Уолтер М. Миллер-младший «Страсти по Лейбовицу»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Постапокалиптика )
- Общие характеристики: Религиозное (Христианство (Католичество )) | Философское | Социальное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Далёкое будущее | Близкое будущее
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Для взрослых
«Гимн Лейбовицу» — постапокалиптическая книга. Произошла война, цивилизация отброшена сильным пинком назад, возник негатив к науке, а слишком умных выскочек отправляли к праотцам. Лейбовиц — специалист по ядерному оружию, после холокоста потерял семью и ударился в религию. Основал орден католической церкви, перед монахами которого встала задача сохранить те зерна знаний, что до войны двигали человечество вперед. Хотя монахи уже сами «не въезжали» в нюансы фундаментальных наук, ими двигала надежда, что вскоре эти знания помогут вернуться к прежним устоям. Со стороны писателя происходит попытка обручить науку и силу, религию и технологию.
В произведение входит:
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
Входит в:
— цикл «Святой Лейбовиц»
— журнал «Знание-сила 1991`10», 1991 г.
— журнал «Знание-сила 1991`11», 1991 г.
— журнал «Знание-сила 1991`12», 1991 г.
— журнал «Знание-сила 1991`9», 1991 г.
Награды и премии:
лауреат |
Хьюго / Hugo Award, 1961 // Роман | |
лауреат |
Научная фантастика: 100 лучших книг / Science Fiction: The 100 Best Novels, 1985 | |
лауреат |
"Сталкер" / Stalker, 2005 // Переводной роман (США, 1960) |
Номинации на премии:
номинант |
Великое Кольцо, 1991 // Крупная форма (перевод) | |
номинант |
Премия журнала «Nowa Fantastyka» / Nagrody «Nowej Fantastyki», Za rok 2020 // Переиздание года (США) |
- /языки:
- русский (9), английский (3), итальянский (1), украинский (1)
- /тип:
- книги (10), периодика (4)
- /перевод:
- С. Борисов (1), Э. Воронова (4), М. Гарутин (2), М. Головкин (2), Е. Кифенко (1), И. Полоцк (2), Р. Рамбелли (1), Б. Стасюк (1)
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Rin1106, 17 февраля 2025 г.
ВСТУПЛЕНИЕ. Довольно известный в свое время роман про пост-апокалипсис, что теперь считается классикой фантастической литературы. Написан с религиозным и философским уклоном от человека, что посвятил свою жизнь данной тематике. Но сам роман состоит из трех повестей, чьи сюжеты связанны только одним местом: аббатством Святого Лейбовица.
ПЛЮСЫ (сильные стороны)
1. Интересная концепция про классический атомный конец света.
2. Оригинальное представление, как дальше будет развиваться общество после атомного апокалипсиса.
3. Пост-апокалипсис с религиозной концепцией кажется оригинальной задумкой.
4. Обилие специфичной латыни и деталей быта монахов интересны и снова подчеркивают то, что автор шарит в данной теме.
5. Динамика происходящих событий крайне высока, скучно не будет.
6. Интересные и многогранные персонажи.
7. Частички мистической составляющей в истории.
8. Неплохой юмор.
МИНУСЫ (слабые стороны)
1. Роман устарел в плане идей и социальных взаимоотношений для современного человека.
2. Сложившиеся в романе общества и государства кажутся слишком надуманными и нереалистичными: т.е. мало опираются на исторические факты развития человечества.
3. Запутанные политические интриги. Т.е. сами повести небольшие, и события на полит. арене происходят как бы за кадром, тяжело разобраться в том, что происходит в мире автора.
4. Разные настроения каждой повести. Первая медленная и вдумчивая, с обрисовыванием окружающего мира и быта аббатства, похожая на притчу. Вторая – политические темы на фоне фэнтезийного королевства и дикарей-кочевников. Третья – галопом по событиям, что в т.ч. подаются в виде новостных сводок и выжимок из интервью репортеров.
5. Однобокость подаваемых тем, что сводится к одному: человек слишком грешен для прогресса, любая цивилизация порочна и стоит человеку покаяться за его грехи и за свою же человечность.
6. Общая мрачность на счет развития человечества и падений цивилизаций. Хотя упоминаемые автором Египет, Карфаген и т.п. показывают, что он плохо знает материал. Не всегда упадок происходил быстро (взять ту же Римскую империю или Месопотамию, заняло несколько веков) и не всегда из-за войны (набеги кочевников, кризис в монархическом наследовании, но чаще всего из-за разрыва международных связей (Падение Старого царства Египта или той же Римской империи, когда прервались торговые пути)).
7. Обилие жестокости/жести, отсутствие логики некоторых событий. Желания, что движут персонажами крайней примитивны: жажда власти, жажда знаний, жажда служения Святым. А жестокость мира не противопоставляется проявлениями человечности, любви или прощения, только жестокий мир и смиренные монахи.
8. Обилие монологов на религиозную и философские темы, в конце понимаешь, что автор сильно придерживается своей точки зрения и толкает ее в глаза читателю. Т.е. извечная тема науки против религии подается однобоко.
9. Смазанная концовка, не завершающая сюжетные линии и арки героев. Отсутствие кульминации.
ИТОГ. Довольно интересная концепция развития общества, роль «святого» в ней подается в совокупности с мистической составляющей. Однобокость подаваемых тем и примитивность сюжетных линий прибавляются необоснованной кровожадностью людей на примитивном уровне, не смотря на серьезный прогресс в третьей части. Интересные персонажи, события, но местами тяжелые монологи и явное мнение автора на противостояние религии и человеческого мира (политиков, науки, индивидов, масс людей и т.п.) бросаются в глаза, и портят впечатление от сборника повестей. Но история их не получает необходимого конца и не описана история мира, даже мазками, дальнейшее, после третьей повести. Любителям серьезной фантастики с большим опытом не особо понравится, роман, в нынешних реалиях, больше подойдет подросткам, но и оборванная структура романа представляет собой плохой пример истории.
Darth_Veter, 8 июня 2024 г.
На Земле свершился тот самый Апокалипсис, о котором предупреждала Библия (точнее, Иоанн Богослов). Над миром взошла Звезда Полынь и сделала земли и воды непригодными для использования. Человечество ютится в пещерах и развалинах бывших городов, уровень жизни (а также интеллекта) упал ниже плинтуса — вновь наступила эпоха первобытной дикости и разобщенности. Связи между континентами практически утеряны, ибо самолеты уже не летают, а корабли — не плавают. Перед вами — история возникновения на руинах прежнего мира нового миропорядка. Его основой стала католическая церковь, пытающаяся сохранить в человечестве былые добродетели. В центре повествования — рассказ об основании внутри церкви нового ордена, названного «орденом Лейбовица» в честь одного из ученых, виновных в случившейся ядерной катастрофе, но раскаявшемся и пытавшемся ее предотвратить. Как и любой святой, он был убит апологетами войны, что и дало церкви повод причислить его к мученикам. Еще одна причина заключалась в том, что один из отшельников аббатства Лейбовица утверждал, что повстречал в пустыне необычного странника, который говорил на иврите был весьма похож на святого. Именно благодаря его содействию брат Франциск смог наткнуться на последнее убежище Лейбовица, в котором находилась целая коллекция так ценимых церковью артефактов прошлого. Главными из них были письмо святого к своей жене и рабочий дневник, повествующий о чудесах просвещенного века...
Как уже ясно из биографии писателя, роман являет из себя религиозно-философское произведение на тему грядущего Апокалипсиса. Главную роль в нем играет церковь, продолжающая традиции римского Ватикана (ее преемника называют в романе Новым Римом, ибо Старый, по-видимому, уже был уничтожен). Правда, цель новообразованного ордена Лейбовица состояла не в углублении католицизма, а в его осовременивании на базе утраченных в процессе деградации общества знаний и умений. Говоря проще, монахи ордена собирают артефакты ушедшего времени, чтобы сохранить для человечества достигнутые им знания. Чтобы в один прекрасный день вернуть цивилизацию на прежний путь развития — но уже не с нуля, а с определенного уровня. Этот уровень заключен в Книге Памяти, где собрана вся доступная монахам информация о довоенном состоянии науки и техники. Чтобы воспользоваться ей, нужно хотя бы понять, о чем там идет речь. Поэтому орден взял под свое крыло группу «мирских» ученых, которая и должна разобраться в сути всех научных книг и записей. Главная линия романа как раз и повествует нам о трудном пути человечества по стезе прогресса. Героям романа приходится преодолевать не столько сопротивление диких разбойничьих орд, бесчинствующих на равнинах Юты и Денвера, сколько косность и противодействие самой Святой Церкви, не до конца понимающей цели затеянного ею просветительства.
Чтение не обещает быть легким и увлекательным, так что всем поклонникам «чистой» фантастики и приключений рекомендуется отложить данную книгу в сторону и больше не вспоминать о ней. Тем же, кто всё же решится на ее прочтение, следует помнить, что сам автор — человек верующий, так что в тексте будет очень много религии, теологии и философии, а также латинского языка и описаний монашеского быта. Только третья часть романа, Fiat voluntas tua (Да будет воля твоя), более похожа на традиционную фантастику, ибо действие в ней развивается в 28-м веке, когда разражается очередной Апокалипсис. Судя по всему, он будет последним в истории Земли: обмен ядерными ударами становится столь интенсивным, что на планете уже не остается места, где не расцветали бы «ядерные цветы». Как утверждает один из персонажей романа, Бог не зря изгнал первых людей из эдемского сада — он почувствовал в них ту самую искру саморазрушения, которая вначале привела к грехопадению путем вкушения запретного плода, а затем — и к отрицанию ценности самой человеческой жизни. Создатель вычеркнул людей из общества разумных тварей, но решил не марать свои руки их уничтожением: они сами сделают это и без его помощи. В тексте довольно много рассуждений на эту тему. Не со всеми из них я лично могу согласиться, но итоговый вывод — человечество обречено на уничтожение вследствие «первородного греха» — кажется мне не таким уж и фантастичным. Достаточно вспомнить, что всемирная история — это история не науки и прогресса, а войн самого разного масштаба. Возможно, такова и есть цена за нашу разумность и врожденную агрессивность. Чтобы выжить в этом мире, нам пришлось стать его диктаторами и повелителями, что потянуло за собой целую кучу негативных последствий. Так что автор не так уж и неправ в своих выводах. Хватит ли у нас смелости наступить на горло собственной песни? Если «да», то светлое будущее когда-нибудь обязательно наступит. А если «нет», прогноз писателя станет явью, а 28-й век — последним в истории человеческой расы. Остается, правда, слабая надежда на возрождение ее в далеком созвездии Центавра, куда отправился последний звездолет с паломниками, но концовка романа столь неопределенна, что вовсе не факт, будто намеченное обязательно случится в реальности.
---------
РЕЗЮМЕ: религиозно-философский опус о проклятии самоуничтожения, заложенном в генах человеческой расы. Чтобы выжить, людям нужно обуздать свое естество и научиться жить в гармонии с окружающим миром.
Wolde, 16 мая 2021 г.
Я «проглотил» роман за три дня. Столько мыслей, столько эмоций, впечатлений... Но обо всём по порядку.
Первое. Роман закончен и издан в 1959 году. Этот факт потрясает уже сам по себе. Он далёк от фантастических произведений первых волн и, на мой взгляд, принадлежит по-настоящему «большой» послевоенной литературе. Степень его влияния на жанр просто невозможно переоценить.
Второе. Автор писал на богатом жизненном материале: он прошёл войну и видел её ужасы без прикрас, пережил автокатастрофу, встретил вторую половину, пришёл к вере и крестился, получил свою «прививку страдания». Именно поэтому мысли и эмоции персонажей столь реалистичны и убедительны.
Третье. Фантастика автора носит ярко выраженный социально-философский характер, это мыслительный эксперимент и его декорации, если угодно. При прочтении нет ощущения ретрофутуризма. Не зря роман сравнивают с «Трудно быть Богом» АБС (написанном спустя пять лет в 1965 году), которые в этом произведении тоже экспериментировали с человеком, смотрели, насколько он в силу убеждений сможет избежать зла, буквально находясь в нём, и т.д.
Четвёртое. В романе сильнейшая религиозная составляющая. Однако речь идёт не о догматике, а о попытках живого, страдающего, ищущего человека разобраться в Божьем промысле, попытаться объяснить окружающим и самому себе причины творящихся вокруг насилия, безумия, несправедливости и так называемого «молчания Бога». Автор мысленно экспериментирует не только с человеком, но и с престолом святого Петра, наблюдает, как он цепляется за мирскую власть, используя религиозный авторитет и строгую дисциплину католичества. Одновременно церковь сохраняет мощнейший гуманистический потенциал, проносит сквозь тёмные века идеалы, в которых столь сильно нуждается агонизирующее человечество. Конечный посыл с попытками спасения католичества в космическом рассеянии — очень яркая и интересная мысль, которая нуждается в осмыслении. Мне кажется, что значительно более поздние «Еретики Дюны» и «Капитул Дюны» Ф.Герберта являются своеобразной попыткой продолжить этот мыслительный эксперимент.
Пятое. Мощнейшая драматическая составляющая. Сцены с матерью, разрывающиеся между религиозными взглядами и умирающим от лучевых ожогов ребёнком, агонией дома Зерчи и т.д. достойны причисления к «большой» литературе. Автор не даёт единственно правильных ответов, персонажи свободны в своих поступках на фоне «молчания Бога». Но от этого принимаемые ими решения становятся лишь тяжелее. Читатель чувствует груз этой ответственности, не может не сопереживать очень живым и убедительным героям.
Шестое. Метафоричность и аллегоричность повествования. Роман можно разобрать на цитаты. Характерный пример — сцена с существом Рашелью (Рахилью?), сквозь холодные зелёные глаза которой сквозит свет горнего мира. Недетерминированная последствиями грехопадения и многотысячелетней историей человеческих заблуждений, она интуитивно отвергает человеческое благословение умирающего главного героя и причащает его к Жизни Вечной. Эта сцена, имхо, в иных обстоятельствах могла бы выйти из под пера крупных российских символистов.
Седьмое. Человеки часто не справляются со своей миссией, но жизнь продолжается, неся на себе в том числе отпечаток их стараний. Следы эти очень интересно встречать по тексту, наблюдать за оценками потомков действий предшественников. Так и сам автор, будучи католиком, «не справился»: он не смог завершить продолжение и закончил свою жизнь самоубийством. Однако роман его продолжает жить своей жизнью и удивлять читателей, вновь и вновь оказывать влияние на авторов.
Резюмируя, это сильная и знаковая вещь, которую нужно читать, обдумывать и делать выводы.
Easy Bella, 20 августа 2018 г.
Давно не было, чтобы книга оставляла меня в таких чувствах.
Без лишних слов — просто эталон. Отныне каждая книга в жанре постапокалипсис будет проходить мною следующую проверку: достойна ли она быть написана в том же жанре, что и Лейбовиц?
Никакой муры про «слезинку ребенка», нытья о том «какой мир прое...», никакого вашего «эсхатологический восторг» — только ощущаемое по-живому отчаяние, упаднический фатализм и абсолютное неверие в светлый финал. История лишена и полунамека на позитив и восстановление человеческой цивилизации; условно её можно разделить на три части: человечество в варварстве, человечество в упадке и человечество накануне своего конца — ни полуслова о причинах, о том что было до и что случится после, ибо и так понятно — все обречено повторятся.
Видно, что для автор был весьма верующим человеком и книга была для него очень личной: она прямо-таки сквозит от пессимизма Миллера, который как будто он полностью разуверился в светлом и добром человечестве. Каждая строчка, каждая буква прямо-таки вопит: все это уже случалось раньше и повторится ещё не раз; люди предстоит раз за разом строить новый Эдем, в котором они будут разочаровываться и уничтожать его, ибо это в природе самого человека, и оно обречено вечно повторять свои ошибки. Что до бога? — да самому богу уже надоело человечество с его дрязгами и спасать его, видимо, он не намерен. Да и есть ли он вообще?
Может тогда покинуть Землю? Ну можно, говорит Миллер, но что это изменит? — лишь продолжит агонию. Какой смысл вообще дергаться, когда для автора черное с белым так переплелось, что даже к дьяволу можно проникнуться сочувствием? На другой планете (если её вообще достигнут) люди будут обречены опять и опять страдать и ошибаться и конца этому не будет.
Мир будет принадлежать коршунам — вот им хорошо, когда кто-то умирает, ведь им всегда нужно чем-то питаться — они целиком поддерживают упадок.
Просто великолепная история! Первая её половина, правда, показалась несколько слабее последующей, и многих сможет оттолкнуть обилие околофилософских диалогов, тем более если вы на дух не переносите религию.
Вот так надо писать постапокалипсис, Дмитрий Глуховский — а не гадить в голову своим бредом про плохими коммунистов и плохих морлоков-русских, которые-де только одни и могут довести мир до ручки.
Алексей1965, 19 августа 2016 г.
Мне кажется, эта аура этой книги — во многом наведенная.
Рискуя вызвать всеобщее возмущение, не могу удержаться от сакраментального «а король-то — голый!»
Я не могу сказать, что книга плоха. Но этого недостаточно для того, чтобы входить во всякие десятки-двадцатки must read.
Времена Гернсбека, когда достаточно был придумать фантастическое допущение, и ты уже входил в историю — прошли. Существует огромное количество фантастических произведений, где есть хороший язык, продуманная композиция, яркие герои. Но «Гимн» к ним, увы, не относится.
Ну да, постапокалиптика.
Ну да, попытка изобразить темные века как последствие ядерной войны.
Но при этом книга непроходимо скучна и совершенно несбалансированна по количеству псевдорелигиозных размышлений и происходящим событиям. Мне кажется, она рассчитана на американца, не сильно обогащенного знаниями по мировой истории и философии, но желающего с чем-то таким ознакомиться, не очень сильно напрягаясь.
В общем, краткий курс истории средних веков в современной упаковке для «чайников». По сравнению с чтением Фомы Аквинского и учебника по истории — вообще, и правда, довольно легко читаемо. Может, в этом — и причина популярности?
ivanta, 26 января 2012 г.
Великое произведение!
Прочитал с огромным удовольствием. По построению и общему впечатлению книмга напомнила мне «Имя розы» Эко. И там, и там — приключенческая история в основе, которая играет в общем-то декоративную роль, ведь вряд ли кто-то будет читать Миллера, чтобы узнать, каким хитрым образом монахи восстановили потерянный уровень науки и техники, равно как абсолютно неинтересно читать «Имя розы», чтобы узнать, кто убийца (я честно говоря, так до конца и не понял там ход мыслей Шерлока Холмса). Главное же — философские и теологические переживания, завернутые в чрезвычайно изящную канву дискуссий о смысле бытия (достаточно увидеть, как перекликается в «Гимне Лейбовичу» дискуссия отброшенных в феодализм монахов о том, что означает «Транзисторная система управления узлом», и споры монахов в «Имени розы» о том, улыбался ли Христос).
Глубина и актуальность прозведения необычайная, и грустно становится от безысходности, ведь наверняка и на планете, на которую в конце книги улетел передовой отряд монахов, все точно также через пару тысяч лет закончится «Падением Люцифера».
И в то же время произведение пронизано тонким юмором — это и визит Франциска к папе, и битва аббата с Отвратительным Автосекретарем, и ряд других эпизодов.
В целом рекомендуется к многократному чтению по мере приобретения и осмысления жизненного опыта.
kinofan, 10 августа 2008 г.
Новая история человечества после ядерной катастрофы удивительно похожа на предыдущую – Феникс обречен возродиться.
Мрачное средневековье в первой части, эпоха возрождения во второй – появление просвещенных людей, этаких «новых Ньютонов», презирающих религию и готовых ради науки жертвовать людьми и служить тиранам. И наконец, в третьей – «холодная война» и взаимное подозрение, которое неизбежно ведет к катастрофе.
Почему мы обречены на постоянное повторение своих ошибок, почему не учимся на них? Почему так быстро забываем и на что надеемся? Почему религия слишком костна и нетерпима, а наука бездушна и безжалостна? Похоже, человек не может стремиться к знаниям и одновременно соблюдать заповеди.
Гениальная, мрачная, правдивая эпопея о природе homo sapiens.
dima9275, 8 июля 2024 г.
Книга разочарование. Повёлся на хороший юмор в начале книги, начав читать в электронке. Решил купить «физику». Вскоре моё недоумение и негативное отношение начало возрастать по мере прочтения. Понимаю книга написана в такой исторический период когда мир стоял на пороге ядерной войны, и соответственно отобразил реалии в постядерном будущем — народ принял на ура и всучил премию Хьюго,но от этого роман лучше не становится. Суть в том, что роман и писатель довольно просты и посредственны — юмор довольно неплохой на первых страницах очень быстро исчезает; слог автора посредственен и не вытягивает повествование; рассуждение скучны, убоги и вообще не представляют никакого интереса; сюжет обрывочен и почти не связан, добавьте отсутствие как такового главного героя и вообще интересных персонажей, незакрытых линий, куча латыни посреди текста, церковного описания. Книга состоит из 3-х повестей связанных между собой лишь аббатством (это и есть главный герой романа), в котором происходят события книги в разные эпохи. Книга плоха и скучна. Лучше прочесть что-то другое на данную тему. К сожалению премия «Хьюго» не показатель качественного контента.
В общем редкостно нудная хрень!
stas-no, 17 декабря 2017 г.
Очень мощный роман. Присоединяюсь к оценке романа как шедевра научной фантастики. Не знаю, насколько он был пионером в теме постапокалипсиса, но саму тему он если и не исчерпывает, то представляет настолько выпукло и глубоко, что едва ли тут можно что-то добавить не впадая в частности и детали. Тем более, что роман написан и опубликован в годы холодной войны, когда вероятность возможного фатального шага была весьма вероятна.
Хотя в книге нет по современным меркам ничего привлекательного для читателя — интриги (с неожиданными поворотами), экшена, яркого сюжета — все-таки читается она очень легко и с большим интересом.
Роман состоит из трех частей, каждая посвящена отдельной теме. Первая — Церковь и варварство, вторая — Церковь и наука, и третья — Церковь и страдание. Интересно читать тем, кому не безразлична религиозная тематика, поскольку в центре повествования — история католической монашеской общины в мире после ядерной катастрофы. Вопросы веры не так уж часто поднимаются в фант.литературе, а тем более на таком высоком уровне. Видно, что человек сильно погружен в тему, но в то же время нет прямого навязывания своей точки зрения, хотя опять же заметно, что автор весьма симпатизирует своим героям-католикам. Представлена галерея аббатов и «простых» монахов Ордена святого Лейбовитца очень живо.
Удивительно, что автор говорит о религии положительно, при этом не впадая в слащавость или явную проповедь, предоставляя героям говорить за себя. Жаль, что не прочел этот роман раньше.
Читал в переводе И.Полоцка, хотя и не идеальном, но в целом от него достаточно приятные впечатления.
zarazka451, 8 декабря 2014 г.
500 лет... Я раньше как-то не задумывалась, но теперь мне кажется, что такой способ – самый правильный при описании продолжительных событий. Во всех антиутопиях и постапокаллах почти всегда находится кто-то, кто быстренько вводит читателя в курс дела: когда и как наш немного сумасшедший мир превратился в полного безумца с бликами костров из книг в глазах. Из-за этого складывается ошибочное мнение, что: «уж я-то, столько прочитавший книг и посмотревший фильмов по данной тематике, смогу определить, когда этот мир начнет катиться в тартарары». Но жалкая человеческая жизньишка в сравнении с историей человечества... ну вы поняли. Человек рождается в точке А и доживает до точки В на шкале всемирного летоисчисления. Следующее поколение рождается в точке В и доживает до то С. В каждой из этих точек мир уже чуточку безумней, чем в предыдущей, но лишь совсем чуточку, человек и не замечает этих изменений. А следующее поколение рождается уже в условиях этого безумства и ему это кажется нормой. Трудно определить в какую сторону развивается социум этой планеты имея всего-то лет 70-90 (смотря на жизнь оптимистически =) ) для наблюдения.
А вот описывая развитие человечества по небольшим зарисовкам, разница между которыми 500 — 600 лет, дает некоторую картину масштабности и потери связи поколений. Хотя, что там эти 500 лет для нас — читателей? Всего сотня страниц. Но впечатление-то от прочитанного кардинально меняется!
Похоже, если верить Миллеру, человечество беспрестанно обречено переживать все витки истории снова и снова: массовое уничтожение (Потоп по Библии), дремучие средневековье, Возрождение, техническая революция, массовое уничтожение (Огненный потоп по Миллеру). То ли в силу своей алчности, то ли просто тупости, но власть имущим всегда не хватает земель, ресурсов, золота, влияния и т.д. и они готовы любыми способами добыть недостающие. Даже если это грозит тотальным уничтожением Земли и человечества…. Даже если такое уже было раньше и последствия были катастрофическими… Но они-то выше, сильнее, умнее!
В этот беспробудно-депрессивный мрак Миллер поместил маааленький лучик надежды и разума: людей, который заняты сбережением и приумножением лишь духовной сущности человечества. Они готовы нести тяжкий крест нищеты и гонений, оберегая светлые достижения человеческого разума. Эйнштейн и Максвелл у них почитаются как боги. Не знаю почему Миллер выбрал именно церковь и пастырей божьих в качества «света в темном царстве». Я с некоторой долей неуважения отношусь к церкви как институту слепой веры и управления человеческими массами. Но если не считать тысячи слов на латыни и упоминания молебен, монахи ордена Святого Лейбовича больше похожи на ученых во времена, когда церковь свирепствовала и за всякую ересь, именуемую сейчас наукой, налево и направо зверски убивала людей пачками. Эти монахи бережно охраняют культурное наследие древних людей и в условиях смертельной опасности (исходящей, в основном, от других людей) добывают и сохраняют печатное слово. Они же наблюдают рассвет человеческой цивилизации и ее весьма глупую кончину.
P.S. Уолтер Миллер за всю свою жизнь создал только один полновесный роман. А в ходе написания продолжения покончил жизнь самоубийством… Может стоит почитать?
читатаю_НФ, 29 июля 2023 г.
Не надо роману клеить ярлык Постапокалипсис. Все же это антиутопия. Ведь мир людей существует, он не в прахе, а то что погибнут миллионы-так не все же. Редко покупаю книги, но эту когда-то купила не читая. Только что перечитала второй раз за три года. Впечатление после знакомства с романом оставило уверенность — буду перечитывать. Первое ощущение- я только проскользила поверху, и не разглядела подледный пейзаж. За пятьдесят с лишком лет читательского стажа перечитала/ю всего несколько книг, меньше десятки, точно. Эта вещь — в тонкой оранжевой книжке «Гимн по Лейбовитцу» пер. И.Полоцка — в этой десятке. «не для средних умов» (с) одна из фраз нашего драгоценного учителя математики. Да, чтоб понять, о чем прокричал Уолтер Миллер-мл. надо очень хорошо быть знакомым с другими книгами, в том числе, Евангелием и Библией. Не помешает ознакомиться с «История церкви», не помешает кое-что из великой Античности, и нужны знания, как устраивался Мир после катастрофы неядерной войны середины 20 века.. Без этих знаний совершенно невозможно понять даже канву сюжета, тем более-аллюзии. Про ядерную войну, дети второй половины 20в, знаем неплохо, начиная от уроков ГО до детского кино «Здравствуйте, дети!», снятого в 1962 году. Про умирающую от лейкемии японскую девочку. А религиозность, по-моему, это не культурная «традиция» это качество рожденной души.
«Кое-кто из вас или те, кто придут после вас, станут нищенствующими монахами и странниками, которые будут рассказывать об истории Земли и учить гимнам в честь Распятого в тех колониях и тех людей, что будут воссоздавать новую культуру. Ибо забвение приходит быстро. Ибо многие со временем могут потерять веру. Учите их и привлекайте в орден тех, кто чувствует призвание служить ему. Дайте им прикоснуться к вечности. Воплощайте для Человека память о Земле и о Начале. Помните и не забывайте нашу Землю. Никогда не забывайте ее, но — никогда не возвращайтесь.
Одна книга написана писателем. Книга великая, честная.
zvezdochet2009, 12 мая 2020 г.
В те славные времена, когда к фантастике относились как к разделу большой литературы и старались развивать жанр, в те времена термина «постапокалипсис» как такового еще не существовало. Однако к 1959 году ряд научных фантастов уже успели написать несколько замечательных произведений на тему конца света. И вот одним из таких произведений является роман Уолтера Миллера-младшего «Страсти по Лейбовицу» — фундаментальное исследование в области развития цивилизации после гипотетической ядерной войны.
Жанр действительно держится на том постулате, что после конфликта ядерных держав кто-то выживет – но выжившие позавидуют мертвым, ведь наша планета превратится в радиоактивное пепелище. Тем не менее, Миллер предлагает нам поразмыслить над тем, что было бы, если человечество не только выжило, но и смогло в какой-то степени реанимировать цивилизацию.
И вот что мы видим – разрозненные американские штаты, превратившиеся в феодальные государства, причем отделенные друг от друга пустынями, в которых хозяйничают дикари, каннибалы и мутанты. Полный Fallout. Едем дальше. Миллер вполне справедливо сделал предположение, что новое средневековье будет опираться на религиозные догматы и проклинать все, что связано с наукой. Невежество и глупость будут процветать в этом дремучем обществе, но те немногие осколки старого мира, что все же сохранились, будут иметь статус религиозных святынь. Например, какая-нибудь техническая инструкция.
Теперь, когда мы наметили декорации книги, неплохо было бы обратиться к ее центральной идее, ведь не ради развлечения писатель в таких подробностях расписывает новый монашеский орден, разросшийся вокруг фигуры святого Лейбовица. О нет, в романе заложена очень сильная идея, и даже две.
Во-первых, автор выдвигает тезис о цикличности истории. Все повторяется, и ближе к концу книги он будет приводить убедительные тому доказательства. Человеческий разум рано или поздно расцветает и находит себе применение. Такова уж наша природа. Ну и второй тезис связан с тем, что вера сильнее знания. Потому что именно вера помогает человеку выжить в самые критические периоды его истории.
Что же касается остальных составляющих произведения, все выполнено в традициях большой литературы – примерно на таком же уровне, как и «Мальвиль» француза Робера Мерля. Миллер отлично описывает новый мир, вырастающий на обломках старого, вызывая чувство дежавю – обо всем этом мы уже где-то слышали…
Прекрасный роман, который критики считают чуть ли не лучшим в жанре о конце света – не потому что там описаны монстры или выживание, а потому, что на страницах романа поднимаются важнейшие вопросы человеческого существования.
Роман может показаться затянутым и чрезмерно сухим, в духе теологических сочинений старых философов средневековья, схоластов типа Аквинского, но такова ритмика произведения, которое к концу заметно прибавляет в темпе и предлагает читателю невероятную, впечатляющую развязку.
Zxcv, 6 октября 2023 г.
Ну что сказать. Да что тут вообще можно сказать. Страшная книга. Смотрим в окно и спрашиваем сами себя: а верно ли, что «знания — сила»? И для чего, если уж прямо, оно, это знание нужно, если итог...
И может быть люди эпохи «упрощения» самые адекватные? И как бы поступили мы?
Molekulo, 26 ноября 2020 г.
Роман состоит из трех условно связанных частей. В начале мир относительно недавно пережил ядерную войну с последующим геноцидом ученых и других образованных людей, а потому пребывает примерно в раннем средневековье, эдаких темных веках. Однако, монашеский орден Лейбовица пытается сохранить как знания, там и образованных людей. К сожалению, спустя годы большая часть знаний ожидаемо теряются, а монахи просто механически копируют все сохранившиеся бумаги из прошлого мира от настоящих чертежей до записок и списка продуктов.
Во второй части описана эпоха возрождения нового мира: грамотность активно распространяется в светском обществе, наука возвращается, а монахов и священников, хранящих, но не умеющих использовать знания, начинают считать ретроградами.
В заключительной части романа человечество снова обладает высокими технологиями, вплоть до звездолетов, а заканчивается все, как и когда-то, ядерной войной с уже новыми участниками. Получилась интересно описанная цикличность как сюжета книги, так и истории в целом. Разве что в этот раз люди успели создать инопланетные колонии, и орден святого Лейбовица продолжит деятельность уже там. Очень мощной вышла сцена, где последний монах-член экипажа, садясь на корабль, покидающий Землю, отряхивает обувь.
«А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших; истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому.» (Мф. 10:14)
Помимо цикличности исторического процесса автор весьма занятно подает тему обрастания реальных событий мифами и их превращения в легенды. Каждая часть романа отделена от предыдущей не одной сотней лет, и кто-то из героев обсуждает реальные события прошлого, утверждая, что это наверняка выдумка. Или напротив додумывает какие-то детали, потому что так выглядит убедительнее. А читатель несколько страниц назад читал правдивые описания событий и может сам убедиться, что соответствует действительности, а что нет.
Роман оказался довольно христианский, что для меня стало неожиданным. Я привык к тому, что и советская, и западная фантастика религию зачастую или игнорирует, или считает вредной для человека будущего, познавшего тайны науки. В «Страстях по Лейбовицу» все не так, да и показано это грамотно, церковь — это люди не идеальные, но стремящиеся к добру и помогающие другим по мере сил и своего понимания лучшего.
Советую почитать всем без исключения, это очень годная социальная научная фантастика с маленькими вкраплениями чуда.
snaut, 30 сентября 2012 г.
Прекрасная книга. Безусловно очень религиозная. Скорее не гимн; а плач по человечеству; безнадежно погрязшему в грехах и обреченному на гибель;снова и снова. Но несмотря на мрачный финал; какая то светлая вера автора в высшие ценности. И при том очень увлекательно. Атмосфера; настроение;юмор! Живые персонажи и острый сюжет. Великолепно!