Edge Of Sanity — Crimson (1996) & Crimson II (2003)
Как Вы представляете себе будущее нашей планеты?
Станет ли Земля "райским садом"? Или это будет предельно урбанизированный мир из стали и пластика, где правят высокие технологии? А, может быть, перед нами предстанут жуткие апокалиптические картины — человечество на грани гибели, но всё ещё отчаянно борется за жизнь?
Альбом, о котором далее пойдёт речь — масштибное эпичное полотно, мрачный прогноз того будущего, которое ждёт нас по мнению шведских дэт-металлистов из Edge Of Sanity.
Кратко об исполнителе и альбоме.
Пожалуй, группа Edge Of Sanity своей известностью во многом обязана своему основателю и лидеру — Дэну Свано. Этот человек известен как талантливый композитор, музыкант, продюсер, успешно проявивший себя в разных жанрах музыки начиная от лёгкого, жизнерадостного прог-рока (Unicorn, Nightingale) и заканчивая суровым дэт-металом (Bloodbath, Infestdead)
Датой основания коллектива считается конец 1989 года, а в 1991 году выходит их дебютный альбом Nothing But Death Remains, который вполне укладывается в рамки стиля death metal. Однако уже на второй пластинке, The Unorthodox, появляется явный уклон в сторону прогрессива и экспериментов с другими жанрами, особенно это чувствуется на треке Enigma, включающем близкие к думовым фрагменты. Эта тенденция ещё сильнее проявляется на двух последующих релизах.
Наконец, в 1996 году группа выпускает совершенно неординарный альбом, состоящий из одного трека длиной ровно 40 минут. Сразу же привлекает к себе внимания сюрреалистичная обложка. На ней мы видим подобие зала, пол и стены которого сделаны из рельефного зеленоватого камня. В нишах по бокам — большие красные капсулы, внутри которых угадываются человеческие силуэты. В центре на переднем плане — ещё одна капсула, внутри которой также заключён человек. Женщина, застывшая в беззвучной попытке выбраться наружу... Забегая наперёд, уточню, что картина на обложке напрямую связана с концепцией альбома.
В записи альбома помимо основного состава группы участвовали ещё двое музыкантов — Андерс Мореби, исполнявший виолончельные партии, и небезызвестный Микаэль Окерфельдт из Opeth, на чьём счету гитара и несколько вокальных вставок.
Пожалуй, выход Crimson стал апогеем творчества Edge Of Sanity. Через год, записав ещё два альбома, группа распадается... Но подробнее об этом — чуть позже.
Сюжет и концепция альбома
A dark formation in the skies.
Unites the powers in her eyes.
Her soul's inhaling all the living light.
Bringing on the dark, eternal night.
Gathering evil in all its might.
Итак, далёкое-предалёкое будущее. Земля представляет собой бесплодную пустыню, а её обитатели утратили способность деторождения. И когда народ уже отчаялся, в семье короля наконец рождается ребёнок — девочка ангельской красоты. Народ ликует — люди считают дитя посланницей богов, а само событие — знамнием грядущего возрождения Земли. Увы, мать девочки погибает при родах, поэтому король остаётся в одиночку править Землёй и растить свою дочь.
Идёт время, но долгожданного возрождения не наступает. Король постарел, его дочь подросла, а люди всё продолжают свои бесплодные изыскания в Палатах Багрового Сна — таинственном месте, где в анабиозе лежат старейшины и провидцы людского рода, погружённые в камеры с красной жидкостью. И вот, король умирает. Дочь его ещё слишком мала, чтобы править страной, поэтому на трон восходит самозванец. Против него поднимается восстание, начинается гражданская война.
Несколько лет длится смута в королевстве — но однажды дочь короля сверает узурпатора, заключив оного в Багровую камеру. С её воцарением к народу вернулась надежда. Однако новая королева не приносит людям ожидаемых благ — наоборот, становится жестокой и кровожадной правительницей. Причём кровожадной в буквальном смысле этого слова — она устраивает человеческие жертвоприношения, убивает старцев в Палатах Багрового сна, чтобы продлить мистическим образом собственную молодость. Народ, впрочем, не сопротивляется, вняв лживым речам о том, что умершие попадут на Небеса после смерти.
Лишь немногие не поверили Алой Королеве, и осознали, кем она является на самом деле — не Дитя богов, но демон во плоти, обладающий сверхъестественными силами. Чтобы покончить с её тиранией, был избран отряд лучших из воинов, которые должны были прокрасться в дворец Королевы и покончить с ней. Нелёгкая задача, учитывая, что девушку охраняли верные ей солдаты, а сама она, по слухам, обладала даром чтения мыслей и гипноза. Тем не менее, повстанцы всё же находят верный способ. Выясняется, что источник колдовской силы Королевы — её глаза. Ослеплённая, она окажется бессильной.
В конце концов, так они и сделали, после чего заключили девушку в Багровой камере, чтобы её дух никогда не смог вырваться наружу. После этого к людям возвратилась способность деторождения, а заодно и появился новый лидер, сильный и справедливый.
Музыка
В отношении музыки Crimson продолжил тенденцию включения элементов разных стилей. Здесь можно найти и блэк, и дум, и близкие к готики фрагменты, и практически балладные вставки. Однако доминирует, конечно, death metal — тяжёлый и мрачный, вполне под стать концепции.
Буквально с самого начала нас застают врасплох громовые раскаты низконастроенных электрогитар в сочетании с суровым гроулингом Дэна. Вскоре они, однако сменяются более мелодичными, а потом и вовсе переходят в спокойное акустическое гитарное соло. По сути, весь альбом не даёт слушателю заскучать, то и дело предлагая какой-то новый ход. Быстрый дэт сменяется более неторопливым, за ним — яркие мелодик-дэтовые проигрыши или спокойные вставки с мягким чистым вокалом под аккомпанемент акустической гитары. После этого может последовать почти блэковое брутальное "молотилово" с яростным скримом Микаэля Окерфельдта, или чуть ли не рок-н-ролльный фрагмент. В последних Свано использует глубокий и низкий чистый вокал, практически а ля Элвис Пресли. Некоторые мелодии временами повторяются, можно даже отметить некоторую "цикличность" — впрочем, это вполне обоснованно, поскольку 40-минутный трек Crimson'а является не рядом песен, "слитых" в одну, а единой сложной композицией. Вообще, добиться такой целостности, монолитности при довольно широком разнообразии стилей — на мой взгляд, задача не из лёгких, но Свано & Co справились с ней великолепно.
В любом альбоме обычно есть треки, зацепившие чуть более остальных. Выделить что-то подобное в Crimson — нелёгкая задача по вышеуказанным причинам. И всё же особо отмечу рифф, начинающийся примерно на 12:10 (слова Another self-proclaimed king, set to rule in the new empire...), как наиболее зацепивший.
Crimson II. Новый виток
Salvation lies in banishing
This creature to the dark
Let not your hand be hesitant
Or death will be your mark
Вскоре после выхода в 1997 году альбома Infernal в группе возникают разногласия, в результате которых оттуда уходит Свано. В этом же году оставшиеся участники записывают без участия Дэна ещё один альбом, Cryptic, на вокал был поставлен Роберт Карлссон (Pan.Thy.Monium) После его выхода группа была распущена.
Однако спустя несколько лет Дэн Свано самостоятельно возрождает Edge Of Sanity, и при помощи сессионных музыкантов записывает продолжение своего эпика, получившее название Crimson II. Новый альбом был посвящён памяти гениального Чака Шульдинера. Альбом снова представляет из себя единую песню, хотя и разделён аж на 44(!) трека: 9 логических частей, каждая из которых разделена ещё на несколько. Впрочем, сделано это было сугубо с целью облегчить навигацию по альбому, слушать имеет смысл исключительно по порядку.
Текст на этом релизе уже представляет собой полноценные стихи, тогда как в его предшественнике ритм и рифма присутствовали от случая к случаю.
В плане сюжета второй Crimson продолжает линию первого. Прошли годы, но Алая королева всё ещё остаётся в своём заключении. И оставалась бы, если бы не девушка, нашедшая в монастырской библиотеке древний фолиант и прочитавшая заклинания оттуда.
Вскоре после этого у неё рождается ребёнок — девочка. В народе проходит слух о новом Непорочном зачатии. Ничто не предвещало беды, и лишь Преподобной матери приходят угрожающие видения, косвенно указывающие на новорожденную. После трёх таких видений женщина решает убить ребёнка, но ей это не удаётся — она была парализована взглядом девочки, которая проснулась, едва Мать занесла над ней нож.
Прошло семь лет. Алая Королева успешно скрывалась под обликом ребёнка, и всё же среди людей стали распространяться слухи о её гипнотическом взгляде. Когда эти слухи переросли в серьёзные подозрения, мать девочки решает снова заглянуть в древний том. Там она узнаёт, что Королеву можно обезвредить, лишь ослепив её и снова заточив в багровой камере. При этом освободивший злого духа станет его вечным охранником, чтобы никто более не смог выпустить эту тварь на волю.
Итак, одной ночью главная героиня вместе с группой людей выходит из монастыря в заброшенный город, к Палатам Багрового Сна. Там они обнаруживают, что камера, в которой находилась Алая Королева, разбита. Внезапно в помещении появляется сама девочка. Монахини бросаются к ней, но оказываются отброшены силой её взгляда. Но матери всё же удаётся достичь цели и ослепить ребёнка, после чего тела обеих развоплощаются. Заканчивается история тем, что оба духа навеки заключаются в Багровую камеру.
В отношении музыки также имеются различия. На мой взгляд, Crimson II уступает первому в атмосфере и "монолитности" — но значительно выигрывает в динамике. Мелодии стали более разнообразными, добавились клавиши а ля Moontower (сольный альбом Свано 1998 года), ну а гитарные риффы и соло местами просто "выносят крышу" (лично мой любимый фрагмент — начало части "Face To Face". Драйв в чистейшем виде, не хуже In Flames времён The Jester Race). Нельзя не упомянуть и потрясающей красоты лиричные вставки.
Вокального разнообразия, впрочем, поубавилось; Свано поёт только своим мягким чистым вокалом, а ведущие гроулинговые партии исполняет Роджер Йоханссон, ну и кое-где слышен скрим Йонаса Гранвика. Ещё одним минусом можно назвать некоторую вторичность относительно первой части, кое-какие моменты ну очень схожи.
В общем и целом, продолжение Crimson вышло агрессивнее по настрою, но в то же время мелодичнее по музыке.
И в заключение
К сожалению, на данный момент группа Edge Of Sanity более не функционирует. После выхода Crimson II Дэн вновь распустил группу, на этот раз окончательно. А в 2006 году вышла их последняя компиляция с "говорящим" названием When All Is Said. Тем не менее, этот коллектив внёс свой весьма значительный вклад в жанр дэт-метала. А описанные выше релизы — в моём представлении, входят в число "классики жанра", наиболее ярких вещей.
Кому бы я рекомендовал эти два альбома? В первую очередь — любителям металла, в особенности таких разновидностей как Melodic Death и Progressive Death Metal. Остальным — как говорится, на свой страх и риск. Не рекомендуется людям с непереносимостью расщеплённого вокала.
И вот так, незаметно подошёл к концу очередной год — 2010. Меньше недели осталось до его окончания — самое время подводить итоги.
Помнится, я ещё в прошлом году тут накропал целых несколько абзацев по поводу того, что сделал и что надо бы сделать. Вот и будем по ходу пьесы сравнивать реальное с запланированным. Итак...
Литература
цитата В 2010 постараюсь:
Выделить больше времени на чтение, включить в свои планы кое-что из нефантастики.
С этим — полный и тотальный EPIC FAIL Ибо количество книг, которые я прочитал в этом году, можно пересчитать по пальцам. Среди них "Буря мечей" Мартина, "Сердца в Атлантиде" Кинга, первые два тома "Князя пустоты" Бэккера, "Ложная слепота" Уоттса, ну и остальное по мелочам
Задача на следующий год — аналогичная. Ибо такая ситуация с книгами меня не устраивает.
Музыка
цитата В 2010 постараюсь:
Продолжить расширять музыкальный кругозор, при этом не ограничиваться одним направлением
Не так хорошо, как хотелось бы, но продвижение есть. По-прежнему в плейлисте доминирует тяжмет. Причём, если судить по списку Ласт.фм за последний год, то явно преобладают пауэр, мелодик- и прог-дэт, отстают от них дум и прогрессив.
Что касается неметаллических стилей — под конец года неожиданно для себя увлёкся таким направлением, как ambient.
На следующий год — наверно, буду продолжать знакомство с эмбиентом, в том числе тем, который "дарк". А вообще надо бы заполнить пробелы в области классики рока и металла 70-80 годов. А то порой аж стыдно как-то
Кинематограф.
цитата В 2010 постараюсь:
Не знаю, как с новинками там будет, а вот классике уделить побольше внимания точно не помешает
Опять же, хотелось бы лучше, но то, что есть — уже неплохо. Осенью появился безлимитный Интернет, соответственно — возможность качать с торрентов. Открыл для себя таких режиссёров, как Терри Гиллиам, Джим Джармуш, Эдгар Райт и др. Наконец дорвался до режиссйрской версии "Властелина колец", получил массу удовольствия от просмотра. За новинками в этом году не особо следил, а из того, что видел — ничто не вызвало восторга.
На следующий год — опять же, поактивнее хорошо бы в этом плане.
Спорт
цитата В 2010 постараюсь:
Наконец наладить близкие отношения с тренажёркой
Первая половина года — очень неплохо. Честно по три раза в неделю посещал качалку. Летом в Евпатории замещал спортзал плаванием. А вот осенью, с этим трудоустройством уже стало не до тренажёрки.
На следующий год — собственно, восстановить походы в спортзал.
Активность на Фантлабе
цитата В 2010 постараюсь:
Но, скорее всего, время на Интернет, равно как и на игры, придётся выделять по остаточному принципу. По крайней мере, по возможности буду писать отзывы, сообщения, а там уже видно будет... Ну и хотелось бы поучаствовать ещё хотя бы в одной крупной встрече (а может, и не одной)...
Вот уж на что, а на Инет я времени угробил будь здоров. Причём сказать, что плодотворно — не сказал бы. Поскольку читал мало — логично, что не было отзывов, и в профильных темах я почти не высказывался, сидел в основном в"Музыке" и "Трёпе".
Безмерно рад, что вырвался на встречу в Одессу. С Самарой, увы — не сложилось...
На следующий год — нещадно урезать время, проводимое в Интернете. Как-то так...
Разное.
Ну а что ещё сказать... В игры практически не играю — последней пройдённой была, вернее, был аддон к Dragon Age — "Awakening". После чего стёр игрушку на фиг с компа, освободив тем самым добрых 20 Гб места.
Получил диплом с отличием, вроде даже устроился на работу (хотя тут тоже ещё не всё так стабильно, как хотелось бы)... Расстался с девушкой, замену себе пока не нашёл. Зато, кажется, обзавёлся новым хобби — фотографией (в немалой степени этому поспособствовало приобретение нового фотоаппарата).
Помимо упомянутой поездки в Одессу, выбрался на майские праздники в Москву, там тоже довелось хорошо погулять. Летом ещё и выбрались на экскурсию в Судак и Новый Свет, тоже с массой впечатлений.
Одним словом, жизнь продолжается. И тут уже никаких планов не построишь. Как ни планируй, всё равно жизнь распорядится по-своему. Единственно — хорошо бы повысить КПД распоряжения своим временем. А то порой чувствуешь, будто это самое время просто уходит в никуда.
Ну и хотелось бы пожелать всем удачи в Новом году.
— Is this a dream or is it real? — Sometimes the dreams become reality — But I don't know what to feel — Then I will guide you through this haze...
Думаю, у многих из нас хоть раз в жизни да возникало желание разобраться в себе, "навести порядок" в своём внутреннем мире. И порой это оказывается весьма непросто, да что там — порой даже самые именитые психологи оказываются в тупике перед собственными чувствами. А уж сколько книг и фильмов посвящено непростым взаимоотношениям человека с окружающими и с самим собой — не счесть. Ниже речь пойдёт об очередном таком произведении, но уже из области музыки, в форме с гордым именем рок-опера.
Общая информация об исполнителе и альбоме
Нидерландский композитор и мультиинструменталист Арьен Лукассен, без сомнения, входит в число лидеров современной прог-рок и прог-метал-сцены. Его творчество не ограничивается одной группой — в число известных проектов входят и Star One с песнями по мотивам научно-фантастических кинофильмов, и пустившиеся в самостоятельное плавание Stream Of Passion с очаровательной солисткой Марселой Бовио, и меланхоличный Guilt Machine... Но самым главным детищем Арьена, конечно же, является Ayreon. Название дано в честь главного героя рок-оперы The Final Experiment (дебютного альбома Ayreon) слепого певца Айреона, которому являются видения о далёком будущем человечества. За исключением второго релиза, Actual Fantasy, все альбомы Ayreon являются концептуальными, и в основном посвящены научно-фантастическим темам, таким как космос, путешествия сквозь пространство и время. В этом плане Human Equation можно назвать исключением, так как в нём Лукассен обращается уже не к просторам космоса — но к глубинам человеческой психики. Тема, казалось бы, куда более приземлённая — но от этого не менее интересная и полная загадок. Масштабность, и где-то даже пафос предыдущих альбомов сменились камерностью, интимностью. Стиль альбома в большинстве источников определяют как progressive rock/metal. Впрочем, от "чистокровного" прога (а ля Dream Theater) здесь не так много — вы не найдёте здесь сверхвиртуозных гитарных запилов на несколько минут, а структура песен зачастую не отличается замысловатостью. The Human Equation скорее представляет из себя "сборную солянку" из стилей — помимо заявленных рока и металла там можно найти и фолк, и электронику, и симфонические фрагменты. И, при всём своём разнообразии, эти компоненты сочетаются на удивление гармонично.
Действующие лица и сюжет
Всего в альбоме было задействовано 11 вокалистов, в соответствии с количеством действующих лиц. Итак, прошу любить и жаловать: Я (Me) — James LaBrie (Dream Theater) Жена (Wife) — Marcela Bovio (Stream Of Passion) Лучший друг (Best Friend) — Arjen Lucassen Страх (Fear) — Mikael Akerfeldt (Opeth) Агония (Agony) — Devon Graves (Dead Soul Tribe) Гордость (Pride) — Magnus Ekwall (The Quill) Разум (Reason) — Eric Clayton (Saviour Machine) — не путать с Clapton'ом! Любовь (Love) — Heather Findlay (Mostly Autumn) Страсть (Passion) — Irene Jansen Гнев (Rage) — Devin Townsend (Strapping Young Lad) Отец (Father) — Mike Baker (Shadow Gallery), R.I.P. Альбом разделён на 20 композиций, каждая из которых озаглавлена как "День №..." и собственно название песни. Итого — 20 дней, в течение которых разворачивались события сюжета. Если бы мы классифицировали The Human Equation на Фантлабе, то в категории "Сюжет" пришлось бы ставить галочку напротив "Параллельный", т.к. присутствуют две основных сюжетных линии, действия которых происходят в разных плоскостях. Но об этом ниже. Начинается всё с того, что главный герой после аварии лежит в коме, а в палате над ним склонились Жена и Лучший друг. Собственно, эта палата и является первым местом действия. В это время главный герой ("Я") "просыпается" в странном месте, которое оказывается, по сути, его "внутренним миром" (да, именно так — это второе место действия). Перед ним предстают не менее странные персонажи, которые олицетворяют собственные эмоции ГГ. Всего их семь — Агония, Страх, Гордость, Разум, Страсть, Любовь и Гнев. [Me] But who are you, why are you here? [Reason] I am you and you are all of us Эмоции вступают в диалог с ГГ, напоминают ему о событиях прошлого, попутно вступая в споры между собой и пытаясь убедить ГГ в своей правоте. Так, в композиции School, где протагонист вспоминает себя в школе, мы слышим спор между Гордостью и Разумом. Первая считает, что уважения надо добиваться силой, второй — с помощью общения. Так, постепенно, из диалогов Жены и Лучшего Друга, разговоров Эмоций мы узнаём историю главного героя, чтобы понять, что же привело к автокатастрофе (которая, к слову, носила странный характер — автомобиль среди бела дня врезался в дерево, хотя других машин на дороге не было). Нам становится известно, что отец ГГ был весьма жестоким человеком и презирал своего сына, а затем и вовсе бросил семью. Протагонист заново переживает события своего прошлого — школьные годы, влюбённость, смерть матери... Повзрослев, он стал преуспевающим бизнесменом — но для этого ему пришлось подставить Лучшего друга. Протагонист становится холодным и бесчувственным, и даже своей жене практически не уделяет внимания. В итоге, увидев однажды жену в объятиях лучшего друга, он в отчаянии садится за руль и врезается в дерево на полном ходу (приняв последнее за ненавистного отца). Заканчивается всё тем, что... Э, нет, не буду рассказывать!
Музыка
Как я уже упомянул, с точки зрения стилей альбом вышел многогранным. "Открывашка" Isolation — это тихие акустические переборы в куплетах, "тяжёлые" риффы на припеве, а в середине — эмоциональный 2,5-минутный синтезаторный проигрыш, иногда дополняемый электрогитарой. Pain — вполне укладывается в рамки рока. Вслед за ней — синтезаторно-гитарная Mystery и симфо-рОковая Voices. "Day 6: Childhood" — пожалуй, одна из моих любимых на альбоме, в немалой степени благодаря завораживающему вступлению и вкрадчивым голосам Грейвса с Окерфельдтом. Hope — трек простой, но дико позитивный, с лёгким оттенком ностальгии. "Мал золотник, да дорог" — так можно высказаться по поводу двухминутного инструментала Playground. Мелодия начинается тихо-тихо, словно украдкой, переходит в пение скрипки, и вот уже разливается мощью электрогитары. У меня он вызывает ассоциации с "Утром" Грига. Это надо слушать. Memories с цепляющим проигрышем после припевов. Просто очень эмоциональная Love. 9-минутная Trauma, в середине которой атмосфера и звучание приближаются к doom metal. Очень спокойная и лиричная Sign соседствует с энергичной Pride. Унылая (в плане атмосферы, а не качества) Betrayal с шикарным скрипично-электронным проигрышем. Очень примечательна фолк-металлическая Loser со вступлением на диджериду и колоритным вокалом Майка Бейкера (кстати, это единственный трек, где появляется персонаж Отец). Трек Accident меня зацепил менее остальных, хотя вроде бы всё на месте — и атмосфера есть, и техника... Зато Relization привёл в восторг, особенно первая его, инструментальная половина. Ну и, наконец, достойно завершающие альбом Disclosure и Confrontation. Отдельно хотелось бы отметить работу вокалистов. Во-первых, все они вписались в свои роли блестяще, и явно выложились на все 200%. Особо я бы выделил Микаэля Окерфельдта (Страх) с его тихим, но уверенно-холодным вокалом (впрочем, в паре мест он выдаёт и свой фирменный инфернальный гроул), Эрика Клейтона (Разум) — очень красивый баритон, и Марселу Бовио (Жена), чей голос просто очаровывает. Хотя и "рявкающий" Таунсенд, и "высокочастотные" ЛаБри и Эквалл, и все остальные — справились отлично. Меньше других понравился, пожалуй, сам Лукассен — всё же как композитор он куда лучше, чем как вокалист.
И в заключение
Я бы рекомендовал этот альбом достаточно широкой аудитории — в том числе тем, кто не увлекается роком и металлом. В целом музыка сравнительно лёгкая и хорошо воспринимается уже с первой прослушки, но при этом весьма красивая и техничная.
И, для заинтересовавшихся — подборка видео, связанных с альбомом. Всё на английском!
Только что заметил, что у "великого и ужасного" ВВГ вышел новый роман — "Делирий"
Смотрим на аннотацию:
цитата
Роман Волков, эзотерик и экстрасенс, однажды уже выбрал свой путь. Но чтобы двигаться по нему, необходимо учиться, совершенствовать силу духа и тела, одновременно помогая своим друзьям и соратникам в борьбе с темными силами. Однако же те, кто в России прислуживает Поводырям — рептилоидам, вознамерившимся превратить человечество в послушное стадо, — готовы сделать все, чтобы не дать появиться на Земле противнику, способному не только с успехом им противостоять, но и объединить тех, кто хочет и может сражаться за свою независимость. На Волкова начинается охота...
В который уже раз одна и та же бодяга — мегакрутые и мегаположительные ГГ, сверхъестественное (в данном случае — инопланетное) Зло, "Россия в опасности!"
Эмм... И к чему всё вышесказанное? Ах, да — зацепило название книги. "Delirium" — это вроде как "бред" в переводе? Вот и у меня откуда-то уверенность, что книга окажется редкостным бредом...