Жанна Сигошина «Врата времени»
Уважаемый читатель!
Перед тобой сборник, в который вошли произведения известных писателей Англии и Америки. Повести и рассказы представлены в самых различных жанрах: от научной фантастики до ужасов и фэнтези. Произведения расположены в таком хронологическом порядке, чтобы цепь времени логически завершалась. Книга не оставит равнодушными истинных поклонников зарубежной литературы.
В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Нескорений, 1 февраля 2018 г.
Название данной антологии может ввести в заблуждение, обещая подборку темпоральной фантастики, но из состава представленных в ней произведений лишь несколько напрямую используют прием перемещения во времени. Какой-либо общей концепции мне обнаружить также не удалось, хотя в аннотации содержится загадочная фраза: «произведения расположены в таком хронологическом порядке, чтобы цепь времени логически завершалась». Что хотел сказать этим составитель непонятно — может и был тут какой-то скрытый замысел, но постичь его не получилось. Жанровый разноброс, также обозначенный в аннотации, имеется — от научной фантастики и фэнтези до триллеров и хоррора. Основной упор делается на юмористические и страшные произведения, но здесь опять же нет внутреннего единства. Можно было посвятить подборку чёрному юмору, в этом была бы логика, но серьезные фантастические триллеры и хоррор здесь соседствуют с легким юмористическим фэнтези, социальной сатирой, ироническими рассказами.
По качественному уровню также не всё ровно — отличные работы Дж. Мартина, Р. Брэдбери, Р. Блоха перемежаются довольно посредственными рассказами Л. Эйзенберга, В. Бейкера-Эванса, С. Джекс, хотя хорошие интересные работы всё же преобладают. Почти половину представленного материала составляют первые книжные публикации на русском, а то что ранее издавалось получило новый перевод. Учитывая отсутствие общей темы, антологию можно считать авторским сборником переводов Ж. Сигошиной, при том очень достойного качества, надо отметить, по крайней мере во время чтения глаз ни за что не цеплялся. Некоторые, уже ранее знакомые мне рассказы в новом изложении даже заиграли новыми красками, в частности хочется отметить новеллу Б. Олдисса, вот где переводчик действительно постарался. «Врата времени» — пример того, что под безвкусной обложкой, которые сплошь и рядом встречались в 90-х, может скрываться вполне приятное и по большей части качественное содержимое, а не унылый трэш.
Открывает сборник юмористическое фэнтези Л.С. де Кампа «Единорог Эвдорика», один из рассказов на которых основан роман «Корпоративный рыцарь». В тексте есть отсылки к предыдущим приключениям героя, и хотя история в целом законченная, но заметно, что это лишь часть чего-то большего. Мир находится на средневековой стадии развития, но современные технологии применяются широко — вертолеты, телефоны, фотомонтаж. Изворотливый бизнесмен в очередной раз вынужден играть роль рыцаря поневоле — ему предстоит изловить единорога и представить ко двору императора, взамен ему обещана рука дочери герцога. Неплохая вещица, читается ненапряжно.
В рассказе Р. Блоха «Енох» повествование ведется от лица слабоумного маньяка, живущего на болотах и убивающего случайных прохожих. Сам по себе он парень неплохой, ведь на преступления его толкает невидимое существо, живущее у него в голове. Фантдопущение автора стремится объяснить то, как даже недалёкий маньяк может долгое время уходить от правосудия и заметать следы, может и у реальных убийц голоса в голове не просто плод их воображения. Рассказ характеризует легкость изложения и особый стиль повествования, добавляющий атмосферности происходящему, а в финале Блох добавил чуточку черного юмора, что произведению пошло только на пользу.
Ещё один рассказ Блоха «Игрушка для Джульетты» также исполнен в жанре иронического триллера с элементами хронооперы. Действие происходит в далёком будущем, на Земле осталось всего несколько тысяч людей, живущих под куполами. Дедушка Джульетты (правильнее будет Жюльетта, ведь её назвали в честь героини романа де Сада) развлекается тем, что с помощью машины времени перемещается в прошлое и похищает разные ценные артефакты, а для любимой внучки привозит «игрушки» — живых людей из разных стран и эпох, которых девушка любит пытать и умерщвлять. Очередная «игрушка» может оказаться не такой простой как кажется, качественный черный юмор в наличии.
Действие рассказа Л. Эйзенберга «Куда подевался Огюст Кляро?» происходит в современном Париже. Сотрудник жёлтой прессы получает редакционное задание — найти без вести пропавшего профессора. Главный герой с энтузиазмом берется за дело, он уверен, что светило науки скрывается где-то в городе. Рассказ получился довольно динамичным, с претензией на юмор, только вот какого-то смысла в злоключениях репортера не усматривается, а попытки автора сделать читателю смешно эффекта не имеют.
В. Бейкер-Эванс работает в традиции классического хоррора, несмотря на то, что рассказ «Дети» был написан в 1967 году, выглядит он приветом из начала 20 или даже 19 века. Во время поездки через лес, пользующийся дурной репутацией, ломается автомобиль главного героя. Шофер, занявшийся ремонтом, предупреждает художника не ходить в лес, тот естественно не слушает, в общем, финал довольно предсказуем. Использование детских образов в произведениях ужасов — приём, как правило, сильный и безотказный. Однако здесь автору удалось сделать так, что читателю не было ни страшно, ни интересно — сюжет простой как пять копеек, концовка предельно банальная.
От стандартных ужасов переходим к антивоенной и социальной сатире Р. Бретнора, рассказу «Гнурры лезут из всех щелей». История на самом деле классная, уместный юмор и гротеск в изображении персонажей делают своё дело. Папаша Шиммельхорн изобрел оружие, способное окончательно покончить с войнами, внешне оно напоминает обыкновенный фагот. В то же время Штаты ведут затяжную войну с Бобовией, и новое изобретение здесь может оказаться очень кстати. Даже доведенный до абсурда образ полковника — рафинированного вояки со шпорами, верящего в превосходство кавалерии над всеми прочими родами войск,- смотрится забавно и в тему.
А вот попытка С. Корнблата совместить фантастику с вампирскими историями в рассказе «Червь в голове» показалась мне не очень удачной. В результате генетической мутации на свет появляется необычный мальчик, который со временем открывает в себе сверхспособности — перед нами энергетический вампир, умеющий читать мысли и питающийся разумом своих жертв. Путешествуя по Штатам он решает на время осесть в городке, населенном по преимуществу выходцами из Восточной Европы, но если современные американцы в вампиров давно не верят, то те, кто жил в Трансильвании помнят многое, им что обычный, что энергетический вампир — разница по сути не велика.
Недалёк тот час, когда люди отправятся к звездам, но перед тем как покидать родную планету, нужно преодолеть боязнь всего нового, необычного — уверена Ли Брэкетт, об этом её рассказ «Твинер». Астронавт, вернувшийся с Марса, привозит в подарок родственникам экзотическую зверушку — забавное создание. Детям твинер очень нравится, но вот их отец ощущает сильную неприязнь к питомцу, психологические трансформации постепенно меняют его личность. Мэтт начинает подозревать, что зверек совсем не такой безобидный как кажется, может быть за невинной мордочкой и пушистой шкуркой скрывается будущий захватчик? Финал интересный, довольно грустный и неожиданный.
Истории, подобные «Твинеру», напоминают творчество Р. Брэдбери, более характерна для Брэкетт всё же планетарная космоопера, как, например, публикуемый здесь роман «Тайна Синхарата», знакомящий нас с Эриком Джоном Старком, который призван разрушить планы марсиан по развязыванию на планете кровопролития. Для этого Старку предстоит раскрыть древний секрет рамасов — бессмертие, достигаемое путем обмена разумов. Роман получился динамичным с большим количеством интриг, есть интересные повороты сюжета. В целом можно сказать, что перед нами достойный представитель старой школы приключенческой бульварной фантастики.
Конфликт отцов и детей приобретает особый драматизм в рассказе Р. Брэдбери «Крошка-убийца». С момента рождения сына его мать начинает подозревать, что младенец ненавидит своих родителей и пытается их уничтожить. Что это — обычная послеродовая депрессия или же страхи имеют под собой основания? В этом предстоит разобраться молодому отцу и семейному психологу. Эта история — пример правильного использования детских образов в страшной литературе, камень в огород В. Бейкера-Эванса.
Лучшим, на мой взгляд, произведением антологии стала повесть Дж. Мартина «Короли-пустынники», являющая собой фантастический хоррор с религиозно-философской подоплёкой. Любитель экзотических животных Саймон Крес приобретает себе в коллекцию новую игрушку — четыре разноцветные колонии пустынных королей — насекомых, обладающих коллективным разумом, ведущих междоусобные войны и способных поклоняться своему хозяину. Кровожадность Саймона по отношению к своим новым питомцам постепенно растет, а те в свою очередь эволюционируют. Прекрасный пример того, как можно интересно подать предсказуемый сюжет, насытить его новыми смыслами. В повести нет ничего лишнего, всё очень динамично, страшные сцены получились достаточно образными и яркими, в общем высший класс и ряд заслуженных премий.
Настоящим пиршеством для литературного гурмана может стать небольшой рассказ Б. Олдисса «Бедный маленький вояка!». Сюжет этой хронооперы прост и наличествует для галочки — охотник из 22 века отправляется в прошлое, чтобы пополнить свою коллекцию тушей гигантского диплодока. Казалось бы, что тут описывать — выследил зверя, подстрелил, сделал фото на память, но автор делает акцент на оригинальных и остроумных сравнениях и эпитетах, которых здесь на единицу текста огромное количество.
Подростки в любые времена остаются подростками, желание выделиться из серой массы превыше всего — об этом рассказ С. Джекс «Скучный день Осло». 16-летний Осло увлекается древней историей 20 века, вдохновленный этим периодом времени он решает пойти наперекор моде будущего, изменив цвет волос и стиль одежды. Ну что тут особо забавного — обычный кризис переходного возраста только в антураже далекого будущего — раньше все стриглись под горшок, завтра станут носить ирокезы, не интересно.
Юмористическая планетарная фантастика, совмещенная с пародийным вестерном, ожидает нас в рассказе Г. Диксона и П. Андерсона «Шериф каньона Галч». Александр Джонс совершает аварийную посадку на планете хоков, внешне напоминающих эвоков из 6 эпизода Звёздных войн. Природа планеты — вылитый Дикий Запад, а её обитатели — медвежата-хоки и рептилии-слиссы — точная реплика ковбоев и индейцев, только будто бы скопированная из какого-нибудь спагетти-вестерна. Первая мысль Джонса была, конечно, же о том, не сошёл ли он с ума, но уже довольно скоро он понимает суть происходящих вокруг него событий. На мой взгляд, довольно веселый рассказ в духе Р. Шекли, вспомнилась ещё одна новелла из этого цикла — «Йо-Хо-Хока», тоже довольно забавная, но уже на пиратскую тематику, как не сложно догадаться по названию.
Тему тайного вторжения пришельцев поднимает самый известный в творчестве Р. Нельсона рассказ «В восемь утра». Главный герой случайно вышел из-под контроля Восхитителей, рептилоидов давно живущих среди людей, теперь он может их видеть — диктор на телевидении, пьяница на углу, неприятный сосед — под маской каждого встречного может скрываться гадина. Чтобы поднять восстание у героя не так много времени, после того как он получает гипноприказ, что умрет в восемь часов утра. Рассказ динамичный, но слабо верится что пожилой человек внезапно превратился в бравого спецназовца, который легко и непринужденно ведёт борьбу с захватчиками.
Гнетущее чувство одиночества оставляет рассказ Т. Диша «Набранный вами номер». Единственный астронавт, вернувшийся с Марса, оказался последним жителем Земли, все остальные погибли в ходе глобального конфликта. Желание найти хоть кого-то оставшегося в живых неимоверно сильно, и вот в его квартире раздается звонок — на трубке женщина, утверждающая что знает главного героя, но от встречи отказывается — реальна она или нет — все эти сомнения и недосказанность в финале получились на отлично.
Человеческая цивилизация будущего в рассказе Л. Бигли «Вершина триумфа» предстает в крайне неприглядном свете. Империя людей полностью зачищает все встреченные на пути планеты, а немногих выживших отправляет на вивисекцию и генетические эксперименты. Человечество изменилось кардинально — с самого рождения люди обладают высоким интеллектом, но платой за это стала низкая продолжительность жизни — теперь редко кто доживает до 18-и. Опытный 11-летний Разрушитель получает приказ зачистить очередной мир, но в последний момент его отправляют на мирные переговоры. Начало рассказа бесспорно сильное, но вот в финале автор явно не дожал, итоговый выбор героя не получил достаточного логического обоснования, что сказалось на восприятии истории в целом — в руках более известного автора сюжет мог бы выстрелить в яблочко.
Завершается антология на философской ноте рассказом К. Саймака «Истина». Спустя тысячелетия человечество позабыло о своей родине, но вот экипаж звездолёта, состоящий из Паука, Шара, Собаки и Человека находит древнюю прародину человечества — Землю, где за века немногое изменилось. Местные жители утверждают, что познали Истину и могут ответить на два самых важных вопроса в истории. Типичный для Саймака рассказ, отражающий мировоззрение писателя, в целом достаточно неплохо написано.
Напоследок скажу еще пару слов. Минусы о которых я говорил в начале имеют место быть и относятся в основном к работе составителя, но большую часть рассказов можно смело рекомендовать к прочтению, в т.ч. благодаря хорошему переводу. Особо отмечу «Королей-пустынников» Дж. Мартина, который показал, что умеет писать не только бесконечные фэнтези-саги, но и вполне уверенно чувствует себя в малой форме. «Крошка-убийца» Р. Брэдбери — пример удачного использования детских образов в жанре хоррора, обе истории Р. Блоха выделю за хороший черный юмор, «Бедного маленького вояку» Б. Олдисса — за яркую образность и нетривиальную подачу, «Набранный вами номер» Т. Диша — за атмосферу безысходности и напряженный финал с уместной недосказанностью. В целом, как любителя зарубежной фантастики, меня эта антология порадовала, в каждом из предложенных жанров находилось то, что вызывало улыбку или же напротив, заставляло понервничать, а значит равнодушию места не было, что важно.