Edge Of Sanity — Crimson (1996) & Crimson II (2003)
Как Вы представляете себе будущее нашей планеты?
Станет ли Земля «райским садом»? Или это будет предельно урбанизированный мир из стали и пластика, где правят высокие технологии? А, может быть, перед нами предстанут жуткие апокалиптические картины — человечество на грани гибели, но всё ещё отчаянно борется за жизнь?
Альбом, о котором далее пойдёт речь — масштибное эпичное полотно, мрачный прогноз того будущего, которое ждёт нас по мнению шведских дэт-металлистов из Edge Of Sanity.
Обложка альбома Crimson |
Пожалуй, группа Edge Of Sanity своей известностью во многом обязана своему основателю и лидеру — Дэну Свано. Этот человек известен как талантливый композитор, музыкант, продюсер, успешно проявивший себя в разных жанрах музыки начиная от лёгкого, жизнерадостного прог-рока (Unicorn, Nightingale) и заканчивая суровым дэт-металом (Bloodbath, Infestdead)
Датой основания коллектива считается конец 1989 года, а в 1991 году выходит их дебютный альбом Nothing But Death Remains, который вполне укладывается в рамки стиля death metal. Однако уже на второй пластинке, The Unorthodox, появляется явный уклон в сторону прогрессива и экспериментов с другими жанрами, особенно это чувствуется на треке Enigma, включающем близкие к думовым фрагменты. Эта тенденция ещё сильнее проявляется на двух последующих релизах.
Наконец, в 1996 году группа выпускает совершенно неординарный альбом, состоящий из одного трека длиной ровно 40 минут. Сразу же привлекает к себе внимания сюрреалистичная обложка. На ней мы видим подобие зала, пол и стены которого сделаны из рельефного зеленоватого камня. В нишах по бокам — большие красные капсулы, внутри которых угадываются человеческие силуэты. В центре на переднем плане — ещё одна капсула, внутри которой также заключён человек. Женщина, застывшая в беззвучной попытке выбраться наружу... Забегая наперёд, уточню, что картина на обложке напрямую связана с концепцией альбома.
В записи альбома помимо основного состава группы участвовали ещё двое музыкантов — Андерс Мореби, исполнявший виолончельные партии, и небезызвестный Микаэль Окерфельдт из Opeth, на чьём счету гитара и несколько вокальных вставок.
Пожалуй, выход Crimson стал апогеем творчества Edge Of Sanity. Через год, записав ещё два альбома, группа распадается... Но подробнее об этом — чуть позже.
Дэн Свано |
A dark formation in the skies.
Unites the powers in her eyes.
Her soul's inhaling all the living light.
Bringing on the dark, eternal night.
Gathering evil in all its might.
Итак, далёкое-предалёкое будущее. Земля представляет собой бесплодную пустыню, а её обитатели утратили способность деторождения. И когда народ уже отчаялся, в семье короля наконец рождается ребёнок — девочка ангельской красоты. Народ ликует — люди считают дитя посланницей богов, а само событие — знамнием грядущего возрождения Земли. Увы, мать девочки погибает при родах, поэтому король остаётся в одиночку править Землёй и растить свою дочь.
Идёт время, но долгожданного возрождения не наступает. Король постарел, его дочь подросла, а люди всё продолжают свои бесплодные изыскания в Палатах Багрового Сна — таинственном месте, где в анабиозе лежат старейшины и провидцы людского рода, погружённые в камеры с красной жидкостью. И вот, король умирает. Дочь его ещё слишком мала, чтобы править страной, поэтому на трон восходит самозванец. Против него поднимается восстание, начинается гражданская война.
Несколько лет длится смута в королевстве — но однажды дочь короля сверает узурпатора, заключив оного в Багровую камеру. С её воцарением к народу вернулась надежда. Однако новая королева не приносит людям ожидаемых благ — наоборот, становится жестокой и кровожадной правительницей. Причём кровожадной в буквальном смысле этого слова — она устраивает человеческие жертвоприношения, убивает старцев в Палатах Багрового сна, чтобы продлить мистическим образом собственную молодость. Народ, впрочем, не сопротивляется, вняв лживым речам о том, что умершие попадут на Небеса после смерти.
Лишь немногие не поверили Алой Королеве, и осознали, кем она является на самом деле — не Дитя богов, но демон во плоти, обладающий сверхъестественными силами. Чтобы покончить с её тиранией, был избран отряд лучших из воинов, которые должны были прокрасться в дворец Королевы и покончить с ней. Нелёгкая задача, учитывая, что девушку охраняли верные ей солдаты, а сама она, по слухам, обладала даром чтения мыслей и гипноза. Тем не менее, повстанцы всё же находят верный способ. Выясняется, что источник колдовской силы Королевы — её глаза. Ослеплённая, она окажется бессильной.
В конце концов, так они и сделали, после чего заключили девушку в Багровой камере, чтобы её дух никогда не смог вырваться наружу. После этого к людям возвратилась способность деторождения, а заодно и появился новый лидер, сильный и справедливый.
В отношении музыки Crimson продолжил тенденцию включения элементов разных стилей. Здесь можно найти и блэк, и дум, и близкие к готики фрагменты, и практически балладные вставки. Однако доминирует, конечно, death metal — тяжёлый и мрачный, вполне под стать концепции.
Буквально с самого начала нас застают врасплох громовые раскаты низконастроенных электрогитар в сочетании с суровым гроулингом Дэна. Вскоре они, однако сменяются более мелодичными, а потом и вовсе переходят в спокойное акустическое гитарное соло. По сути, весь альбом не даёт слушателю заскучать, то и дело предлагая какой-то новый ход. Быстрый дэт сменяется более неторопливым, за ним — яркие мелодик-дэтовые проигрыши или спокойные вставки с мягким чистым вокалом под аккомпанемент акустической гитары. После этого может последовать почти блэковое брутальное «молотилово» с яростным скримом Микаэля Окерфельдта, или чуть ли не рок-н-ролльный фрагмент. В последних Свано использует глубокий и низкий чистый вокал, практически а ля Элвис Пресли. Некоторые мелодии временами повторяются, можно даже отметить некоторую «цикличность» — впрочем, это вполне обоснованно, поскольку 40-минутный трек Crimson'а является не рядом песен, «слитых» в одну, а единой сложной композицией. Вообще, добиться такой целостности, монолитности при довольно широком разнообразии стилей — на мой взгляд, задача не из лёгких, но Свано & Co справились с ней великолепно.
В любом альбоме обычно есть треки, зацепившие чуть более остальных. Выделить что-то подобное в Crimson — нелёгкая задача по вышеуказанным причинам. И всё же особо отмечу рифф, начинающийся примерно на 12:10 (слова Another self-proclaimed king, set to rule in the new empire...), как наиболее зацепивший.
Обложка альбома Crimson II |
Salvation lies in banishing
This creature to the dark
Let not your hand be hesitant
Or death will be your mark
Вскоре после выхода в 1997 году альбома Infernal в группе возникают разногласия, в результате которых оттуда уходит Свано. В этом же году оставшиеся участники записывают без участия Дэна ещё один альбом, Cryptic, на вокал был поставлен Роберт Карлссон (Pan.Thy.Monium) После его выхода группа была распущена.
Однако спустя несколько лет Дэн Свано самостоятельно возрождает Edge Of Sanity, и при помощи сессионных музыкантов записывает продолжение своего эпика, получившее название Crimson II. Новый альбом был посвящён памяти гениального Чака Шульдинера. Альбом снова представляет из себя единую песню, хотя и разделён аж на 44(!) трека: 9 логических частей, каждая из которых разделена ещё на несколько. Впрочем, сделано это было сугубо с целью облегчить навигацию по альбому, слушать имеет смысл исключительно по порядку.
Текст на этом релизе уже представляет собой полноценные стихи, тогда как в его предшественнике ритм и рифма присутствовали от случая к случаю.
В плане сюжета второй Crimson продолжает линию первого. Прошли годы, но Алая королева всё ещё остаётся в своём заключении. И оставалась бы, если бы не девушка, нашедшая в монастырской библиотеке древний фолиант и прочитавшая заклинания оттуда.
Вскоре после этого у неё рождается ребёнок — девочка. В народе проходит слух о новом Непорочном зачатии. Ничто не предвещало беды, и лишь Преподобной матери приходят угрожающие видения, косвенно указывающие на новорожденную. После трёх таких видений женщина решает убить ребёнка, но ей это не удаётся — она была парализована взглядом девочки, которая проснулась, едва Мать занесла над ней нож.
Прошло семь лет. Алая Королева успешно скрывалась под обликом ребёнка, и всё же среди людей стали распространяться слухи о её гипнотическом взгляде. Когда эти слухи переросли в серьёзные подозрения, мать девочки решает снова заглянуть в древний том. Там она узнаёт, что Королеву можно обезвредить, лишь ослепив её и снова заточив в багровой камере. При этом освободивший злого духа станет его вечным охранником, чтобы никто более не смог выпустить эту тварь на волю.
Итак, одной ночью главная героиня вместе с группой людей выходит из монастыря в заброшенный город, к Палатам Багрового Сна. Там они обнаруживают, что камера, в которой находилась Алая Королева, разбита. Внезапно в помещении появляется сама девочка. Монахини бросаются к ней, но оказываются отброшены силой её взгляда. Но матери всё же удаётся достичь цели и ослепить ребёнка, после чего тела обеих развоплощаются. Заканчивается история тем, что оба духа навеки заключаются в Багровую камеру.
В отношении музыки также имеются различия. На мой взгляд, Crimson II уступает первому в атмосфере и «монолитности» — но значительно выигрывает в динамике. Мелодии стали более разнообразными, добавились клавиши а ля Moontower (сольный альбом Свано 1998 года), ну а гитарные риффы и соло местами просто «выносят крышу» (лично мой любимый фрагмент — начало части «Face To Face». Драйв в чистейшем виде, не хуже In Flames времён The Jester Race). Нельзя не упомянуть и потрясающей красоты лиричные вставки.
Вокального разнообразия, впрочем, поубавилось; Свано поёт только своим мягким чистым вокалом, а ведущие гроулинговые партии исполняет Роджер Йоханссон, ну и кое-где слышен скрим Йонаса Гранвика. Ещё одним минусом можно назвать некоторую вторичность относительно первой части, кое-какие моменты ну очень схожи.
В общем и целом, продолжение Crimson вышло агрессивнее по настрою, но в то же время мелодичнее по музыке.
К сожалению, на данный момент группа Edge Of Sanity более не функционирует. После выхода Crimson II Дэн вновь распустил группу, на этот раз окончательно. А в 2006 году вышла их последняя компиляция с «говорящим» названием When All Is Said. Тем не менее, этот коллектив внёс свой весьма значительный вклад в жанр дэт-метала. А описанные выше релизы — в моём представлении, входят в число «классики жанра», наиболее ярких вещей.
Кому бы я рекомендовал эти два альбома? В первую очередь — любителям металла, в особенности таких разновидностей как Melodic Death и Progressive Death Metal. Остальным — как говорится, на свой страх и риск. Не рекомендуется людям с непереносимостью расщеплённого вокала.