Нил Гейман «Мы можем дать скидку на опт»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое | Сатирическое | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Любовь к женщине толкнула мистера Питера Пинтера на довольно странный поступок – на убийство джентльмена из бухгалтерии. И всё из-за того, что тот посмел ухаживать за его невестой! Поэтому Питер решил «заказать» своего конкурента и обратился в фирму «Душитель и Палач», которая как раз специализируется на полном и тактичном устранении нежелательных млекопитающих.
Но он еще и не догадывается, что данная фирма предоставляет своим клиентам скидки на опт…
Входит в:
— сборник «Angels & Visitations: A Miscellany», 1993 г.
— «Модель для сборки», 1995 г.
— сборник «Дым и зеркала», 1998 г.
— журнал «Если 2001'4», 2001 г.
— антологию «Sympathy for the Devil», 2010 г.
— антологию «The End of the World: Stories of the Apocalypse», 2010 г.
— антологию «Unidentified Funny Objects 4», 2015 г.
— антологию «Surviving Tomorrow», 2020 г.
— сборник «Лучшие рассказы», 2020 г.
— антологию «Созвездие Льва-5», 2021 г.
Экранизации:
— «Neil Gaiman's We Can Get Them for You Wholesale» 2013, США, реж. Джуд Прест
- /языки:
- русский (13), английский (7)
- /тип:
- книги (15), периодика (1), аудиокниги (4)
- /перевод:
- Н.В. Иванов (6), А. Комаринец (2), А. Мирер (1)
Периодика:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Prosto_Chitatel, 3 ноября 2024 г.
Зависимость человека, возведенная в абсолют. Человек совершенно обыкновенный, не склонный к насилию, ведущий обыденный образ жизни. Но у каждого есть маленькая страстишка, способная привести к большим последствиям, если найдется тот, кто правильно распорядится этой «тайной» людинской кнопочкой. Гейман специально взял нелепую фишку со скидками применительно к торговле убийствами и довел ее до «бесплатного сыра в мышеловке».
Что не отнимешь у автора — это его умение «навесить» сказочную атмосферу. Понятно, что в реальности по ходу сюжета мы бы все больше и больше удивлялись нелепости происходящих событий. Но в преломлении сказки, свободного переложения рыбака, старухи и рыбки в виде добрейшего мистера Кембла, атмосфера все больше погружается в плотный туман серьезной несерьезности, где задумываешься не над тем, что только откровенный дебил будет искать в газетах объявление наемных киллеров, а над тем, как далеко зайдет любовь к опту и снижению цены у главного героя. Особенно порадовало то, что финал не оставил протагониста живым и здоровым у разбитого корыта, а вся Земля накрылась медным тазом. Это сделало бы историю очень и очень поучительной. Но вот только никто не выжил, чтобы поучиться.
Дочь Самурая, 15 мая 2023 г.
Как-то мне зашло. Очень уж все просто. Не понравился соперник — сразу убить его, дали скидку — найти второго, сотого, тысячного. Да, я понимаю любовь многих к скидкам и гротескность, преувеличение, но все же для меня главгерой не ожил,он всего лишь функция.
А вот финал с теми, кто всегда ждёт, кого надо лишь попросить очень понравился. Жутковатенько.
Deliann, 27 января 2013 г.
Один из первых рассказов Геймана. В предисловии к сборнику «Дым и зеркала» автор честно признается, что рассказ был написан под впечатлением от Джона Колльера и ни на какую оригинальность в общем-то не претендует. Как говорил Стивен Кинг, все начинающие авторы сначала копируют кого-то уже известного, а уже затем находят свой индивидуальный стиль. Гейману на момент написания рассказа было всего 23 года, до «Песочного человека» было еще далеко и идея данного рассказа пришла при прослушивании радио: автор заснул под передачу про оптовые продажи, а проснулся, когда передавали про наемных убийц, вот и получился «Мы можем дать скидку на опт».
Завязка истории довольно проста: главному герою изменила его невеста (по крайней мере он так считает, достоверно это не известно), после чего он решает устранить конкурента самым радикальным способом и обращается в контору наемных убийц «Душитель и палач». Однако контора эта намного интереснее, чем кажется на первый взгляд. Кроме интересной, хоть и вторичной, идеи в рассказе по сути нет ничего особенного: главный герой подчеркнуто (причем дважды и прямым текстом) бесцветен, он воплощение среднего обывателя и не выделяется ничем, кроме особой любви к скидкам (но кто из нас без этого грешка?), остальные персонажи представлены очень мимолетно, сюжет раскручивается довольно быстро, язык повествования неплох (хоть и еще не так мастерски отточен, как в более поздних произведениях автора), атмосфера тоже ничего. Чувствуется, что рассказ создавался именно из-за идеи, и это отнюдь не плохо. И именно за идею я ставлю рассказу заслуженные 9 баллов.
jolly-fellow, 5 января 2018 г.
Прекрасная работа мастера! Написано очень увлекательно, читается на одном дыхании.
Рассказ построен на идее о том что будет если шопоголик помешанный на скидках, распродажах и экономии на особых предложениях пойдёт заказывать убийство. Если подумать то в рассказе можно отыскать множество более глубоких смыслов но тут уж они будут у каждого свои.
ivan2543, 15 декабря 2012 г.
«Убей их всех!
…Начни с себя.»
(из песни гр. «Черный Обелиск»)
Есть легенда, что мир существует до тех пор, пока в нем есть несколько праведников. Как только их количество будет ниже допустимого – настанет конец света.
Гейман переворачивает эту мифологему вверх дном. Люди живы, пока не появится кто-то из них, кто пожелает их всех уничтожить.
Алчность человека – страшная сила. Питер Пинтер, герой рассказа, не так уж и ненавидел человечество. Просто, когда ему сказали, что человеческие жизни дешевле оптом – он не смог устоять.
А ведь такого результата он мог добиться и проще: один шаг с моста или крыши – и столь ненавистный ему мир перестал бы существовать. Правда, только для него одного – но что это в данном случаем меняет? Он все равно не может существовать без этого мира, хотя и не верит в это.
Жуткая мысль: сколько таких людей на свете, которые просто так, по причине плохого настроения или зависти, уничтожили бы все человечество, если бы имели такую возможность. Нет, речь не о загнанных в угол неудачниках, которым нечего терять; боюсь, что больше всего таких именно среди обычных с виду людей, которыми движет только жажда наживы и доведенный до абсурда инстинкт конкуренции с себе подобными. Мелочность, злоба, зависть годами разъедает душу, как проказа, и человек становится как дерево с прогнившей сердцевиной – видит только плохое в своей жизни и ненавидит других, у которых, якобы, все хорошо. И злобы этих людей хватило бы, чтобы сотню раз истребить человечество. К счастью, у подобных людей редко бывает возможность кому-то навредить по-крупному; но уж если такая возможность предоставляется, они ее не упускают.
Итог: рассказ был бы великолепен, если бы не одно «но» — он настолько похож и по тематике, и по образам на творчество Шекли, что автор мог бы сразу написать большими буквами: ЭТО СТИЛИЗАЦИЯ ПОД РОБЕРТА ШЕКЛИ!!! Поэтому – минус 2 балла за вторичность, итого – 8 из 10.
vesnyshka, 10 апреля 2016 г.
Это влекущее слово — скидки! А если ещё и оптом дешевле, то сколько ненужного способен купить человек, падкий на эти самые скидки?
Гейман чудесно изобразил психологию именно такого человека. Его герой взревновал возлюбленную и решил радикально избавиться от соперника — найти наёмного убийцу. Фирма по ликвидации млекопитающих любых размеров делает предложение, от которого ревнивец не может отказаться. И пока герой мучается подсчетами — скольких заказать, чтобы было дешевле, Гейман умело раскрывает человеческую жадность и глупость.
Провокация фирмы удалась, ревнивец сделал главный заказ, но не просчитался ли он с выгодой от такой оптовой сделки?
Нил посмеивается в стороне, а читатели смакуют мораль этого маленького, но славного рассказа.
Календула, 12 мая 2013 г.
Рассказ произвел сильное впечатление, несмотря на вторичность сюжета и ощущение де жа вю. В нем использовано множество приемов, столь часто встречающихся у Геймана: гротеск, абсурд, гипербола, метафоричность текста.
Герой рассказа — Питер Пинтер — этакий «маленький человек», бесцветный и неприглядный, серенький середнячок, обыкновенно ведущий свою обыкновенно-обыденную жизнь. Он настолько любит выгодные сделки, скидки и специальные предложения, что не упустил случая сэкономить, заказав оптовое убийство неугодных ему «крупных млекопитающих» по специальной цене. Вот до чего может довести человека алчность. До полнейшего абсурда.
Черный юмор отлично обрамляет историю о человеке, пожелавшем уничтожить человечество ради скидки. Несмотря на гиперболизированность повествования, идея четко прослеживается — на что готов пойти человек из прихоти, под влиянием некоего мало-мальски значительного события, а также ради выгодной сделки. «Маленький человек», неприметный обыватель страшен в своих стремлениях и порывах. Гейман точно и лаконично охарактеризовал и обрисовал главного героя — парой сочных мазков, штрихов и эпитетов. Психология обиженного на весь мир обывателя передана удивительно точно и ёмко.
Стиль Геймана здесь бесподобен. Тонкая ирония граничит с сарказмом и черным юмором — всё так гармонично сплелось, что стало не отделимо одно от другого.
alex1970, 14 октября 2011 г.
«Нас просто нужно попросить» — девиз фирмы «Душитель и палач», выполняющей весьма специфические заказы.
И менеджеры по продажам у фирмы работают отменно.
Шикарный черный юмор и жестокий взгляд на совершенно обезумевших покупателей, при слове «Скидка» теряющих остатки разума
god54, 6 июня 2014 г.
Тот кто хотя бы немного занимался торговлей знает какую большую роль играют скидки. В нынешнее время без этого элемента нельзя продать практически ничего. И когда однажды я случайно наткнулся на магазин, где не дают скидку и нет акций и тем более распродаж. Я был так шокирован, что сразу захотелось что-нибудь купить. Просто из уважения к их лозунгу: у нас качественный товар имеет самую низкую цену. А рассказ так себе. Из разряда черного юмора, когда простенькую ситуацию с оптовой скидкой доводят до абсурда и в конце пытаются посмеяться. Но смеяться не хочется, там впору плакать.
sanchezzzz, 8 ноября 2010 г.
Безусловно, жуткий рассказ. Как представишь, что где-то бродит такой вот Питер Пинтер, которому как-то, когда-то ты наступил на ногу или ему однажды не понравился твой взгляд, и он уже тебя «заказал», так мурашки по коже. Но если подумать, то становится ясно, что в таких масштабах этого просто не может быть. И вот в этом и вышел со стороны Геймана перебор, когда хочется крикнуть: «не верю!»
Вообще, уж на что я любитель творчества Геймана, но этот рассказ мне не глянулся. Вторично и предсказуемо уже после первой встречи с человеком из фирмы. Только Шекли на подобную тематику отметился как минимум дважды в «Службе ликвидации» и «Спецразделе выставки», а ведь был ещё Матесон с великолепным рассказом «Кнопка, кнопка...», да и много ещё других, и в итоге эта история не выглядит уже свежо и индивидуально. Да, психология «любителя скидок» Питера Пинтера передана отменно, по-геймановски: пара фраз, пара взглядов и жестов, и вот он — образ мерзкого человечишки, у которого нет ничего святого, и который за лишние 25 баксов включает в список неугодных ещё 8 человек и даже собаку. Но психология психологией, а правдоподобности и свежести идей я тут для себя не нашел.
Возможно, такое впечатление сложилось у меня из-за того, что Гейман отступил от своей излюбленной темы — поставить человека в иные обстоятельства, заставить его или предложить ему жить не своей жизнью. Здесь Пинтер в своей среде, опт и скидки — любимые его слова, от которых блестят глаза и перекидываются костяшки на счётах: сколько же я на этом сэкономлю? Это мерзко для меня, хотя может быть Гейман именно этого и добивался...
Вертер де Гёте, 5 мая 2008 г.
Отличный рассказ на тему: это сладкое слово «халява». В лучших традициях «шекли-силверберговско-брауновского» юмора. Как всегда прекрасен литературный стиль Геймана -даже объявления в газете он описывает так, что без улыбки читать их невозможно. Но чем дальше, тем сильнее к юмору примешивается тревога: а есть ли предел человеческой жадности, и насколько велика одурманивающая, отупляющая сила сиюминутной (а часто и совершенно ненужной) «выгоды», ради которой люди порой готовы пожертвовать чем угодно. Возможно, сюжет рассказа не самый оригинальный и в чём-то даже предсказуемый, но написан рассказ с большим мастерством, и я ставлю высокую оценку.
Гуляшик, 7 октября 2011 г.
Для меня этот рассказ весьма неоднозначный по ощущениям. С одной стороны интересная идея, которая раскрывается целиком и полностью только в конце; какие-то свои ассоциации... С другой — нарочито простой язык повествования, который в этот раз не понравился (наверное, просто не в настроение пришелся).
Автор с точностью до мельчайших подробностей раскрывает человеческую сущность: обида, злоба, зависть, месть... желание изменить что-то и извиниться, когда уже поздно. Свои и чужие ошибки можно исправить, но не такой ценой.
Hell-lie, 31 июля 2011 г.
Отличный рассказ. Немного пугающий, но пугающий своей правдивостью. Своего рода провокация, насмешка. И концовка — логическое (и даже философское) завершение всего.
paradise92, 28 января 2011 г.
определенно один из лучших рассказов в сборнике:smile: сюжет настолько органично вписался в жизнь, что не создает впечатления чего-то необычного ( кстати черта многих рассказов), невольно задумываешься о том, на что люди готовы из-за жадности..