Первоначально я заказывал эту книгу жене, которая просто без ума от "Дракулы" Стокера. Она его перечитывала под десять раз, если не больше. "Повелся" я на рецензии и аннотацию к книге. Вроде бы это неофициальное продолжение "Дракулы". Не в прямом смысле,а как развитие темы вампиризма в творчестве Стокера. И раскрытие ее с научной стороны, а не с мистической, как в первой книге.
Жена, подержав ее в руках несколько минут, отложила со словами — "потом прочитаю". А в итоге решила испытать книгу на мне, типа "ты прочитай, если действительно интересно, тогда и я, так уж и быть прочитаю".
А теперь, собственно, о книге. Если честно, то в статьях перед романом прямым текстов предупреждали, что роман "Леди в саване" в художественном плане слабее "Дракулы". Но не думал, что все так "серьезно".
Начнем с того, что вампиров или им подобных существ нет как класса в романе. Есть небольшая мистическая составляющая, маленькая такая, еле заметная. И та больше навевает скуку, чем заинтересованность. Научного обоснования вампиризму там тоже нет (откуда ему взяться, если их там нет). Все оказалось настолько простым — обычная подстава, правда для благих целей и отвечающая ГОСУДАРСТВЕННЫМ интересам! ВСЕ!!! В остальном унылое повествование, иногда озаряемое лучиками света, и то не надолго, не больше чем страниц на 20.
Начинается все с описания процесса оглашения завещания после смерти одного богатого англичанина. Неожиданно главным получателем наследства становится племянник покойного. Но не все так просто. Ему необходимо переехать жить в балканскую страну — Синегорию и прожить там 1,5 года. В основном процесс состоит из постоянного чтения однотипных документов и в уверениях в дружбе и доверии друг к другу Руперта (главного героя), мистера Трента (юриста) и родственника Руперта по материнской линии, военного человека, Колина Макелпи (друга покойного). Потом стало еще "тягостнее". После переезда в замок Виссарион Руперт начал писать свое тетушке Джанет о каждом уголке дома, о каждом деревце в саду,в общем обо всем!
ВАЖНО:Забыл упомянуть: подача материала такая же, как и в "Дракуле" — в основном дневник Руперта и записи остальных персонажей. Самое нудное из всего как раз дневники Руперта, если бы весь роман состоял из дневников других действующих лиц было бы куда интереснее. Но все это цветочки, дальше будет...
Появляется как-то раз ночью под окном спальни Руперта девушка в белом саване и понеслось! Описания замка сменились описанием встреч, мыслей, того что он ее любит, даже если она вампир или монстр. Я без содрогания не могу это вспоминать. Когда это в меру — пожалуйста, но когда ты писал про каждый кустик, а потом кустик заменяешь на чувства, а манера описания остается прежней, то вы меня простите...
Но когда все разобрались — кто есть кто, сыграли свадебку, дело пошло куда веселее. Началась контр-террористическая операция по вызволению воеводы и его дочки (девушки в саване между прочим) из рук злостных бандитов-турков. До конца романа запала автору не хватило, и все свалилось в банальное восхваление Великобритании, его короля, строительства конституционной монархии в Синегории и, в итоге, осталось такое чувство что страна (в которой мужского населения всего-то 100 тысяч) стала круче всех, ну, конечно, после всеми любимой Великобритании. Этакий пафос, который присущ многим американским фильмам про спасения всех от всех.
Для меня в романе одно светлое пятно: процесс освобождения воеводы и его дочки, остальное же погружало меня в сон, а последние десять страниц просто пролистаны.
"Премия Фуллера" вручается Залом литературной славы города Чикаго, чикагскому автору, внесшему существенный вклад в литературу. Премия носит имя Г.Б. Фуллера (Henry Blake Fuller), одного из первых чикагских романистов и автора романов "The Cliff-Dwellers" и "With the Procession", в которых описан быстрый рост города Чикаго.
В этом году премия присуждается впервые. Первым, кто удостоился этой премии стал — Джин Вулф. В частности за роман Free Live Free. Награждение прошло 17 марта 2012 года.
И снова Геральт теряет Цири, и снова он пускается на поиски своего Предназначения.
Линии трех главных действующих лиц в этой части цикла разведены. Наибольшее место уделено приключениям Геральта, а меньшего всего затрагивается странствия Йеннифер.
Путь Йеннифер: как таковых странствий и не было. На собрании чародеев ее упрятала в нефритовую статуэтку Францеска Финдабаир, новоиспеченная королева эльфов. Йеннифер появляется, чтобы поучаствовать в работе новой ложи, собранной чародейками, без единого мужчины, для прославления магии в ее чистейшем проявлении. То есть, вернуть или установить времена главенства магии над всеми королевствами и королями. Но это не сделать сразу, надо (!!!) поженить чародейку на лице королевской крови. И кто будет эта чародейка? Конечно же, Цири. Вот поэтому и необходима стала Йеннифер, ведь лучше нее Цири никто не знает (ну может кроме Геральта). Но, не все проходит гладко, как предполагалось. Под воздействием нильфгардской чародейки, она бежит с собрания. И ей движет только одна мысль найти и отомстить всем за ее "дочь". И первой жертвой станет — Вильгефорц.
Путь Цири: оказавшись в пустыне, она встречает единорога, который помогает ей, а она в ответ спасает его, но ценой потери всех своих магических способностей, отказываясь нести смерть всем и всему живому. Но как жестока судьба, обладающая своим извращенным юмором. После череды неудач Цири попадает в команду разбойников — Крыс. И в последствии становится самой кровожадной из них. Ей ничего не надо, только убивать. И только кошмары мучают ее ночами, в которых ей снится ее ведьмак. Где-то в глубине души она верит в то, что он жив, но... если бы он и Йеннифер были живы, они бы ее нашли. И это гнетет львенка из Цинтры. Все ее бросили, осталась только одно — жажда убивать.
Путь Геральта: после выздоровления от повреждений, нанесенных ему Вильгефорцом, ведьмак направляется на поиски Цири с бардом Лютиком. Ему на помощь отправляется Мильва. Мильва приводит в Брокилон отряды эльфов для защиты и отдыха. По пути "отряд" натыкается на Кагыра (ну как без него). Во второй раз Геральт оставляет его в живых, но Кагыр не успокаивается. Он хочет помочь ведьмаку в поисках Цири. После ряда происшедших событий, спасения Мильвы Кагыром, Геральт все-таки разрешает "нильфгардцу" двигаться с ними. И вот такой странный отряд пробирается через земли, охваченные войной и огнем, земли на которых происходит столкновение войск из Ривии и Нильфгарда, к друидам. А надоумил их на это еще один член "войскового" соединения — высший вампир Регис. Вампир, обладающий таким количеством странностей, что хватит на десяток вампиров. Но другой бы не попал бы в "отряд противоположностей". То, что он не употребляет кровь уже вызывает недоумение и сомнение у членов отряда, за исключением ведьмака, который привык верит всем на слово. И вот эта разношерстная компания: беременная Мильва (забеременевшая в очень интересной ситуации, не понятно от кого — не одобряю, но учитывая обстоятельства, предшествующие этому событию — возможно), вампир Регис, нильфгардец Кагыр (которому снятся сны про Цири, как и Геральту), бард Лютик (получивший геройский шрам) и наш главный герой Геральт из Ривии. Который в итоге станет рыцарем Геральтом из Ривии!
Так же нельзя пройти мимо краснолюда Золтана, который со своим отрядом спасает женщин и детей. В условиях войны, не получая ни слова благодарности. Хотя нет — одну благодарности они все-таки получили от девочки из лагеря, подарившей им цветов и поблагодарившей за заботу. У детей нет стереотипов, присущих взрослым, они еще не успели обозлиться на всех и вся.
Есть несколько затянутых мест, в которых много разговоров, но мало действий. Но общего впечатления от романа это не портит. Это как затишье перед бурей, сразу после этого все непредсказуемо меняется, переворачивается. Но все равно не сбивает главных героев от намеченной цели: Геральту с отрядом — найти Цири, Йеннифер — найти Цири и отомстить, а Цири — "вернуть" настоящую себя!
Не давно прочитал Р.Хайнлайна "Дорога доблести" привожу не большой список "крылатых фраз", идей и просто интересных моментов:
"вся военная бюрократия подразделяется на департамент путаницы, департамент Издевательства и департамент Добрых Волшебниц." (Сначала главному герою везло с последним департаментом, но потом его он только сталкивался с первыми двумя департаментами).
— "мне никак не удается убедить себя, что женщина ростом четыре фута десять дюймов и весом менее девяносто фунтов, да еще и выглядящая двенадцатилетней, является взрослой и дееспособной." (Тяжеловато в Юго-Восточной Азии найти девушек больших размеров).
— "Лагерь был устроен на поросшей нежной травой террасе, плоской, как мысль глупца, и мягкой, как поцелуй".
— "мои намерения постоянно абсолютно безнравственны, но с полной готовностью превратиться в высоконравственные попозже, как только удалось бы раскопать какого-нибудь занюханного мирового судью" (метания героя по поводу "подкатывания" к Стар в самом начале их пути).
— "Человек, который повинуется всем законам без исключения, еще более глуп, чем тот, который их постоянно нарушает" (Оскар на всем протяжении романа следовал этому изречению, стараясь обхитрить, обойти существующие законы, ну кроме одного — в доме у Дораля, но думаю он не сильно расстроился по поводу этого).
А это один из моментов борьбы за "высшие идеалы", который меня "убил": "чем больше катали его, тем меньше он становился, тем сильнее растягивалась его пасть...Вскоре Игли уменьшился до размеров медицинского мяча, потом до бейсбольного...мяч для гольфа, горошина, наконец ничего, кроме жирной грязи на пальцах" (я долго это пытался осознать)
— "Возможно, почтовому голубю и не надо знать из-за чего идет война, но я чувствую себя воробьем в роли волана в бадминтонном матче" (пости вплоть до конца повествования Оскар таким и оставался, его окрутили так, что он даже узнав об этом, не мог долго поверить).
— "Волшебник — это инженер-эмпирик. А философ — это ученый без эмпирики".
— "если дорога становится труднее, нам приходится прикладывать больше усилий".
— "Царь Чурбан всегда лучше Царя Журавля:"Живи и давай жить другим", "Время-лучший врач", "Не буди спящую собаку", "Оставь их в покое, и они сами прибегут, виляя хвостом" (эти афоризмы относятся ко многим правителям-императорам всех Двадцати вселенных — чем меньше делаешь, тем лучше).
— "Героя", то есть человека с выносливой спиной, слабым умом и высокой степенью бережливости в отношении собственной шкуры"
— "Женщины и кошки делают что хотят, а мужчины и собаки к этому приноравливаются"
— "Женщине столько лет, на сколько она себя чувствует" (ну да, знать что твоей жене за 200 лет, а тебе 21...успокаиваться можно только вот такими фразами).
— "Даже в пороках необходимо постоянное упражнение"
Интересный момент — во всех известных Двадцати Вселенных НЕТ проституции, а есть она только где? — у нас — на ЗЕМЛЕ, на других планетах о таком даже и не думают, не то что делать из этого профессию.