Виктор Пелевин «Нижняя тундра»
- Жанры/поджанры: Психоделика
- Общие характеристики: Ироническое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Азия (Восточная Азия ) | Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век | Древний мир
- Сюжетные ходы: Сновидения, формы изменения сознания
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Для взрослых
Император Юань Мэн, чтобы найти способ избавится от музыки разрушения и гибели колдуна Сонхамы, откушав изрядное количество небесных грибов, отбыл к духу Полярной звезды. Путь к духу Полярной Звезды лежал через колодец в снежной степи...
Входит в:
— сборник «Relics. Раннее и неизданное», 2005 г.
— сборник «Все рассказы», 2005 г.
Аудиокниги:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
bur_zumer, 20 декабря 2022 г.
«Нижняя тундра» покажется любому малознакомому с творчеством автора читателю типичным пелевинским рассказом. Тут есть всё, за что мы любим работы Виктора Олеговича: употребление психоактивных веществ для связи с трансцендентным, смешение разных временных линий и реальностей, и самое главное – колкая насмешка над мрачным, как бы пожелтевшим и слегка облезшим от времени миром.
— Да... Джоан Осборн. Как будто вчера все было.
— Юань Мэн, — представился Юань Мэн. — Скажи, Джоан Осборн...
— Я не Джоан Осборн, — сказал старик. — Я не могу назвать своего имени. Я давал подписку.
— Хорошо, — сказал Юань Мэн. — Я знаю, что у духов нет имен — имена им
дают люди. Ты, наверно, дух Полярной Звезды?
— Нельзя столько пить, чукча, — сердито сказал старик. — Впрочем, можешь
называть меня как хочешь.
— Я буду называть тебя Джоан Осборн. Как я попал сюда?»
В характерном для автора стиле китайская мифическая составляющая гармонично сплетается с реалиями криминальной Россией 90-х. Император древней цивилизации встречается с московскими клофелинщиками, слова о «совести» пугают врачей только, если Советь – это погоняло местного авторитета, а хитрые колдуны, объевшись мухоморов становятся придворными пикинезами в наказание за попытку преступить нерушимые законы поднебесной. И во всём этом – ГАРМОНИЯ. А чего ещё ожидать от мэтра магизм-колдунистического реализма, Виктора Пелевина?
И всё же рассказ не типичен для автора, ведь теперь всё наоборт. Не мы идём к сказке, а сказка идёт к нам. Браво!
Manowar76, 20 мая 2019 г.
В итоге: Не путать с мрачным «Бубном нижнего мира». «Нижняя тундра» — потрясающий псилобициновый трип-рассказ Пелевина, который случайно не прочтёшь.
История создания:
«Нижняя тундра»- студийный альбом русской рок-группы «Ва-Банкъ», записанный и изданный в 1999 году. Является своеобразным «саундтреком» на одноимённый рассказ Виктора Пелевина, написанный специально для выпуска альбома и напечатанный во вкладыше буклета.
Ну что сказать — прослушал альбом, прочитал рассказ. Лучше поздно, чем никогда. Потрясающая коллаборация.
Эх они и убранные были в конце девяностых. Почти завидую. Так сразу и представляется всё это — журнал «Птюч», рейвы, грибная эзотерика, Тарантино и Кастанеда.
В рассказе есть отсылки ко всем трекам альбома, но временами казалось, что это альбом написан по мотивам рассказа, а не наоборот.
Трек «Склиф» был достаточно популярен в своё время, по радио крутили (после прочтения рассказа песня заиграла новыми красками. Фактически это единственный бесспорный хит с альбома, хотя и «Вася-совесть» и «За гагарой с чёрным пером» тоже очень хороши. Особенно улыбнул трек «Небесные грибы». Также достойны внимания «Шаман» и «Вальс Чжэнь Чжао». Треки, где Скляр экспериментирует с индастриалом, как-то не зашли. Видимо, нехватка небесных грибов в организме у меня.
Спасибо рассказу за возвращение в атмосферу девяностых, которые мы потеряли.
Яна_Даниэль, 13 октября 2020 г.
«Однажды Чжуанцзы приснилось, что он — бабочка, весело порхающий мотылёк. Он наслаждался от души и не осознавал, что он Чжуанцзы. Но, вдруг проснулся, очень удивился тому, что он — Чжуанцзы и не мог понять: снилось ли Чжуанцзы, что он — бабочка, или бабочке снится, что она — Чжуанцзы?!»
Такое ощущение возникает после прочтения рассказа. Или все-так нет никакого Чжуанцзы и бабочки, а есть нечто единое? Рекомендую к прочтению.
martinthegod9, 20 января 2016 г.
Приступая к чтению очередного рассказа Виктора Пелевина, хочется всё-таки увидеть нечто оригинальное, что автор с блеском умеет делать. А ежели рассказ похож на другие и никак, простите, не выделяется, имея просто хороший стиль и парочку мудростей и шуток, то в этом случае накрывает печаль и тоска. Примерно так вышло и в этом рассказе. Да, император Юань Мэн в своем королевстве разбирается государственными делами. Да, вещества. Да, это чукча, и это тот самый любимый Пелевиным дуализм реальности. Но изюма всё же маловато. Хотелось бы отметить лишь два замечательных абзаца, заставивших широко улыбнуться:
"– Ну если ты так спешишь, иди, – сказал старик. – Только помни, что из города Москвы невозможно выбраться. Старики говорят, что как ни петляй по тундре, все равно будешь выходить или к Кремлю, или к Курскому вокзалу. Поэтому надо найти белую гагару с черным пером в хвосте, подбросить ее в воздух и бежать туда, куда она полетит. Тогда сумеешь выйти на волю.»
«Голубь летел зигзагами, и машина Юань Мэна часто цепляла другие машины. Некоторые из них были очень красивыми и наверняка дорогими, и сидевшие в них люди с золотыми цепями на шеях злобно щурились и показывали Юань Мэну по несколько пальцев, подгибая остальные – кто шесть, кто четыре, кто восемь. Юань Мэн догадался, что это местные чиновники, которые хотят объяснить ему, сколько у них оленей, чтобы он их уважал. Он им всем в ответ показывал один палец, средний, чтобы они поняли, что хоть оленей у него совсем нет, и он в мире один, зато, по всем китайским понятиям, стоит точно посередине между землей и небом.»
dmitras, 7 октября 2015 г.
Эх! Во-первых, хочется отметить, что Чукчи не в Коми, не в чумах не живут. Территория расселения Чукчей север Восточной Сибири и Дальнего востока. А традиционные жилища чукчей — яранги. По совести вместо чукчей в рассказе должны были бы фигурировать Коми или Ненцы, но здесь Пелевин допустил ошибку или принёс факт в жертву эстетикой составляющей. Это из недостатков.
О достоинствах же можно говорить долго. Я подчеркну только одну сторону. Она у Пелевина хороша во многих работах. Это умение подобрать, сопоставить и преподнести факты так, что обыденные и (как казалось) понятные вещи начинают играть новыми красками. Показать действительность России 90-х через эстетику средневековой Китайской культуры приём может быть и не новый. Но как ПВО это делает. Хлёсткие цитаты бьют как удары кинжала. А плотность текста феноменальная. Не рассказ, а алмаз несмотря на недостатки.
UnrealQW, 11 мая 2013 г.
8/10 Виктор Пелевин «Нижняя тундра» -- психоделический фантастический рассказ. Конечно присутствуют юмор и путешествия в другую реальность. Конечно есть философия и употребление веществ, расширяющих сознание. А еще рассказ интересно построен, непредсказуем и вызывает удовольствие от чтения. Легкий стиль повествования в купе с любопытными идеями -- вот что делает Пелевина таким заслуженно популярным.
Резюме: истинно пелевинский рассказ, полный философии, антисоветчины и юмора
Yazewa, 11 апреля 2014 г.
Очень узнаваемо сделан рассказ, очень по-пелевински. И очередное употребление мухоморов в качестве психоделиков...
alex1970, 16 января 2011 г.
Отличный рассказ, в котором автор в малый объем сумел втиснуть так много. Давно так искренне над книгой не веселился.
Начинается как «Собачье сердце» в изложение древнекитайских юмористов. А затем уж автор по-настоящему разошелся.
Gopkiller, 13 сентября 2009 г.
Неплохой рассказ, больше всего понравилось описание взаимоотношений СССР и США в понятиях жителя тундры.
vsvld, 27 сентября 2008 г.
По-моему, хронологически последний сильный рассказ Пелевина. Вроде ничего нового — но нет, ого-го! Найти алмаз в тайге хорошо, найти на перепаханном поле — чудо. Здесь как раз оно.