Все отзывы посетителя Алексей121
Отзывы (всего: 307 шт.)
Рейтинг отзыва
Рэйчел Болтон «And She Had Been So Reasonable»
Алексей121, 24 февраля 23:03
Сюрреалистическая история о том, на что готова пойти женщина, чтобы получить вожделенный развод. История шокирующая, в достаточной степени кровавая и я не могу сказать, что она не производит впечатления.
Портят ее стилистические ухищрения автора: слом четвертой стены с обращением к читателю напрямую и предложением додумать часть деталей рассказа самостоятельно. Нет, понятно зачем это делается, чтобы показать, что подобные истории, когда женщина жертвует всем, чтобы отвязаться от жестокого мужа, происходили происходят и будут происходить — метафора тут достаточно одномерная, но эта нарочитая искусственность очень сильно бьёт по погружению.
Адриан Чайковски «Saturation Point»
Алексей121, 18 января 22:59
Мне, безусловно, импонирует, что Чайковски продолжает экспериментировать с формой, в данном случае повесть представляет собой расшифровки аудиодневниковых записей и автор использует инструментарий на полную — запись может оборваться на полуслове, если главную героиню что-то отвлечет, в нее могут вклинится голоса других людей... Но это только вершина айсберга. В один момент несколько записей оказываются пропущены и я сначала даже подумал, что в моей электронной версии повести глав не доложили, но потом это подмечает и героиня и начинает выяснять, кто мог удалить несколько записей и с какой целью, а концовка и вовсе даёт возможность посмотреть на все записанное другими глазами... Но именно в концовке, как мне кажется, Чайковски отступил от своей изначальной задумки и в двух здоровенных главах дал героине рассказать, чем все закончилось, да ещё и морали отсыпать. И вот эти вот две главы стилистически сильно выбиваются от остального текста своей, хе-хе, нормальностью, что в данном случае является недостатком.
Что касается сюжета, он с достаточной подробностью изложен в аннотации. Из-за глобального потепления в тропиках образовалась зона высокой температуры и влажности, где невозможна жизнь теплокровных (они буквально варятся вживую, из-за невозможности отвода тепла от организма с потом). В эту зону отправляется экспедиция, якобы со спасательными целями, хотя, конечно это только прикрытие
Порадовали прямые отсылки на Стругацких, которых не мало и сравнение глобального потепления с реакцией организма на вирусные инфекции (наверняка эта метафора опять окажется затертой до дыр, но мне она раньше как-то не встречалась).
В остальном же «Saturation Point» — крепкая, но не выдающаяся работа от одного из лучших современных фантастов.
Энтони Райан «The Kraken's Tooth»
Алексей121, 1 декабря 2024 г. 22:45
По сравнению с отличной первой повестью цикла, которая прочно заняла место в топе года, вторая очень сильно проседает.
Если первая начинается на высокой ноте и не сбавляет обороты до самого финала, то здесь мы половину повести ждём начала приключения, да и само оно уступает по напряжённости и оригинальности путешествию по Проклятым землям. Мы наблюдаем за прохождением практически ДнД-шного подземелья, вход в который по традиции находится в колодце. Немножко загадок, немножко сражений с врагами, немножко раскрытия тайн прошлого персонажей и вот мы уже выбираемся наружу с новым членом пати и новым демоническим мечом в инвентаре. Локация города на отвесных скалах (его можно увидеть на обложке) могла бы быть атмосферной, но автор крайне скупо описал его, если не считать финальной главы.
Ну, нормально. Понравилась олдскульность местной магии, все эти друиды, летающие на потоках ветра и швыряющиеся смерчами. Не понравились анимешные полеты на мече. В целом, читается уже далеко не так увлекательно как первая часть, но попробую продолжить. Плывём в Город Песен.
Джеймс Логан «The Silverblood Promise»
Алексей121, 18 ноября 2024 г. 19:20
Наверное, главной моей ошибкой было читать роман после блистательного «Города последних шансов» Адриана Чайковски. Потому что контраст прямо-таки разительный: вместо сложнейшего и красивейшего слога — адаптированная литература для уровня А2, вместо мозаики действующих лиц и калейдоскопа событий, складывающегося в увлекательное полотно — прямой как палка квест, вместо плавного погружения в необычный и загадочный мир — бесконечные лекции через диалоги, когда два персонажа становится друг на против друга и рассказывают то, что они и так прекрасно знают, чтобы об этом узнал и читатель.
Перестраиваться, чтобы начать относиться серьезно к происходящему в книге, пришлось очень долго, и, не смотря на объем, роман закончился раньше, чем мне удалось это в полной мере.
О чем же книга? Лукан Кордова, в прошлом студент академии и подающий надежды молодой человек, после неудачной дуэли был изгнан из дома и теперь живёт жизнью авантюриста и карточного шулера. Но когда он узнает, что его отец был жестоко убит, оставив записку, в которой было всего три слова «Лукан, Сафрона, Зандруза» он даёт клятву, что отправится в торговый город Сафрона, узнает, кто или что такое Зандруза, вычислит убийцу своего отца и отомстит. Без лишней подготовки он садится на ближайший корабль... дальнейшее напоминает сюжет РПГ где особо не запаривались над сценарием и просто наваливал одну квестовую цепочку за другой. Выглядит это примерно так:
1. Главному герою нужно поговорить с персонажем А.
2. Но чтобы поговорить с персонажем А ему нужно попасть в место Б.
3. Но в место Б так просто не попасть, однако ему в этом может помочь персонаж В.
4. Но персонаж В очень скрытный и чтобы с ним встретиться нужно сходить в место Г и поговорить с персонажем Д.
5. А персонаж Д говорит герою, что он сначала должен пройти испытание и тогда быть может он познакомит его с персонажем В и если он заработает доверие персонажа В, то этот персонаж поможет ему попасть в место Б, чтобы поговорить с персонажем А.
Выполнив эту квестовую цепочку (что заняло почти треть книги) он получает ещё одну, потом ещё и ещё и так до самого финала.
Книгу сравнивают с «Обманами Локка Ламоры», но я не могу с этим согласится, уж слишком далеко Локк стоит от Лукана: там где первый задаёт правила игры и держит тузы в рукаве, второй плывет по течению, если у первого есть изящество и аристократизм, второй — дуболом, ничего не могущий сделать без авторских роялей. В его поведении чувствуется некая искусственность. Если по сюжету он не должен помешать злодеям осуществить очередной этап своего коварного плана, то он будет ходить и тупить имитируя бурную деятельность, хотя незадолго до и чуть после показывал чудеса смекалочки.
Откровенно перестарался автор с диалогами. Ну лекции, бог с ними, не каждому дано. Но дальше, когда герой начинает собирать свою пати, их недотарантиновским перебранкам уделяется слишком много времени. Они буквально не могут заткнуться ни на секунду, что было бы смешно, если бы не тот факт, что шутка, которую талдычат всю книгу смешной не является.
И вот я заругал роман, но парадоксально, низкую оценку ставить не хочется. Да, автору, мягко скажем, есть куда расти. Да, это весьма банальное по своей концепции приключалово. Да, с какой точки зрения не взгляни — книга проходняк. Но есть что-то наивно-трогательное, что кто-то в 2024 году ещё способен писать и издаваться так: без актуальной политоты, без гримдарка, без попыток в литерали фикшн. Не смотря на активную рекламную компанию, книга не пытается быть чем-то, чем она не является и эта прямота в какой-то степени подкупает. Пусть оно и было местами неумело, зато с любовью.
Да и продолжение приключений в местном аналоге России, Корслакове, городе шпилей и суровых зим, я, пожалуй, прочту.
Адриан Чайковски «City of Last Chances»
Алексей121, 11 ноября 2024 г. 01:41
В Великом городе Илмаре всегда была Тьма. Когда-то там, где теперь возвышаются его кварталы, простирался бескрайний лес. Пройдут века, когда само название города забудется, и лес снова будет стоять. А пока от него осталась лишь роща с ее странными обитателями, носящими глухие деревянные маски, сторожащими порталы, ведущие в иные места, некоторые лучше чем это, а другие — гораздо хуже. Иногда через порталы в Илмар проникают беглецы. Чаще — чудовища. А самые отчаянные могут попытаться через них покинуть город. Для этого есть подходящий повод: уже несколько лет город был оккупирован Пеллсинами, которые стремятся привнести свой Порядок в полный суеверий, хаоса и скверной магии мир. Уже давно они научились ковать из сверхъестественных существ и артефактов оружие, силой которого завоёвывают мир (и уже точат ножи на миры иные). Но даже им приходится идти на компромиссы в городе где призванные заклинателями демоны вращают монструозные механизмы фабрик и заводов, где в проклятом районе, огороженном магическими метками, до сих гуляют духи давно свергнутой династии, устраивая балы и ристалища, где давно забытые боги умоляют тех, кто способен их услышать, поклониться им. Где клубок интриг сплетён настолько туго, что всего одно убийство может стать искрой, от которого разгорится пламя революции, вот только птицами революции будут Вороны и Стервятники. Таков Илмар, город неверных решений и последних шансов.
Удивительно, с какой фантазией и изобретательностью Чайковски подошёл к своему миру. Почти в каждую деталь, каждый сюжетный ход он постарался вложить что-то оригинальное и необычное. Почти каждая глава удивляет. Особенно это относится к самому началу романа, где мы видим город сразу с множества точек зрения, подчас весьма неожиданных. Роман имеет весьма сложную, мозаичную структуру, но при этом не рассыпается на ряд микроисторий, все сюжетные линии плотно увязаны друг с другом. Каждый человек, от коменданта оккупационных войск до бездомного жреца давно забытой религии, от лидеров восстания до молодой наивной студентки сыграет свою роль в разворачивающейся драме.
Нет, это не быстрое чтение. Создаваемая автором картина удивительно многомерна. От лекционных залов местного университета, до подвалов заклинателей-демонологов (которые уже давно больше похожи на юристов кручкотворцев, контракты которых содержат слишком много пунктов со звёздочкой), от тюремных застенков до проклятого района, в который до сих пор проникают смельчаки, чтобы поживиться сокровищами, рискуя в лучшем случае умереть, а в худшем — потерять рассудок и навсегда присоединиться к нечестивому празднеству. Роман требует всего читательского внимания, ведь, хотя, практически на все вопросы ответы будут получены, многие из них не проговариваются прямо, а требуют немного пораскинуть мозгами и сопоставить предоставленные автором подсказки.
Нет, это не быстрое чтение. Язык Чайковски весьма сложен, но сложность эта приятна (в отличие от того же Бэнкрофта). Владеет пером он гораздо лучше, чем большинство современных авторов фантастики и фэнтези, а уж насколько хороши краткие предисловия перед каждой главой — не передать словами.
А ещё этот роман полностью закончен. Да, мир романа получился весьма насыщенным, и я не удивлен, что у Чайковски нашлись ещё истории, чтобы их рассказать, но умение распутать все сюжетные клубки в одной книге в наше время редкость.
Обидно, что творчество Чайковски получает так мало внимания. Как по мне, он в разы достойнее тех, кто гребёт престижные статуэтки пачками. Удивительно, как ему удается поддерживать поразительную работоспособность при высочайшем качестве текстов.
Пожалуй, «Город последних шансов» один из лучших романов, прочитанных мной в этом году и точно лучшее городское фэнтези за последние годы.
Энтони Райан «A Pilgrimage of Swords»
Алексей121, 28 октября 2024 г. 15:11
Глубоко в проклятых землях возвышается монумент безумного бога, который способен исполнять желания тех, кто готов прийти к нему и обратиться с молитвой. В нелегкое странствие к нему отправляется группа паломников, скрывающих как свои имена (ведь обитатели проклятых земель узнав имя человека обретают над ним сверхъестественную власть), так и мрачные тайны своего прошлого, заставившие их пуститься в практически самоубийственный поход. Ведь проклятые земли, порожденные яростью обезумевшего бога, полны искаженных скверной обитателей и хранят зловещие секреты.
Ух, у меня аж олдскулы свело, насколько это ламповое и крутое фэнтези. Как новая интерпретация Роберта Говарда, помноженная на мрачную фантазию К.Э. Смита, но с динамикой сюжета, свойственной современным авторам. Всего девять коротких, наполненных действием глав и повесть достигает своей неожиданной и жестокой к персонажам развязки.
Вообще я прочел многое из творчества Энтони Райна и мне кажется, что в средней форме он чувствует себя увереннее всего. В крупной он выдыхается и или полностью сливает повествование (как в трилогии «Песнь крови») или наполняет сюжет какими-то совершенно дикими роялями, которые мешают относиться к происходящему хотя бы с долей серьезности (а-ля «капля крови случайно залетела в рот» из «The Waking Fire» — кто читал тот поймёт, я в этот момент пробил фейспалм с такой силой, что соседи подумали, будто у меня кондиционер взорвался). Короткая же форма не позволяет ему до конца раскрыть свои сильные стороны, как с точки зрения работы с персонажами и мрачной фантазии миротворца, так и в описании боевых сцен.
А вот средняя форма подходит идеально.
Что «Many Are the Dead», что «Fire Wings» — очень сильные вещи, но «A Pilgrimage of Swords» выше их на две головы.
Определенно, в топ года.
Кен Лю «Three Views of a Parking Lot»
Алексей121, 13 октября 2024 г. 22:58
Новейший рассказ Кена Лю, опубликованный в октябре 2024 года в сетевом журнале «The Sunday Morning Transport» написан на весьма избитую тему: житьё-бытьё роботов, после того как кожаные мешки, наконец, перестанут пачкать собою планету.
В трёх этапах мы наблюдаем зарождение, развитие и рассвет искусственной (в конце — не такой уж и искусственной) жизни. Итоговый результат развития получился не самым банальным, красивым и немного жутким, смотря с какой стороны посмотреть.
С другой стороны, автор эксплуатирует самые простые фантастические тропы (особенно это касается центрального рассказа), что опять дает понять — сюжет тут не главное, важнее образы и центральная идея, что жизнь, даже искусственная, всегда отыщет возможности для развития.
Мэри Робинетт Коваль «In the Moon's House»
Алексей121, 14 сентября 2024 г. 23:46
Отношения в команде будущих покорителей космоса не ладятся?
Достаточно вместе сходить в гей-бар и засияет дружба-жвачка.
А ещё тут есть подробное описание ощущений от начала месячных внутри скафандра и феерическое сравнение введения тампона со стыковкой космического корабля (это как в симуляторе — если больно, значит ты выбрала неправильный угол).
Короче, типичная история из цикла про «Леди-астронавтов». Того гляди ещё и премию какую-нибудь получит.
Рич Ларсон «Breathing Constellations»
Алексей121, 12 сентября 2024 г. 16:40
Небольшой рассказик на тему контакта человеческой цивилизации с цивилизацией косаток после глобальной катастрофы (о которой говорится крайне поверхностно, но как я понимаю, без очередного китайского вируса не обошлось). Колония на краю голода, а косатки не позволяют человекам даже планктон добывать. Они разработали прибор, чтобы с косатками общаться, но все что получают в ответ это «убирайтесь отсюда, вам тут не рады». Как же установить контакт с иной формой жизни, которая на контакт идти не особенно хочет? Автор пытается дать ответ. Получается плохо. В первую очередь потому что герои сами ответ не находят, им преподносят его на блюдечке, говоря «делайте так-то и так», они делают, все получается. С сюжетной точки зрения это крайне слабо.
Во вторую очередь — не совсем понятно откуда в человеках внезапно проснувшийся пацифизм? В реальном мире было бы примерно так: «не дают косатки добывать планктон? Окей, тогда будем добывать косаток, достать гарпуны!»
А в третью очередь на тему контакта человека и косаток я рекомендую прочесть рассказ «Грубый корм» Питера Уоттса и Лори Ченнер, где тема раскрыта куда как интереснее и глубже, чем у Рича Ларсона.
Кэролин М. Иоахим «Our Chatbots Said "I Love You," Shall We Meet?»
Алексей121, 2 сентября 2024 г. 22:27
Рассказ о новом приложении для знакомств со встроенным чат-ботом. Зачем тратить время на знакомства, большая часть из которых ни к чему не приведет, на переписки с десятками людей, с которыми ничего не выйдет, если можно подрубить к чат-боту нейросеть, настроенную на твой характер и пустить его искать идеальную пару. Естественно, все остальные поступят так же, и в результате в приложении общаются между собой исключительно боты. И только когда приходит оповещение, что два чат-бота влюбились друг в друга можно пробовать встречаться и начинать реальное знакомство с большими шансами, чем обычно.
Поможет ли это приложение найти свою вторую половинку девушке, у которой серьезные проблемы с общением?
Ну как бы ответ немного предсказуем, но чтобы дать его писательнице потребовалось более пяти тысяч слов, большую часть из которых я сидел закатив глаза с мыслями «да понял я уже, понял, финализируй давай». Но нет, рассказ все тянулся и тянулся, пока не вытянулся к закономерной и скучной развязке с моралью «никакие гаджеты не помогут тебе построить личное счастье, если ты не наберёшься смелости сделать первый шаг». Экая освежающая мысль.
Рассказ явно тянется к лаврам премированного «Better Living Through Algorithms» Наоми Критцер: тоже попытка написать оптимистичную фантастику ближнего прицела, тоже история о том как приложение способно улучшить жизнь простых людей. Но Кэролин М. Иоахим куда слабее в описании как бытовых подробностей, так и персонажей (попытку раскрыть героиню поглубже через эпизод с гиперопекой матери я удачным не считаю, слишком прямолинейно и в лоб, на грани морализаторства). Да и сама ситуация ещё более локальная, а потому и скучная чем у Критцер. Ну не могу я признать размышление о будущем приложений для интернет-знакомств достаточно интересной темой для полновесного рассказа. Как деталь в какой-то другой истории — возможно. Как самостоятельный сюжет — это просто скучно.
Воле Талаби «Гармонический резонанс Иджеро Анабори»
Алексей121, 23 августа 2024 г. 22:10
Рассказ использует один из моих самых нелюбимых сюжетных тропов — когда для решения реальных проблем используются фантастические методы, благо никаких других автор предложить не может.
Это уже второй рассказ Воле Талаби, прочитанный мной, и если в «Дуге электрической кожи» с порочным коррумпированным правительством боролся человек, обретший сверхъестественные способности, то здесь на помощь приходит найденный девочкой инопланетный артефакт (принципы работы которого объясняются весьма путано, то он работает как дубликатом, то как переносчик сознания, а в финале помогает создать эмоциональную связь у большой группы людей).
Хотя финала у рассказа нет. Мы наблюдаем завершение одного очень локального события, но с этого история только должна начаться, однако автор все последствия произошедшего в финале рассказа отдает на откуп читателя.
Что ж. Как читатель я прогнозирую, что закончится все бомбежкой.
Алла Горбунова «Ваша жестянка сломалась»
Алексей121, 24 июля 2024 г. 21:37
Что такое разочарование?
Вернее не так. Что такое разочарование применительно к литературе?
В этом году я прочел немало посредственных книг. О прочтении пары из них даже пожалел. Некоторые, пожалуй и писать-то не стоило.
Но был ли я разочарован в них? Вряд ли. Авторы там сразу дают понять на что они способны (вернее не способны). Скверно написанная книжка оказалась скверной. Экая невидаль.
Но здесь не тот случай. Здесь гениально, бомбически, превосходно написанная книжка оказалась скверной. И это уже гораздо хуже.
А ведь начиналось то все здорово, просто великолепно.
Отдаленным сравнением для завязки сюжета было бы «что если «Голема XIV» Лема писал Филип Дик времён «Валиса»». Итак, в прошлом видная ученая в области искусственного интеллекта, а ныне домохозяйка Алина получает интригующее предложение поработать с достигшим сингулярности искусственным интеллектом, познавшим абсолютное знание. Вот только не всякий человек способен выдержать вселенские откровения, вернее всего пара десятков человек и один дельфин в принципе на это способны. Алина, одна из них. Она начинает свои сеансы с искусственным интеллектом ещё не зная к чему это ее приведет.
А приведет ее это к одному из самых впечатляющих психоделических текстов из тех, что я читал за последние несколько лет: ядерная смесь научной фантастики, философии, эзотерики и полета авторской фантазии с неподражаемым стилем письма. А после сюжетной завязки, которая наступает примерно на первой трети романа (когда Алина получает от ИИ предсказание своей дальнейшей судьбы и решает противостоять ему), происходит филипдиковский сдвиг реальности, что ещё не останавливает, хотя и должно.
Потому что фактически на этом роман заканчивается.
Дальше до самого конца будут штук двадцать интервью с другими контактерами с ИИ. Будут там и реальные личности, и персонажи попкультуры, и даже один дельфин. Но с каждым интервью становится все унылее. Автор сыпет трюизмами, какой-то не слишком уместной политотой из-за чего текст временами становится просто неловко, постмодернизмами и ломками четвертой стены. Что там с Алиной? А мы про нее не вспомним больше, мы социально-филосовский трактат пишем, накой нам Алина тут нужна. А в конце все обернем сном собаки во сне собаки, ведь это такой незаезженный и свежий ход.
Я удручен. То ли изначально автор заманивала читателя, чтоб вывалить на него содержимое «бога-унитаза» (метафора прямиком из романа). То ли мастерства закончить начатый сюжет не хватило и вместо этого в ход пошли боевые заполнители объема, то ли философский факультет СПбГУ отучает писать сюжетные романы, как нечто нужное лишь плебсу.
Но такое чувство, будто меня поманили конфетой, а стоило открыть рот и закрыть глаза — угостили кое-чем гораздо менее приятным.
Наверное разочарование для этого чувства — слишком мелкое слово.
Замах на рубль, — и удар по яйцам.
Меган Чи «The Worms that Ate the Universe»
Алексей121, 23 июля 2024 г. 01:18
Небольшой рассказ, очевидно вдохновленный термином «червоточина» (wormhole), который используется во многих фантастических произведениях.
Сингапурская писательница задаётся закономерным вопросом: кто или что их прогрызает, и что случится, если появление новых червоточин не остановить.
Забавный рассказ одной идеи, в которой объем идеально соответствует величине замысла.
Алексей121, 23 июля 2024 г. 00:43
Главная героиня откликается на приглашение своей сестры, с которой она не виделась несколько десятков лет и приезжает к ней на отдаленную ферму, чтобы примириться, после ссоры, которая разделила их на долгие годы.
Но что-то на ферме очень не так: ящики и комоды в доме забиты камнями, а сестра явно что-то скрывает...
В последний год я вижу явный тренд в англоязычной фантастике в сторону спокойных, уютных историй.
Вот и Сара Пинскер в своем новом рассказе, хотя и нагнетает мистический саспенс до последнего, подготовила весьма и весьма лирическую развязку, без жертв и крови.
Рассказ очень «кинговский» — подробный, с вниманием к деталям и бытовым мелочам (да и объемом он не многим не дотянул до повести). Иной раз детали подменяют собой сюжет, иногда же они служат для нагнетания напряжения: когда героиня задаёт сестре прямой вопрос о том, что происходит и зачем та ее позвала, мы переключаем внимание на нечто иное, иногда зловещее и необъяснимое.
Наверное, большим спойлером будет даже намекать на разгадку мистической составляющей рассказа
Но мистика здесь играет декоративную функцию.
В первую очередь это история о том, как сложно признать свои ошибки и примириться с ними.
Харлан Эллисон «Эликсиры Эллисона»
Алексей121, 22 июля 2024 г. 23:03
Окей, первое что стоит отметить — это не сборник лучшего. Если вы хотите сборник лучшего — прочтите знаменитый полярисовский трёхтомник, а уж потом возвращайтесь сюда, коли будет желание.*
Во-вторых это не сборник фантастики. Да Эллисон никогда и не был чистым фантастом, либо же писателем, который в целом придерживался каких-то жанровых рамок.**
В-третьих, я совершенно не уверен, что вам понравится. Как пишет Терри Доулинг в одном из предисловий «Из всех писателей, трудившихся на ниве научной фантастики, никто не сумел расколоть читателей на жёстко очерченные лагеря любви/ненависти так, как это сделал Харлан.***
*И не смейте пропускать пожалуй лучшее авторское предисловие к авторским сборникам за всю историю литературы, написанное специально для русского издания!
**Это не значит, что в сборнике фантастики нет. Ничего подобного, в нем множество произведений глубоко вошедших в золотой фонд НФ: «У меня нет рта...», «Парень и его пёс», «Джеффри пять лет» и многие другие. Но целью составителя сборника было показать все грани творчества Харлана, а не только его сильные стороны: поэтому там есть его подростковые пробы пера, которых я бы показывать постыдился, сомнительного качества юморески, отправленные на анонимный конкурс журнала «The Magazine of Fantasy & Science Fiction», солидный кусок автобиографической работы про жизнь в уличной банде, сценарий так и не снятого фильма и много чего ещё. Часть из этого не перепечатывались никогда. Кое-что, наверное, и не стоило бы перепечатывать. Но это ценные артефакты, которым будет рад любой фанат автора. По настоящему классные рассказы можно прочесть много где, они до сих пор переиздаются постоянно. Но вот эти уникальные тексты, полнее раскрывающие личность и талант Эллисона можно найти только здесь.
***Не случайно ни у одного из хрестоматийных, монументальных произведений Харлана нет оценки выше 8 баллов.
На этом отзыв закончен.
Но раз уж я собрался его писать, не могу не выразить огромную признательность Автору, который сделал для формирования моих читательских вкусов примерно столько же, сколько и Роджер Желязны и Филип Дик (а может ещё немногим больше).
И огромная благодарность издательству АСТ, которое взяло на себя смелость вытянуть настолько масштабный проект, прекрасно зная, что многих неофитов он от автора только оттолкнет.
Алексей121, 5 июля 2024 г. 22:52
Итак, «Верные и павшие» прочитаны. Это было долгое и трудное путешествие, но, наконец, оно завершено.
И вот что я хочу сказать. Я хочу понять культовость этого цикла, так же как я понимаю культовость «Темной башни», «Колеса времени» или «Малазана». Хочу понять, но не понимаю.
Да, автор пытается обыграть тропы классического фэнтези: избранный, пророчество, заточенный, но пытающийся освободиться черный властелин, поиск магических артефактов, но получается это не всегда и искушённого читателя книга рискует разочаровать ещё на старте и до поворотов и усложнений сюжета он рискует так и не добраться.
С другой стороны, структура цикла довольно интересна: здесь очень, очень много персонажей и от тома к тому список действующих лиц будет меняться: одни персонажи будут получать право голоса, другие будут замолкать, чаще всего навеки из-за безвременной кончины. Таким образом достигается эффект повышенных ставок и смертности почти любого героя. Вот только, не то что бы это имело значение. Потому что персонажей столько, что сколь-нибудь достойными внимания и интересными автор сделал, пожалуй, человек трёх. Из более чем двух десятков.
И главный герой к их числу не относится. Как бы Гвинн не пытался показать его рост и развитие, борьбу со страхом и скорбью, он так и остаётся деревянным и пустым: функцией, должной исполнить свое назначение.
В этом плане антагонист сюжета куда интересней. По крайней мере тем, что примерно половину повествования считает себя спасителем мира, идущим на необходимые жертвы. В один момент он понимает как сильно ошибался — и вот тут я считаю, что Гвинн не смог достойно показать перелом характера персонажа и его двойственность. В какой-то степени оно есть (не зря в финале он получает несколько личных глав), но этого явно недостаточно.
Проблема слабого раскрытия большинства персонажей для меня объясняется очень просто: автору в первую очередь хотелось описать фэнтезийное рубилово. В первом томе он ещё держит баланс, во втором начинает перебарщивать, в третьем и, особенно, четвертом — уходит в отрыв. Персонажи дерутся большую часть экранного времени, а то что не дерутся — готовятся к драке или планируют как будут драться. Тут не до рефлексий и потому подавляющее большинство характеров остаются удручающе одномерными.
С другой стороны, стоит дойти до мордобоя и проза Гвинна расцветает. Описывать сражения, самые разные, он любит и могёт: получается красочно, смачно и брутально. Думаю, поклонники фэнтезийной баталистики не будут разочарованы. Я могу придраться разве что к тому, что слишком уж часто антагонисты полагаются на грубую силу и тем самым проигрывают военным хитростям и уловкам протагонистов. При том попадаются на эти уловки персонажи, заявленные умными и коварными — не комильфо.
Наиболее слабый момент сюжета, пожалуй, необходимость сбора макгаффинов, семи артефактов, необходимых для открытия врат, за которыми на низком старте стоит местный темный властелин со своей ордой. Автор как будто бы сам понимает, насколько скучную сюжетную условность он ввел, потому к финалу артефакты собираются сами собой, с минимальными усилиями со стороны действующих лиц.
Не смотря на всю критику, не могу сказать, что чтение было совсем уж скучным: автор обеспечивает весьма бодрую сюжетную динамику (если продраться через несколько затянутый этап становления и взросления), неожиданные сюжетные повороты и смерти центральных персонажей, ну и по-настоящему эпичную концовку.
Но на каждый элемент повествования, который у него получился, я смогу назвать пару, которые не удались. Хорошо, что в «Саге о заклятых кровью» Гвинн провел работу над ошибками и избавился от многих детских болезней своей дебютной работы
Поэтому чтение автора рекомендую начать именно с нее.
Ф. Джели Кларк «How to Raise a Kraken in Your Bathtub»
Алексей121, 25 июня 2024 г. 22:33
Победитель рядя крупных фантастических премий этого года включая Локус: авантюрное городское фэнтези про разведение кракена у себя в ванной.
Предприимчивый, но невезучий английский джентльмен получает яйцо кракена и видит в нем способ разбогатеть. Строя честолюбивые планы, он ещё не знает, что стал пешкой в более крупной игре морского народа, чьи цели далеко не безобидны.
Звучит неплохо и начало рассказа было многообещающим. Концовка тоже была бы неплоха, если рассматривать рассказ в сферическом вакууме, но, увы, это вряд ли возможно. И вот с точки зрения морали он выглядит весьма сомнительно.
Естественно, если мы имеем дело с колониальной Англией, то никак нельзя не затронуть высокомерие и расизм англичан. Особенно будучи человеком цвета, покритиковать белых расистов-угнетателей сам бог велел. Вот и по сюжету рассказа, угнетаемый морской народ желает освободиться. И, подобно Ребекке Куанг с ее «Вавилоном» автор видит только одну возможность для достижения этого — террор, и чем более жестокий и разрушительный, тем лучше. Если убить побольше простых горожан, причинить побольше разрушений и бедствий, то англичане, безусловно, все осознают, перестанут быть высокомерными расистами и освободят угнетенные народы.
И ни в коем случае не пошлют армии в карательные походы.
В общем, очень надёжный и гуманный план, да.
Немного смутили своей неканоничностью описания кракена, которые даёт автор: молодой кракен свободно передвигается по суше и развивает приличную скорость, да так что его принимают за собаку, да и в дальнейшем, заматерев, никаких сложностей при передвижении по городу и сеянии разрушений не испытывает.
В общем, слишком далеко автор ушел от привычного образа, соорудив из классического монстра какую-то неведому зверушку на угоду сюжету.
Учечукву Нвака «The Rainbow Bank»
Алексей121, 23 июня 2024 г. 22:52
В мире недалёкого будущего случилось сопряжение сфер, заполнившее его артефактами, магическими созданиями и аномалиями. Человечество выжило исключительно в закрытых барьерами анклавах, за которыми простирается опасная и неизведанная территориями. Однако отдельные смельчаки все равно решаются на вылазки туда, чтобы найти легендарные артефакты, сулящие власть и богатство. Свидетелями одной такой вылазки, в поисках горшка лепрекона, мы и станем.
Да, перед нами лёгкое, развлекательное science fantasy, в котором роботы соседствуют с магией. Классический квест, который завершается столь же классическими и при том необязательными твистами, из-за чего концовка выглядит скомканной и перегруженной. В процессе чтения меня не покидала мысль, что работа откровенно ученическая: бедноватый язык, очень инфантильные персонажи, на не самый большой рассказ (чуть больше 10 000 слов) есть лишние эпизоды и провисания, и, как уже отметил, не лучший финал. Да и, не будем не замечать слона в комнате, вторично же, ну. Особенно для российского читателя — читать про очередной рейд в аномальную зону за артефактами и не закатывать глаза — задача не из лёгких.
И, когда я прочел справку об авторе, мои подозрения подтвердились — Учечукву Нвака ещё очень молод, учится на каком-то курсе университета и пишет чтоб отвлечься от учебы.
В целом, пишет не то что бы плохо. Конечно, хотелось бы, если он рассказывает о своей стране (действие происходит в Нигерии), чтобы культурных отсылок было побольше, а не только пара названий. В конце концов, неужели нельзя было и артефакты взять из африканской мифологии, а не эксплуатировать европейскую. Но это скорее придирка, главные претензии были выше. В целом, написано легко, умеренно развлекательно, но автору ещё над своей прозой работать и работать. Никаких премий за это я, понятное дело, давать бы не стал. Считаю, что их совершенно другого уровня литература должна брать. Однако же имеем что имеем, и это ещё не худший вариант, смею заметить!
Алексей121, 7 июня 2024 г. 22:27
Деревню главной героини разрушила Мантикора, огромный коварный монстр, любимое лакомство которого — человечина. Теперь она мечтает о том, чтобы стать погонщицей птиц Рух, единственных естественных врагов Мантикор и посвятить свою жизнь охоте на чудовищ.
В послесловии Фонда Ли говорит, что ей требовалось написать что-то абсолютно иное, относительно нефритовой трилогии (динамичного гангстерского городского фэнтези).
Во-первых перед нами достаточно классическое фэнтези с легкими ближневосточными мотивами. Во-вторых фэнтези абсолютно не динамичное. Практически все экранное время уделяется описанию обучения и приручения птиц, а так же внутреннему миру глубоко травмированной героини. Фонда Ли постоянно нагнетает, бросая намеки о грядущих бедствиях, из-за чего в процессе чтения я уже начал рисовать апокалиптические картины. Но ожидания мои не оправдались. Да, трагедии будут, но очень локальные и человечные. А в центре внимания автора оказывается то, как персонажи справляются с потерями и пытаются жить дальше. С одной стороны, это интересное переключение внимания и довольно неожиданный для классического фэнтези ход.
С другой — а стоила ли эта локальная и простая история, такого объема текста?
Думаю, можно было обойтись рассказом. Увы, вынужден признать, что практически все время на протяжении чтения я испытывал в первую очередь скуку.
Алексей121, 7 июня 2024 г. 19:30
Стивен Кинг садится писать новый роман.
Трамп-трампковид-трамп-ковид-все трамписты ублюдки-ковид-слово «негр» расисткое-а ты прививался?-трамп-ковид-злобные трамписткие ублюдки антиваксёры-ковид-трамп-ковид-мезкие трамписты-расисты-ковид-немного сюжета-трамп-мирные выступления BLM-антиваксеры-трамписты-полицейские-беспредельщики стреляют в черных-слово «индеец» расисткое-трамп-ковид-носи маски-экстремисткий захват капитолия трампистами-расистами...
...ещё 500 страниц безумно увлекательного текста...
...трамп-ковид-все антиваксеры умрут от ковида-трамп-расисты-ковид.
С чувством выполненного гражданского долга Стивен Кинг отставляет печатную машинку в сторону и относит рукопись в издательство.
Наслаждайтесь.
Алексей121, 31 мая 2024 г. 23:02
Четверо друзей путешествуют по постапокалиптическом у миру в поисках своей подруги, постоянно отвлекаясь на приготовление достаточно замысловатых блюд.
Практически «Подземелье вкусностей», только в постапокалиптическом антураже и он ещё никогда не был настолько уютным.
Каждая глава начинается и заканчивается с рецепта: сначала даётся базовый, а затем его постапокалиптическая вариация, когда некоторых продуктов уже не найти, да и антураж накладывает ограничения.
Готовке уделено крайне много внимания — практически вся повесть это разговоры во время приготовления еды, и честно сказать под конец всю эту варку/жарку я читал по диагонали. Есть же уютное фэнтези, а это уютный постапокалипсис такой, да ещё и кулинарный — наверно кому-то понравится, но я явно не отношусь к аудитории этой повести.
Сара Риз Бреннан «Happily Ever After Comes Round»
Алексей121, 26 мая 2024 г. 10:20
Я ненавижу ретеллинги.
Всю их популярность я объясняю прежде всего двумя вещами: для автора куда проще переделывать чужие сюжеты, чем придумывать свои, а для читателя полупеваренный продукт усваивается лучше.
Здесь же ретеллинг такого свойства: берём оригинальную, и без того очень мрачную сказку, и ударяем медальку в пол, делая из нее жесткий слаттерпанк.
Итак, Гензель и Гретель приходят в домик ведьмы. После потасовки им удается затолкать ее в печь.
А затем остаются жить в домике ведьмы, питаясь подножным кормом и предаваясь инцесту
Казалось бы отвратительно, сжечь до прочтения, но я не могу отказать рассказу в некоторой доли мрачной притягательности.
Очень быстро становится понятно, что история будет закольцована, практически с того момента, когда Гензель и Гретель остались жить в домике ведьмы, но подобное завершение сюжета всё равно кажется весьма удачным. Также не могу не отметить весьма неплохой язык: весьма образное повествование, которое перемежается меткими и одновременно сомнительными фразочками в духе «Дети как еда, мы готовим их для собственного удовлетворения».
Учитывая все вышеприведённое оценивать рассказ довольно сложно, а в таких случаях я обычно ставлю нейтральную оценку. Однако же неподготовленного человека, который читал мало хоррора, рассказ способен шокировать, поэтому подходить к нему стоит с осторожностью.
Джеймс Айлингтон «Воля многих»
Алексей121, 8 мая 2024 г. 16:32
The Will of the Money
Предыдущий цикл автора, «Трилогия Ликаниуса», на нашем рынке провалилась в продажах. Дело не пошло дальше первого тома, а остатки тиража в 2500 экземпляров лежат на складе до сих пор. На западе ситуация лучше, у цикла есть преданная группа поклонников (характерен тот факт, что они даже создали весьма подробную Вики по миру трилогии), однако же не редко он мелькает в списках самых недооценённых книг, фактически как hidden gem, о котором слышали не многие, но на который стоило бы обратить внимания.
Поэтому для меня не удивительно, что второй цикл Айлингтон решил делать более коммерческим. Но, чёрт возьми, как же это разочаровывает.
Да, Айлингтон написал янг-эдалт. Более того, он распотрошил кучу янг-эдалт циклов и выдернул из них лучшее.
Навскидку:
1. «Алое восстание» — кастовое общество, по эстетике напоминающее римское и главный герой, который вынужден поступить в академию, где учатся дети элиты, выполняя поручения местных повстанцев.
2. «Бегущий в лабиринте» — одно из ключевых испытаний в академии — бег с препятствиями и преследователями по лабиринту, геометрия которого может меняться. Возможна вариация, с бегом на выживание.
3. «Голодные игры» — финальное испытание в академии — вариация на тему Голодных игр. Да, она ближе к той, что была в Алом Восстании, но все прекрасно понимают, у кого списывал Пирс Браун.
4. «Дивергент» — концепция общественного устройства (только у Айли 3 товарищества/пирамиды, а не 5 как у Рот) и финальный срыв покровов с апокалипсиса, который кому надо апокалипсис.
И так далее.
Что у нас ещё модно нынче? Магические системы? Кто у нас на них собаку съел? Сандерсон? Отлично, значит спи... кхм, спишем у Сандерсона, а чтоб сильно не палиться возьмём не самый популярный его роман «Убийца войн» и переименуем Дохи в Волю, оставив суть практически без изменений.
Естественно, раз это янг-эдалт, то всякую сложность сюжета пришлось отправить под нож. Здесь всего одна сюжетная линия, излагаемая от первого лица в настоящем времени. Флэшбеков практически нет. Главный герой — наследник одного из захваченных Иерархией королевств, который скрывается в местном детдоме под личиной сироты войны. Иерархия — мировой гегемон, который правит за счёт установления жёстких пирамид власти и сил.
В мире книги каждый человек обладает запасом жизненных сил, «Волей», которую с помощью специального устройства может частично отдавать другим. Те, кто только уступают свою волю зовутся октавами — они имеют меньший срок жизни, быстрее устают, глупеют и так далее. Над ними стоят септимы, каждый получает волю от нескольких октавов и за счёт этого гораздо сильнее обычного человека.
И так далее — чем выше человек в Иерархии, тем больше воли он имеет и большими способностями обладает. Ну то есть да, вылитые «Дохи» Сандерсона, как я и говорил.
2/3 книги проходит в местной академии, с редкими выездами в соседние локации (первая треть — подготовка к заезду в академию). И тут Айлингтон шпарит штампами поверх штампов: и с аутсайдером-то мы подружимся, и главному задире по фейсу надаём (а потом тоже подружимся). Не меньшим сюжетным штампом является любовная линия главного героя, финал которой с лёгкостью просчитывается любым, кто прочел больше одного Янг-эдалт романа. Особенно повеселил момент, когда герой бежал по лесу выполнять срочный, жизненно важный квест, но тут увидел волчонка в беде и не отказал себе в удовольствии ему помочь, чтобы в будущем обзавестись животным-компаньоном. В каком количестве фэнтези-книг это уже было предлагаю сосчитать самостоятельно.
Хуже того, главный герой, глазами которого мы наблюдаем за происходящим просто никакущий. Не зря в рецензии tor.com его назвали «гиперкомпетентным» — большинство сюжетных перипетий он проходит гладенько, делая ровно то, что ему говорят и что требуется по сюжету. И это, черт возьми, безумно скучно. Одно из главных правил хорошего приключенческого романа — ничто не должно идти по плану. Здесь же, если ГГ получит какой-нибудь квест, например подслушать важные переговоры, будьте уверены, он выполнит его без сучка и без задоринки и сдаст заказчику. Формально да, автор пытается наделить героя недостатком, вспышками ярости, но они, как удачно, проявляются только тогда, когда надо накостылять кому-то, кто гарантированно сильнее.
Следовательно у единственного персонажа, за которым мы следим, нет никакой арки, а все его развитие сводится к прокачке умения по лабиринту бегать. Это даже хуже, чем у большинства конкурентов в жанре.
Главный аргумент поклонников Айли заключается в том, что у романа убойная концовка, которая меняет не только восприятие происходящего, но и жанр. Мол вся эта академка была ширмой, а на самом деле все гораздо сложнее. И я не могу с этим согласиться. Во-первых, примерно 25 авторских листов «академической» части романа (всего в нем около 35 а.л.) — слишком громоздко для ширмы, а во-вторых, срыв покровов получился весьма скомканным и очень многое пока просто непонятно из-за малого объема информации.
Если в первом цикле автор заигрывал с хронооперой, то здесь в бой пошла многомировая интерпретация.
Но на этом, в общем-то и всё. Возможно, во втором томе будут три сюжетные линии, вместо одной, но что из этого выйдет покажет будущее. Теоретически может быть интересно, особенно если двойники постепенно станут антогонистами, фундамент для чего был заложен в последней главе, но все может оказаться и куда прозаичнее. Не зря многие янг-эдалт циклы прокисают после первого тома, когда самые сильные штампы уже заюзаны и пора выходить в свободное плавание имея при себе только дырявое корыто из вторичностей и потраченных жанровых клише.
«Воля многих», как ни грустно это признавать — эдакое «Четвертое крыло» для мальчиков, продукт, в котором каждый элемент работает на привлечение как можно большей аудитории. Продукт вполне аппетитный и легко усваиваемый. Но произведением мне назвать его сложно.
А самое печальное, судя по динамике оценок на гудридсе, замысел автора окупился и роман читают гораздо активнее прошлых, да и ЦА все вполне устраивает.
Чего же боле?
Алексей121, 3 мая 2024 г. 21:23
Прямолинейная, примитивная и просто скучная вещь.
Я, конечно, понимаю, Элис Тауи писательница начинающая, однако уже и в журнале Азимова публиковалась и в антологию лучшего за год умудрилась попасть (никак по квоте, с таким-то уровнем письма).
Как будто взяли какой-нибудь рассказ, из плохоньких, написанный на заре золотого века, добавили экологический посыл и представили на суд читателю.
Дальнейший ход событий, как и то, где был спрятан фильтр оказывается, мягко говоря, немного предсказуемым.
Мне кажется, что именно в начале творческого пути писать настолько ленивые и топорные работы должно быть особенно стыдно.
Рич Ларсон «The Indomitable Captain Holli»
Алексей121, 3 мая 2024 г. 20:36
Повесть Рича Ларсона — настоящий глоток свежего воздуха в апрельском Clarkesworld-е, который получился на редкость унылым, и пусть объемом она сравнима со всеми остальными произведениями вместе взятыми. Лютая динамика захватывает с первых страниц и не отпускает до финала.
Постапокалипсис. Люди живут в двух враждующих башнях-крепостях, управляемых искусственным интеллектом.
В одну из башен с загадочной целью проникает бот-паук, который отрубает электричество, а затем начинает охоту за своей целью. Следом идёт отряд коммандос. Эстима и ее парень оказываются застигнуты врасплох произошедшем, пытаются понять, что произошло, а затем и дать отпор вторженцам. А для ее младшей сестры, Холли, поднявшийся переполох — прекрасная возможность поиграть в пиратов со своей обладающей искусственным интеллектом куклой в дополненной реальности. Постепенно все сюжетные линии сводятся к напряжённой гонке на вершину башни-крепости с постоянно растущими ставками.
Читается, повторюсь, увлекательно, но вот концовка отдает какой-то наивностью в духе кота Леопольда.
Но даже так вещь стоящая, достойная прочтения и попадания в антологии лучшего за год.
Кэлли Дженнингс «Occurrence at O1339»
Алексей121, 26 апреля 2024 г. 22:13
Небольшой шахтерский бот сталкивается с могущественной инопланетной цивилизацией, которая требует доказать свою разумность, грозя в случае неудачи уничтожить не только сам бот, но и все человечество.
Такой вот экстремальный тест Тьюринга. Вот только какая реплика окажется подходящей, чтобы его пройти?
Ответ, увы, оказался довольно банальным
Такая простая идея явно не для рассказа 2024 года. Она бы и в 1940-х смотрелась бы весьма потаскано. Но, по крайней мере, рассказ короткий.
Валери Вальдес «A Magical Correspondence, to the Tune of Heartstrings»
Алексей121, 26 апреля 2024 г. 21:45
Классический пример «уютного фэнтези» — главная героиня учится магии на заочном отделении, получая задания по почте. Попутно она работает по дому, помогает родительскому бизнесу по изготовлению музыкальных инструментов, стоит глазки милому почтальону... времени на все отчаянно не хватает, но она старается не унывать.
По законам жанра, ничего плохого с ней не случится, усидчивость даст плоды, родственники примут ее увлечения с пониманием, а почтальон пригласит на танец.
В общем, все будет миленько. И это даже в каком-то смысле неплохо, видеть как жанр постепенно разворачивается от мрачного и депрессивного к подобным историям. Главное не перебарщивать, а то диабет заработать можно.
Парлей Ривьер «Redshift ||| Shiftred»
Алексей121, 25 апреля 2024 г. 20:14
Рассказ получился весьма неоднозначным: он сочетает в себе как удачные находки и решения, так и большое количество... не то что бы ляпов, скорее крайне неубедительным моментов.
Итак, далёкое будущее. Оружейник космического корабля использует наркотик, обеспечивающий замедление времени для того, кто его принимает, что позволяет ему создавать более совершенное оружие, но постепенно разрушает разум. Показано это весьма оригинально: текстовой графикой, думаю только ради этого рассказ стоит посмотреть.
Портят его две вещи. Во-первых очень слабо прописанный антураж. Автор даёт несколько зацепок, но это сентенции из разряда «колониализм плохо», что явно волнует автора, но читателю представляется слабоинтересными трюизмами. Все-таки воюющие стороны при общей оригинальности рассказа можно было прописать получше.
Ну и второе, действие происходит на военном космическом корабле, но автор понятия не имеет как функционируют армейские структуры, что такое цепь командования и подчинение приказам, из-за чего городит очень много суши, даже с учётом привелегированного положения оружейника.
Аннали Ньюиц «The Best-Ever Cosplay of Whistle and Midnight»
Алексей121, 19 апреля 2024 г. 23:57
Действие рассказа происходит в мире романа The Terraformers — планете земного типа, которая подвергается процедуре терраформирования человечеством далёкого будущего (время действия романа — примерно 60 000 год нашей эры). Кроме непосредственно Х.Сапов в романе действуют различные виды пост-людей и прошедшие процедуру бриновского возвышения животные. Но в отличие от романа, который отличался действием, растянутым на несколько тысяч лет и делал главным действующим лицом планету, рассказ посвящен небольшому, забавному эпизоду в жизни новой планеты: косплей-вечеринке, в которой участвует клуб червей-косплееров.
Да, кажется, возвышение зашло слишком далеко.
Я слушал рассказ в подкасте и там неоднократно подчеркивалась его остроумность, но я слишком далёк от культуры косплея, чтобы оценить юмор и тонкость автора (ну за исключением очевидной абсурдности ситуации, когда пара червей пытается косплеить персонажей какого-то супергеройского боевика). Однако же мне кажется и Ньюиц не до конца понимает косплей — мне казалось, что он тем удачнее, чем лучше удается передать персонажа, а здесь персонажи думают как косплея человеков сохранить при этом свою червивость.
Абсурдная штука, я же говорил.
Так же не могу не отметить, что рассказ лишён какого-то яркого конфликта. Любое затруднение, которое встречают герои на пути моментально решается. Да, на западе бешеными темпами набирает популярность оптимистичная, или как ее ещё называют «уютная» фантастика (и когда-нибудь я напишу об этом отдельно), но настолько беззубые вещи, в которых с героями ничего не происходит, я нахожу довольно скучными. Здесь мне просто не за что зацепиться. Тема от которой я безумно далёк и лишенный конфликта сюжет не располагают к высокой оценке, пусть и на основной роман Я смотрю с интересом (и, надеюсь, что фанзон его переведет, как и первые два).
А вдруг.
Алайя Дон Джонсон «A Brief Oral History of the El Zopilote Dock»
Алексей121, 29 марта 2024 г. 16:31
Весьма потешная антиутопия, про то как получивший независимость Техас мгновенно превратился в страну Гулагию, с сотнями тюрем-концлагерей, полицейским произволом, расизмом. Ну и запретом на аборты, естественно.
Рассказ стилизован под хронику жизни одной женщины, которая познала на себе все прелести подобной системы.
Но, нельзя не заметить слона в комнате, и не отметить, что писательница отрабатывает текущую внутриамериканскую политическую повестку и рассказ ее — банальный политический памфлет, написанный с целью очернить штат Техас (и другие республиканские штаты) в преддверии грядущих выборов. Мол поглядите что будет, если эти победят, всю страну в лагеря загонят.
Это утрирование довольно уморительно (именно поэтому я и назвал рассказ потешным), но хорошей фантастики из рассказа не получается. Все примитивно до ходульности, плоско и однобоко.
Алексей121, 29 марта 2024 г. 14:43
У рассказа очень странный баланс: в его центре весьма любопытная сюжетная линия, попытка первого управляемого человеческого корабля выйти за пределы Пояса Койпера (и столкновение с ловушкой, которую поставила некая иная цивилизация). Только эта сюжетная линия практически не развивается и заканчивается пшиком, а большую часть рассказа автор предлагает читателю весьма унылую семейную сагу со вполне классическими сюжетными поворотами — предысторию одного из членов экипажа, изобретателя антигравитационного двигателя. До последнего ждал, что автор подготовит какой-нибудь любопытный сюжетный поворот и скучная сюжетная линия повлияет на интересную, но нет, этого не происходит. Кроме весьма плоской метафоры, отсылающей к названию рассказа, автору оказалось нечего предложить.
Алексей121, 28 марта 2024 г. 22:50
«Ледяные призраки» — короткий и весьма странный рассказ, написанный Кеном Лю для очередного мультимедийного проекта, связанного с исследованием нейросетей.
Далёкое будущее. Генно-модифицированная, аугментированная девушка-шахтер работает на ледяном кольце планеты другой солнечной системы. Ходят слухи, что раньше здесь жила инопланетная цивилизация и героиня повсюду видит следы их присутствия. Но отслеживающий ее работу искусственный интеллект постоянно пытается объяснить ее находки с рациональной точки зрения.
Постепенно это подводит к вопросу ограниченности восприятия и узости интерпретаций, а так же ограничений, которыми обладают как машинный, так и человеческий разум. В очередной раз рассказ Кена Лю напоминает скорее эссе на заданную тематику, где заданный пунктиром сюжет служит лишь в качестве примера и иллюстративного материала для авторских мыслей.
Ну и не могу не отметить, что концовка выглядит спонтанной и необоснованной, вызывая по большей части одно лишь недоумение.
Надеюсь, хоть заплатили за участие в проекте хорошо.
Малена Салазар Масиa «Geminoide»
Алексей121, 19 марта 2024 г. 19:16
Малена Салазар Масиa — кубинская писательница, пишущая фантастику на испанском языке. Кроме нескольких романов публикует рассказы, часть из которых была переведена для англоязычных и немецких журналов и периодики. Рассказ «Геминоид» (так называют роботов-андроидов, созданных для максимально близкой имитации человека) как раз из таких. Начинается он весьма банально: мальчик издевается над свежекупленной игрушкой. И я уже думал пролистать его по диагонали и поставить низкую оценку за банальность, но дальше он начинает удивлять. Сначала неожиданно зарождающейся дружбой, а в финале и элементами хоррора с весьма жёсткой концовкой. В результате получилось вполне неплохо.
Кубинская фантастика стоит прочтения.
Ф. Е. Чо «Swarm X1048 - Ethological Field Report: Canis Lupus Familiaris, “6”»
Алексей121, 18 марта 2024 г. 21:26
Очередной безызвестный англоязычный МТА.
Очередная попытка продать никчёмный сюжет, путем написания рассказа от второго лица.
Я такие рассказы скоро пропускать начну. Ну сколько можно.
Коротко о сюжете.
Земля после гибели человечества. Научные зонды инопланетян изучают остатки биосферы. Рассказ посвящен жизнеописанию волка обыкновенного, от рождения и до смерти от раковой опухоли (из-за питья из заражённых водоемов). Собственно, в шкуру волка писательница и предлагает нам погрузиться, впрочем, довольно безуспешно.
В первую очередь, она мало что смыслит в волках. Во вторую очередь — она не умеет писать о животных. В третью очередь — она в принципе не умеет писать. Всё на что ее хватает — дешевая пожалейка. Но стоит заюзать второе лицо — и текст сразу становится стильным, модным, молодежным.
Тьфу.
Алексей121, 18 марта 2024 г. 16:44
Главная проблема рассказа — это то, что автор, похоже, толком не знал о чем он хочет писать.
Формально перед нами роман о контакте: на землю прилетают пришельцы и пытаются установить контакт с птицами, не воспринимая человеков в качестве разумных существ. И группе учёных нужно попытаться всё-таки доказать инопланетянам свою разумность. Получится ли у них? Ну наверное. Ответа в рассказе нет.
А ещё инопланетяне начинают спасать Землю от последствий глобального потепления. Но делают ли они это из альтруистических соображений, или они просто терраформируют новую планету под свои нужды? Вопрос задан, но ответа мы не узнаем.
И даже драматическая история семьи учёных, которые разводятся из-за взаимонепонимания не получает удовлетворительной развязки.
В итоге ситуация странная: при удачности отдельных решений, куда ни кинь — оборванная сюжетная линия или упущенный потенциал. История, которая могла быть хорошей, но не получилось. Прямо как большинство описанных в романе событий.
Дэвид Гудман «Kardashev's Palimpsest»
Алексей121, 18 марта 2024 г. 15:45
Дэвид Гудман — начинающий, но подающий надежды британский фантаст. Это мой второй прочитанный у него рассказ и пишет он весьма крепкую прозу.
Ну а уж фамилию Кардашёва и придуманную им шкалу развития цивилизаций знает любой поклонник научной фантастики. К рассказу с названием «Памплисест Кардашёва» я подходил с большими ожиданиями и он меня не разочаровал. Гудман на мелочи не разменивается и описывает историю человечества от создания технологии экстремального продления жизни и оцифровки сознания, до тепловой смерти вселенной. И параллельно рассказывает весьма личную историю о любви, поиске и попытке примириться с неизбежной смертью.
Получилось вполне в духе Рейнольдса («Галактический север») и других создателей масштабных историй галактики. Если писатель продолжит развиваться, думаю, через несколько лет мы увидим нового автора научной фантастики мировой величины.
Раджив Прасад «The Flowers That We Intend To Share»
Алексей121, 16 марта 2024 г. 09:25
Раджив Прасад — начинающий американский писатель индийского происхождения, публикующийся в сетевой периодике.
Не удивительно, что его новый рассказ, «Цветы, которыми мы хотим поделиться» описывает будни семьи иммигрантов из Индии, живущих в Калифорнии мира недалёкого будущего. В США царит безработица, так как роботы берут на себя все больше и больше профессий, но у этой семьи все довольно неплохо: они выращивают орхидеи и зарабатывают на их продаже. Пока однажды кто-то не начинает эти орхидеи воровать. Кто и зачем? Вот вопрос, ответ на который герои будут пытаться найти большую часть рассказа. И этот поиск будет весьма скучным, надо сказать. Поиски цветочного вора — далеко не та проблема, о которой интересно читать, как и дежурный конфликт отцов и детей, развивающийся на страницах рассказа.
Не очень верится и в то, как подаёт автор идею саморазвивающегося ИИ. Уход за растениями — вещь весьма монотонная, легко алгоритмизируемая и вряд ли способная приблизить машинный разум к человеческому. Впрочем, уверен, любители орхидей могут со мной поспорить.
Нги Во «Stitched to Skin like Family Is»
Алексей121, 11 марта 2024 г. 22:29
Рассказ с интересной идеей (швея-магичка, умеющая оживлять вещи путешествует по дорогам Америки 1930-х годов) и весьма блеклой реализацией. Текст слишком короткий и слишком сумбурный, чтобы хоть немного вжиться в происходящее и проникнуться повествованием.
Получилась весьма поверхностная история мести, которой отчаянно не хватает объема и глубины.
Кэтрин Юэлл «Afflictions of the New Age»
Алексей121, 11 марта 2024 г. 21:38
С одной стороны идея рассказа весьма интересная: то, что у людей, которые постоянно продляют свою жизнь (а главной героине уже без малого две сотни лет) постепенно замедляется восприятие времени.
С другой стороны, чтобы подвести читателя к этой нехитрой мысли, автору потребовалось больше 4000 слов.
А как это написано... Ведь по сути дела весь текст описывает то, как старушка проводит полицейских от прихожей до гостиной, лишь не на долго выныривая из собственных воспоминаний и рефлексии. С другой стороны, я допускаю, что никак иначе нельзя было рассказать эту историю, что, впрочем, не делает ее интересней.
Алексей121, 10 марта 2024 г. 22:11
Рассказы Леви Тидхара из цикла о Центральной Станции имеют свой, узнаваемый, но при этом сложно передаваемый вкус. Я прочел их уже полтора десятка и к каждому последующему возвращаюсь как к себе домой.
Рассказ «Робот» так же прост как и его название. Мы наблюдаем за жизнью и странствиями домашнего робота-компаньона R76-2 на протяжении без малого 600 лет. От больших городов, до полей сражений на войне, которая, кажется будет длится вечно. От лунных баз до поселений в открытом космосе. От марсианской колонии, до... кто знает, куда ещё заведут его странствия. Сменяются поколения, меняются религии и языки, но люди, как и роботы остаются теми же самыми, как не меняются и вечные вопросы, на которые они ищут ответы.
И пусть рассказ этот написан нарочито простым языком (что особенно ощущается в диалогах) Тидхару отлично удалось передать два казалось бы несочетаемых чувства: меланхолию и оптимизм.
Отличная история, пожалуй одна из лучших, что я прочел в этом году.
Зохар Джейкобс «The Enceladus South Pole Base Named after V.I. Lenin»
Алексей121, 10 марта 2024 г. 18:51
Зохар Джейкобс — писетельца родом из США, которая большую часть жизни прожила в Оксфорде. Публикуется чаще всего в сетевой периодике и значимых творческих достижений пока не имеет.
Рассказ «The Enceladus South Pole Base Named after V.I. Lenin» я бы тоже не отнес к удачным, но всё-таки ставлю ему достаточно высокую оценку. Ведь тематика его, мягко говоря, весьма неожиданная.
Итак, семидесятые годы двадцатого века. Советская космическая станция на Энцеладе. Отважные первопроходцы, которые налаживают быт и планируют основать постоянную колонию «и пусть мы не были первыми на Луне, зато мы первые на Сатурне».
Автор весьма детально описывает как быт советской станции так и реалии альтернативного Советского Союза, в котором технический прогресс пошел гораздо быстрее (быть может, в альтернативной истории не было холодной войны и потому все силы были брошены в космическую гонку?). И при огромном количестве славянизмов она практически нигде не косячит. Подготовительная работа была проделана весьма и весьма достойная. На зависть тому же Рейнольдсу или К.С. Робинсону, которые даже задачу написать правильно русские имена не вывезли. Думаю, без чтения классической советской фантастики не обошлось, ее вайбы весьма ощутимы.
Другое дело, что основная проблема, с которой столкнулась станция (а именно возрождение религии под гнетом нависающего над станцией газового гиганта) мне видится несколько натянутой.
Второй момент, который нельзя не отметить, это финальный сюжетный твист
Вызывает определенные вопросы, так как в более идеализированном авторском мире для этого я не нахожу предпосылок.
Однако же тематика рассказа и возможность взглянуть на советскую космическую станцию глазами английской писательницы нивелирует эти недостатки.
Алексей121, 29 февраля 2024 г. 21:46
Весьма приземлённая, а потому и скучная фантастика ближнего прицела исследующая вопрос того, как опознать написанный нейросетью роман.
Ответ даётся на последних строчках и он...ну скажем так довольно высокомерен.
Но я провел эксперимент и посмотрел, сколько из издающихся прямо сейчас книг могли бы быть написанными нейросетью, судя по аннотации и обложке.
Думаю, как минимум 3/4.
Алексей121, 29 февраля 2024 г. 21:41
В чем китайских авторов нельзя упрекнуть, так это в отсутствии размаха: даже в короткий рассказ они умудряются упихнуть идеи вселенского масштаба.
Итак, мир будущего полностью под контролем искусственного интеллекта, открывшего тайны темной материи, а значит получившего практически бесконечный запас энергии. Мир, в котором законы физики заменены законами театральных подмостков.
А величайший театральный жанр — это трагедия, значит должны существовать и трагичные герои.
Но кто будет самым подходящим героем драмы для подобного мира?
Ответ на этот вопрос довольно очевиден и автор практически по прямой дороге ведёт героев к закономерному финалу. Впрочем, рассказ подкупает не столько зигзагами сюжета, сколько смелостью миропостроения.
Алексей121, 29 февраля 2024 г. 21:32
Рассказ о нелегкой участи людей, которые вынуждены отыгрывать роли NPS в играх в виртуальной реальности недалёкого будущего. Естественно, в играх исключительно кровавых и садистских, каких же ещё. Практически виртуальный аналог ада.
И пусть рассказ достаточно небольшой по объему, читается он весьма натужно — картину происходящего (не бог весть какую оригинальную, автор предлагает собирать по кусочкам, а самое главное происходит буквально в последних строчках. Да и сама идея не то что бы возбуждала воображение. Явно не лучшая работа автора.
Остон Хабершоу «The Laugh Machine»
Алексей121, 29 февраля 2024 г. 21:18
С одной стороны, рассказ можно воспринимать как набивший оскомину социальный комментарий, мол искусственные интеллекты будут отбирать работу у людей творческих профессий, бойтесь. В таком виде он стоит не многого, но мне кажется сводить весь смысл рассказа к этому было бы ошибкой.
Скорее тут речь идёт о построении взаимопонимания между осознавший себя искусственным интеллектом и человеком, при том описанная со стороны этого самого интеллекта и с изрядной долей юмора. Рассказ очень тонко балансирует между трагико-комичной и лиричной составляющей. Тот самый случай, когда писательское мастерство автора прибавляет очков довольно простой истории.
Алексей121, 29 февраля 2024 г. 21:12
Рассказ рассчитан на сильную эмоциональную реакцию читателя, которую я не испытал. Можно ли это считать провалом?
Подходя же к рассказу трезвым взглядом, картина видится странная. Главная героиня, молодая девушка, подверглась насилию со стороны своего отца, пыталась покончить с собой, но сейчас живёт за его счёт в отдельной квартире, практически не выходя из дома. Кроме того отец дарит ей робота помощника, с которым у девушки очень быстро завязываются отношения практически романтического характера. На самом деле практически все, разве что тема искусства здесь передана в виде попытки главной героини к самореализации и как способ, который возможно, позволит ей выбраться из клетки.
Проблема мне видится в первую очередь в том,что робот, по технологиям довольно примитивный, совершенно не выглядит искусственной формой жизни, кладя какого-нибудь Дэниела Р. Оливо на лопатки своими коммуникативными способностями.
Ну и ситуация, в которой оказалась героиня, кажется скорее странной, чем ужасной и безысходной, что и не даёт проникнуться происходящим.
Майкл Суэнвик «Huginn and Muninn — and What Came After»
Алексей121, 25 февраля 2024 г. 21:48
Пусть Суэнвик и меняет несколько фактов, да и добавляет к имени лишнюю букву «с» в финале становится, понятно, что рассказ посвящен
И если рассматривать его под таким углом зрения — он становится весьма смелым (впрочем, когда это Суэнвик боялся запретных тем). С другой стороны, основная часть рассказа, как вариация «Алисы в Зазеркалье» с множеством культурных отсылок, представляет скорее академический интерес, чем по-настоящему увлекает, из-за чего рассказ вряд ли можно отнести к лучшим произведениям автора. Но свою номинацию на «Локус» он заслужил.
Алексей121, 25 февраля 2024 г. 18:56
Мадагаскаркая фантастика — зверь весьма редкий и уже поэтому любопытный. Однако же сам рассказ весьма слаб и тяготеет к потоку сознания, за которым теряется смысл (либо же за которым скрывается недостаток этого самого смысла). Формально перед нами исследование чувства любви, но к нему приварена завязка с искусственным интеллектом, приделаны обширные цитаты из Бегбедера, навешены языковые украшательства (при том что слог остаётся крайне простым, если не сказать примитивным).
Все замылено насколько, что какой либо фабулы в рассказе практически не прослеживается. Была любовь, умерла любовь — а зачем, почему — нет времени объяснять, надо ещё цитатку из Бегбедера лучше вставить. Возможно, рассказ отсылает к первоисточнику, которого я не читал, но даже накинув балл за экзотичность, выше пятерки я поставить не могу.
Алексей121, 24 февраля 2024 г. 23:17
Наверное, самый короткий, и, безусловно, далеко не самый лучший роман Аластера Рейнольдса. А улучшить его, как ни странно помогло бы радикальное сокращение. Ведь целых 3/4 романа практически ничего не происходит, а тайна происходящих в нем событий спойлерится... издательской аннотацией. Поэтому, если уж вы берётесь читать роман, то рекомендую избегать и аннотаций и отзывов, чтобы происходящее в романе имело хоть какую-то интригу.
Не пересказывая сюжет, отмечу что мы имеем достаточно любопытную вариацию «дня сурка» с подвывертом, так сказать: мы наблюдаем не одни и те же, но весьма сходные события, происходящие раз за разом, с разным уровнем технического развития (от парусников и до космических кораблей), но с неизменно трагическим финалом. Всего таких итераций будет четыре и каждая занимает примерно 60 страниц... И как же долго они тянутся! Очевидно, автор старался, чтобы каждый эпизод усиливал чувство тревоги, ощущение непонимания происходящего, разбрасывал по тексту зловещие намеки... но опытный читатель научной фантастики и без помощи аннотации легко разберётся в чем тут дело. А впереди его ждут ещё двести страниц весьма размеренного и малособытийного текста.
Хотя, не скрою, когда раскрывается, кто на самом деле главный герой, а конфликт переходит в неожиданную плоскость
Подводя итоги, хорошо, что Рейнольдс не только бесконечно дописывает «Пространство откровения», но и экспериментирует и пробует себя в новых направлениях. Вот даже несколько номинаций этим романом заработал, что немаловажно. С другой стороны, если бы он начинал с романов подобного уровня, то вряд ли бы приобрел сегодняшнюю известность.
Алексей121, 24 февраля 2024 г. 19:45
Достаточно классический хоррор на тему Вендиго: муж главной героини попадает в жуткую снежную бурю и возвращается совсем не похожим на себя. То, что начинается просто как слишком сильные укусы во время любовных игр постепенно приобретает зловещие черты. Автор грамотно постепенно нагнетает атмосферу, но настоящим украшением рассказа является концовка: да, она весьма шокирующая, но потом ты понимаешь, зачем был нужен последний звонок матери и становится по-настоящему страшно.
Отличная работа!