Рэй Нельсон «В восемь утра»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Не определено )
- Сюжетные ходы: Вторжение «Чужих» | Спасение мира
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
На сеансе гипноза Джордж Нада проснулся и увидел среди людей множество Чужаков, подлинных хозяев Земли. Они заставляют людей подчиняться своей воле. Джордж решил: надо что-то делать...
- так же: Нельсон, Рэй. В восемь утра: Рассказ / Р. Нельсон; пер. с англ. А. Ройфе; илл. В. Мартыненко // Книжное обозрение. – №33. – 20 авг. 1993 г. – С. 11;
так же: Нельсон, Рэй. В восемь утра: Рассказ / Р. Нельсон; пер. с англ.Б. Анкина// — газ. «Вечерняя Москва» 1996 от 20.01, с.5.
Входит в:
— журнал «The Magazine of Fantasy and Science Fiction, November 1963», 1963 г.
— антологию «The Best from Fantasy and Science Fiction, Thirteenth Series», 1964 г.
— антологию «The Others», 1969 г.
— журнал «Jules Verne Magasinet 354. Februari 1975», 1975 г.
— антологию «Ужасы из внешнего космоса», 1975 г.
— антологию «Tomorrow's TV», 1982 г.
— журнал «Клуб №11 ноябрь 1991 год», 1991 г.
— антологию «Чародеи», 1991 г.
— антологию «Вирус бессмертия», 1992 г.
— антологию «Врата времени», 1993 г.
— журнал «Если 1993'11-12», 1993 г.
— антологию «Reel Future: The Stories That Inspired 16 Classic Science Fiction Movies», 1994 г.
— антологию «Aliens Among Us», 2000 г.
— антологию «The Campfire Collection: Thrilling Chilling Tales of Alien Encounters», 2005 г.
— «Просто Фантастика», 2008 г.
Экранизации:
— «Чужие среди нас» / «They Live» 1988, США, реж. Джон Карпентер
- /языки:
- русский (8), английский (10), шведский (1)
- /тип:
- книги (12), периодика (5), самиздат (1), аудиокниги (1)
- /перевод:
- С. Бархатов (1), Д. Белявский (1), И. Отдельнова (1), А. Ройфе (1), Ж. Сигошина (1), М. Черняев (1)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Manowar76, 12 июля 2023 г.
Похоже на краткий питч сценария фильма, в который рассказ потом и превратился.
Лента Карпентера «Они живут» — культовая конспирологическая классика о рептилоидах.
Вообще удивительно, как люди восприимчивы к страшилкам, которые они же сами и создают.
Роберт Антон Уилсон и Роберт Шей, создавая программную конспирологическую трилогию «Иллюминатус!», работали в Playboy. Частью их работы был разбор писем читателей, касающихся гражданских свобод, большей частью наполненных параноидальными заявлениями о вымышленных заговорах. Трилогия стала создаваться на предположении «а что если вся эта чушь является правдой, и все эти заговоры действительно существуют».
В итоге «Иллюминатус!» стал не столько сатирой, сколько библией конспирологов.
Подобная участь постигла и рассказ «В восемь утра». Пожалуй, это было одно их первых в современном культурном коде появление людей-ящериц как тайных правителей Земли. Потом был Карпентер, потом Дэвид Айк со своими Аннуаками, сериалы на тему, Пелевин, и, наконец, рептилоиды стали мейнстримом и классикой маргинальной реднековской телеграм-конспирологии, занимая на виртуальной пирамиде тайных правителей Земли одну из верхних ступеней:
«Миром управляют финансисты. Финансистами управляют масоны. Масонами управляют рептилоиды. А кто управляет рептилоидами?» © «Лампа Мафусаила».
Благодаря рассказу появился повод ознакомиться с биографией Рэя Нельсона. Любопытный персонаж. Человечеству он запомнится соавторством с Филипом Диком; изобретением «шапочки с пропеллером» (propeller beanie), на долгие годы ставшую отличительным признаком изображения фэнов и гиков с нердами; контрабандой из Франции в Англию порнорооманов Генри Миллера, которой он занимался на пару с Муркоком; и как раз данным рассказом.
Нельсон прожил долгую и насыщенную жизнь: битники, «новая волна», фэн-движение.
Рассказу, как классике жанра, твердая восьмерка!
8(ОЧЕНЬ ХОРОШО)
Tullma, 9 февраля 2023 г.
Довольно интересный маленький рассказ, замечу, что он написан 60 лет назад. Современные читатели настолько разбалованы похожими темами, что теперь занижают оценку ни в чем не повинной классике, мол, было уже сто раз. Ну, не мудрено, что за 60 лет эту тему уже пережевали многократно. Для своего времени он тоже возможно уже был не в новинку, но читается бодро и живо, сюжет не затянут на целый роман.
Дочь Самурая, 21 февраля 2024 г.
Четко, графично, без воды. Все как я люблю. Финал отличный яркий.
Да и сама идея, что от гипноза можно избавиться под гипнозом очень прикольная. Такая рекурсия, которую можно продолжать до бесконечности в разные стороны.
В голове при прочтении всплывали фильмы, романы и прочее с ногами, явно растущими из этого рассказа. Ощущение, что условные 60-е заложили основу под всю фантастику, как мы ее понимаем сейчас.
vorpol, 15 октября 2020 г.
Для 1963-го года, наверное, читалось как прорывная вещь, однако сейчас воспринимается почти обыденно, если не сказать документально. Идея зомбирования масс не нова и со времен написания рассказа была реализована в различных формах — от газет до фейсбуков. Несмотря на пессиместическую подачу, конец вселяет надежду на лучшее.
mputnik, 18 апреля 2021 г.
Классический сюжет, классическое фантДопущение, чуть ли не все подряд — из классики Жанра.
Жёвано — пережёвано, конечно же: и кино и книжки и комиксы, и даже радио. Все отметились. И всё чтиво, все ухватки, все повороты сюжета — всё до самых мельчайших деталей знакомо. Как земляка встретил, на чужбине. Или — родственника, с которым сто лет не виделись.
Но — всё предельно честно, уважаемый потенциальный читатель. Тексту — без малого 60 лет. Возраст — уважаемый, можно сказать. Классика. До дыр зачитанная, до икоты предсказуемая. Но — классика. Она и в Африке — ею и останется
ГРОМ, 5 сентября 2019 г.
Рассказ как землю незаметно захватили рептилоиды, маскируясь по людей.
Радует, что он не опустил руки и задал им жару.
По этому рассказу был снять фантастический фильм «Чужие среди нас» 1988г.
Очень хороший и реалистичный рассказ.
ahenobarbus, 4 декабря 2019 г.
В сущности, рассказ написан примитивно — никакой рефлексии, минимум описаний (даже точный облик Восхитителей мы так и не узнаем), у героя все получается будто само собой. Наверное, эта примитивность нарочитая. Этакий рассказ-дротик, простой, короткий, целиком сконцентрированный в наконечнике — последнем абзаце, без которого он теряет смысл, или, по крайней мере, перестает существовать как художественное произведение. Но в этой простоте есть и своя изюминка. «В восемь часов утра» — голый концепт, которые каждый волен интерпретировать, как он того пожелает. Мне, например, угодно было увидеть в нем слегка пионерскую историю о том, что даже заурядный человек может оказаться героем, и о том, что даже герой остается заурядным человеком. Но это же как калейдоскоп — повернул так, и крупинки сложились определенным образом, эдак — совершенно другим. Можно прочесть и как историю опасного безумца, живущего и погибающего в разрушительной иллюзии. А можно так и вовсе как ксенофобский манифест. Или сатиру на ксенофобию (например, способ, которым герой пробуждает город, явно абсурден, и это может быть как демонстрацией принципа «просто как все гениальное», так и явной издевкой). В обшем, как вам будет угодно.
god54, 12 апреля 2017 г.
Тема рассказа уже не просто исследована со всех сторон, она уже просто избита так, что на ней живого места нет. Вторжение чужаков и манипулирование сознанием землян. Однако для 1963 года это было лишь начало, а потому не стоит его жестко судить. Рассказ крайне прост, но одновременно сложен для восприятия. За обыденностью и кровавостью событий кроется страх, а может и нами манипулируют. Хотя, если вдуматься, то манипулируют и еще как, даже скорее зомбируют. Никто не верит в политиков и за них не голосует, а они все у власти, обожаемы и любимы и бъют рекорды рейтингов. Надо, надо, очень надо проснуться...
hooook, 23 февраля 2016 г.
Очень лаконично, точно, емко. Вначале вызвала недоумение простота сюжета, который уместится в три слова:
Потом та же простота вызвала восхищение. Финал зачетный.
Рассказ оставляет простор для фантазии. Кто-то дофантазировал его до фильма (не видела). А добавить крови и насилия — будет сплаттерпанк. А вот если покрасить Чародеев в цвета какой-нибудь идеологии... на ваш выбор...
mario1205, 9 июля 2015 г.
Автор как в воду глядел-сейчас общество зомбировано телевидением, интернетом, бульварным чтивом. Сместились акценты и приоритеты, нас не окружают зомби, мы сами зомби.
Simontsev007, 17 ноября 2011 г.
Интересный рассказ, который позволяет задуматся: А может и вправду нами кто-то манипулирует?
По поводу связи с фильмом: я не считаю, что это дна совершенно разных произведения — есть значительные различия:
Я считаю, что сначала лучше прочитать рассказ, а затем посмотреть фильм, т.к. именно фильм дополняет общую картину происходящего в рассказе.
Жаль что рассказ очень котороткий, слишком быстро уж развиваются события — хотелось бы что бы это была хотя бы повесть.
Конец показался мне саркастическим:
Понравился лозунг Чародеев (хоть в чем-то с ними согласен и не вижу в нем ничего плохого):
P.S. «Этот рассказ понравится тебе — читай его!», «Этот рассказ понравится тебе — читай его!», «Этот рассказ понравится тебе — читай его!»...:wink:
alex1970, 1 сентября 2011 г.
Отличный рассказ о том, что и один в поле воин.
Все фразы точно на месте, нет ничего лишнего.
Если бы не примечания, не опознал бы в нем основу замечательного фильма Карпентера «Они живут». На мой взгляд, рассказ и картина — два совершенно различных произведения на общую тему
Вертер де Гёте, 31 марта 2008 г.
Только сегодня, когда на Фантлабе разместили библиографию Нельсона, я узнал, что его рассказ послужил первоосновой фильма «Они живут» («Они живы»). Этот фильм Карпентера в своё время произвёл на меня сильное впечатление и , естественно, я тут же нашёл рассказ и прочитал, благо он совсем короткий. Произведение ,бесспорно, хорошее,хотя, пожалуй, будь оно чуть побольше, оно только бы выиграло ( что можно сказать далеко не о каждом произведении). Оценка, которую я выставил -и тут я немного нарушил свои принципы-оценка не только рассказу, но и его экранизации. Обычно я стараюсь четко разделять кино и книгу, но здесь впечатления от фильма до сих пор слишком сильны, хотя смотрел я его последний раз лет 10 назад.
История о чужаках незримо живущих среди нас, которые и являются истинными хозяевами планеты, достаточно популярна в фантастике и имеет очень глубокие корни-людям всегда казалось, что «в действительности всё не так, как на самом деле» и справедливости нет, потому что всем заправляют масоны , или мафия, или инопланетяне, но это произведение стало квинтэссенцией всех параноидальных мыслей — в самом хорошем смысле.
sanchezzzz, 22 августа 2008 г.
Хлёсткий рассказ. Каждый абзац его — словно удар хлыста. Джордж Йодо проснулся — понял — убил кирпичом — зарезал — зарезал — 8 утра.... Да и меня иногда посещает ощущение НЕреальности происходящего, как будто это чья-то воля, чья-та игра, чьё-то шоу с эффектом 25-го кадра. Возникают мысли о фатальности, предопределённости кем-то событий. Порой даже кажется, что кто-то лезет в голову, крадёт мои мысли, заменяет своими... Кто хозяева нам? мы сами? инопланетяне? призраки? бог? Вопрос, на который мы вряд ли найдём ответ. Или может его нашёл Рэй Нельсон?..