Посты на окололитературную тематику переехали в Телеграм.
Это не значит, что отзывов в колонке не будет! Будут, когда у меня появится время и настроение должным образом оформить мысли по поводу прочитанного. Даже могу заранее сказать, что следующим будет отзыв на трилогию Моргана "Страна, достойная своих героев". А пока что цитаты, обложки, бессистемные размышления и прочее вот тут: https://t.me/magie_bizarre
Столетие назад Войны осознания разорвали галактику на части и почти положили конец разумной космической жизни как таковой. Впоследствии была изобретена любопытная традиция, цель которой заключалась в том, чтобы подбодрить всех, кто остался, и объединить разрушенные цивилизации в духе мира, единства и понимания.
В конце каждого цикла их представители собираются вместе, чтобы участвовать в Метагалактическом Гран-При — отчасти гладиаторском состязании, отчасти конкурсе красоты, отчасти концертной феерии и отчасти продолжении былых войн. Вместо того, чтобы сражаться в орбитальных битвах, те сильные виды, которые выжили, сталкиваются друг с другом на конкурсе песни, танца или какого-нибудь другого исполнительного искусства, которое может быть представлено на межгалактическом шоу талантов. Ставки в этой новой игре высоки, и все вынуждены конкурировать.
В этом году человечество открыло для себя огромную вселенную. Однако вместо грандиозной драмы дипломатии, боевых кораблей, червоточин и стоических инопланетянских советов, оно обнаружило блестки, помаду и электрогитары. Человечеству не придется бороться за свою судьбу — ему придется петь.
Чтобы представить Землю на величайшей сцене галактики, была избрана группа, некогда прогремевшая с единственным хитом — музыканты, танцоры и бродяги из Лондона, Децибел Джонс и «Абсолютные Нули». И вот теперь судьба вида зависит от способности этих ребят зажигать.
***
Вынуждена признаться, что у меня не сложились отношения с этой книгой. Её первая проблема, на мой взгляд, в том, что к официальной аннотации надо добавить всего лишь одно-два предложения (коротких — не как у Льва Толстого или Г.Г.Маркеса), чтобы целиком изложить сюжетную линию. Она безумно проста и забавна; такую историю мог бы рассказать, к примеру, Шекли. Но у Шекли она поместилась бы в рассказе, а не в романе…
Кстати, помимо рассказов Шекли, напрашивается сравнение с «Автостопом по галактике» Дугласа Адамса, и ещё, как мне сказали, нечто похожее было в одном из эпизодов мультсериала «Рик и Морти», который я не смотрела.
Вы спросите меня, за счет чего все-таки получился роман? За счет долгих рассказов об инопланетных цивилизациях, написанных с безудержной фантазией и безупречным языком (от Валенте не ждешь другого), с использованием множества отсылок и изысканных многоуровневых метафор (и это вполне ожидаемо). В этих рассказах встречаются разные сцены — иногда трогательные, иногда очень смешные, иногда написанные с иронией (в том числе довольно злой). Кое-что из рассуждений Валенте заслуживает цитирования, но в целом ни одно из них не тянет на откровение, и это ещё одна причина, по которой читать «Космическую оперу» мне было скучно. В отличие от космоса в предыдущем романе, «Radiance», этот космос так и остался без(воз)душным пространством.
И третья причина — несимпатичные герои. У меня есть подозрение, что писательница с большей любовью отнеслась к инопланетянам, чем к людям. Даже если это «не баг, а фича», в результате почти все хомо сапиенсы производят не лучшее впечатление и следить за их судьбой не очень-то увлекательно.
В общем и целом, эту забавную историю про межгалактическое «Евровидение» нельзя назвать пустой или плохо написанной, но мне в ней чего-то не хватило. Чего-то очень важного, к сожалению…