Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Deimos_666» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 30 августа 2020 г. 17:47

18 февраля 2013 года удалось побывать на постановке Додина "Повелитель мух". Спектакль этот я смотрел второй раз, первый был 6 января.

Оба раза во время посещения театра я был удивлен, увидев очень много детей. Если в первый раз, в новогодние каникулы, было много родителей с детьми 12-14 лет, и это можно было объяснить "культурными" семейными выходными, то во второе мое посещение на спектакль пришел целый класс школьников. Несмотря на то, что возрастной рейтинг у спектакля 12+, мне все равно совершенно не понятно, для чего взрослые ведут детей на эту постановку, и уж тем более учителя. Произведение-первоисточник Голдинга — насыщенный роман, который касается таких струн души и копает настолько глубоко, что становится страшно от той наготы, до которой доводит автор читателя. Голдинг срывает всё и оставляет лишь крохотную субстанцию, которая была и есть в каждом человеке с самого момента его зарождения, а потом с такой же легкостью возвращает всё на свои места.

Постановка вышла очень удачная. Мне, как человеку давно уже прочитавшему "Повелителя мух", было приятно видеть как раз то самое, что я представлял своим мысленным взором несколько лет назад. Конечно, вписать островные декорации в формат небольшой сцены не так уж легко, да и некоторые не столь значительные сцены пришлось режиссеру немного модифицировать, дабы сохранить реалистичность повествования, но спектакль от этого нисколько не пострадал.

В спектакле, впрочем как и в книге, три основных героя: Ральф (Данила Козловский), Джек (Владимир Селезнев) и Хрюша (Александр Быковский). Поводом для посещения этой постановки послужило желание посмотреть на молодого и перспективного актера Данилу Козловского в живую, чтобы оценить его игру на сцене, а не перед камерой. И он не подкачал. Действительно очень интересный актер, привлекающий к себе внимание. Да и что греха таить — он таки красавчик. Насколько мне кажется (и насколько я могу оценить своим мужским взглядом), он практически идеально вписался в роль Ральфа — героя, олицетворяющего последнюю надежду, боль и благородство разума, а также честность и самоотверженность. И вроде бы "Повелитель мух" заканчивается вовсе не положительно, а в некоторой степени даже катастрофично, но то, что Голдинг оставляет своего главного героя в живых внушает надежду, что не все потеряно, что есть еще хоть немного человеческого в разрушенном мире жестокости.


Статья написана 8 января 2013 г. 04:42

Мое увлечение театром началось не так давно. Наиболее активно я начал ходить на разного рода постановки только в 2012 году. Театральный 2012-й год для меня был насыщенным. Так уж получилось, что меня привлек Молодежный театр на Фонтанке. В ушедшем году мне удалось посмотреть спектакли «Жаворонок», «Синие розы», «Семья Сориано», «Крики из Одессы» и побывать на премьере «АБАНАМАТ!». Возможно, когда-нибудь мне придется еще вспомнить эти постановки, вспомнить, несомненно, с теплотой и любовью, потому что магия театра, магия «живой» игры актера всегда пленит, тем более «Молодежка», насколько я могу судить, не ставит у себя на сцене что-либо сильно отходящее от мейнстрима и вызывающее неоднозначную реакцию у среднестатистического зрителя. Любому человеку, редко ходящему в театр, всегда можно смело советовать сходить на любой спектакль из репертуара этого замечательного театра.

Активное посещение театра немного умерило мой пыл в увлечении классической музыкой и музыкой оркестровой в целом, но и тут мне удалось попасть на замечательный и в некоторой степени уникальный концерт Бориса Гребенщикова с симфоническим оркестром Академической капеллы. Помимо всего этого были еще менее значимые походы в Филармонию, о которых кроме того, что я там был, сказать толком и нечего.

Но это всё было в ушедшем году. Год начавшийся уже принес несколько неожиданностей и интересных открытий.

4 января моя прекрасная спутница, будучи тайным агентом Деда Мороза, передала от него в подарок два билета в Малый драматический театр – Театр Европы на спектакль по пьесе Антона Павловича Чехова «Дядя Ваня». По свежим воспоминаниям я и хочу об этом спектакле рассказать. Это был первый мой поход в Театр Европы и мне пока еще не совсем понятно, почему Льва Додина ввели чуть ли не в статус бога этого театра. Может быть есть у него какие-то особенные режиссерские находки – мне это не ведомо. Тем более, я, как человек без театрального образования и не являющийся театральным критиком, воспринимаю спектакли как массовый потребитель и не претендую на глубокий анализ.

Классическая постановка в целом мне понравилась, но эмоционально выдалась очень тяжелой. После спектакля мы еще долго обсуждали гнетущее чувство безысходности и несправедливости, чуждости окружающего и отстраненности бытия, которое вселяет в души зрителей труппа.

Первое, на что я обратил внимание, было большое количество пауз, молчания героев на сцене и полнейшее отсутствие у меня увлеченности действием. Актеры сыграли великолепно. Я более говорю о постановке в целом.

Ксения Раппопорт, которая сыграла Елену Андреевну, справилась со своей ролью превосходно и всегда была убедительна. В некоторые моменты она даже удивляла степенью своей вовлеченности в переживания героини. Я сейчас обращаю на это внимание, потому что по сравнению с ней, Сергей Курышев, игравший дядю Ваню, был неубедителен на все100%. То ли было задумано, что он будет играть именно так, то ли это некая особенность актера, но его чеканные фразы и несколько наигранный трагизм жизни дяди Вани вызывали только одну реакцию: «Не верю!». Правда, ко второму отделению я уже привык к его манере и среди всего актерского состава, который сыграл достаточно ровно и без эмоционального надрыва, он не особенно выделялся.

Процесс усвоения любого произведения искусства должен вызывать какие-то эмоции и лавину (или хотя бы небольшой снегопад) мыслей, приятных или негативных – не важно. «Дядя Ваня» не вызвал во мне каких-то особенных чувств, но в то же время, позволил ощутить себя в пространстве русской классики, которая, впрочем, меня не особенно увлекает.

Это был мой первый опыт просмотра спектакля в МДТ, надеюсь, что на этом я не перестану ходить на додинские постановки и писать о своих впечатлениях. Тем более 6 января случилось событие более крупного масштаба, о котором я хочу написать немного позже. Мне все-таки удалось побывать на «Повелителе мух» во все том же МДТ.


Статья написана 22 октября 2011 г. 00:59

Мои мечты о будущем родились, когда я сидел возле костра в пряной и по-ночному холодной степи. Холод был настолько же обжигающий, как и предшествующий ему жаркий день. Гудели в свои космические трубы сверчки, в такт им подпевали свои арии лягушки, а ночные птицы пугающе ухали где-то вдалеке, выходя на охоту. Меня всегда завораживал вид огня. Огня не прирученного — печного, — а полудикого костра. Иссушенные коряги весело трещали под яростным напором испепеляющего жара, и казалось, будто бы где-то вдали неизвестный музыкант задумчиво перебирает струны гитары. Насыщенной тишиной какофонии дикой природы можно наслаждаться бесконечно. Костер в этом деле только добавляет уют и сплочает редких путников, желающих скоротать одинокую для всех ночь.

Мечты о будущем под аккомпанемент природного оркестра уносили меня в призрачные дали, где нет ни добра, ни зла. Иногда я начинал путешествовать по нескончаемому Млечному пути, раскинувшему свои путеводные огоки-бриллианты по черному бархату цветущего неба. Когда падали редкие звезды, то каждая моя детская мечта сразу же превращалась в желание, которое непременно исполнялось в какой-то неведомой мне реальности.


Тэги: картина
Статья написана 30 июля 2011 г. 01:12

 Старик сидел на берегу тихой степной реки. Едва заметное ее течение было подобно тягучести его мыслей. Солнце уже падало за горизонт, отдавая свое последнее тепло в очередной бесконечно-знойный летний день. Лишь несколько часов назад его лучи приносили только утомляющую жару, а вечером в компании с ветром солнце ласкало иссушенную и обугленную кожу старика и мальчишек, неподалеку увлеченно вылавливающих раков из реки. Все больше в свои права вступала ночь. Просыпались комары, днем прячущиеся от зноя, лягушки начинали репетицию какой-то очередной симфонии, а неутомимые кузнечики добавляли свои тягучие трели в их оркестр. Ласточки в блаженстве нежного вечерне-оранжевого тепла начали неистово гоняться за огромными стрекозами, опускающимися поближе к воде и как будно уже сонными и усталыми. Степь наполнилась горько-пряным ароматом остывающих трав и почвы.

Мыслями старик блуждал по дивным лесам в никому неведомых землях. В своих путешествиях он постоянно что-то искал, но никак не мог узнать даже то, что ему надо найти. Приключения его заносили не только в дальние миры, известные исключительно ему, но и в давно минувшие времена. Но и там, беседуя с самыми почтенными мудрецами, старик не мог найти ответа на свой вопрос. Если в молодости к своим поискам он относился с большим энтузиазмом и рвением, то по наступлении зрелости ему все опостылело. Он как будто выронил из рук путеводную нить от клубка-проводника, подаренного неизвестной волшебницей в день его рождения. С приходом старости отношение к окружающему миру сильно поменялось и страник начал его воспринимать со смирением и пониманием, таким, какой он есть. Старость привнесла с собой не только нож, которым в скорости пообещала его прикончить, но и способность понять и принять не только себя, но и весь мир.

Старик сидел на берегу реки и наблюдал за частыми всплесками поверхности воды: то ли ленивый карась решил порезвиться, то ли щука — гроза всей реки — вышла на охоту и гоняется за мальками. Последний кусочек солнца спрятался за горизонтом, оставив после себя алое зарево, а старик безмолвно всё сидел и сидел, смотря куда-то вдаль, исследуя неизвестные моря, открывая новые острова, покоряя новые горные вершины.


Тэги: картина
Статья написана 30 июля 2011 г. 01:11

25 июля 2011

Человек, как неотъемлемая часть Вселенной, представляет собою ее «разумное» воплощение. Хотя, слово «разумное» по отношению к человеку со стороны Вселенной не имеет никакой смысловой нагрузки, ведь человек – это лишь один из эволюционных путей цельной системы.

Мне удобнее думать, что совокупность природных процессов не просто хаотичное нагромождение случайных величин и проявлений физических свойств частиц, а она – эта совокупность – является динамически развивающейся системой с определенным вектором.

Человек вместе с испытующим разумом вовлечен в некий направленный процесс эволюции. Эволюции не биологической, не видовой, цель которой разнообразие и обеспечение выживания, а более глубокой в смысловом отношении. Процесс этот несет не только качественное улучшение материальной формы, но также усложняет ее смысловое наполнение. Давайте разберемся на простом примере. Телефон начала 20-го века представлял собой два цилиндра с простейшей (для нашего время) «начинкой», которая со временем усложнялась и совершенствовалась. Сейчас тот же сотовый телефон, помимо прямых своих функций, выполняет значительно больше дополнительных. Если ограничиться только «говорильной» функцией телефона, то даже здесь наблюдается усложнение в строении материальной формы и смыслового наполнения, при неизменности функциональности, заложенной Беллом. Думая о современном телефоне, мы можем рассказывать о нем бесконечно: преобразование звука в цифровую форму, радиоволны, транзисторы, технология изготовления транзисторов и так далее. Получается, что телефон, как таковой, являющийся инструментом для передачи звуковой информации на расстояние, носит в себе огромное количество контекстной информации. Именно это я понимаю под «смысловым наполнением».

Когда человек только начинал свое развитие, скачком в эволюции разума был не труд, а творчество. Труд как таковой представляет собой инструмент творчества. Наша фантазия и житейская необходимость диктует нам условия, необходимые для выживания и улучшения условий существования. Творчество прежде всего несет в себе вопросы, на которые мы сейчас не можем найти ответы, либо это обнажение проблем, на которые многие закрывают глаза. Искусство – это овод нашей коровы-цивилизации, который заставляет бежать ее вперед.

Допустим, настал такой момент,что человечество осознало все законы природы. Нет больше загадок перед нами. Мы можем создать вычислительную машину, которая рассчитает исход любого события предельно точно. Получается, что мы будем точно знать, сколько людей должно существовать и какую функцию должен выполнять каждый индивидуум. Все социальные проблемы исчезнут, потому что будет найден предельно рациональный способ устройства общества. Человечество будет настолько стабильно, что не будет никакой миграции, будет осуществляться преемственность поколений, потому что это наиболее рациональный способ подготовки специалистов. Исчезнут высокие идеалы – они будут достигнуты либо признаны бессмысленными. Отсюда следует, что потребность в творчестве отпадет и, как следствие, исчезнет человек.





  Подписка

Количество подписчиков: 7

⇑ Наверх