы? Я бы — нет, хоть и не тяну даже на девушку Джеймса Бонда.
Итак четыре главных героя берутся за невероятную работу. У каждого свои способности. Один из них (Максим) обладает необъяснимой везучестью. Другой монах и экстрасенс-убийца, владеющий приемами бесконтактного боя (Вадим). В команде есть две женщины. Одна — просто ведьма и по характеру и по способностям (Ольга). Другая — агент сразу нескольких разведок, компьютерный гений, к тому же больна шизофренией (София). В романе много вставок в прошлое героев, рассказывающих, как эти люди получились такими. И невероятное опять делается на редкость правдоподобным. Собственно, в этом особенность романа. Сначала автор излагает фантастический факт, и кажется, что он просто пишет ерунду. Потом вдруг следует четкий рассказ( все таки Харит — доктор наук), и остается поражаться, как мало мы знаем о мире в котором живем.
Получается, как в истории про блондинку, которую спросили: сколько длилась «столетняя война». Блондинка не знала, и все смеялись. Но тут ведущий объявляет, что столетняя война длилась 116 лет — с 1337 по 1453 год. Кто бы мог подумать!
Итак вернемся к роману.
Эта странная компания болтается по миру, постоянно попадая в различные заварушки. Вроде бы они отыгрывают свою зарплату, при этом пьют, гуляют и всячески развлекаются. Но в конце романа оказывается, что все их разрозненные действия складываются в четкую картину. Из разрозненных линий получается строгий узор. Не буду рассказывать концовку. Многие читатели ее не поняли, но на самом деле она очень логичная. Просто, как и все в романе невероятная...
Еще обращу внимание на юмор. Его в романе много и он тоже своеобразен. Иногда смеешься вслух, настолько неожиданны фразы героев.
В целом: интересная и необычная книга. Хороший слог, узнаешь много нового. Из недостатков — я бы сказала, что текст перегружен информацией. Хватило бы на два десятка романов. Словно автор спешил сказать что-то очень важное. Может быть так и есть. Но у меня крышу снесло.
Поэтому буду ждать продолжения, слышала что оно будет.
VovaZ, 19 ноября 2019 г.
Современные колдуны и ведьмы, на службе КГБ, ФСБ и тайногосоветанеизвестнокого. Да ещё и плеяда богов и божков, связанных в иерархию.
Замечательная проза, похороненная в корявом сюжете.
Михаил Харит последовательно разворачивает не одну, а четыре сюжетных линии, по количеству главных героев произведения. Каждая из них могла бы стать замечательным романом, либо парой повестей, либо сборником рассказов. Там есть всё — захватывающий сюжет, колоритные сцены, с высоким драйвом. Живые, динамичные персонажи. Множество интересных этических теорем.
Но увы, автора потянуло на гигантоманию. Зачем-то понадобилось свалить качественное чтиво в кучу, и покрыть всё это единой сюжетной интригой, полной сюжетных ошибок, конспирологического бреда и антропоцентризма. Очень жаль.
Не смотря на сложность прочтения, роман всё же вызвал интерес. Я постарался абстрагироваться от общей корявой линии «Рыбареи и виноградарей», и получить удовольствие от линий каждого из героев. Чего и вам советую.
Vadimnet, 4 июля 2017 г.
Очень увлекательный и необычный роман. В нем сочетается фантастика и философия, религиозные концепции и приключенческий квест. Автор — доктор технических наук, профессор, который по-видимому увлекается мистикой, археологическими исследованиями, знаток библейских текстов, путешественник. Во всяком случае, когда читаешь роман, понимаешь, что все описанные географические места, аномальные зоны и прочее автор знает не понаслышке, а бывал там. Поэтому описания в романе на удивление живые, и читатель просто погружается в приключения героев. Особо отмечу добротный литературный язык, много юмора. У романа очень интересная интонация: автор не навязывает читателю своих идей, а с лёгкой иронией над собой, героями и всем окружающим миром переворачивает все представления о реальности. Делает это парадоксально и даже жёстко. «Люди, вы ничего не знаете об окружающем мире»- говорит одна из главных героинь романа, и читая эту увлекательную книгу, понимаешь, что это правда.
ypp, 4 июля 2017 г.
Автор — талантливый архитектор, увлекающийся мистическими учениями, историей религии, нейропсихологией. «Рыбари и виноградари» — его первое художественное произведение, до этого — десятки научных произведение, публицистические статьи.
Роман очень необычный, никак не вписывается в современный мейнстриме фантастики, но при этом очень сильный. Уверен, что произведение не потеряется в этом потоке. Автор очень удачно попытался выразить свои философские идеи в художественной форме. Получился увлекательный квест, в котором много философии. Причем автор не навязывает свое видение мира читателю, а дает ему возможность размышлять самому.
qwazylisiy, 16 марта 2018 г.
у книги интересная амплитуда, от Пелевина языком Стругацких, до Zотова языком Акунина.
desoyka, 14 октября 2017 г.
Если я не ошибаюсь, это произведение- первый роман автора, и произведение очень сильно для 1 романа. Михаил Харит талантливо переплетает науку и эзотерику, философию и «экшн» сцены. Если сомневаетесь читать или нет, читайте обязательно. До него прочитал роман Пелевина iphuck 10, который показался мне довольно постным в сравнении с этим произведением, хотя Пелевина люблю.
.