fantlab ru

Филип Пулман «Тайное содружество»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.83
Оценок:
55
Моя оценка:
-

подробнее

Тайное содружество

The Secret Commonwealth

Роман, год; цикл «Вселенная Тёмных начал»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Прошло двадцать лет с тех пор, как лорд Азриэл постучал в ворота Иордан-колледжа и передал младенца — свою дочь Лиру — под защиту университетских стен. Прошло почти десять лет с тех пор как читатели расстались с Лирой и Уиллом, дочитав последние страницы «Янтарного телескопа» — романа, которым завершилась трилогия «Тёмные начала».

Лире двадцать лет, она уже не ребенок, а мир, который она знала и любила, меняется. Ей нужны ответы на вопросы, которые проще было бы не задавать. И чтобы получить их, она отправляется в путешествие, которое снова изменит ее жизнь, — через всю Европу, на загадочный, жестокий, непредсказуемый Восток.

С этим произведением связаны термины:

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2020 // Книги — Лучшая детско-юношеская фантастика года

Номинации на премии:


номинант
Британская национальная книжная премия / British Book Awards (Nibbies), 2020 // Художественная книга года

номинант
Британская национальная книжная премия / British Book Awards (Nibbies), 2020 // Аудиокнига года

номинант
Локус / Locus Award, 2020 // Подростковый роман


Издания: ВСЕ (1)

Книга Пыли. Тайное содружество
2020 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга очень хорошо написана, хотя свежестью и сюжетом уступает первой трилогии. В интонациях автора есть место и тонкому юмору, и самоиронии. Присутствует немало скрытых намёков на дальнейшее развитие событий. Но, чтобы это почувствовать, лучше читать в оригинале. Например (цитирую отзыв Slimper753):

«Когда Пан встречает другую девочку без деймона, происходит совершенно непонятный диалог. Он спрашивает про Синий отель, а девочка отвечает, что не знает, что это такое, но буквально через несколько предложений Пан зачем-то спрашивает, не знает ли она, где это место (о котором она впервые слышит, ага), а она говорит, что нет, но где-то в пустыне, и что про него рассказывают другие дети всякие ужасы.»

Это целиком проблема перевода. В оригинале она переспрашивает у Пана про это место, и, узнав о нём дополнительные детали, вспоминает, что знает о чём-то похожем, но под другим названием.

Оценка: нет
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

По поводу заключительной части трилогии:

11 февраля 2023 года Пуллман сообщил в Twitter, что он написал 350 страниц книги.

В ноябре 2023 года Пуллман объявил, что написал 500 страниц из 540-страничного романа, который завершит трилогию. Он добавил, что роман будет опубликован где-то в 2024 году, хотя ему еще предстоит определиться с названием.

Оценка: нет
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книжка вышла по-русски (да, я немножко тормоз), поэтому можно, наверное, воспроизвести мое мнение о книге, прочитанной два года назад в оригинале.

Тяжелая очень книжка для тех, кто «фанатеет» от «Темных Начал», мрак перемноженный на тоску. У так-себе-авторов иногда можно абстрагироваться и сказать, что «история кончилась вот тогда, много лет назад, а сейчас автор написал фигню и ее проще забыть». Но тут так не получится -- нам «подарили», иносказательно говоря, великолепное описание жизни Фродо после Кольца, вписанное в канву той истории с абсолютной достоверностью. Собственно, каждому очевидно, что концовка «Янтарного телескопа» хэппи-эндом была разве что в ночном кошмаре -- и вот 900-страничное тому подтверждение. Очень хочется поцитировать наиболее ударные моменты, но спойлерить нечестно, конечно.

Оценка 10/10 — великолепный текст, читать который могу посоветовать только с заранее обдуманным намерением. И это, как со «вторым томом трилогии» бывает почти всегда, первая половинка истории. Книга задает множество вопросов, загадывает кучу загадок и... обрывается буквально на полуслове. Желание прочитать, наконец, третий том «Книги пыли» за эти два года не ослабело ничуть. Но автор, увы, не написал его еще и на четверть.

ПЭЭС. Твердые «шестнадцать плюс». Когда эта книжка выйдет на русском, совершенно не стоит покупать ее в подарок детям. «Мои герои больше не дети, и вы, мои читатели -- тоже».

ПЭПЭЭС. Абсолютно все отзывы, вплоть до «Таймс», обязательно упоминают факт, что в книге есть сцена группового изнасилования (неудачного). Упомяну и я. Знаете, в чем самая жуть? Что если ее убрать/вычеркнуть/пролистать, мрак не развеется ни на миллиметр.

Еще одна ПЭ...ЭС. К сожалению, не слышал ни одного хорошего слова о русском переводе. Для примера, Natasha_Belka выше упоминает про Пантелеймона-хорька -- но в оригинале он лесная куница, которой и стал в конце «Телескопа».

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если предыдущая книга мне не особо понравилась, какая-то дерганная и скучноватая, то эта позволила открыть для себя новые стороны мира Темных начал. Лира больше не маленькая девочка, и уж тем более не младенец, как в прошлой книге, которая, кажется, была написана как предисловие к этой, и потому столь сумбурная. Лире уже 20 лет, скоро она станет полностью совершеннолетняя и самостоятельная, и именно в этот период у нее начинаются проблемы, заставившие посмотреть на свою дальнейшую жизнь с точки зрения взрослой девушки, а не ребенка, за которым все присматривают.

В начале чувствуется некая безысходность: разделенные Лира и Пан в ужасных отношениях, они перестали понимать друг друга, что очень хорошо показано в сцене спора о книгах, где о деймонах написано, как о «не имеющих бытия сущностях», что, конечно, для Пана звучит так, словно он плод воображения, а не живое существо, материальная душа Лиры. Помимо этого, он становится свидетелем убийства, из-за чего они оказываются втянуты в очередную мутную историю. За Лирой также продолжает охотиться Магистериум (безуспешно, учитывая огромную власть), продолжающий стремиться к местной антиутопии; и из-за чужих козней ее собираются выселить из колледжа, который она с младенчества считала своим домом. Неожиданно резкое взросление, с которым приходится мириться.

Дальше книга несколько проседает, как по мне. Интересно узнать об «Оукли-стрит», подпольной, но не особо успешно противостоящей Магистериуму, но все остальное слабовато. Пан уходит от Лиры, чтобы найти одного из авторов, чтобы... что? Сказать, что он не прав? Великолепный план, надежный, как швейцарские часы. Слишком уж это натянутое расставание, от Пана надо было избавиться, чтобы отправить Лиру в дорогу, и от него избавились, периодически переключаясь на его «приключения», никак не влияющие на сюжет. Роуд-муви какое-то с наигранной мотивацией.

Авторы тех книг про роль деймонов кажутся какими-то идиотами. Трудно представить, что кто-то может всерьез воспринимать их чушь. Деймоны воображаемые! Серьезно? А почему тогда при причинении боли деймону, больно и человеку? (хотя, похоже, не всегда, когда Пана удушили, Лира ничего не почувствовала, ну или я пропустил этот момент) При смерти деймона, умирает и человек. С тем же успехом можно сказать, что человеку не нужны мозги, так что вот тебе ружьё, избавься от них. И на это ведутся. 1984 какой-то — верь в то, что говорят, а не в то, что видишь. С самого начала казалось, что тема эта мутная и кому-то выгодна. Однако один автор оказался просто автором, а у второго крыша поехала на почве не веры в деймонов и даже страха перед ними.

Главный минус всей книги — невероятные совпадения. Лиру чуть ли не буквально пинают от одного друга к другому; к ней попал список людей, работающих с «Оукли-стрит», встретившись с которыми, она узнавала все новые имена и адреса как раз по пути ее следования . Как пример: на вокзале ее встречает человек, который ее там ждал по чьему-то предсказанию, он отводит ее к горящему человеку, который оказывается сыном мага, живущего на соседней улице, у которого деймон этого горящего человека, и этот маг отвечает на кучу вопросов, вновь пиная Лиру дальше. Еще в храме она встречает тетку, которая тоже ей помогает по доброте душевной, а потом вдруг случайно оказывается на пароме, где плывет Лира. Паром врезается в лодку, одна девочка оказывается разделена с деймоном, а позже ее встречает Пан, и они решают притвориться деймоном и человеком друг друга. И таких совпадений еще десятки. А когда же рядом не оказывается людей, ей невидимо помогает тайное содружество. И каждый раз Лира пересказывает свою историю, чему, похоже, даже сама удивляется, мол, почему я решила им довериться? Даже про алетиометр рассказывает, который сам по себе ценнейшая вещь. Благо, все оказываются на удивление добродушными и не алчными. С Паном похожая история, вплоть до того, что он находит в кустах слепую девочку, которая не может видеть, что он разделенный; думаю, где-то там рядом и рояль стоял.

Когда Пан встречает другую девочку без деймона, происходит совершенно непонятный диалог. Он спрашивает про Синий отель, а девочка отвечает, что не знает, что это такое, но буквально через несколько предложений Пан зачем-то спрашивает, не знает ли она, где это место (о котором она впервые слышит, ага), а она говорит, что нет, но где-то в пустыне, и что про него рассказывают другие дети всякие ужасы. Этой девочкой была Ванга! Самое нелепое, что они с Паном опередили даже Лиру, которую пинали изо всех сил все подряд, ей пришлось нанять проводника и верблюдов за большие деньги, перед этим заселившись в нужный отель по чужой наводке. А маленькая девочка просто пешком быстрее дошла. Конечно, в следующей книге все могут объяснить, но пока так.

Что касается перевода. Не знаю, насчет верности, но перлов целая плеяда. То деймоны вдруг становятся демонами, то вместо поезда подъезд. Есть там и фразы «осторожно спросил осведомился Малькольм» и «она тогда знакома не была знала...» — не смогли определиться и оставили оба варианта.

7/10 — далеко не самый мой любимый цикл, есть в нем изюминка, из-за которой хочется читать, однако истории впечатляют не так сильно, как должны, учитывая необычный лор этого диковинного мира. Магия, магические предметы, ведьмы, разумные медведи, Пыль, параллельные миры — и из этого в этой книге только магические предметы, алетиометры, которые из инструмента, позволяющего получать сумбурную общую информацию, вдруг превратились в артефакт, позволяющий наблюдать за кем-угодно, видеть и слышать все, что и тот, за кем следят, хотя пока и с трудом.

В итоге данную книгу можно описать одним предложением: Лира и Пан поссорились и разошлись, чтобы в разлуке понять, что не могут друг без друга, и в итоге по наитию отправляются в одно место, рискуя жизнью, чтобы помириться. Как-то так. А все эти закулисные интриги, тайные планы власть имущих, беспорядки и творящийся в мире звездец — лишь фон для очень, очень, очень длинного путешествия героев из точки А в точку Б. Да даже убийство в самом начале почти ни на что не влияет, Лира отправляется в путь не из-за этого. В итоге остается ждать третьей книги, где всё объяснят, а что не объяснят, то не объяснят.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне очень понравились «Темные начала» в старшей школе — это было что-то совершенно странное, вроде и детская фантастическая книга, но местами — с совершенно недетскими вопросами и темами и безумной фантазией. Теперь думаю, что стоило бы их перечитать и посмотреть на сюжет уже другими глазами.

«Тайное содружество» — своего рода продолжение «истории полюбившихся героев». История про Лиру Белакву: она выросла, ей 20 лет, она учится в колледже в Оскфорде. Очень смутные воспоминания о том, что было в начале эпопеи, не позволяют мне оценить эти вводные, да и вообще как-то сопоставить их с тем, что было в первых книгах, так что я воспринимала этот роман по сути как самостоятельный.

Что сказать — у Пулмана отличный, детально прописанный, вполне внутренне логичный альтернативный мир. Это приятно, тем более что не так часто встречается — но понятно, что тут автор пользуется своими многолетними наработками. В этом мире есть злобный Магистериум, представляющий собой одну из религиозных организаций, постепенно выходящую в этом мире на роль инквизиции. Есть Лирины друзья и преподаватели, знакомцы по предыдущим книгам. Есть таинственная Пыль, которая связывает между собой живые существа. И, наконец, есть эмоции.

Нельзя сказать, чтобы у книги не было сюжета — напротив, различные герои весь текст только и делают, что куда-то движутся и что-то предпринимают, происходят драки, погони, расследования, убийства и даже перевороты. Сюжет завязывается вокруг неких таинственных роз, растущих в далекой пустыни, из которых делают некое уникальное масло — и вроде бы оно всегда было, а тут в связи с геополитическими факторами вдруг исчезло. Не то чтобы Лире должно было быть до него дело — но плох тот герой фантастического романа, которому не до всего в мире есть дело.

Но вот беда — параллельно с «большой» историей про розы, которую детально и с интересом рассказывает нам автор и за которой действительно захватывающе следить, есть еще маленькая история про ссору Лиры и ее деймона. Оба «сюжета», если пресловутую на пустом месте возникникшую ссору можно считать сюжетом, развиваются параллельно, и именно отношения с деймоном толкают Лиру в дорогу и отчасти вмешивают в историю глобальную. Это не плохо само по себе — плохо то, что автор то ли не сумел, то ли поленился, то ли решил оставить для продолжения развязку глобальной истории с таинственными розами в азиатской пустыни, из-за которой весь мир посходил с ума. Нам обозначили проблему, прочем очень маняще, розы связаны с Пылью, а на Пыли держится весь их мир — из-за роз люди вокруг умирают, из-за роз происходят все глобальные события в тексте.

Но никакой ответа на вопрос, что же розы, в конце книги нет. Остается ощущение, что автор сжулил, подсунув вместо ожидаемой разгадки «красного дома» в пустыне высосанное из пальца воссоединение Лиры и деймона, которое никого в этой истории не интересовало. В итоге завязка у книги есть, и отличная, а вот развязка — увы. На мой взгляд, такое очевидное читерство недопустимо даже в книжных сериалах, и каждый том все-таки должен быть отдельной историей с разрешением основного конфликта, а не побочного и искусственного.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прошлой зимой я прочитала трилогию «Темные начала», которая произвела на меня очень сильное впечатление. Да, она неоднозначная, но по праву входит в число лучших книг мировой литературы.

В этом году вышло «Тайное содружество» и я, конечно, не смогла пройти мимо. Ведь в ней рассказывается про повзрослевшую Лиру.

И оказалась я несколько разочарована. Сухо, очень сухо всё написано. Персонажи прописаны плохо. Только в самом финале я прониклась сочувствием к злоключениям Лиры. Однако в одной книжной группе поклонник творчества Пулмана, читавший книгу в оригинале, сказал, что её недостатки- это итог перевода. Может так и есть.

Финала (даже промежуточного) в книге нет, продолжение следует. Придется ждать. Несмотря на некоторые недостатки, я хочу узнать дальнейшую судьбу Лиры и Пантелеймона

О самом издании. На обложке красивая иллюстрация. Но почему она такая?! По идее это должен быть деймон Лиры- Пантелеймон. Буквально на первых страницах есть его описание: хорек со сливочно-белым пятном на шее, ярко сверкающем на фоне красно-бурого меха...

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Долгожданное продолжение культовой серии

История Лиры продолжается! После событий первой части прошло около 7 лет, Лира уже взрослая девушка, и все вроде бы хорошо... Хотя нет, все плохо. Лира постоянно ругается с Паном, из Иордан колледжа ее мягко просят, да ещё и некто открывает на нее охоту...

Для меня история Пыли, Лиры и алетиометра — личная и по своему любимая. По сути, эту серию я прочел сразу после Гарри Поттера, и поэтому она осталась у меня глубоко в сердце. Конец «Янтарного телескопа» потряс меня сильнее, чем конец истории Мальчика, Который Выжил. Естественно, узнав, что Пулман работает над вбоквелом с явно говорящим названием — «Книга Пыли» — я обрадовался и стал с нетерпением ждать.

Первая часть мне понравилась, несмотря на то, что Лира там была на вторых ролях.

Но вот вторая... Тут, видимо, сработало проклятие трилогий, так как «Тайное содружество» слабее «Прекрасной дикарки». Вроде идёт движ, персонажи на месте не стоят, Пулман прекрасно расписывает их отношения и строит характеры... Но как то не то, не так. Половина линий остались повисшими в воздухе, я так и не понял, зачем надо было убивать того, кого убили, конфликт Лиры и Пана кажется натянутым, но я понимаю, зачем Пулман его сделал — во славу сюжета.

Вторая часть слегка противоречит первой. С одной стороны, нам было ясно сказано, что связь между деймоном и человеком священна, а разрушить ее можно тем способом, который был описан в «Янтарном телескопе». Но тут Пулман решил сменить правила игры! Ну а почему бы и да? И ввел общества Разделенных — людей, лишившихся деймонов, и наоборот — деймонов, лишившихся людей. Вопрос — зачем?

Те, кто ожидал увидеть в этой книге Уилла — нет, не надейтесь. Зато нам показали одного родственника Лиры, тоже взявшегося из воздуха... Нет, не одного, двух.

Короче, ощущение обмана не покидало все прочтение. И вроде написано (читай — переведено) хорошо. Но без третьей части не понятно, что было во второй.

На вопрос, почему такая оценка, скажу сразу — описываю послевкусие, во время чтения не мучился и просто плыл по течению романа. Как-то так.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх