Все отзывы посетителя

Распределение отзывов по оценкам

Количество отзывов по годам

Все отзывы посетителя glaymore

Отзывы (всего: 372 шт.)

Рейтинг отзыва


Сортировка: по датепо рейтингупо оценке
– [  4  ] +

Дина Рубина «На солнечной стороне улицы»

glaymore, вчера в 17:00

Удивительно, но факт — в этом романе Рубиной практически не затронут вопрос «как тяжело жить на свете маленькому еврею». Он в основном про послевоенный Ташкент и про людей, его населяющих. Сами люди, как обычно у Рубиной, малоинтересны, а вот атмосфера — замечательная.

Главный герой книги, без сомнения — сам Ташкент, его улицы, его дома, его ритм жизни. Рубина тут не фантазирует, а честно описывает свой город детства, и это получается очень ярко, сочно и выпукло — пыльные желтые улицы, шум воды в арыках, карточки, нищие старики у булочной, узбекские рынки, ишаки, жареная кукуруза... Очаровательно. Никогда не был в Ташкенте, но город — не современный, конечно, а тот, старый — теперь вижу отчетливо, как будто бывал там.

А вот с той частью романа, которая «про людей», всё намного хуже. Рубина вообще не чуждается бытовой чернухи, а тут её прямо проняло — тут и сумасшедшая старуха-мать, только что из тюрьмы, (у данного образа, прямо скажем, много общего с санаевской Бабушкой, вплоть до прямых заимствований), и истеричка-дочка с шизоидной фиксацией на своей живописи, и какие-то бесконечные драки и суды между ними, и полиомиелитичный мальчик на костылях, и мальчик с отрезанными трамваем ногами, и наркоманы, и вокзальные шлюхи, и соседские пьяные отчимы, и всё время кто-то болеет и трагично умирает, и кто-то кого-то насилует, и абсолютно все персонажи (кроме евреев, разумеется) патологически не способны ни к каким формам человеческих отношений, кроме как потрахаться, переругаться и разбежаться, ненавидя друг друга за собственную слабость.

Наверное, было бы хорошо весь этот парад уродов из книги выбросить, а оставить только описательную часть — получилась бы прекрасная маленькая книжечка, с любовью написанная про горячий шумный солнечный Ташкент. Но увы, этот чудесный город оккупирован уродами.

Оценка: 5
– [  1  ] +

Джеймс Хэдли Чейз «Мёртвые не кусаются»

glaymore, вчера в 08:23

Истории из жизни бандитов — максимально не мой жанр. Трудно с интересом читать книгу, в которой все герои до единого вызывают единственную реакцию, «хоть бы ты уже сдох поскорее, упырь чортов». И когда автору романа про бандитов удается меня увлечь — ну что сказать, талант есть талант.

«Мертвые не кусаются», про быт мелких гангстеров в довоенных США, прочел не отрываясь. Все начинается достаточно невинно — мошенники мутят договорные боксерские поединки где-то в американском захолустье и стригут с этого свой скромный гешефт. Читателю, впервые открывающему книгу, трудно даже представить, к какой жести приведет одна неудачная махинация и в какие бездны жуткого макабра низвергнется судьба отмороженного Диллона и его друзей (зачеркнуто) боевых товарищей (зачеркнуто) случайных напарников.

Книга ни разу не шедевр, но, на мой взгляд, довольно крепкий продукт в своей нише. При этом еще следует учесть, что это то ли первая, то ли вторая проба пера Чейза, который на тот момент работал мелким клерком не то в банке, не то в книжном магазине в своих европах, а представление об Америке черпал исключительно из нуарных детективов Хэммета с Чандлером. Но уверенная рука будущего мастера здесь уже ощущается.

Твердые 7/10.

Оценка: 7
– [  8  ] +

Анатолий Днепров «Уравнения Максвелла»

glaymore, 26 февраля 19:16

С каждым новым сборником Днепрова все более убеждаюсь, что это был наш советский Грег Иган. Кто еще мог в одной тоненькой книжке поднять вопросы создания кибернетического разума, некроэволюции автоматов (на минуточку, за шесть лет до лемовского «Непобедимого«!), управления поведением человека посредством электрических и магнитных полей?

Да, многие научные данные в рассказах Днепрова устарели, некоторые гипотезы не выдержали проверки временем, художественная манера суховата и архаична... но, на мой взгляд, автор заслуживает внимания и сегодня. А уж в пятидесятые годы такая литература Больших Идей, наверное, вообще взрывала умы.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Танит Ли «Демонесса»

glaymore, 25 февраля 09:23

Казалось бы, простенькая сказочка про суккубу и рыцаря, но боги, как же красиво написано! Под гениальным пером Ли даже самая простая история превращается в темный бриллиант.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Фриц Лейбер «Под пятой богов»

glaymore, 25 февраля 09:17

Чудовищно плохо. Весь рассказ (довольно длинный) литералли состоит из того, как Фафрд и Мышелов вспоминают бесконечное число своих прошлых и настоящих девок, и всякий раз понимают, что они этим девкам не особо-то и нужны, и расстраиваются из-за этого, но в финале находят себе новых девок и радуются.

Сколько ни пытаюсь читать этот цикл, всякий раз думаю, что хуже, чем в прошлый раз, уже не будет — но таки у Лейбера получается!

Оценка: 3
– [  9  ] +

Дэн Браун «Ангелы и демоны»

glaymore, 25 февраля 00:15

Типичный Дэн Браун. Много клюквы, много рандомных исторических фактов, много абсолютно бредовых приключений неубиваемых ученых. Я по наивности думал, что ученые из «Точки обмана», с помощью осветительных ракет побеждающие роту спецназа — это вершина маразма, но в «Ангелах и демонах» автор превзошел себя! На этот раз ученый был выброшен из вертолета с трехкилометровой высоты без парашюта, но не растерялся, растянул над головой какую-то тряпку и ловко спланировал на ней на землю.

В общем, творческий метод Брауна не меняется.

Но есть и светлые моменты! События романа происходят в Риме. Злобные иллюминаты (да, те самые, из Deus Ex) хотят взорвать Ватикан антиматерией, которую похитили из тайных лабораторий CERN еще более злобные ассасины (да, те самые, из Assassin's Creed). Поэтому автор всю книгу вываливает на нас горы случайных, но по большей части занятных, фактоидов на итальянскую тему, про историю Рима, про христианство, про науки и про искусство Ренессанса. Правда, он валит все вперемешку, поэтому на одной странице мы можем узнать, что Рафаэль — это имя, а вообще-то у великого художника была еще и фамилия... а на следующей автор огорошит нас откровением, что любые три произвольные точки всегда образуют треугольник.

И так всю книгу... за увлекательной лекцией о жизни Бернини идет абсолютно бредовое рассуждение о том, что даже самый мощный компьютер не способен решить сложнейшую математическую задачу, подобрать такое начертание букв, чтобы из слова ILLUMINATI получилась амбиграмма (слово, которое одинаково читается и обычным образом, и будучи перевернуто вверх ногами). У Брауна вообще какое-то очень странное представление об амбиграммах — герои романа при виде их всякий раз бледнеют, зажмуриваются от страха, лишаются чувств.

В общем, не могу сказать, что сильно пожалел о времени, потраченном на эту забавную мешанину. Но если бы автор был не столь вопиюще глуп, итоговая оценка была бы выше.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Кэролайн Черри «Русалка»

glaymore, 18 февраля 15:37

Отличная книжка по мотивам русских народных сказок. Читал когда-то в юношестве, в фиговом русском переводе, не проникся ни разу. Уже в двухтысячных наткнулся на оригинал — не мог оторваться.

Я вообще люблю концепт «а давайте придумаем реальные или фантастические явления, из которых могла вырасти та или иная известная легенда». Например, взять крайтоновских «Пожирателей мертвецов» (по ним Тринадцатый Воин был снят) — берём миф про Беовульфа, добавляем исторической точности, вместо гренделей добавляем племя последних неандертальцев, чудом уцелевших в северных горах — прототип для легенды готов.

С русским фольклором, понятно, всё сложнее, под него историческую базу при всем желании не подведёшь, но зато Черри выдумала достаточно самобытный мир, населенный необычными нечеловеческими существами, который, существуй он на самом деле, вполне мог бы послужить основой для народных сказок про леших, русалок, водяных и другую классическую нечисть. Мир получился очень мрачный, недружелюбный, колоритный. Не лубочный ни разу, чем постоянно грешат отечественные авторы.

Магия также присутствует, но к счастью, без всяких файрболлов. В «Русалке» отдельные редкие люди с рождения обладают магической силой — чем сильнее они чего-либо хотят, тем выше вероятность того, что это событие произойдёт. Правда, происходит оно довольно непредсказуемо и с кучей побочных эффектов, так что до зрелости люди с магическими задатками доживают редко, а те, кто дожил, в основном уходят от мира и обитают где-нибудь в лесу в избе, подальше от людей, подальше от всяких соблазнов, большую часть своей жизни вынужденно посвящая просчету возможных последствий любого своего желания. Ходячие бомбы, практически. Нигде раньше такой магической системы не встречал, крайне колоритная идея и в сеттинг отлично ложится.

Драма опять же в наличии, человеческие отношения, тут много всего намешано, героев мало, как в театре (бОльшая часть книги вообще происходит в одной лесной избушке и вокруг нее), но отношения и конфликты между ними всеми очень сложные и драматические (к счастью, без малейшего пафоса и/или розовых соплей). Видно, что писал человек, разбирающийся в вопросе. Несмотря на камерность, экшена тоже более чем хватает, хотя он в основном не в плане «бежать стрелять морды бить», а такого мрачно-хоррорного характера.

В общем, для любителей славянской мифологии (я-то сам большой любитель, по мне круче славянской только греческая) — то что доктор прописал. Ну и вообще, безусловно крайне достойный образец толковой неглупой фэнтези, которую не стыдно посоветовать друзьям.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Джон Стейнбек «Консервный ряд»

glaymore, 18 февраля 00:07

Жанр повести можно, видимо, охарактеризовать как «лирическая комедия». Что такое лирическая комедия, никто точно не знает, но всем известно, что Данелия снимал именно их.

Вот и Стейнбек написал именно лирическую комедию. Как положено, про житьё-бытьё простых жителей захолустного городка, только не советского, а калифорнийского. Со всеми его незамысловатыми обитателями, рыбаками и фермерами, продавцами и барменами, проститутками и алкоголиками, и обязательным чудаковатым учёным. Все они стараются, как умеют, устроить свою жизнь между калифорнийским солнцем и калифорнийским же морем, и это у них получается с переменным успехом. Встречаются среди них и уроды, но хороших людей в Консервном Ряду намного больше, и все их успехи и злоключения Стейнбек описывает с вниманием и любовью.

Сквозного сюжета в книге по сути нет, это просто сборник маленьких рассказиков и крошечных бессюжетных зарисовок про жителей Консервного Ряда. Временами забавные, временами грустные, иногда даже нравоучительные. Простота нравов и умов, беззлобная детская хитрость, сельский примитивно-мудрый взгляд на жизнь, неспешность в словах и поступках — в больших городах такие люди почти что и не встречаются, а тут — вот они пожалуйста.

В целом, очень приятное чтение на провинциальные мотивы. Рекомендую.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Адриан Чайковски «Alien Clay»

glaymore, 15 февраля 10:25

Завязка была крайне обещающая — некая авторитарная деспотия будущего отправляет диссидентов не в лагеря, а на исследование опасных планет. Герой романа, простой биолог-теоретик, вчера не очень внимательно следил за тем, кому из коллег что можно говорить, а где стены имеют уши — а сегодня он уже в чужой звездной системе, где и проведет остаток своей, вероятно, короткой жизни, без права на помилование.

Биосфера планеты Килн уникальная и очень агрессивная. Напрашивается неизбежное сравнение с «Неукротимой планетой» Гаррисона, только в местных джунглях все виды флоры и фауны — это не виды как таковые, а сложные наборы симбионтов, которые при необходимости могут расставаться друг с другом и соединяться с другими симбионтами, создавая новые виды и формы хоть каждый день, лишь бы получить преимущество в выживании. Эволюция на стероидах. А еще в этом тропическом аду сохранились руины бесследно исчезнувшей цивилизации...

В общем, могла получиться отличная книга, но, увы, все испортила манера изложения. Чайковски в этот раз пишет от первого лица, этакий поток сознания кабинетного теоретика. И этот поток до краев переполнен сарказмом, нет, даже не так, он буквально СОСТОИТ из сарказма, непрекращающегося и крайне утомительного. Событий в книге довольно мало, в основном текст посвящен (саркастическим) рассуждениям героя на тему политики и государственного устройства, а также подробному (саркастическому) описанию «какие оттенки эмоций я испытал по тому или иному поводу». Такие люди иногда встречаются в жизни, они душные и неприятные, от них хочется держаться на расстоянии. От героя этого романа — тоже.

Кроме того, совсем недавно я прочитал «Милость богов» Абрахама, которая тоже про биологов в инопланетной лагерной «шарашке», но написана не в пример легче и живее. Если бы не это, возможно, поставил бы Чайковскому оценку повыше. А так... ну от силы 6/10. Трояк с плюсом.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Пэт Макинтош «Falcon's Mate»

glaymore, 15 февраля 09:52

Раньше знал Макинтош только как автора исторических детективов, а она, оказывается, еще и фэнтези писала. Причем очень неплохую, в стиле ранней Черри.

Рассказ из жизни средневековой девушки, наравне с мужчинами зарабатывающей ремеслом наемника: может охранять караваны, может работать телохранителем, все такое. Работает без героизма, но старательно. В данном случае она нанялась доставить в соседний город невесту, заочно выданную за богатого купца. Новобрачная не особо рада такому повороту, но деваться некуда, замуж значит замуж. А по дороге, конечно, начинаются приключения — то героиню пытаются отравить, то странное крылатое существо (вампир? оборотень?) пытается ночью проникнуть в их комнату через окно...

Шахматная тема вплетена в сюжет очень удачно; вначале автор просто упоминает, что героиня неплохо играет, а в финале рассказа это оказывается важнейшим сюжетным ходом.

Если остальные рассказы цикла написаны на таком же уровне, то однозначно заслуживают прочтения.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Фриц Лейбер «Ловушка Царства Теней»

glaymore, 15 февраля 09:44

Удивительный рассказ.

Фафрд и Мышелов пять страниц куда-то едут по полям и лесам, рассуждая о различных подругах, которых они сношали когда-то или планируют сношать в будущем. За ними гонится сама Смерть, обиженная на героев тем, что те проникли аж в ее Царство Мертвых, чтобы отсношать давно умерших подруг. Смерть почти уже настигает бедолаг, но на шестой странице на их пути появляется колдун, который кастует на них заклинание полета и те с хохотом улетают к очередным подругам, а Смерть злобно смотрит им вслед. Конец.

Не знаю что еще сказать. На мой взгляд, это запредельно даже по невысоким меркам цикла про Фафрда и Мышелова.

Оценка: 4
– [  4  ] +

Антология «The Year's Best Fantasy Stories»

glaymore, 15 февраля 09:37

Все-таки верно говорят, что фэнтези семидесятых держалась на двух столпах — Ballantine Adult Fantasy и DAW Books. Баллантайн прикрыл лавочку после слияния с Random House, а DAW осталась последней надеждой жанра. И именно в DAW Лин Картер начал выпускать свою ежегодную антологию героической и плутовской фэнтези.

Первый же выпуск оказался на удивление качественным. Картер собрал под одной обложкой абсолютно звездный состав: Вэнс, де Камп, Роберт Говард (незаконченный набросок, крайне удачно дописанный Тирни), Мэрион Зиммер Брэдли... Здесь есть настоящие шедевры жанра, есть вещи попроще, вплоть до типовой «конины», но при этом — ни одного проходного рассказа (если не считать абсолютно бессмысленной, но, к счастью, очень короткой истории про Фафрда и Мышелова, которую, видимо, Картер добавил чисто по дружбе с Лейбером).

Получил огромное удовольствие, следующие выпуски антологии буду читать однозначно.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ханнес Бок «Jewel Quest»

glaymore, 10 февраля 18:39

Прекрасная миниатюра про императора, наложницу и колдуна, выполненная в чисто вэнсовской сдержанно-саркастической манере.

Автор так щедро рассыпает перед читателем горсти изысканного жемчуга, так тонко плетет словесные кружева, что невозможно не восхититься этой забавной и одновременно печальной историей.

Что сподвигло неизвестного лаборанта оценить великолепный рассказ на 3/10, не могу даже предположить.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Роберт И. Говард «Tigers of the Sea»

glaymore, 6 февраля 23:54

Не перестаю поражаться, насколько разносторонним талантом обладал Роберт Говард. Помимо слегка навязшего в зубах (но все равно нежно любимого) Конана, он за свою недолгую жизнь успел написать и про ковбоев, и про индейцев, и про гангстеров, и про нуарных сыщиков, и про моряков, и про боксеров... Оказывается, и про викингов тоже успел.

Все 4 новеллы сборника как на подбор — короткие, энергичные, запоминающиеся. Суровый быт северных дикарей, морские сражения, поединки, погони, сокровища! То Кормак с Вульфгером и своей бандой рыжебородых датчан-головорезов ищут похищенную принцессу, то попадают в бешеный замес между норвежцами и пиктами, то выручают из беды самого короля датских земель... и все это без капли так любимой Говардом мистики (разве что в последнем рассказе он не сдержался и подпустил таки шоггота, ну да ладно, простим).

Твердые 8/10. Всем ценителям исторических приключений — обязательно к прочтению.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ллойд Александер «The Sword Dyrnwyn»

glaymore, 1 февраля 14:09

Странноватая дидактическая притча про доброго короля, который однажды нарушил данное обещание и, что называется, покатился по наклонной и вскоре превратился в кровавого деспота, сошел с ума и в итоге был убит собственным волшебным мечом.

Насколько я понимаю, рассказ является приложением к эпопее Ллойда Александра «Прайден», а случайный читатель вряд ли его сможет оценить. Я ни одной книги из цикла не читал, поэтому от оценки рассказа воздержусь.

Оценка: нет
– [  5  ] +

Мэрион Зиммер Брэдли «The Jewel of Arwen»

glaymore, 1 февраля 13:26

Это даже не рассказ, а изящная зарисовка из истории Средиземья, поясняющая происхождение «сияющего звездным светом камня на серебряной цепочке», который в крохотном эпизоде в «Возвращении Короля» Арвен дарит Фродо.

Оказывается, драгоценный кулон за долгие века прошел через руки Элронда, Боромира (не того!), Элладана, Келебриан, и наконец оказался у Арвен, чтобы на секунду блеснуть на страницах романа.

Идеальная стилизация под Толкина, безупречно вписанная в историю мира.

Все-таки насколько Лин Картер слаб как писатель, настолько же он талантлив в ипостаси составителя. Для антологии, вышедшей в год смерти Профессора, невозможно было подобрать более удачный открывающий рассказ.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Адриан Чайковски «Saturation Point»

glaymore, 31 января 13:04

В новой повести Чайковски в очередной раз вернулся к любимой теме глобального потепления, но на этот раз зашел с немного неожиданной стороны — в отличие от, например, «Идущих в огне», здесь экваториальные регионы превращаются не в раскаленную пустыню, а в перенасыщенный влагой тропический ад. Жара+влажность убивает людей ничуть не менее эффективно, чем просто жара, а вот растения и, как ни странно, рептилии в таких условиях чувствуют себя отлично.

И в эту крайне враждебную человечеству Зону (начитанный автор устами героев несколько раз подчеркивает, что это вовсе не та Зона, которая у Стругацких, никакого пикника нам тут никто не устраивал, все мы сами, все сами) отправляется частная спасательная экспедиция, хотя кого и почему они должны спасать и зачем с ними так много тяжеловооруженных солдат, участникам экспедиции не сообщают.

В итоге, конечно, все оказывается совсем не так, как мы думали, каждый второй здесь врет, каждый первый недоговаривает, дневник героини усеян лакунами, а новая, генетически улучшенная, порода людей оказывается

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
вовсе не мудрейшими люденами и не благородными дикарями, а циничными массовыми убийцами, спешащими стереть с лица планеты последних хомо сапиенсов и освободить место для себя.

P.S. Повесть явно писалась, что называется, по горячим следам COVID-19, и это ее единственное слабое место. Когда автор посреди серьезного НФ сюжета начинает пугать читателя, что мы скоро так пристрастимся к самоизоляции, что будем всю жизнь проводить в стенах своих квартир, а при виде прохожего за окном звонить в полицию — ну Чайковски, ну как так... мы все понимаем, ты натерпелся в ковидный год, хочется выплеснуть накопившуюся фрустрацию, но к чему этот клоунский гротеск?

Впрочем, это чудачество книгу сильно не портит. Уверенные 8/10.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Дэн Абнетт «Первый и Единственный»

glaymore, 27 января 22:59

Совершенно бестолковая книжка, резко выбивающаяся из цикла про доблестного комиссара Гаунта.

Если в большинстве романов цикла имеется четкий сюжет — Гаунта и его головорезов отправляют на очередное самоубийственное задание, которое они доблестно выполняют — то тут вместо сюжета просто мешанина какая-то. То нам рассказывают про детство комиссара, то вдруг гвардейцы на какой-то планете нудно сражаются с бесконечными армиями культистов хаоса, то начинаются политические интриги, то обрываются, а вот на Гаунта из ниоткуда вываливается Древнее Пророчество, а вот через 20 страниц оно уже сбывается и ни на что не влияет, а теперь давайте сражаться с армиями хаоса на другой планете...

Вдобавок роман написан совершенно неуклюжим языком — постоянно попадается то «хруст взрывающегося снаряда», то «крик падающего мертвого тела», то прочая подобная дичь, как будто мастеровитый Абнетт вдруг разучился нормально излагать.

Не знаю, что на него нашло в этот раз, но абсолютно не рекомендую эту муть читать; в цикле про Гаунта есть куда более достойные вещи.

P.S. Уже постфактум узнал, что это дебютный роман. Что ж, наверное, для первой пробы пера не так плохо... но все же не стоит потраченного времени.

Оценка: 6
– [  6  ] +

Пьер Буало, Тома Нарсежак «В заколдованном лесу»

glaymore, 15 января 18:41

Буало и Нарсежак, великие мастера детективной интриги, здесь выступают в несвойственном для себя жанре готического романа и, должен сказать, уверенно справляются. Таинственный старый замок, его странные обитатели, запретный склеп, колокол, сам по себе звонящий в ночи... местами читать было откровенно жутковато.

А на последних страницах повести французские фокусники переворачивают все происходящее с ног на голову и, пока читатель не успел полностью осмыслить все то, что внезапно открылось его взгляду, с легкой улыбкой покидают сцену.

«В зачарованном лесу» — это не Большая Литература, это просто занятный фокус, но до чего же красиво и легко выполненный! Мое почтение, маэстро Пьер. Снимаю шляпу, мсье Тома.

8/10

Оценка: 8
– [  8  ] +

Грег Иган «The Book of All Skies»

glaymore, 14 января 00:57

Пока читал «Книгу всех небес», несколько раз сильно поменял мнение о романе — от первоначального восторга до скуки и скептицизма, и обратно к восторгу, пусть уже более умеренному.

Книга начинается как портальная фентези с крайне самобытным миром — вернее, тысячами крохотных миров, соединенных через порталы в бесконечную цепь. Все эти миры, по грубой прикидке, размером с нашу Цереру или даже меньше; они полностью лишены солнца и понемногу заселены людьми, адаптировавшимися к жизни под звездным светом. Уровень развития у этой странной цивилизации плюс-минус раннесредневековый, так что в основном население размеренно занимается сельским хозяйством; отдельные умы двигают математику или ищут артефакты (в археологическом, не в фентезийном смысле), оставшиеся от древнего толлеанского народа, который, по легенде, в поисках Благословенных Земель ушел по цепочке порталов куда-то так далеко, что все их следы давно сгинули.

Многие хотели бы отправиться на поиски толлеанцев, но есть проблема: ойкумена с одной стороны ограничена непроходимыми горами, полностью перекрывающими портал, а с другой — пустотой. В прямом смысле, очередной портал расположен высоко над землей и пройти в него означает гарантированную смерть от падения с большой высоты. Короче, пересечь природные барьеры невозможно.

Но в любом обществе всегда найдется упертый чудак, который не знает слова «невозможно». И герои романа начинают строить МОСТ, натуральный деревянный мост через бездну. И тут начинается мой любимый жанр про одержимых первопроходцев, которые пересекают все более экзотические миры, где полностью исчезает земная твердь, остается только звездная бездна во всех направлениях, а гравитация закручивается спиралью (этому феномену Иган на своем вебсайте дает строго научное объяснение на десять страниц формул, но можно просто принять, что вот у нас тут такое странное физическое явление, и читать дальше). В своем путешествии герои сталкиваются и с бандитами, и с природными опасностями, постоянно рискуют жизнью и преодолевают; короче, скучать не приходится.

В общем, до середины романа — чистый восторг. Рука тянется поставить девятку авансом.

А потом герои сталкиваются с чужой (но тоже человеческой) культурой, не знающей денег, собственности и классового разделения — и тут все становится резко плохо. Какие-либо события вообще перестают происходить, и вторую половину книги Иган просто рассказывает про анархокоммунизм, о котором, судя по всему, имеет крайне приблизительное представление, потому что в его описании коммунистическое общество устроено примерно так:

- каждый гражданин занимается тем, что ему нравится.

- если гражданину что-то нужно (еда, одежда, инструменты), он просто идет и производит требуемое, ну или просит кого-нибудь подарить ему.

- еды (одежды, инструментов) всегда хватает на всех, потому что... просто хватает, и все.

- никаких властей нет, каждый гражданин и так знает, что нужно обществу, и занимается этим

- органов правопорядка нет, за ненадобностью, ведь преступности тоже нет, потому что... просто нет и все.

Т.е. насколько я понял мысль автора, в таком идеальном обществе на каждого человека, которому нужен, например, топор, всегда найдется другой человек, который обожает делать топоры и дарить их нуждающимся. Откуда у протокоммунистов берутся более сложные штуки, требующие сложного планирования и совместной работы сотен человек — электричество, автомобили, лекарства — Иган не задумывается. В общем, уровень наивности и дурости совершенно запредельный. С такими «друзьями коммунизма» никаких врагов не надо (это я при всей своей симпатии к подобным социальным идеям говорю). Оценка падает, падает, падает куда-то в область 5-6.

Но в последних главах автор вдруг спохватывается и выдает отличнейший эпилог с раскрытием тайн возникновения этого причудливого мира, путешествием на дирижаблях через звездную бездну, и даже с финальным сражением, так что оценка поднимается обратно до восьмерки, где и остается.

Закончил читать с чувством сожаления. Ведь из «Книги всех небес» мог бы получиться совершенно топовый шедевр, если бы удалить из нее этот неуместный социальный памфлет, или хотя бы отдать его другому, более способному в этом плане автору. Ах, какой коллаб мог бы получиться у Игана, например, с Филипом Фармером... или с Желязны... Мечты, мечты. Ну штош, шедевр не случился, но вышла неплохая приключенческая книжка про путешественников в странных пространствах, а это уже кое-что.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Лев Овалов «Медная пуговица»

glaymore, 4 января 10:11

Отличный приключенческий роман про простого советского парня по фамилии Макаров, который волей судьбы оказался в Риге в июне 1941 года, в странных обстоятельствах поймал пулю, но пришел в себя не в застенках гестапо, а в фашистском военном госпитале, с чужими документами в кармане. И далее Макарова начинает затягивать адовый водоворот шпионских событий, где его хотят использовать в своих интересах и немцы, и англичане, и «могущественная заокеанская держава» (США в романе почему-то именуются только так), а он, отрезанный от своих, в глубоком вражеском тылу, пытается сообразить, что от него вообще хотят все эти люди и как выйти из заварушки живым, а желательно еще и спасти латышских детей, над которыми ставят опыты нацистские вивисекторы.

Сюжет безусловно не дает скучать, но к середине книги начинают возникать вопросы, а почему роман вообще относят к циклу «про майора Пронина». Но затем на сцене появляется сначала Виктор Железнов, старый друг и помощник майора, а чуть позднее и сам Пронин, и с этого момента за героя уже особо не переживаешь — теперь он не один, ему помогают опытные товарищи. Впрочем, опасностей и приключений все равно будет в избытке до самых последних страниц — погони, перестрелки, двойные и тройные агенты, роковые женщины, даже захват маленького фашистского аэродрома для партизанской операции.

Претензий «нириалистична ррррря так ни бывает» — не понимаю. Это же не документалистика, это приключенческий жанр, он не требует исторической точности. Да, окажись герой в такой ситуации в реальности, он скорее всего погиб бы — но то же самое можно сказать практически про любую приключенческую книгу. Жанр подразумевает некое везение со стороны героя. Это нормально. Вот регулярные партийные проповеди от лица всех советских персонажей — они да, портят впечатление от романа; но, к счастью, таких моментов мало, да и понятно, что вставлены они не по воле автора, а по требованию цензуры того времени, так что простительно.

В целом — очень хорошо, как и все у Овалова. Уверенные 8/10.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Виктор Глебов «Фаталист»

glaymore, 26 декабря 2024 г. 08:36

Никогда не думал, что прочитаю что-то, вышедшее из-под пера сетевого графомана Глебова, и не просто прочитаю, а получу удовольствие и напишу положительный отзыв.

Но переосмысление «Героя нашего времени» в стиле готического хоррора звучало заманчиво, и я рискнул.

И не прогадал!

Атмосфера маленького курорта «на водах», где со скучающим видом прогуливаются офицеры, мещане, картежники, поиздержавшиеся князья, увядающие дамы — очень хороша.

Печорин неожиданно решителен и энергичен, в нем есть что-то фандоринское, но книгу это не портит.

Реинтерпретация сюжетной линии Веры получилась крайне неожиданной. Смело сделано, читать было интересно.

Детективная интрига неплохая, логичная. Правда, на мой вкус многовато нелепых совпадений (трудно поверить, что такое количество московских должников Раевича вдруг, не сговариваясь, на одном поезде отправились в Пятигорск), но с этим можно жить.

Мистическая часть — ну мне тут трудно судить, но в целом выдержано неплохо, в стиле XIX века, с видениями, предсказаниями и кознями сатаны.

Технически стилизация вышла довольно удачно. С одной стороны, Глебов не стесняется целыми абзацами копипастить Лермонтова, а с другой, если не знать заранее, то довольно трудно отличить, где заканчивается вставка классики и начинается самобытный текст.

Впрочем, даю подсказку — всякий раз, когда в книге кого-то тошнит, выворачивает, рвет, блюет, это уже не Лермонтов, это Глебов.

Помимо фиксации на блевании, временами автора откровенно заносит в треш (девушка выпила яд, и у нее сразу полголовы растворилось, как будто это не яд был, а кислота Чужого). Смотрится крайне чужеродно, но в целом с этим можно жить.

В целом, как ни удивительно, удалось получить от книги художественное удовольствие.

Штош. Оказывается, даже сетевой ремесленник может писать для души, и писать неплохо.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Пол Андерсон «Война крылатых»

glaymore, 23 декабря 2024 г. 08:18

Образцовый planetary romance от раннего — но уже очень крепкого! — Пола Андерсона.

Земной звездолет терпит крушение на далекой планете, выживают только работяга-инженер, пассажирка-аристократка и торговец. Планета почти полностью покрыта океаном, высшая форма жизни здесь — крылатые гуманоиды, разумные, но недалеко ушедшие от неолитического уровня.

Местные белки для землян смертельны, так что по окончании бортовых запасов пищи всех троих ждет мучительная смерть от голода.

Единственный шанс на спасение — сообщить о себе на земную научную станцию, но есть нюанс, станция находится в тысячах миль от места крушения, а местные дикарив целом не враждебны, но отправлять экспедицию за океан ради непонятных бескрылых существ не намерены, им не до того, у них племенные войны.

И тут за дело берется старый толстый ван Рийн. А ван Рийн — это тот самый аморальный торгаш из анекдота, который «всех продаст, купит и снова продаст, но уже дороже». Он абсолютно беспринципен, ради прибыли он готов пойти на ложь, предательство, даже на убийство. Но в итоге именно махинации ван Рийна спасают и землян, и два племени крылатых людей, обреченных на вечную войну по нелепому в сущности поводу.

Продуманный мир, абсолютно логичное повествование, яркие характеры, закрученные интриги, эпичные бои (битва ледяных кораблей против деревянного флота, с напалмом, катапультами и паровым пулеметом, безусловно повлияла на последующее творчество Филипа Фармера) — короче, Андерсон делает planetary romance, каким он должен быть.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Энтони Райан «City of Songs»

glaymore, 16 декабря 2024 г. 23:24

Если первая повесть про странствия проклятого короля Гайима была стандартным дневником путешествия героев из пункта А в пункт Б, а вторая тоскливо подражала видеоиграм про исследование подземелий с монстрами и ловушками, то третья часть внезапно превратилась в классический детектив, где Гайим вынужден расследовать убийство богатого мецената искусств в зале приватного музея.

Интрига поставлена грамотно, антураж — фентезийный аналог Венеции эпохи ренессанса — выше всех похвал, финал неожиданный. Тема «волшебная сила искусства» раскрыта абсолютно на все деньги, с неожиданным для Райана социальным комментарием.

Судя по тому, что следующая повесть цикла начинается посвящением «отцу зомби» Джорджу Ромеро, автор, видимо, и дальше намерен экспериментировать с жанрами. Полностью его в этом поддерживаю!

Оценка: 8
– [  4  ] +

Дэвид Веллингтон «Рай-1»

glaymore, 14 декабря 2024 г. 00:27

Книга начинается как первосортнейший космический ужастик с приключениями, но к середине, увы, скатывается в череду бессмысленных самоповторов. Ну ок, герои попали в плен на борту звездолета, а там весь экипаж (включая бортовой компьютер) заражен ментальным патогеном и превратился в кровожадных каннибалов. Немного макабра, немного приключений, и вот герои сбегают и... оказываются на борту другого звездолета, весь экипаж которого заражен ментальным вирусом безумия, далее см. выше.

Когда герои попали в плен на борту ТРЕТЬЕГО звездолета, чей экипаж заражен вирусом безумия, мне натурально хотелось уже кричать, и, отмечу, вовсе не от ужаса. Но я мужественно дотерпел до последней главы (а книжка объемистая, страниц 600), и в финале герои снова счастливо спаслись, и наконец попали на ту планету, куда всю книгу стремились, и уже приготовились раскрыть все ее тайны, но тут автор оборвал повествование буквально на полуслове и заявил ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.

Спасибо, конечно, но дальше уже без меня.

Оценка: 6
– [  12  ] +

С. М. Стирлинг «Кровь Змея»

glaymore, 29 ноября 2024 г. 08:55

Новые приключения Конана, как ни странно, сильно напоминают «географический роман» эпохи Жюля Верна. Большую часть книги Конан — сначала в охранении торгового каравана, позднее в одиночку — едет по Стигии, извергая чудовищные инфодампы про все, что видит вокруг. Сюжета как такового в романе нет, Конан просто едет и излагает. За 300 страниц текста мы узнаем очень много про стигийскую географию, флору, фауну, культуру, религию, производство, сельское хозяйство, торговлю и денежную систему. Изредка на Конана нападает буйвол, или тигр, или носорог, или стая горилл-людоедов, или стая бабуинов-людоедов, или крокодил-людоед (несколько раз). В середине повествования начинает теплиться любопытная авантюрная линия про похищенный мешок золота, который надо бы как-то незаметно вывезти из Стигии и реализовать, по пути скрываясь от разъяренных владельцев мешка — но автор быстро забивает на эту линию, типа да чорт с ним, с золотом, тлен это все, едем дальше.

Удивительно, что Стирлинг хорошо знает фактическую часть, регулярно подбрасывает читателю факты и «отсылочки» из классической Конанианы, перемежая упоминаниями лавкрафтовских Великих Древних или берроузовских мангани — но при этом он абсолютно не чувствует и не понимает самой сути, духа книг Говарда. Очень старательный, но совершенно бездарный ремесленник.

Роман заканчивается ровно на том моменте, где начинаются говардовские «Гвозди с красными шляпками», и если в этот момент не закрыть книгу, а продолжить чтение, то можно испытать ни с чем не сравнимое облегчение, как будто долго сидел в душной-душной комнате, а потом вышел на свежий воздух, на просторы Хайбории.

Оценка: 5
– [  4  ] +

Энтони Райан «The Kraken's Tooth»

glaymore, 24 ноября 2024 г. 08:42

Проклятый принц Гейнор (зачеркнуто) Гайим продолжает свои странствия по миру Пяти Морей в поисках семи демонических клинков. На этот раз судьба заносит его в торговый город посреди океана, построенный фактически на костях древнего кракена (хотя откуда у кракена кости, читатель недоумевал еще в прошлой повести). За этим следует много битв, магии, интриг, предательств и всякого другого, к чему обязывает жанр.

Повесть в целом неплохая, но, к сожалению, Райан местами подпускает в сюжет свою фирменную дурку. Например, когда Гайим сталкивается с летающим противником, он, не растерявшись, лихо раскручивает свой меч, со страшной силой швыряет в воздух, хватается за него и летит на мече прямо в небо, в стиле барона Мюнхгаузена. Или вот еще пример, вход в древнее и страшно секретное подземелье, полное сокровищ и артефактов, находится в пустом колодце на центральной площади огромного города, т.е литералли спускаемся по веревке в колодец и мы на месте. Вся эта дичь сильно портит восприятие текста.

В общем, если первая повесть была образцовым олдскульным приключением в жанре heroic fantasy, без малейших признаков творческого метода Райана, то сиквел уже меньше хочется рекомендовать к прочтению. Ну штош, впереди еще пять частей похождений принца Гайима, посмотрим, посмотрим.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Кристофер Прист «Гламур»

glaymore, 20 ноября 2024 г. 08:53

Ричард Грей работает оператором-новостником на лондонском телеканале. Он рисковый, модный, популярный. Ради сенсационного кадра готов лететь в любые горячие точки и бегать там с камерой под пулями. Но оцените иронию судьбы, из всех опасных командировок он возвращается без единой царапины, а вот на улицах старого доброго Лондона ухитряется попасть под случайную бомбу безымянных террористов. Взрыв, реанимация, инвалидность, долгое восстановление — и полная потеря памяти о последних месяцах жизни.

Стремление восстановить потерянный кусок прошлого приводит Ричарда к Сью, девушке, с которой у него, по ее словам, был роман. С ее помощью он открывает для себя волшебный и пугающий мир — мир невидимых людей. Их много, они среди нас, они ходят рядом с нами по улицам, заглядывают в наши дома, едят нашу еду, спят в наших постелях — но мы их не видим, не в смысле «физически не видим, как у Уэллса», а просто наш мозг, как под гипнозом, отфильтровывает информацию о них. Это и есть «гламур», не в современном значении слова, конечно, а в первоначальном. Чары, туманящие взгляд. Опасное древнее колдовство. Гламур.

Дальше — больше. Ниалл, бывший бойфренд Сью — один из невидимок — начинает ревновать ее к Ричарду, всячески преследовать, избивать, насиловать. И никто не может ничего с этим сделать, потому что Ниалла невозможно увидеть. У Ричарда развивается паранойя, ему кажется, что Ниалл вездесущ, следует за ним повсюду, следит, шпионит, по ночам прокрадывается в его квартиру, ездит с ним в автомобиле и метро. Параллельно Ричард начинает находить в своих воспоминаниях необъяснимые нестыковки и противоречия, от чего его психика пошатывается еще сильнее.

Ого, думает читатель. Такой филип-диковской паранойи я не ожидал от академичного Приста, думает читатель. Правда, откровенного софт порно можно было бы и поменьше, нафиг оно тут не нужно, тем более так кринжово описанное, ну да ладно, потерпим, думает читатель, предвкушая мощнейшую развязку всего этого клубка страстей.

Но тут автор заявляет (литералли, открытым текстом от своего лица заявляет, я не шучу и не преувеличиваю) — дружище читатель, хочу тебе напомнить, что

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
это всего лишь книжка, Ричард и Сью не настоящие, я их придумал, и не пофиг ли тебе, что в их выдуманной жизни произойдет, (да, кстати, Ниалл — это типа авторский персонаж, аллегорическое воплощение писателя, незримо присутствующего за спиной героев и портящего им жизнь по своей прихоти), и никакого смысла в этой истории нет, и никакого финала не будет, живите с этим, всем спасибо, пока пока. Конец романа.

То есть по сути вся книга была написана чисто ради этой — исключительно глупой, на мой взгляд — финальной выходки. Как на том авторском вернисаже, где сначала выставлены пейзажи, потом натюрморты, далее портреты, а в конце висит огромная картина, крупным планом изображающая голый зад художника, испражняющегося типа прямо в лицо зрителю. Современное искусство, штош. Постмодерн. Метаирония.

6/10, чисто за большой писательский талант Приста; в его мастерском исполнении даже подобная муть читается легко.

Оценка: 6
– [  7  ] +

Энтони Райан «A Pilgrimage of Swords»

glaymore, 17 ноября 2024 г. 08:39

Образцовая heroic fantasy, явно вдохновленная принцем Элриком (как будто что-то плохое!) Крутой печальный герой с трагическим прошлым и проклятым мечом, странствия по экзотическим землям, битвы с причудливыми чудовищами, боги и демоны в изобилии — в общем, все как мы любим.

Описания и диалоги, как сейчас принято, немного перезатянуты — где Муркок уложился бы в пятьдесят страниц, Райану понадобилось сто. Впрочем, какой-нибудь Сандерсон налил бы воды на пятьсот, так что будем считать, что динамика текста в рамках нормы.

Повесть уверенно вошла в личный топ года. Продолжения странствий вечного воина Гайима буду читать однозначно и немедленно.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Лев Кассиль «Маяковский - сам»

glaymore, 13 ноября 2024 г. 08:07

Открывая эту повесть, пожалуйста, не ожидайте увидеть энциклопедический труд беспристрастного биографа. Не ищите исчерпывающих сведений о датах, событиях, женщинах, местах службы. Это не научная работа, это очень личная книга, набор воспоминаний о близком друге. Кассиль деликатно обходит все острые углы, ему явно не хочется рассказывать о Маяковском ничего такого, что могло бы бросить тень на образ большого человека. В этом он местами доходит до смешного: например, ни разу ни словом, ни намеком не упоминает семейство Брик, из-за чего знаменитое предсмертное «Лиля, люби меня» в финале повести звучит немного странно — мол, а кто такая эта Лиля вообще?

Из-за этих умолчаний, перемежающихся сервильными одами власти, «Маяковский сам» не очень подходит для первого знакомства с жизнью и смертью великого советского поэта. Но если вы уже знаете и любите Маяковского, то откроете для себя много интересного и очень личного биографического материала.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Грегори Фрост «Rhymer»

glaymore, 10 ноября 2024 г. 09:07

Удивительный писатель этот Грегори Фрост. Раз в десять-пятнадцать лет берется за перо, производит на свет пару фентезийных романчиков около-кельтской направленности, после чего еще на десять-пятнадцать лет пропадает. Ничего у него не читал, но западные и русскоязычные отзывы единодушны — второразрядное чтиво, не стоящее внимания.

Годы идут, Фросту уже за семьдесят. И тут он разражается просто отличнейшим, люто напряженным параноидальным боевиком, крайне свежо трактующим старую легенду про Томаса Рифмача. В его версии Томас из Эрселдуна — вовсе не бард-провидец, а обычный сельский эпилептик; будущее он прорицает, но не красивыми стихами, а бессвязными выкриками при grand mal. Королева эльфов, как положено, забирает его с собой в волшебную страну «под холмом», где Томас проводит семь дней, а в родной Шотландии за это время пролетают годы — но он этому не сильно рад, потому что эльфы здесь серо-зеленоватые, шипастые, с щупальцами и жабрами, в общем, на людей похожи только под гламуром, и самое главное, у них явно нехорошие планы в отношении человечества. И бедолага Томас — единственный, кто способен помешать вторжению этих жутких оборотней из другого измерения.

А уж когда начинается паранойя в стиле классических «похитителей тел», оторваться от книги становится просто нереально. Экшн, опять же, первосортный. Средневековые лучники показаны немного сверхлюдьми, конечно — Томас стреляет из лука очередями, на бегу, сидя, лежа, в прыжке — но в рамках жанра это не так уж плохо, а скорее даже и хорошо.

В общем, если концепция сайфай-фентези-боевика с элементами хоррора в аутентичной атмосфере Шотландии XII века вас привлекает, но мешает негативный опыт чтения ранних вещей Фроста — попробуйте взяться за «Рифмача», он имеет все шансы вас приятно удивить.

P.S. Буквально на днях вышло продолжение романа — на этот раз про Робин Гуда, который продолжает борьбу с иномировыми упырями, неумолимо захватывающими Европу. Это мы читаем!

Оценка: 8
– [  3  ] +

Анатолий Днепров «Пророки»

glaymore, 27 октября 2024 г. 11:49

Днепрова трудно сравнить с кем-то из классических советских фантастов — он был «не в формате», его не интересовала ни социальная философия, ни приключенческие сюжеты, ни отношения между людьми, ни победа коммунизма. Он всю жизнь писал исключительно про науку. Грег Иган? Пожалуй, да, удачное сравнение.

Сборник «Пророки» — очень типичный для Днепрова. Один рассказ = одна научная идея, гипотеза, возможность, эксперимент. Автора интересует все — рукотворное создание живой клетки, субъективное восприятие времени, влияние сильного магнитного поля на работу мозга, клонирование, виртуальная реальность, подача фантоматических сигналов прямо в мозг, биохимическая природа памяти, даже телепатия.

Конечно, многие из гипотез Днепрова не прошли проверку временем и выглядят сегодня откровенно архаично, но не стоит забывать о дате выхода сборника. Да, сегодня мы уже знаем, что память не кодируется в РНК, а клонированный организм не станет поведенческой копией оригинала — но в 1971 году это были вполне возможные научные допущения. При этом часть рассказов ничуть не устарела — фантоматика, виртуальные миры, запись мыслей и чувств человека на носитель... А концепция хедлайнерской повести «Человек для архива» — отделение сознания от памяти — сделала бы честь любому из современных передовых НФ мыслителей, уровня Теда Чана. Если перенести рассудок человека в чужое тело, не перенося при этом сумму воспоминаний и накопленного опыта — что получится из такого гибрида? Как он будет себя вести, кем он будет себя ощущать?

В общем, сборник вышел весьма неровный, но, на мой взгляд, заслуживающий внимания.

P.S. Да, продолжая тему сравнения с Иганом, хочу заодно отметить еще одно совпадение — Днепров, как и его австралийский коллега, в своем творчестве иногда пытается шутить, и юморески у обоих выходят удручающе несмешного свойства.

Оценка: 7
– [  15  ] +

Ник Перумов «Гибель богов»

glaymore, 16 октября 2024 г. 08:51

На шестом десятке начать знакомиться с книгами Перумова — не самое стандартное решение, но мы не ищем легких путей! Сказано — сделано, 700-страничный кирпич с мощным скандинавским названием «Гибель богов» был старательно проштудирован.

Ну что сказать... Впечатление двоякое.

С одной стороны, у автора безусловно богатая фантазия. Даже не так — чрезмерная, избыточная, зашкаливающая. В 700 страниц текста уместились десятки миров, бессчетные виды магии, сложные иерархии богов и около-божественных сущностей. Причем все они мелькают в 1-2 эпизодах и пропадают со страниц навсегда, потому что автор придумал еще двадцать магических существ и сорок крутых заклинаний, и каждое, каждое надо срочно описать!

Короче, придуманный автором мир получился реально огромный и навороченный. Попало бы такое в руки автору поэкономнее — он томов десять наваял бы на этом материале.

Но с другой стороны, если от презентации перейти к сюжетной части, то придется признать, что в этот мега, гипер, ультра-роскошный фантик завернута даже не конфета, а какой-то засохший крысиный хвост. Сюжет состоит в том, что когда-то два крутых злых мага знатно поураганили по планам мироздания, но со временем были арестованы и преданы суду, и один отделался условным сроком, а другой ушел на пожизненное на самую жесткую черную зону. И первый, погасив условку, намеревается вытащить братана с кичи, чтобы потом вместе с ним, ну вы знаете, «всех убьем, все ограбим, все будет как мы любим» (с)

И вот первые страниц сто Перумов рисует мизансцену (небезынтересную, с мотивами северных саг), а затем наконец начинается великая битва за освобождение братана и... она занимает оставшиеся 600 страниц. Великий Черный Маг Хедин и его подручные сражаются с Перворожденными Эльфами, с Ночными Всадницами, с Водителем Мертвых, с Пожирателями Душ, с Алчущими Звездами, с Поколениями Магов, с Крылатыми Гигантами, с Древесными Великанами, с Молодыми Богами, со Старыми Богами, с Древними Богами, с Дальними Силами, с Темными Силами, с Третьими Силами... Сражаются в Хранимом Королевстве, на Хединсее, на Авалоне, в Верхних Мирах, в Нижних Мирах, на Дне Миров, в Источнике Мудрости, в Источнике Миров, в Упорядоченном, в Обетованном, в Ледяной Бездне, в Замке Древних... В ход идет Магия Лунного Зверя, Магия Белого Лезвия, Магия Стихий, Магия Драконов Времени, Магия Медленной Воды, Магия Великой Арфы, Магия Первичных Рун...

Читателя уже мутит от переизбытка Пафосных Заглавных Букв в организме, а Хедин все бьется и бьется, и поверьте, не прекратит биться, пока не победит всех-всех-всех, на чем книга счастливо закончится, оставив утомленного читателя в легком недоумении.

В целом не могу сказать, что пожалел о потраченном времени — это был интересный и, как бы сказать, неформатный опыт, и неуемный поток юношеской фантазии временами реально завораживал своей ИЗБЫТОЧНОСТЬЮ — но судя по отзывам на последующие книги Перумова, там в сюжетном плане все еще хуже, поэтому, наверное, прекращу знакомство с ним.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Лин Картер «Башня Медузы»

glaymore, 12 октября 2024 г. 23:22

Довольно типовой фентезийный палп про приключения беспринципного мошенника, промышляющего воровством особо ценных реликвий. Очень похоже на молодого Конана. Даже название повести перекликается с говардовской «Башней Слона» — не случайно в обоих случаях герой проникает в неприступную башню, полную охранников и смертельных ловушек, чтобы похитить хранящийся там волшебный камень. Далее погони, битвы, плен во дворце прекрасной злой колдуньи, а вот и не менее прекрасная рабыня, порыв страсти, еще битвы, еще погони, явление древних богов, битвы, ну вот и сказочке конец. В общем, простецкое, но милое произведение из категории «не баян, а классика» (с)

Правда, в данном случае герой путешествует не в седле, а на межпланетной ракете, и вооружен не мечом, а лучеметом, и все остальные атрибуты героической фентези аккуратно заменены на футуристические аналоги, но мы все равно узнали старого доброго Конана и были рады встрече.

Ну и в принципе, повесть, где на первой же странице на героя нападает толпа КАРЛИКОВ СМЕРТИ, не может быть плохой :)

Оценка: 7
– [  4  ] +

Терри Пратчетт «К оружию! К оружию!»

glaymore, 4 октября 2024 г. 11:28

Как ни странно, продолжение понравилось не так сильно, как «Стража! Стража!»

Юмора заметно меньше, чем в первой части, и зачастую этот юмор довольно сортирный (уличный пес, обращающийся к Ангве «ах ты моя сучка», ну это просто ни в какие ворота, по-моему).

Детективную фабулу не хочу даже комментировать — жанр явно не близок Пратчетту, в результате сюжет состоит из последовательности логических дыр и противоречий и откровенных глупостей.

Аллегорическая параллель «огнестрельное оружие = кольцо Саурона» — типа так же развращает и сводит с ума своего владельца — мне как-то совсем мало понятна.

В общем, книжка по-прежнему смешная, сатира злобная (когда начальство приказало срочно набрать в Стражу расовые и гендерные меньшинства ради отчетности, я просто аплодировал), персонажи яркие, рассуждения (в особенности о монархической системе) неглупые — но, на мой взгляд, далеко не лучшая вещь в цикле.

Оценка: 7
– [  14  ] +

Ханну Райаниеми «Darkome»

glaymore, 26 сентября 2024 г. 09:53

Шесть лет ждал новую книгу от Райаниеми, следил за новостями, переживал за бесконечные переносы релиза, наконец жадно ухватил, и... был не то чтобы разочарован, но не сильно обрадован.

Если не знать, кто написал Darkome, то автора вообще нереально угадать. Буйство постчеловеческой фантазии, за которое мы любили Райаниеми, здесь полностью отсутствует. Перед нами умеренно вялый технотриллер, который вполне мог бы написать Гибсон в период «распознавания образов» и «страны призраков».

Чек — типично гибсоновское близкое будущее, только тут вместо компьютеров биотех и генинженерия; человечество только что выбралось из десятилетия синтетических эпидемий и теперь, сильно напуганное, стремится запретить любые несанкционированные манипуляции с генами и РНК (по всему миру внедрена система тотального биоконтроля Aspis, которая следит за тем, чтобы кто не сварил на кухне новый ковид или чего похуже).

Чек — типичная гибсоновская структура повествования, когда героиня мотается всю книгу туда-сюда, пытаясь понять, что за технологический макгаффин у нее в кармане (в данном случае не совсем в кармане, а

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
раковая опухоль в теле, у которой на любой вид терапии находится необъяснимо разумный ответ
).

Чек — типично гибсоновские русские гангстеры в финале. Post-Putin mafia, говоря словами автора.

При этом заглавной биохакерше то ли 18, то ли 19, и она обладает удивительным талантом находить для каждой проблемы максимально тупое и деструктивное решение. Например, когда ей в руки попадает методика, позволяющая обмануть Aspis — что она делает с этой информацией? Конечно, немедленно распространяет по даркнетовским каналам на весь мир! Глобальное биоподполье — это же сплошь чудесные добрые люди, они не сделают ничего плохого. Ой, чудесные добрые люди тут же начали готовить и распространять жуткие смертельные болезни? Наверное, это какая-то ошибка, не могли же они так поступить! ... о_О Какая-то запредельная тупизна.

Да, и вишенка на торте — книга обрывается буквально на полуслове, а на последней строке крупными буквами написано ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ. Видимо, нас ждут новые приключения незадачливой биохакерши.

В общем, кто хотел слоубернер-триллер в стиле позднего Гибсона, да еще и с реалистичным описанием биотехнологий переднего края (Райаниеми все-таки создатель и владелец компании по разработке мРНК-вакцин) — добро пожаловать. Роман в целом неплохой, короткий, читается легко. Но полета фантазии, за который мы полюбили безумного финна, не ожидайте.

Хотел поставить 6, но фантаст, реально разбирающийся в технической части своих книжек — это такая редкость по нынешним временам... ладно, пусть будет 7.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Аркадий Адамов «След лисицы»

glaymore, 16 сентября 2024 г. 16:51

Первая повесть Адамова из знаменитого цикла об инспекторе Лосеве, честно говоря, выглядит не то чтобы совсем ученически, но довольно бледно.

Завязка с похищением из музея портсигара Достоевского выглядит обещающе, но расследование быстро превращается в клубок невероятных совпадений. Все со всеми случайно знакомы, случайно работают вместе, случайно живут по соседству, случайно встречают друг друга на улицах... Если бы дело происходило в маленьком городке, я бы особо даже не бурчал, но в шестимиллионной Москве все это выглядит попросту глупо.

При этом нельзя сказать, что детективная интрига совсем не удалась. В книге полно продуманных, крепких, остросюжетных сцен — но все они перемежаются дурацкими совпадениями, на корню убивающими любые попытки сопереживать героям этого фарса.

6.5/10, плюс полбалла за то, что это все-таки начало большой адамовской саги о московском угрозыске, в которой встречаются и куда более сильные романы.

Оценка: 7
– [  8  ] +

Дэниел Абрахам, Тай Френк «Милость богов»

glaymore, 10 сентября 2024 г. 08:16

Новая космоопера от авторов «Экспансии»? Десятки причудливых рас, галактические империи, битвы космических флотов? Это мы читаем!

Но... где же космоопера? Вся книга посвящена тому, как богомолообразные карриксы за три дня захватывают захолустную земную колонию, отбирают из населения самых умных ученых, сажают в некое подобие лагерной «шарашки» и заставляют работать на свои проекты. И вся книга натурально посвящена физическим и этическим страданиям этих ученых, усугубленным культурным барьером между людьми и роевой ментальностью карриксов. Написано хорошо, психологично, характеры героев очень живые, настоящие. Но выбор темы, конечно, сильно на любителя.

Кроме того, авторы зачем-то регулярно подбрасывают флеш-форварды, так что читатель с самого начала знает, чем закончится эпопея. Крайне странное и неуместное решение, на мой вкус.

Не могу сказать, что пожалел о потраченном времени — Абрахам очень хороший писатель, его всегда приятно и интересно читать, за исключением случаев, когда он скатывается в совсем лютую сюжетную дичь (см. вторую половину «Экспансии», а также вторую половину практически любого другого его цикла). Но ожидания от жанра, скажем так, не оправдались совсем.

Оценка: 7
– [  9  ] +

Жоржи Амаду «Жубиаба»

glaymore, 9 сентября 2024 г. 08:21

С творчеством Амаду я ранее был знаком только по «Терезе Батисте» и «Донне Флор», так что искренне полагал его неплохим, но несколько олдскульным писателем, любителем поизлагать про непростые женские судьбы. Вряд ли по своей инициативе стал бы читать его дальше.

Но дочь-школьница вдруг посоветовала «Жубиабу». Открыл книгу без особых ожиданий — и был изумлен. Это просто какой-то бразильский Горький (или Стейнбек, или Золя, кому что ближе). Мега матерый бытописатель, досконально знающий жизнь и нравы своей страны, от криминальных низов до правящей верхушки. Как можно было написать такой фундаментальный роман в 22 года? Непостижимо...

История негра-бедняка Антонио Балдуино укладывается в двести страниц, но в этом объеме умещается целая жизнь — босоногое детство, подростковая уличная нищета, уличный же бандитизм, работа на плантациях, бродяжничество, спортивная карьера, выступления в странствующем цирке, профсоюзный активизм... И всюду он сталкивается с одним и тем же — с несправедливостью, с жестокостью, с угнетением. Вся социальная система Бразилии основана на том, что белые угнетают цветных, мужчины — женщин, и, разумеется, богатые — бедных.

<< — Негры больше не рабы…

— И негры — рабы, и белые — рабы, — оборвал говорившего изможденный человек, грузчик в порту. — Все бедняки — рабы. >>

Антонио Балдуино не хочет быть рабом, но не представляет, что для этого надо сделать. Грабить? Убивать? Заводить своих рабов? Все не то...

И только в финале, когда голодный народ Байи объединяется под знаменем всеобщей забастовки, Антонио Балдуино наконец понимает, что единственный способ разорвать рабские цепи эксплуатации и нищеты — это коллективная борьба за свои права, это профсоюзы, стачки, требования, а то и, страшно подумать, свержение буржуазной власти.

И вполне закономерно, что в финальной сцене Антонио Балдуино, встретив старого шамана Жубиабу, убежденного защитника эксплуататорской системы, смотрит на него без былого почтительного страха и даже с некоторым презрением.

Великая книга, гениальный автор.

Оценка: 9
– [  10  ] +

Колин Уилсон «Паразиты сознания»

glaymore, 8 сентября 2024 г. 10:58

Интересно, как с годами меняется восприятие некоторых книг.

Читал «Паразитов разума» в студенческом возрасте — впечатлился идеей (реально крутой, кстати) эволюции ментальных паразитов в психосфере человечества, ну и вообще осталось ощущение прикосновения к творчеству некоего очень умного и свободного мыслителя.

Перечитал в возрасте 40 плюс — матерь божья, да автор же просто глуп.

Концепция паразитов сознания по-прежнему очень крутая, но все остальное в романе просто ужасно. Уилсон постоянно притягивает за уши совершенно абсурдные заключения. Например, по его версии, паразиты поработили человечество примерно в районе 1800 года, и люди от этого сразу стали депрессивные, с тягой к суициду, писатели начали писать мрачные книги, и вообще все испортилось, а вот до этого все было совсем иначе! все ходили счастливые и на постоянном позитиве!

При этом Уилсон постоянно путается в тех условностях, которые сам только что напридумывал. Вот герой говорит: «да, мы могли бы уничтожить Луну, но это никак не повредит паразитам». А вот 20 страниц спустя, тот же герой, как ни в чем ни бывало: «у меня идея! давайте уничтожим Луну, это убьет всех паразитов!»

Также у автора наблюдается странная фиксация на восточной эзотерике и, почему-то, на феноменологии Гуссерля. Гуссерль для Уилсона вообще что-то типа фетиша, его учение решает любые проблемы. «Применив феноменологические методы Гуссерля, я погрузился в созерцание собственного подсознания и через два часа медитации пробудил в себе телепатию, телекинез и умение становиться невидимым. Мои коллеги хуже владели феноменологией, поэтому на освоение телепатии у них ушло целых шесть часов».

Помимо эзотерики, в книге очень много «научных» рассуждений, но все они чудовищны в своей абсурдности. Оказывается, в эпоху неолита (8000 г. до н.э.) у нас была другая Луна, настолько массивная, что удерживала своим притяжением весь мировой океан в районе экватора! о_О А вот герои начинают рассуждать, на какой планете могли бы появиться существа гигантских размеров. На Марсе не могли бы, там слишком слабая гравитация! Зато на Юпитере сила тяжести огромная, там гиганты запросто возникнут. И такие перлы идут просто косяком, читаешь и поражаешься, это слабоумный писал, что ли?

Итого: сама идея «паразитов разума» — отличная, все остальное в книге — на уровне «дядя Петя, ты дурак?»

Оценка: 5
– [  4  ] +

Ник Харкуэй «Titanium Noir»

glaymore, 24 августа 2024 г. 08:14

Ник Харкуэй решил попробовать себя в жанре нуарного детектива. Вышло... на мой вкус, так себе.

Что автору отлично удалось — это образы титанов. Вот тут абсолютное попадание в десятку. Когда читаешь про них, просто физически ощущаешь их ОГРОМНОСТЬ. Как они сопят и всхрапывают наподобие лошадей, как скрипят полы под их тяжелыми шагами, как от их тела исходит ощутимое тепло. При этом титаны в книге не чужеродные монстры, а обычные живые люди, просто очень богатые и очень... массивные. Несомненная удача автора.

А все остальное в книге — не то чтобы плохо, просто посредственно.

Детективный сюжет совершенно бестолковый; по сути все расследование сводится к тому, что в самом начале полуслучайный собеседник без всяких объяснений говорит герою романа важное ключевое слово, а потом герой всю книгу пытается это слово куда-нибудь приладить и в финале наконец его посещает озарение, что это же ключевое слово от шифра, который он никак не может взломать!

Сеттинг непонятный. С одной стороны, приметы времени указывают на наши дни (вэйпы вместо сигарет), а с другой, процедура «титанизации» изобретена более ста лет назад — в XIX веке, что ли?? Компьютеры вроде есть, но вроде никто ими особо не пользуется. Мобильной связи и интернета совсем нет (ну это хоть понятное решение, мобильник убивает классический нуар).

Описания, как всегда у Харкуэя, одновременно очень многословные и ничего не объясняющие.

Диалоги, видимо, он на этот раз решил писать «как в нуаре», поэтому герой романа каждый раз, прежде чем что-то спросить по делу, пару страниц занимается, как это сказать, «саркастичной словесной пикировкой». Каждый, сцк, раз.

Экшен сцены местами просто за гранью добра и зла — например, в одной из драк герой побеждает противника (человека обычных, не титанических пропорций), засунув кулак ему в рот и заблокировав трахею. Подозреваю, автору было бы полезно иногда выходить из дома и смотреть на живых людей.

В целом, конечно, это совсем не Хэммет. И не Чандлер. И даже не Чейз.

Но с другой стороны, мне удалось без особых усилий, и даже с легким интересом, дочитать этот текст до конца, в отличие от шизоклоунады «Сгинувшего мира» и духоты «Гномона».

Уже неплохо.

Оценка: 6
– [  7  ] +

Алексей Провоторов «Костяной»

glaymore, 16 августа 2024 г. 07:34

Это, вероятно, прозвучит нелепо и напыщенно, но лучшие рассказы из этого сборника ( «К зверю», «Сие тварям», «Волк, всадник, цветок») уверенно занимают территорию где-то посредине между ажурной мифопоэзией Желязны и жутковатой декадентской эстетикой Эштон Смита. Да, именно так. Нет, не преувеличение.

Никогда не думал, что хоть что-то сумеет примирить меня с чудовищным гомункулом по имени «русское фентези», но мастеру Провоторову это удалось.

Уверенные 8/10. Если бы не несколько проходных рассказов (не слабых, просто средненьких, слабые в сборнике отсутствуют) — были бы все 9.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Мерседес Лэки «Стрелы королевы»

glaymore, 13 августа 2024 г. 09:57

Решил ознакомиться с одной из старейших серий эпик фентези, которую автор пишет уже порядка 40 лет.

Оказалась чисто женская... даже не фентези, а сказка про академию джедаев (зачеркнуто) Волшебных Девочек, которые скачут на Волшебных Лошадях и помогают Доброй Королеве управлять ее королевством.

Причем начало книги вполне интересное — тринадцатилетняя героиня в отчаянии совершает побег из своей полудикой деревни, где женщин практически буквально содержат и разводят как скот, клеймят, в 13 лет выдают замуж, и т.д. Куда бежать? что делать? как дальше жить? В общем, завязка бодрая.

Но... тут буквально из воздуха появляется волшебный конь, который отвозит ее в волшебную академию, там ее немедленно назначают Главной Советницей Королевы, ну и далее все в таком роде.

Книжка не то чтобы плохая, она складно написана, просто она, как бы сказать, очень бесхитростная. Прямолинейная. Что я имею в виду? Например, вот героиня (напоминаю, тринадцатилетняя девчонка из глухой провинции) начинает давать какие-то советы королеве. Ага, думает читатель, сейчас она насоветует :) Но нет, каждый ее совет оказывается абсолютно гениальным, а местами и просто спасительным для страны.

Или вот героиня узнает старую легенду, согласно которой волшебные кони с телепатией и IQ 180 буквально сгущаются из воздуха в священной роще всякий раз, когда королевству нужна новая волшебная девочка с конем. Ага, думает читатель, красивая легенда, интересно, как же там все устроено на самом деле. Но нет, волшебные кони реально возникают из воздуха посреди рощи.

При этом книжка очень добрая, позитивная, про дружбу, любовь и всякого рода отношения (warning: включая и нетрадиционные). Но очевидная нацеленность на девочек-подростков, плюс помянутая прямолинейность, убили всякое удовольствие от чтения. Знакомство с циклом продолжать не буду.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Михаил Салтыков-Щедрин «История одного города»

glaymore, 9 августа 2024 г. 07:17

«Я/МЫ ГЛУПОВЦЫ»

Про этот эпохальный роман, про город Глупов, про его дурное население и невменяемых градоначальников сказано уже так много, что добавить по сути нечего, а повторяться не хочется.

Отмечу другое — «История одного города» велика не столько сама по себе, сколько тем, что положила начало межавторской летописи всероссийского Глупова, где XIX век запротоколировал Гоголь, ХХ описали Ильф и Петров, а страшные хроники века нынешнего еще ждут своего летописца.

Ну и на сладкое, несколько цитат великих градоначальников. В позапрошлом ли веке писано гусиным пером? Вчера ли прошло по тг каналам?

<< Ежели чувствуешь, что закон полагает тебе препятствие, то, сняв оный со стола, положи под себя. И тогда оный, сделавшись невидимым, много тебя в действии облегчит >>

<< Для того чтобы воровать с успехом, нужно обладать только проворством и жадностью. Жадность в особенности необходима, потому что за малую кражу можно попасть под суд >>

<< Тех из вас, которым ни до чего дела нет, я буду миловать; прочих же всех – казнить >>

<< Про себя могу сказать одно: в сражениях не бывал-с, но в парадах закален даже сверх пропорции. Новых идей не понимаю. Не понимаю даже того, зачем их следует понимать-с. >>

Оценка: 9
– [  2  ] +

Адриан Чайковски «The Expert System's Champion»

glaymore, 20 июля 2024 г. 08:52

Совершенно ненужный сиквел к шедевральному «Брату экспертной системы», построенный вокруг удивительно дурацкого НФ-допущения. Во враждебной землянам экологии колонизируемой планеты люди вдруг обнаружили гигантских улиток-долгожителей, внутри тела которых находится полость с удивительным свойством: любой объект, оказавшийся внутри полости, немедленно врастает в улитку изнутри.

Что это за абсурдный биологический механизм? Для чего он вообще? Как эволюция могла такое создать? Если он хоть для чего-то нужен, то почему улитки им не пользуются (если бы пользовались, то за их многовековую жизнь полости были бы полностью заняты рандомными предметами)?

Увы, эта дикая идея введена в повесть ровно с одной целью — для драматического сюжетного хода «колонисты залезли в улиток, вросли в них и давай так жить.»

Неожиданно глупая для Чайковского книга. Не рекомендую.

Оценка: 6
– [  6  ] +

Пирс Энтони «В коровнике»

glaymore, 17 июля 2024 г. 10:43

Много shock value, мало смысла.

Авторская идея очень хороша — сначала заставить читателя ужаснуться от общества, где женщин с рождения выращивают в сенсорной депривации, убивая любые зачатки интеллекта, и затем содержат в коровниках... а в финале задать контрольный вопрос, как насчет самих коров и прочего скота, ведь мы их держим в этих же нечеловеческих условиях, как вам это, все нормально, нигде не жмет?

Но, увы, отличная мысль оказалась погребена под смрадной горой чак-паланиковской мерзотности. Если бы рассказ занимал не 40 страниц, а 5-10, была бы бомба. А так... тоже бомба, но фекальная.

7 баллов чисто за идею.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Адриан Чайковски «Raised in Darkness»

glaymore, 17 июля 2024 г. 09:08

Довольно простецкий рассказ про то, как инквизиторы нашли и уничтожили секту генокрадов на захолустной аграрной планете.

Единственный интересный момент (ради него, как я понимаю, рассказ и писался), это когда уже в финале, на допросе, у директора колхоза выясняют, почему он решил сотрудничать с генокрадами и покрывать их — а он отвечает в том плане, что почему бы и нет, они на полях работают, старательные, непьющие. Но ведь они вас всех сожрут, изумляется инквизитор. Да какая разница, пожимает плечами арестант, может, нас завтра генокрады сожрут, может, орки зарубят, может, хаос разверзнется, а может, милостью Императора нас всех велят казнить. Наше дело маленькое — сеем, собираем урожай, живем сегодняшним днем, выполняем план.

Вот это прям неплохо вышло, считаю.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Адриан Чайковски «The Expert System's Brother»

glaymore, 13 июля 2024 г. 20:00

Короткая «планетарная» НФ повесть в лучших традициях Вэнса и Ле Гуин. Продуманная экология, необычная культура, сложные взаимоотношения между группами земных поселенцев. Нетривиальный взгляд на проблему адаптации человека к инопланетным условиям.

В очередной раз убеждаюсь, что у Чайковского можно (и нужно) читать все подряд, он крайне хорош.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Борис Виан «Пена дней»

glaymore, 9 июля 2024 г. 07:22

Совершенно невообразимое смешение бытовухи и сюрреализма, юмора и драмы. Очень похоже на фильм «Амели» или спектакли Гришковца, такой малосвязный поток мыслей про всякие приятные бестолковые события, которые с нами случаются (любовь, хорошие книги), и про всякие дурацкие неприятные события, которые с нами случаются тоже (разочарование в детских идеалах, смерть близких), и про то, что всё это происходит вперемешку, без всякой логики и структуры, и ещё про то, что в современном обществе довольно нетрудно до седых волос оставаться подростком-долбо(дятлом), и что запоздалое взросление, если оно таки наступает, бывает очень болезненным и жёстким, и про миллион других невероятно важных и совершенно бессмысленных вещей, и всё это обильно залито толстым-толстым слоем абсурдизма и игры слов в духе Хармса пополам с Кэрроллом и Платоновым (и ещё немного Кафки, и Пелевина тоже), и повсюду летают маленькие розовые облака с запахом корицы.

Оригинал, к сожалению, оценить не способен, но перевод Лунгиной — это тот, где фигурируют Пьяномарь с Архиписком, а также Свадебные Педералы — получился более чем достойный. Стилистика там настолько своеобразная, что, наверное, лучше будет накидать живых цитат, чем пытаться это великолепие описать своими словами.

<< Рецепт был такой: «Возьмите живого колбасуся и сдерите с него семь Шкур, невзирая на его крики. Все семь шкур аккуратно припрячьте. Затем возьмите лапки омара, нарежьте их, потушите струей из брандспойта в подогретом масле и нашпигуйте ими тушку колбасуся. Сложите все это на лед в жаровню и быстро поставьте на медленный огонь, предварительно обложив колбасуся матом и припущенным рисом, нарезанным ломтиками. >>

<< — Я ее спросил, любит ли она Жан-Соля Партра, она ответила, что собирает все, что он пишет… Тогда я ей сказал: «Я тоже…» И всякий раз, когда я ей что-нибудь говорил, она отвечала: «Я тоже…» и vice versa. В конце концов, только для того, чтобы поставить экзистенциальный опыт, я сказал: «Я вас люблю», — а она в ответ воскликнула: «О!..»

- Опыт не удался, — заметил Колен. >>

<< на стене висело распятие. Иисус, пригвожденный к большому черному кресту, казалось, был счастлив, что его пригласили [на свадьбу], и с интересом наблюдал за происходящим. >>

<< Хлоя посмотрела в правое окно и вздрогнула. Привалившись к телеграфному столбу, чешуйчатая тварь провожала их пристальным взглядом.

— Гляди, Колен… Кто это?..

— Не знаю… По-моему… оно не злое…

— Это рабочий из бригады, обслуживающей телеграфную линию, — сказал Николя через плечо. >>

Оценка: 9
– [  15  ] +

Виталий Абоян «Мёртвая жизнь»

glaymore, 2 июля 2024 г. 00:18

Я очень старался полюбить этот роман.

Все-таки не каждый день российский автор публикует твердую НФ про контакт с принципиально нечеловеческим разумом.

Я честно старался простить автору и корявый стиль, и психологические нелепости.

Но это реально невыносимо.

Текст содержит от силы 10% научных идей (в основном интересных, хотя эссе об эволюционной необязательности сознания просто скопировано из «Ложной слепоты») и 90% эмоциональной дичи.

Герои на каждой странице творят такое, что на их фоне команда киношного «Прометея» выглядит компетентными профессионалами. Матерые космопроходцы при встрече с инопланетным кораблем-астероидом бьются в истерике и в панических атаках, орут, визжат, бросаются друг на друга с кулаками, калечат себя и других, пытаются покончить с собой. Первый помощник орет «не заставляйте меня командовать, я не умею», кибертехника ставит в тупик любая компьютерная проблема, корабельный специалист по контактам просто всю книгу плачет и кричит, что никакие контакты невозможны и даже подумать о них невыносимо страшно.

* * *

Вот здесь мне очень хотелось бы сказать «за высокий полет научной мысли мы все это прощаем автору и ставим хорошую оценку».

Но какой нафиг полет мысли, если автор в финале наделяет своего Чужака (безусловно оригинального и прикольно придуманного) чисто волшебными свойствами. «Каким-то непонятным образом этот монстр», цитирую, «получил способность управлять живой материей» во всей вселенной, невзирая на межзвездные расстояния. Ну просто получил и все. Видимо, потому что он очень умный, настолько умный, что способен в деталях предсказать поведение человека, находящегося на другом конце Галактики (но когда нужно по сюжету, космический бог превращается в космического идиота и теряет способность даже к простейшим умозаключениям).

* * *

Мне очень не хотелось давать этому роману низкую оценку.

Все-таки, повторюсь, не каждый день российский автор публикует твердую НФ про контакт с принципиально нечеловеческим разумом.

Спасибо Виталию Абояну за попытку.

Но оценку выше «трояка» этот текст просто не заслуживает.

Оценка: 5
⇑ Наверх