| |
| Статья написана 30 июля 2011 г. 01:10 |
16 июля 2011 Создание человечеством морали и общественных норм поведения с одной стороны было большим достижением, отличающим нас от диких животных, но в то же время это шаг в сторону варварства. Зверю не нужны своды законов и смертные грехи, чтобы знать, как себя вести. Он интуитивно понимает что хорошо, а что плохо. Мы же, обретя способность творчества, утратили чувство природного единства. Мораль порождает людей-чудовищ, потому что свободный дух, запертый в золотую клетку, не может оставаться смиренным.
|
| | |
| Статья написана 30 июля 2011 г. 01:05 |
9 марта 2011 В году есть два самых замечательных дня. Название им день осени и день весны. Оба они наступают внезапно. Вы можете куда-нибудь идти, о чем-нибудь думать и тут открывается, что осень-то наступила (или весна). Помню, полгода назад, 16 августа 2010, я шел по тундре в широкой долине. Было сухо и достаточно тепло. Солнце уже садилось где-то за спиной, вытягивая до абсурдности тени редких лиственниц. Трава стала желтеть, но еще сохраняла в себе частичку зеленой свежести лета. Всё у ног было усеяно голубикой. Карликовая березка была все той же, но у основания каждой из веточек пару листочков уже покрывались маленькими желтоватыми пятнами, как будто готовясь и репетируя перед невообразимым буйством красок осенней тундры. Именно в этот день я понял, что осень наступила: на севере она приходит значительно раньше. В году всего один подобный день. Понаблюдайте, не пропустите торжества и величия благородства увядающей природы. Этот день легко распознать по освещению. Он обязательно солнечный, но к вечеру на востоке собираются могучие темные тучи либо они приходят, когда солнце уже садится. Свет в этот день оранжевый. Я не смогу рассказать, какой восхитительный свет испускает солнце в этот день, – все равно, что объяснять слепому цвет заката, – это надо видеть и чувствовать. 17 августа пошел первый снег, и он шел каждый день. Сегодня был день весны.
|
| | |
| Статья написана 30 июля 2011 г. 01:01 |
9 января 2011 Наблюдатели необходимы для обретения Вселенной бытия. Джон Уилер. Антропный принцип Вселенной гласит, что ее не существует, если в ней нет стороннего наблюдателя. Любая Вселенная существует, для того, чтобы, самосовершенствуясь, создать внутри себя стороннего наблюдателя, то есть разумную жизнь, взглянуть на себя со стороны и завершить свою эволюцию. Такие рассуждения наводят на мысль: на что не «глядел» человек – не существует. То есть не было никаких элементарных частиц, пока мы их не начали искать, не было Солнца и не существовало бесконечной Вселенной, точно так же, как когда-то не было внутренних органов в человеке. И вот сижу я сейчас – Бог – пишу эти строки и кажется мне, что один на всю Вселенную. Скажите, жизнь – это свойство Вселенной (и как следствие, она повсюду во множестве миров) или это венец развития бытия (то есть нет больше разумных существ)?
|
| | |
| Статья написана 30 июля 2011 г. 00:59 |
14 октября 2010 "Искусство перестает быть искусством, как только наше сознание начинает воспринимать его как искусство." Рихард Вагнер. Завязался как-то разговор с другом на тему полезности, значимости и смысловой наполненности искусства и, в частности, живописи. Почему нам нравится рассматривать картины, слушать музыку, смотреть фильмы и ходить в театр? Современное искусство очень сильно отошло от описательной своей цели. Нынче во многих картинах не увидишь более сюжетов и постановок "это хорошо, а это плохо". Художники гонятся за познанием эфемерного для обычного человека качества формы, освещения, смысловой наполненности мазка. Посещение недавно открывшегося музея современного искусства "Эрарта" заставило задуматься в полезности сего действия. Есть ли смысл рассматривать то, чего не понимаешь с первого взгляда и искать его? Да и вообще, есть ли там то, что можно понять? Вкладывал ли художник какую-нибудь осознанную идею в картину и сюжет в ней? Или он просто изображал то, что хотелось, по воле сиюминутного творческого акта? Искусство отлично тем, что оно неподвластно канонам времени. Оно всегда на грани дозволенного и неких этический, эстетический и моральных норм времени. Часто оно с молниеносным обескураживанием обнажало, и обнажает сейчас, то, что в нас было запретным: о чем не говорили, иногда даже не думали; то, что нельзя было делать, а оно с вычурной пафосностью щеголяло в новой одежонке дозволенного. Никто не поспорит, что если вещь полезна, то она красива. Этот простой закон природы эстетичной рациональности заложен во всем, что есть на свете. Природа не может быть ужасной, в ней нет места непрактичности и уродству. Искусство, как творение природы через человека, становится именно таким непростым явлением. Искусству не важно "что" изображать, а важно "как". Его подлинная ценность в том, что оно "будит в нас совесть". Подлинное мастерство, гениальность, талант, если хотите, изобразить реальность так, чтобы это вызвало отклик в душе, заставило задуматься. С помощью искусства мы расширяем границы сознания; нам дозволено объять необъятное, прикоснуться к сиянию вечности. В обыденности этого сделать практически невозможно. "Возможно, искусство есть просто реакция организма на собственную малоёмкость" [Иосиф Бродский]. Живопись интересна тем, что она — отражение реальности сквозь призму души художника. Можно увидеть мысли и переживания человека, многих людей, воплощенные в образах на холсте. Причем люди эти все как на подбор гениальны. Интересно, не правда ли? Нас всегда интересует мнение других о нас, ситуациях, жизни. И вот уникальная возможность "поговорить" с тысячами.
|
| | |
| Статья написана 30 июля 2011 г. 00:57 |
11 октября 2010 Смерть — это дорога к благоговению. "Фонтан", фильм Даррена Аронофски. Единственно ценное знание человечества — это осознание того, что мы все когда-то умираем. Без понимания этого, мы бы ничего никогда не делали. Это простой закон природы: каждое следующее поколение более приспособлено к условиям окружающей среды, чем предыдущее. Отцы должны дать возможность развития детям, передать им весь свой опыт, чтобы не пришлось начинать всё сначала, изобретать велосипед. Тело — это темница для души. Осознание того, что мы умрем, что всё когда-то закончится, заставляет нас относится к окружающему миру, как к предмету потребления. Задумайтесь, сколько вокруг вас вещей "для души", а сколько "для тела"? Никто не отрицает, что каждый хочет кушать, комфортно жить, веселиться, но мы ежесекундно должны помнить, что человек — единственное разумное существо на Земле, и оттого на нас огромная ответственность. В первую очередь за наше духовное развитие. Оно должно из маленького ручейка, появившегося в детстве, вырасти в огромную реку с сильнейшим течением. Современное общество предоставляет нам огромные возможности в познании всего, что было накоплено предками, но используем ли мы эти возможности? Или, скажем так, используем ли ВСЕ возможности? Под влиянием природных инстинктов мы пристрастились к "вещам для тела", забыв о душе. Что после нас останется? "Чужие бугагашечки в уютных жежежешечках?" В горной речной долине ветер постоянно дует в одну сторону. Деревья изгибаются под силой его величия, ветви растут только с одной стороны, но всегда, даже в самой маленькой чаще, находятся те, которые растут, как им вольно, потому что другие берут всю необузданную силу стихии на себя. Так может и мы — всего лишь деревья, согбенные под силой неумолимого потока культуры? Или те, что растут в чаще?
|
|
|