В общем, дочитал я 2й томик Меекхана, и вот что думаю...
В то время как в РФ авторов понесло в мерисьюшние клоны Фесса и прочих Никитиных с Вольхами Редными, мои соотечественники стали клонировать Сапковского.
К Сапковскому я отношусь сложно, т.к. рассказы не помню вообще, а эпик он слил в последнем томе, засунув туда Ланселотов и прыжками в другие измерения (ну не знал он как завершить всю эту историю, вот и...).
Тут важно понять другое — Сапковский в свое время решил принести в фэнтези типа брутальности и реализма — и сунул туда немного матюгальников, немного полового секаса, ну и капелюшечку кровяки. Его последователи решили это развить. Ух ты, ведьма рыжая и бесстыжая!
Не могу сказать, что читал много польского фэнтези, но при полном неумении писать художественные тексты (потому что это не литература — это вариант стенографии), у них вволю бессмысленной кровищи, убийств, брани, и намеков на постельку. Ну типа — убивать и "грубо" ругаться можно, а вот открыто сношаться — це же дети могут читать!
Из всего этого возникают перлы, вроде каменного масла, которое горит огнем 500 метров высотой и яда, который разлагает нервы и тело.
Кстати, про Мэри Сью! Все заметили, да, что герои всех четырех сторон света Меекхана — 100% Марти и Мэри? Герои не запоминаются вообще — они безлики, у них нет характеров, запоминающихся черт — они все как на подбор суровые бойцы и мастера клинка, лука, ножа, кастрюли с кипящей кашей...
Меекхан, к слову, напомнил мне Михаила Костина с его Эторией — особенно ближе к концу 2го тома возникло стойкое ощущение — я где-то это видел уже. Благо, Вегнер хотя бы не стал называть, ээээ... троллерами своих чудовищ.
Боги, способности, магия — у автора просто нет элементарных культурологических знаний, он совершенно не знаком с мифологией и основными религиозными трактатами.
Кстати, еще этот поганенький подход, позаимствованный у одного из главных фэнтези-зануд — Эддингса. Ну, это когда события не описываются, а их оставляют в прошлом, упоминая как уже свершенные. И пошли они на дело, занавес — в следующем абзаце герой, которому (конечно же!) очень повезло остаться в живых, лежит и рассказывает что же случилось в процессе похода. Скупенько так рассказывает, потому что он едва жив остался.
И он чудовищно зануден, постоянно описывая кучу мест и событий, которые не нужны повествованию, загромождают и усложняют непосредственно процесс чтения.
А Гжендовича я и вообще читать не буду — очень много отзывов о вторичности, а после Креса...
В целом — это ничуть не лучше местных Никитиных и такие восторги вокруг, гм, "мастеров польского фэнтези", мне совершенно неясны...
И кто-то там, в обсуждениях изданий сетовал на бумагу. Меекхан — одноразовое чтивцо, его издали так, как он заслуживает, и не нужна ему Очень Белая Бумага ТМ.