Артур Кларк «Пески Марса»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика | Планетарная фантастика )
- Общие характеристики: Производственное | Приключенческое
- Место действия: Вне Земли (Марс, спутники Марса | Открытый космос )
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Контакт | Становление/взросление героя | Путешествие к особой цели | Колонизация планет и других небесных тел
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
Роман повествует о нелёгкой жизни колонистов под куполами поселений на Марсе. Земля не в силах содержать поселение, не приносящее никакой пользы. Администратор поселения старается всеми силами обрести экономическую автономность и сохранить поселение. Нечаянным свидетелем происходящих перемен становится писатель-фантаст, отправившийся на Марс за новыми впечатлениями.
Входит в:
— журнал «I Romanzi di Urania #1», 1952 г.
— журнал «Наука и жизнь № 4, 1964», 1964 г.
— журнал «Наука и жизнь № 5, 1964», 1964 г.
— журнал «Наука и жизнь № 6, 1964», 1964 г.
— сборник «Prelude to Mars», 1965 г.
— антологию «Библиотека фантастики и путешествий в пяти томах, том 4», 1965 г.
— сборник «A Second Arthur C. Clarke Omnibus», 1968 г.
- /языки:
- русский (13), английский (10), итальянский (2)
- /тип:
- книги (21), периодика (4)
- /перевод:
- М. Галлоне (2), Н. Трауберг (13)
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Alexuz, 19 июня 2024 г.
Старая добрая научная фантастика, я бы даже сказал «тёплая и ламповая». Можно сказать, что является логическим продолжением «Прелюдии к космосу», хотя напрямую с ним не связан. Читается легко и непринужденно, хотя и не без интригующих моментов в сюжете. Смелый размах мысли в идее превосходства технического прогресса и покорения человеком природы под себя.
Короче, понравилось.
Darth_Veter, 14 мая 2024 г.
Писатель-фантаст Мартин Гибсон летит на Марс, где претворяется в жизнь первый этап колонизации, чтобы увидеть всё происходящее своими глазами. Его ждет дорога, полная приключений и неожиданных открытий, которые он не мог предвидеть в своих литературных фантазиях...
Типичный для автора «производственно-приключенческий» роман, в котором главную линию составляет завоевание и освоение человечеством просторов Внеземелья. Хотя произведение создавалось еще в докосмическую эпоху, большинство деталей сюжета достаточно точно и правдоподобно отражают объективную реальность. Сначала это сам космический перелет с одной планеты на другую в условиях искусственной гравитации, а затем — особенности колонизации марсианских пустынь. Причем, главные причуды невесомости описаны верно, а вот с биофизикой Марса писатель немного не угадал. В 50-е годы прошлого века даже самые маститые астрономы были уверены в том, что на планете буйным цветом цветут растения-эндемики, видимые в телескоп как сезонные изменения яркости ее лика. Реальность оказалась вполне прозаичной и не такой вдохновляющей: никаких следов жизни (не только животной, но и даже растительной) на других планетах пока не обнаружено. И вряд ли это случится в ближайшем будущем. Абиотичность Марса, в первую очередь, обеспечивает его ядовитый грунт: обилие в нем закиси железа убивает всякую надежду даже на достаточно далекую перспективу, ибо биологи отрицают любые жизненные формы, основанные на атомах железа/хрома. В фантастике, конечно, допускается всякое, но это явно фантазия, принимаемая за науку. А настоящая наука уже предсказала отсутствие жизни по всей Солнечной системе, за исключением матушки-Земли. Т.н. «пояс жизни» в ней простирается от орбиты Венеры до орбиты Марса. Границы его, естественно, весьма условны, но в принципе допускают обитаемость трех планет. Но на Венере слишком горячо (хотя в атмосфере явное изобилие органических соединений), а на Марсе — «неправильная» химия, не дающая возможность синтеза органических молекул. А видимые в телескоп сезонные потемнения — это всего лишь следствие насыщения грунта водными потоками с полярных шапок. Так что с обитаемостью планеты автор явно не угадал, как и его коллега-персонаж.
А вот с технологиями терраформирования писатель был более близок к истине. В частности, правильно описал технологию извлечения кислорода из марсианского грунта для наполнения жилых куполов. Кислорода в марсианском реголите действительно много: миллиарды лет назад интенсивная метеоритная бомбардировка окислила всю поверхность планеты, связав с песчаником весь атмосферный кислород. Колонистам придется осуществить обратный процесс. К тому же, не стоит забывать и про мощные запасы воды в недрах планеты, особенно — на ее полюсах, где толщина льда составляет несколько километров! Словом, Марс — это потенциальный оазис Солнечной системы, находящийся в состоянии гибернации. Для того, чтобы превратить его в цветущую оранжерею, придется потратить целую прорву энергии и денежных средств. Да и времени тоже: на начальный этап терраформирования может уйти от 200 до 1000 лет. Искусственное солнце, скорее всего, вряд ли делу поможет, а вот засев земными растениями, извлекающими кислород из почвы — очень даже здравая идея.
Что же у нас получилось? Fifty-fifty: половина идей научна, а вторая половина фантастична. В принципе, неплохо, учитывая огромное число заблуждений и откровенных фальсификаций в астрономии середины ХХ века. Несмотря на то, что роману почти что 100 лет, он смотрится по-современному и, скорее, напоминает журналистский репортаж с места события, нежели фантастическое произведение. Читая его, вы вполне сможете слегка повысить свой уровень знаний в отдельных технологиях, а заодно и воспылаете романтикой покорения Дальнего Космоса.
------------
РЕЗЮМЕ: история о том, насколько расходятся между собой два Марса — реальный и литературный. Более реалистично, чем «Марсианские хроники» Брэдбери, и более оптимистично, чем «Особый старательский» Роберта Шекли.
Temnyi_Vlastelin, 30 июня 2024 г.
Крепкая , старая добрая научная фантастика . Взял с собой в отпуск книгу Артура Кларка и не пожалел . Кларк в свойственной ему манере приправил сухую НФ толикой лиричности и приключений , читается даже сейчас довольно легко и с удовольствием .
Felis, 3 апреля 2023 г.
Цитата: «Что может быть нуднее вчерашней научной фантастики?»
«Пески Марса» — классика научной фантастики. И так забавно читать спор о жанре прямо на страницах книги:
— По-вашему у научной фантастики нет литературной ценности?
— Вот именно! Иногда, поначалу, она приносит пользу. Но для следующего поколения она непременно становится старомодной. Вспомните, что стало с романами о космических полётах.
Великолепный пример самоиронии!
А я бы сказала, что эта книга отвечает моему представлению о том, каким может быть эталонный фантастический роман. Есть юмор, приключения, интрига, экшен, романтическая линия, драматизм – всё дозировано в идеальной пропорции. События развиваются неспешно, не нагромождаются друг на друга. Всё на своём месте.
Половина повествования отведна путешествию, а другая – описанию жизни на Марсе. Для колонистов Марс уже стал домом. Его, а не Землю, они называют «наша планета». Основные темы произведения — обретение независимости колонии на Марсе и то, как человек находит своё место в жизни. Центральная мысль – «Нельзя приспосабливаться к среде. Надо приспособить среду к нам».
Роман поднимает настроение, и в целом благодаря своей атмосфере оставляет после прочтения ощущение комфорта, позитива и воодушевления. Пусть даже он немного наивен – это не хочется ставить в упрёк. Читала просто с наслаждением. Советую всем, кто любит классику фантастики.
alex1970, 9 октября 2021 г.
Эта книга была легендой. Впервые я прочел о ней в Детской энциклопедии, там она упоминалась в числе лучших образцов фантастики.
Роман рассказывает о тяжелой жизни марсианских колонистов, осваивающих новую планету. О попытке вдохнуть новую жизнь в агонизирующую планету.
Роман несколько нехарактерен для Кларка, и вот почему. У великого британского писателя, как мне кажется, первичны идеи и гипотезы. А в этой книге на первом плане люди, и они не прилагательные к интересной идее, они важны сами по себе.
Научно-фантастический роман для стойких, а может и для последних романтиков.
Питер Шуйлер Миллер назвал эту книгу «наиболее достоверным описанием полета на Марс».
Но полет на Марс — это только первая часть книги. Гораздо интереснее вторая часть, в которой герой оказался вовлечен в тяжелую жизнь колонистов.
Замечательный образец твердой НФ.
Ученик Дьявола, 21 января 2022 г.
Ранний Кларк – и этим все сказано. Здесь уже есть все «фирменные» черты того Артура Кларка, которого мы знаем и любим: по-английски сдержанный и суховатый стиль, умеренно сдобренный эпизодами юмористически-бытового толка, отчетливо «производственный» характер сюжета, большое внимание к техническим подробностям. Только в «Песках Марса» эти черты пока выражены не так отчетливо, как в более поздних произведениях Кларка времени его творческого расцвета, а просматриваются еще неясно, будто угадываются сквозь некую дымку. Не совсем к месту и сентиментальная история о неожиданно обретенном сыне – на общем фоне она смотрится как-то не очень уместно, даже отчасти «слезодавительно», а на сюжет в целом почти никак не влияет.
Как и полагается типичному представителю «твердой» фантастики «золотого века», этот короткий роман кажется нам ныне несколько наивным и неоправданно оптимистичным. Впрочем, в 1950 году даже серьезным фантастам еще позволительно было писать о Марсе с растениями и животными, где можно выходить из-под купола без скафандра, в одной только кислородной маске. Это всего лишь приметы времени, а вообще заметно, что уже тогда, на заре своей писательской деятельности, Кларк старался твердо следовать научным фактам. Собственной фантазией он дополнял их только в тех областях, где таких фактов попросту не было, да и то, похоже, прекрасно осознавал при этом, насколько придуманное им может разойтись с реальностью. Я уверен, что, работая над «Песками Марса», Кларк представлял себе, как лет через двадцать-тридцать люди в самом деле полетят на Марс, но полет этот будет наверняка сильно отличаться от описанного им. И на это, естественно, не смогут не обратить внимание тогдашние читатели, которым такое несоответствие может показаться очень забавным. Именно поэтому, как мне кажется, Кларк, решив посмеяться над собой первым, сделал главным героем не кого-нибудь, а писателя-фантаста – своего рода alter ego, выступающее в качестве «мальчика для битья»: писатель отправляется в полет на Марс и выслушивает в пути немало нареканий со стороны экипажа за неправдоподобие своих произведений. Полагаю, что такой ход со стороны Кларка заслуживает глубочайшего уважения: ведь самоирония – это качество, доступное далеко не всякому. И уж тем реже его можно встретить среди писателей…
В целом «Пески Марса» – вещь добротная, крепко сколоченная и неторопливо-успокаивающая. Из других произведений Кларка я в первую очередь сравнил бы ее с «Земным светом» и «Лунной пылью», хотя они (написанные соответственно пятью и десятью годами позже) являются творениями уже намного более зрелого автора, окончательно нашедшего свой стиль в фантастической литературе. Если бы Кларк написал «Пески Марса» тогда же, на десяток лет позже, то, уверен, получилось бы не хуже, чем «Лунная пыль». Но, с другой стороны, смог бы Кларк создать «Лунную пыль» и другие свои самые известные вещи без таких вот проб пера, какой, по существу, и является обсуждаемый роман?..
Тимолеонт, 9 августа 2022 г.
Нравится мне творчество Кларка своей своеобразной медитативностью — его герои не сражаются с пиратами, не противостоят грозным ксеносам, да и вообще почти образцовые пацифисты, во всяком случае из тех книг, что я уже прочитал. Они, как и тут, двигают прогресс Человечества вперёд — осваивают новые миры, приспосабливают планеты под наш вид и исследуют космос.
Так и здесь — это фактически производственный роман про постепенное терраформирование Марса. Здесь оно только начинается и люди ещё только робко хватаются за Красную Планету, но в глубине души все понимают, что это уже планета Человека.
А прочее лишь дополняет этот образ. Некоторые семейные и личные взаимоотношения, политические интриги, умилительные «марсиане» и прочее — всего этого ровно столько, чтобы не оттягивать на себя слишком много внимания, хотя ГГ мне искренне понравился.
Etamin, 17 мая 2023 г.
Когда-то я читал этот роман в оригинале. Он мне понравился неспешностью, обстоятельностью и оптимизмом. Несовпадения с реальностью были очевидны, но они терялись в плавном повествовании об очень серьезных вещах. По сути, один из первых НФ-романов о терраформировании. И о трудностях, которые разумные и благожелательные люди всегда сумеют преодолеть. Может, когда-нибудь так и будет. Но гораздо позже, чем надеялись и герои романа, и автор такового, и мы — читатели. Но главное — начать путь.
Достаточно интересно сравнить эту книгу с написанным спустя полвека циклом К.С. Робинсона о Марсе, чтобы понять, насколько изменились представления людей о самих себе. В книгах Робинсона тоже успешно терраформируют Марс и стремятся к благу для всех — но при этом интригуют, убивают, устраивают межпланетные войны и революции, впадают в сектантство и безумие — зачем? А просто потому, что такова природа человека. Пожалуй, Робинсон вывел людей более плохими, чем они есть, тогда как Кларк всегда старался думать о людях хорошо. Почему это называют наивностью?
Как первая проба пера в крупной форме — роман удался, хотя ему еще многого не хватает для сравнения с лучшими книгами Кларка.
А еще мне почему-то запомнились Топаз и Токуаз (Бирюза) — сиамские кошки марсианского президента (или кем он там был).
Книга, вполне достойная прочтения даже сейчас.
Pride1983, 1 февраля 2019 г.
Трогательный, приятный, атмосферный, располагающий к себе роман.
К справедливо написанным ниже отзывам хочется добавить несколько слов о главном управляющем Уоррене Хэдфилде. Именно благодаря таким людям, как он, человечество и расширяет свои границы, закрепляясь на необжитых и враждебных территориях. Бесконечно преданный своему Марсу, беззаветно защищающий свои идеалы и колонистов, он с недоверием встречает чужаков, но если видит в них хоть толику солидарности делу всей его жизни, то становится для них преданным другом и покровителем. Как раз это и произошло с главным героем произведения Мартином Гибсоном. Но для меня главным героем романа стал именно Уоррен Хэдфилд, человек с большим сердцем, готовый при необходимости пожертвовать собой и своей репутацией.
Также запомнился Хилтон, человек, побывавший на на краю света, посетивший спутники Сатурна и мечтающий во что бы то ни стало полететь туда снова, пусть это и будет стоить ему жизни.
Благодаря таким людям, как Хэфилд и Хилтон, можно быть уверенным, что человечество не остановится на достигнутом и будет постоянно стремиться к новым неведомым горизонтам.
god54, 10 декабря 2020 г.
А.Кларк является ярким представителем «твердой» фантастики. Наверное, поэтому его так много переводили в СССР, ибо там практически все писатели-фантасты, если их можно было так называть, писали лишь техническую фантастику. Но также он писал лирическую, психологическую фантастику с элементами героики, что так напоминало Р. Хайнлайна. Так и это произведение относится к разряду таковых. Каждое событие строго проверено критериями логики, науки и возможности осуществления, но, это не затрудняет чтение, даже сегодня, а наоборот убеждает читателя в правдивости происходящего, ты начинаешь верить в происходящее и сопереживать героям. Считаю, необходимым каждому ознакомиться с романом. Всё же это классика.
Нескорений, 8 сентября 2016 г.
Когда-нибудь настанет день и нога первого землянина ступит на поверхность Марса, а до наступления этого момента нам остается только мечтать и представлять, как это будет на самом деле. Роман «Пески Марса» посвящен начальному этапу грядущей колонизации Красной планеты. Удивительно, но книга, появившаяся на прилавках за 10 лет до полета Гагарина, чего уж там говорить о марсоходах, написана довольно реалистично, конечно же, если сделать скидку на научные представления тех лет. Сегодня мы знаем, что никаких растений и пересохших рек на Марсе нет, но все равно после прочтения романа остается ощущение, будто бы ты сам, не покидая уютного кресла, совершил небольшое путешествие и увидел всё собственными глазами, не через призму писательских фантазий, но сквозь оптический объектив реального журналиста. Не покидает чувство, что в своё время всё будет примерно так, как описал Кларк, не скрывая бытовых трудностей и рутины будней колонистов, одновременно насыщенных романтикой и восторгом пионеров космоса.
Знакомство с главным героем — известным писателем-фантастом Мартином Гибсоном происходит в момент начала его путешествия к Марсу. Мне всегда интересно, когда центральным персонажем выступает писатель — у автора появляется простор для (само)иронии, возможность опосредованно обратиться к своим собратьям по ремеслу и, возможно, открыть какие-то творческие секреты. Здесь это прослеживается чётко — одно дело писать о космических приключениях, и совсем другое — испробовать это на своей шкуре. Раскрывая образ Гибсона, автор дает отповедь стереотипам и штампам фантастики первой половины прошлого века. Первые шесть глав романа полностью посвящены описанию перелета с Земли на Марс, причем автор старался описать всё предельно реалистично — реакция новичка на старт, первые ощущения от невесомости, длительность полета, который тянется несколько недель. При этом никакого занудства не обнаруживается, в этом заслуга доброго юмора и подлинная эмоциональность романтика, живущего космосом.
Отрицательных персонажей в романе нет, все действующие лица прописаны хорошо, вызывают симпатию. Автор разрушает стереотип, по которому экипажи космических кораблей часто вызывают ассоциации с флибустьерами — никаких бластеров, литровых бутылок виски и портретов, списанных из криминальной хроники. Каждый член экипажа «Ареса» в первую очередь ученый, профессионал в своей сфере деятельности, конечно, ничто человеческое им не чуждо, они живые люди, которые подшучивают друг над другом, радуются, грустят, устают и мечтают об отдыхе. Главный герой, в котором автор наверняка видел самого себя, тоже далеко не супермен, а уже немолодой полноватый писатель, который переживает все страхи, свойственные новичку в космосе, попадает в неловкие ситуации. Экстремальных ситуаций практически нет, а вот бытовых трудностей хватает — к примеру, в чем особенность игры в дартс в невесомости, почему космическая пыль может быть опаснее крупных метеоритов — об этом и многом другом мы узнаём вместе с Мартином.
Запомнился диалог писателя с капитаном «Ареса» Норденом, в котором шла речь о роли и ценности научной фантастики. Гибсон, естественно, встал на защиту своего жанра, капитан же указал на то, что фантастика быстро устаревает и для новых поколений уже не представляет интереса то, что было написано 10 лет назад. Приводя в пример «Машину времени» Г. Уэллса Норден разводит понятия «фантастика» и «литература», здесь устами капитана автор критикует фантастику ближнего прицела, пытается определить пути дальнейшего развития жанра. Романтики космических путешествий в романе также хватает — вместе с Гибсоном мы поражаемся безбрежности пространства, когда звезды оказываются не только над головой, но и под ногами, когда крошечный шарик Колыбели человечества становится настолько мал, что его можно закрыть мизинцем, а неизмеримо далекий некогда Марс постепенно становится в иллюминаторах всё ближе и ближе, все чувства пассажира «Ареса» Кларк передал будто бы сам побывал на его месте.
Примерно до середины книги продолжается чисто производственная часть романа — читатель знакомится с бытом первых марсианских колонистов, живущих в небольшом поселении под куполом. Реальность, как всегда, гораздо прозаичней устоявшихся в фантастической литературе образов, как заметил Гибсон, колония пока представляет собой не более, чем «механизированную деревню». Тем не менее, в романе нашлось место и приключениям, преодолению человеком недружелюбной среды, поискам разумной жизни, есть и полудетективный квест, в ходе которого Мартин пытается проникнуть в суть сверхсекретных планов руководителей колонии. Дополнительный интерес состоит в раскрытии полузабытых секретов прошлого известного писателя, его дружба с самым юным членом экипажа «Ареса» Джимми Спенсером и даже первая любовь пылкого юноши к местной красотке. Помимо прочего запомнился рассказ бывалого астронавта Хартли, одного из немногих, кому повезло вернуться из первой земной экспедиции к спутникам Сатурна.
Главное достоинство романа в том, что читать его попросту приятно, в процессе чтения, как говорится, отдыхаешь душой. Да, здесь нет особого напряжения, хитрых интриг и зрелищных спецэффектов, динамика развития событий спокойная и неторопливая, но при этом чтение отнюдь не кажется скучным. В первую очередь автор ориентируется на любителей космической фантастики, уставших от однотипных космоопер с постоянными перестрелками и монохромными персонажами. Эта книга для тех, кто любит и умеет мечтать, здесь так просто представить себя на месте главного героя, вообразить своё собственное путешествие к дальним мирам. Читаешь, и действительно веришь, что колонизация Солнечной системы — это всего лишь вопрос времени, ведь гибкость ума и смекалка помогут людям найти решение и выход из любой ситуации, а дальше — бесконечные просторы Вселенной, кто знает, что мы встретим на этом пути, неважно когда это произойдет — через 50, 100 или даже 400 лет, главное искренне верить в то, что возможно всё.
Semenych, 26 октября 2016 г.
Отличная книга. В ней фронтир переносится в космос, на Марс. Люди осваивают планету, пытаются перейти на самообеспечение. Для меня этот роман именно о духе фронтира. Когда люди уезжают жить из обустроенного места куда-то где все еще надо построить. Написано без стрельбы, восстаний роботов и без катастроф (почти).
Очень научная по своему духу книга написанная строго в духе классики НФ.
Герои летят, осваивают, решают административные проблемы. Нет ссор драк, стрельбы, есть психология.
Интересно как могла бы выглядеть книга написанная в таком стиле в наши дни? Прикладное терраформирование Катласа в какой-то мере отвечает на этот вопрос, но у Кларка класс исполнения выше.
Lynx pardinus, 24 января 2017 г.
Немного наивно. Очень романтично. И удивительно тепло.
Добрая, неторопливая повесть с романтикой фронтира. Здесь нет
Зато есть отличное описание путешествия на космическом корабле, море фантазии, добрый юмор, оптимизм, — и, конечно, вера в светлое (для Марса — во всех смыслах)))) будущее, в безграничные возможности человеческого разума и в решение самых острых проблем мирным путем.
Ну, и в яблони на Марсе, а как же!)))))
Как и в «Земном свете», Кларк размышляет о политическом будущем. Станет ли Земля уважаемой «матерью семейства» с правом решающего голоса, или юные колонии, став экономически самостоятельными, упорхнут из-под ее контроля,чтобы развивать новые ветви человеческой цивилизации? Смогут ли политики удержаться от резких жестов, сохранив мир и дружбу? ( И любопытно: сможет ли герой-писатель «поменять специализацию» и чего он добьется?)
Описания марсианских трудностей, быта, пейзажей кажутся достоверными.И хотя мы знаем, что вместо зеленых зарослей на соседней планете — пустыня, очень хочется покормить с ладони забавных, хоть и не совсем разумных соседей по Солнечной системе.
От превращенного в светило Фобоса при первом прочтении захватило дух. Не из-за возможностей науки, а из-за изящного решения научных проблем, стоящих перед героями.
У меня с этой повестью отчего-то ассоциируется песня «Мельницы» «Марсианский экспресс»: «...где весна бой ведет с песком, где ты услышишь удар виском — и разлетятся на куски стеклом планеты ретроградные...»
Рекомендую всем, кто любит «старую добрую НФ».
WDKeeper, 30 июля 2016 г.
Когда начал читать — думал что это произведение не раньше начала семидесятых. Но посмотрев год (1951) я проникся особенным уважением к автору. Процент точности предсказаний при моделировании будущего у автора впечатляющий, а описания реалистичные и на уровень обходящие современников. Конечно есть и просчеты, без них ничего невозможно, и доля наивности и простоты сюжета, свойственная произведениям 50-х. Но на фоне красивых, реалистичных деталей о космических путешествиях, нюансах с ними связанных, технике, описанных автором за 10 лет до первого полета человека в космос — это малосущественно, и книга оставлят приятные легкие впечатления.
Metalex74, 16 ноября 2013 г.
Хороший, добрый, чуть наивный роман А. Кларка. Как я и предполагал (см. отзыв к «Прелюдия к космосу»), во втором по написанию романе (1951 г.) автор начинает потихоньку раздвигать рамки своего понимания космоса и Вселенной. Место действия — Красная планета, уже не Земля или Луна. Появляются новые пророчества: космические корабли для дальних перелетов, способ пополнения топлива на Мимасе — заправка метаном, купольные города на Марсе, выращивание растений в теплицах для пополнения запаса кислорода.
Очень смелое для раннего Кларка решение взорвать аж целый спутник Марса — Фобос.
Ну и естественно целый груз проблем, которые могут возникнуть у диаспоры на удаленной планете: проблемы выживания в очень сложных природных, экономических и политических условиях. Хорошо прописанные герои, романтическая линия, некоторые переживания главного героя из-за наследия прошлого.
Одна из главных вещей — встреча с внеземной жизнью. Обратите внимание — Кларк не описывает разумную жизнь, он только дает нам намек, что может где-то там — дальше — в просторах безбрежного космоса землянам могут встретиться разумные существа.
Как обычно, тихое, неторопливое, спокойное повествование, но читаешь и разумом отдыхаешь.
Не рекомендуется любителям боевиков и зубодробительного экшена — книга для ценителей.