Все отзывы посетителя glaymore
Отзывы (всего: 352 шт.)
Рейтинг отзыва
glaymore, 4 января 10:11
Отличный приключенческий роман про простого советского парня по фамилии Макаров, который волей судьбы оказался в Риге в июне 1941 года, в странных обстоятельствах поймал пулю, но пришел в себя не в застенках гестапо, а в фашистском военном госпитале, с чужими документами в кармане. И далее Макарова начинает затягивать адовый водоворот шпионских событий, где его хотят использовать в своих интересах и немцы, и англичане, и «могущественная заокеанская держава» (США в романе почему-то именуются только так), а он, отрезанный от своих, в глубоком вражеском тылу, пытается сообразить, что от него вообще хотят все эти люди и как выйти из заварушки живым, а желательно еще и спасти латышских детей, над которыми ставят опыты нацистские вивисекторы.
Сюжет безусловно не дает скучать, но к середине книги начинают возникать вопросы, а почему роман вообще относят к циклу «про майора Пронина». Но затем на сцене появляется сначала Виктор Железнов, старый друг и помощник майора, а чуть позднее и сам Пронин, и с этого момента за героя уже особо не переживаешь — теперь он не один, ему помогают опытные товарищи. Впрочем, опасностей и приключений все равно будет в избытке до самых последних страниц — погони, перестрелки, двойные и тройные агенты, роковые женщины, даже захват маленького фашистского аэродрома для партизанской операции.
Претензий «нириалистична ррррря так ни бывает» — не понимаю. Это же не документалистика, это приключенческий жанр, он не требует исторической точности. Да, окажись герой в такой ситуации в реальности, он скорее всего погиб бы — но то же самое можно сказать практически про любую приключенческую книгу. Жанр подразумевает некое везение со стороны героя. Это нормально. Вот регулярные партийные проповеди от лица всех советских персонажей — они да, портят впечатление от романа; но, к счастью, таких моментов мало, да и понятно, что вставлены они не по воле автора, а по требованию цензуры того времени, так что простительно.
В целом — очень хорошо, как и все у Овалова. Уверенные 8/10.
glaymore, 26 декабря 2024 г. 08:36
Никогда не думал, что прочитаю что-то, вышедшее из-под пера сетевого графомана Глебова, и не просто прочитаю, а получу удовольствие и напишу положительный отзыв.
Но переосмысление «Героя нашего времени» в стиле готического хоррора звучало заманчиво, и я рискнул.
И не прогадал!
Атмосфера маленького курорта «на водах», где со скучающим видом прогуливаются офицеры, мещане, картежники, поиздержавшиеся князья, увядающие дамы — очень хороша.
Печорин неожиданно решителен и энергичен, в нем есть что-то фандоринское, но книгу это не портит.
Реинтерпретация сюжетной линии Веры получилась крайне неожиданной. Смело сделано, читать было интересно.
Детективная интрига неплохая, логичная. Правда, на мой вкус многовато нелепых совпадений (трудно поверить, что такое количество московских должников Раевича вдруг, не сговариваясь, на одном поезде отправились в Пятигорск), но с этим можно жить.
Мистическая часть — ну мне тут трудно судить, но в целом выдержано неплохо, в стиле XIX века, с видениями, предсказаниями и кознями сатаны.
Технически стилизация вышла довольно удачно. С одной стороны, Глебов не стесняется целыми абзацами копипастить Лермонтова, а с другой, если не знать заранее, то довольно трудно отличить, где заканчивается вставка классики и начинается самобытный текст.
Впрочем, даю подсказку — всякий раз, когда в книге кого-то тошнит, выворачивает, рвет, блюет, это уже не Лермонтов, это Глебов.
Помимо фиксации на блевании, временами автора откровенно заносит в треш (девушка выпила яд, и у нее сразу полголовы растворилось, как будто это не яд был, а кислота Чужого). Смотрится крайне чужеродно, но в целом с этим можно жить.
В целом, как ни удивительно, удалось получить от книги художественное удовольствие.
Штош. Оказывается, даже сетевой ремесленник может писать для души, и писать неплохо.
glaymore, 23 декабря 2024 г. 08:18
Образцовый planetary romance от раннего — но уже очень крепкого! — Пола Андерсона.
Земной звездолет терпит крушение на далекой планете, выживают только работяга-инженер, пассажирка-аристократка и торговец. Планета почти полностью покрыта океаном, высшая форма жизни здесь — крылатые гуманоиды, разумные, но недалеко ушедшие от неолитического уровня.
Местные белки для землян смертельны, так что по окончании бортовых запасов пищи всех троих ждет мучительная смерть от голода.
Единственный шанс на спасение — сообщить о себе на земную научную станцию, но есть нюанс, станция находится в тысячах миль от места крушения, а местные дикарив целом не враждебны, но отправлять экспедицию за океан ради непонятных бескрылых существ не намерены, им не до того, у них племенные войны.
И тут за дело берется старый толстый ван Рийн. А ван Рийн — это тот самый аморальный торгаш из анекдота, который «всех продаст, купит и снова продаст, но уже дороже». Он абсолютно беспринципен, ради прибыли он готов пойти на ложь, предательство, даже на убийство. Но в итоге именно махинации ван Рийна спасают и землян, и два племени крылатых людей, обреченных на вечную войну по нелепому в сущности поводу.
Продуманный мир, абсолютно логичное повествование, яркие характеры, закрученные интриги, эпичные бои (битва ледяных кораблей против деревянного флота, с напалмом, катапультами и паровым пулеметом, безусловно повлияла на последующее творчество Филипа Фармера) — короче, Андерсон делает planetary romance, каким он должен быть.
glaymore, 16 декабря 2024 г. 23:24
Если первая повесть про странствия проклятого короля Гайима была стандартным дневником путешествия героев из пункта А в пункт Б, а вторая тоскливо подражала видеоиграм про исследование подземелий с монстрами и ловушками, то третья часть внезапно превратилась в классический детектив, где Гайим вынужден расследовать убийство богатого мецената искусств в зале приватного музея.
Интрига поставлена грамотно, антураж — фентезийный аналог Венеции эпохи ренессанса — выше всех похвал, финал неожиданный. Тема «волшебная сила искусства» раскрыта абсолютно на все деньги, с неожиданным для Райана социальным комментарием.
Судя по тому, что следующая повесть цикла начинается посвящением «отцу зомби» Джорджу Ромеро, автор, видимо, и дальше намерен экспериментировать с жанрами. Полностью его в этом поддерживаю!
glaymore, 14 декабря 2024 г. 00:27
Книга начинается как первосортнейший космический ужастик с приключениями, но к середине, увы, скатывается в череду бессмысленных самоповторов. Ну ок, герои попали в плен на борту звездолета, а там весь экипаж (включая бортовой компьютер) заражен ментальным патогеном и превратился в кровожадных каннибалов. Немного макабра, немного приключений, и вот герои сбегают и... оказываются на борту другого звездолета, весь экипаж которого заражен ментальным вирусом безумия, далее см. выше.
Когда герои попали в плен на борту ТРЕТЬЕГО звездолета, чей экипаж заражен вирусом безумия, мне натурально хотелось уже кричать, и, отмечу, вовсе не от ужаса. Но я мужественно дотерпел до последней главы (а книжка объемистая, страниц 600), и в финале герои снова счастливо спаслись, и наконец попали на ту планету, куда всю книгу стремились, и уже приготовились раскрыть все ее тайны, но тут автор оборвал повествование буквально на полуслове и заявил ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.
Спасибо, конечно, но дальше уже без меня.
glaymore, 29 ноября 2024 г. 08:55
Новые приключения Конана, как ни странно, сильно напоминают «географический роман» эпохи Жюля Верна. Большую часть книги Конан — сначала в охранении торгового каравана, позднее в одиночку — едет по Стигии, извергая чудовищные инфодампы про все, что видит вокруг. Сюжета как такового в романе нет, Конан просто едет и излагает. За 300 страниц текста мы узнаем очень много про стигийскую географию, флору, фауну, культуру, религию, производство, сельское хозяйство, торговлю и денежную систему. Изредка на Конана нападает буйвол, или тигр, или носорог, или стая горилл-людоедов, или стая бабуинов-людоедов, или крокодил-людоед (несколько раз). В середине повествования начинает теплиться любопытная авантюрная линия про похищенный мешок золота, который надо бы как-то незаметно вывезти из Стигии и реализовать, по пути скрываясь от разъяренных владельцев мешка — но автор быстро забивает на эту линию, типа да чорт с ним, с золотом, тлен это все, едем дальше.
Удивительно, что Стирлинг хорошо знает фактическую часть, регулярно подбрасывает читателю факты и «отсылочки» из классической Конанианы, перемежая упоминаниями лавкрафтовских Великих Древних или берроузовских мангани — но при этом он абсолютно не чувствует и не понимает самой сути, духа книг Говарда. Очень старательный, но совершенно бездарный ремесленник.
Роман заканчивается ровно на том моменте, где начинаются говардовские «Гвозди с красными шляпками», и если в этот момент не закрыть книгу, а продолжить чтение, то можно испытать ни с чем не сравнимое облегчение, как будто долго сидел в душной-душной комнате, а потом вышел на свежий воздух, на просторы Хайбории.
Энтони Райан «The Kraken's Tooth»
glaymore, 24 ноября 2024 г. 08:42
Проклятый принц Гейнор (зачеркнуто) Гайим продолжает свои странствия по миру Пяти Морей в поисках семи демонических клинков. На этот раз судьба заносит его в торговый город посреди океана, построенный фактически на костях древнего кракена (хотя откуда у кракена кости, читатель недоумевал еще в прошлой повести). За этим следует много битв, магии, интриг, предательств и всякого другого, к чему обязывает жанр.
Повесть в целом неплохая, но, к сожалению, Райан местами подпускает в сюжет свою фирменную дурку. Например, когда Гайим сталкивается с летающим противником, он, не растерявшись, лихо раскручивает свой меч, со страшной силой швыряет в воздух, хватается за него и летит на мече прямо в небо, в стиле барона Мюнхгаузена. Или вот еще пример, вход в древнее и страшно секретное подземелье, полное сокровищ и артефактов, находится в пустом колодце на центральной площади огромного города, т.е литералли спускаемся по веревке в колодец и мы на месте. Вся эта дичь сильно портит восприятие текста.
В общем, если первая повесть была образцовым олдскульным приключением в жанре heroic fantasy, без малейших признаков творческого метода Райана, то сиквел уже меньше хочется рекомендовать к прочтению. Ну штош, впереди еще пять частей похождений принца Гайима, посмотрим, посмотрим.
glaymore, 20 ноября 2024 г. 08:53
Ричард Грей работает оператором-новостником на лондонском телеканале. Он рисковый, модный, популярный. Ради сенсационного кадра готов лететь в любые горячие точки и бегать там с камерой под пулями. Но оцените иронию судьбы, из всех опасных командировок он возвращается без единой царапины, а вот на улицах старого доброго Лондона ухитряется попасть под случайную бомбу безымянных террористов. Взрыв, реанимация, инвалидность, долгое восстановление — и полная потеря памяти о последних месяцах жизни.
Стремление восстановить потерянный кусок прошлого приводит Ричарда к Сью, девушке, с которой у него, по ее словам, был роман. С ее помощью он открывает для себя волшебный и пугающий мир — мир невидимых людей. Их много, они среди нас, они ходят рядом с нами по улицам, заглядывают в наши дома, едят нашу еду, спят в наших постелях — но мы их не видим, не в смысле «физически не видим, как у Уэллса», а просто наш мозг, как под гипнозом, отфильтровывает информацию о них. Это и есть «гламур», не в современном значении слова, конечно, а в первоначальном. Чары, туманящие взгляд. Опасное древнее колдовство. Гламур.
Дальше — больше. Ниалл, бывший бойфренд Сью — один из невидимок — начинает ревновать ее к Ричарду, всячески преследовать, избивать, насиловать. И никто не может ничего с этим сделать, потому что Ниалла невозможно увидеть. У Ричарда развивается паранойя, ему кажется, что Ниалл вездесущ, следует за ним повсюду, следит, шпионит, по ночам прокрадывается в его квартиру, ездит с ним в автомобиле и метро. Параллельно Ричард начинает находить в своих воспоминаниях необъяснимые нестыковки и противоречия, от чего его психика пошатывается еще сильнее.
Ого, думает читатель. Такой филип-диковской паранойи я не ожидал от академичного Приста, думает читатель. Правда, откровенного софт порно можно было бы и поменьше, нафиг оно тут не нужно, тем более так кринжово описанное, ну да ладно, потерпим, думает читатель, предвкушая мощнейшую развязку всего этого клубка страстей.
Но тут автор заявляет (литералли, открытым текстом от своего лица заявляет, я не шучу и не преувеличиваю) — дружище читатель, хочу тебе напомнить, что
То есть по сути вся книга была написана чисто ради этой — исключительно глупой, на мой взгляд — финальной выходки. Как на том авторском вернисаже, где сначала выставлены пейзажи, потом натюрморты, далее портреты, а в конце висит огромная картина, крупным планом изображающая голый зад художника, испражняющегося типа прямо в лицо зрителю. Современное искусство, штош. Постмодерн. Метаирония.
6/10, чисто за большой писательский талант Приста; в его мастерском исполнении даже подобная муть читается легко.
Энтони Райан «A Pilgrimage of Swords»
glaymore, 17 ноября 2024 г. 08:39
Образцовая heroic fantasy, явно вдохновленная принцем Элриком (как будто что-то плохое!) Крутой печальный герой с трагическим прошлым и проклятым мечом, странствия по экзотическим землям, битвы с причудливыми чудовищами, боги и демоны в изобилии — в общем, все как мы любим.
Описания и диалоги, как сейчас принято, немного перезатянуты — где Муркок уложился бы в пятьдесят страниц, Райану понадобилось сто. Впрочем, какой-нибудь Сандерсон налил бы воды на пятьсот, так что будем считать, что динамика текста в рамках нормы.
Повесть уверенно вошла в личный топ года. Продолжения странствий вечного воина Гайима буду читать однозначно и немедленно.
Лев Кассиль «Маяковский - сам»
glaymore, 13 ноября 2024 г. 08:07
Открывая эту повесть, пожалуйста, не ожидайте увидеть энциклопедический труд беспристрастного биографа. Не ищите исчерпывающих сведений о датах, событиях, женщинах, местах службы. Это не научная работа, это очень личная книга, набор воспоминаний о близком друге. Кассиль деликатно обходит все острые углы, ему явно не хочется рассказывать о Маяковском ничего такого, что могло бы бросить тень на образ большого человека. В этом он местами доходит до смешного: например, ни разу ни словом, ни намеком не упоминает семейство Брик, из-за чего знаменитое предсмертное «Лиля, люби меня» в финале повести звучит немного странно — мол, а кто такая эта Лиля вообще?
Из-за этих умолчаний, перемежающихся сервильными одами власти, «Маяковский сам» не очень подходит для первого знакомства с жизнью и смертью великого советского поэта. Но если вы уже знаете и любите Маяковского, то откроете для себя много интересного и очень личного биографического материала.
glaymore, 10 ноября 2024 г. 09:07
Удивительный писатель этот Грегори Фрост. Раз в десять-пятнадцать лет берется за перо, производит на свет пару фентезийных романчиков около-кельтской направленности, после чего еще на десять-пятнадцать лет пропадает. Ничего у него не читал, но западные и русскоязычные отзывы единодушны — второразрядное чтиво, не стоящее внимания.
Годы идут, Фросту уже за семьдесят. И тут он разражается просто отличнейшим, люто напряженным параноидальным боевиком, крайне свежо трактующим старую легенду про Томаса Рифмача. В его версии Томас из Эрселдуна — вовсе не бард-провидец, а обычный сельский эпилептик; будущее он прорицает, но не красивыми стихами, а бессвязными выкриками при grand mal. Королева эльфов, как положено, забирает его с собой в волшебную страну «под холмом», где Томас проводит семь дней, а в родной Шотландии за это время пролетают годы — но он этому не сильно рад, потому что эльфы здесь серо-зеленоватые, шипастые, с щупальцами и жабрами, в общем, на людей похожи только под гламуром, и самое главное, у них явно нехорошие планы в отношении человечества. И бедолага Томас — единственный, кто способен помешать вторжению этих жутких оборотней из другого измерения.
А уж когда начинается паранойя в стиле классических «похитителей тел», оторваться от книги становится просто нереально. Экшн, опять же, первосортный. Средневековые лучники показаны немного сверхлюдьми, конечно — Томас стреляет из лука очередями, на бегу, сидя, лежа, в прыжке — но в рамках жанра это не так уж плохо, а скорее даже и хорошо.
В общем, если концепция сайфай-фентези-боевика с элементами хоррора в аутентичной атмосфере Шотландии XII века вас привлекает, но мешает негативный опыт чтения ранних вещей Фроста — попробуйте взяться за «Рифмача», он имеет все шансы вас приятно удивить.
P.S. Буквально на днях вышло продолжение романа — на этот раз про Робин Гуда, который продолжает борьбу с иномировыми упырями, неумолимо захватывающими Европу. Это мы читаем!
glaymore, 27 октября 2024 г. 11:49
Днепрова трудно сравнить с кем-то из классических советских фантастов — он был «не в формате», его не интересовала ни социальная философия, ни приключенческие сюжеты, ни отношения между людьми, ни победа коммунизма. Он всю жизнь писал исключительно про науку. Грег Иган? Пожалуй, да, удачное сравнение.
Сборник «Пророки» — очень типичный для Днепрова. Один рассказ = одна научная идея, гипотеза, возможность, эксперимент. Автора интересует все — рукотворное создание живой клетки, субъективное восприятие времени, влияние сильного магнитного поля на работу мозга, клонирование, виртуальная реальность, подача фантоматических сигналов прямо в мозг, биохимическая природа памяти, даже телепатия.
Конечно, многие из гипотез Днепрова не прошли проверку временем и выглядят сегодня откровенно архаично, но не стоит забывать о дате выхода сборника. Да, сегодня мы уже знаем, что память не кодируется в РНК, а клонированный организм не станет поведенческой копией оригинала — но в 1971 году это были вполне возможные научные допущения. При этом часть рассказов ничуть не устарела — фантоматика, виртуальные миры, запись мыслей и чувств человека на носитель... А концепция хедлайнерской повести «Человек для архива» — отделение сознания от памяти — сделала бы честь любому из современных передовых НФ мыслителей, уровня Теда Чана. Если перенести рассудок человека в чужое тело, не перенося при этом сумму воспоминаний и накопленного опыта — что получится из такого гибрида? Как он будет себя вести, кем он будет себя ощущать?
В общем, сборник вышел весьма неровный, но, на мой взгляд, заслуживающий внимания.
P.S. Да, продолжая тему сравнения с Иганом, хочу заодно отметить еще одно совпадение — Днепров, как и его австралийский коллега, в своем творчестве иногда пытается шутить, и юморески у обоих выходят удручающе несмешного свойства.
glaymore, 16 октября 2024 г. 08:51
На шестом десятке начать знакомиться с книгами Перумова — не самое стандартное решение, но мы не ищем легких путей! Сказано — сделано, 700-страничный кирпич с мощным скандинавским названием «Гибель богов» был старательно проштудирован.
Ну что сказать... Впечатление двоякое.
С одной стороны, у автора безусловно богатая фантазия. Даже не так — чрезмерная, избыточная, зашкаливающая. В 700 страниц текста уместились десятки миров, бессчетные виды магии, сложные иерархии богов и около-божественных сущностей. Причем все они мелькают в 1-2 эпизодах и пропадают со страниц навсегда, потому что автор придумал еще двадцать магических существ и сорок крутых заклинаний, и каждое, каждое надо срочно описать!
Короче, придуманный автором мир получился реально огромный и навороченный. Попало бы такое в руки автору поэкономнее — он томов десять наваял бы на этом материале.
Но с другой стороны, если от презентации перейти к сюжетной части, то придется признать, что в этот мега, гипер, ультра-роскошный фантик завернута даже не конфета, а какой-то засохший крысиный хвост. Сюжет состоит в том, что когда-то два крутых злых мага знатно поураганили по планам мироздания, но со временем были арестованы и преданы суду, и один отделался условным сроком, а другой ушел на пожизненное на самую жесткую черную зону. И первый, погасив условку, намеревается вытащить братана с кичи, чтобы потом вместе с ним, ну вы знаете, «всех убьем, все ограбим, все будет как мы любим» (с)
И вот первые страниц сто Перумов рисует мизансцену (небезынтересную, с мотивами северных саг), а затем наконец начинается великая битва за освобождение братана и... она занимает оставшиеся 600 страниц. Великий Черный Маг Хедин и его подручные сражаются с Перворожденными Эльфами, с Ночными Всадницами, с Водителем Мертвых, с Пожирателями Душ, с Алчущими Звездами, с Поколениями Магов, с Крылатыми Гигантами, с Древесными Великанами, с Молодыми Богами, со Старыми Богами, с Древними Богами, с Дальними Силами, с Темными Силами, с Третьими Силами... Сражаются в Хранимом Королевстве, на Хединсее, на Авалоне, в Верхних Мирах, в Нижних Мирах, на Дне Миров, в Источнике Мудрости, в Источнике Миров, в Упорядоченном, в Обетованном, в Ледяной Бездне, в Замке Древних... В ход идет Магия Лунного Зверя, Магия Белого Лезвия, Магия Стихий, Магия Драконов Времени, Магия Медленной Воды, Магия Великой Арфы, Магия Первичных Рун...
Читателя уже мутит от переизбытка Пафосных Заглавных Букв в организме, а Хедин все бьется и бьется, и поверьте, не прекратит биться, пока не победит всех-всех-всех, на чем книга счастливо закончится, оставив утомленного читателя в легком недоумении.
В целом не могу сказать, что пожалел о потраченном времени — это был интересный и, как бы сказать, неформатный опыт, и неуемный поток юношеской фантазии временами реально завораживал своей ИЗБЫТОЧНОСТЬЮ — но судя по отзывам на последующие книги Перумова, там в сюжетном плане все еще хуже, поэтому, наверное, прекращу знакомство с ним.
glaymore, 12 октября 2024 г. 23:22
Довольно типовой фентезийный палп про приключения беспринципного мошенника, промышляющего воровством особо ценных реликвий. Очень похоже на молодого Конана. Даже название повести перекликается с говардовской «Башней Слона» — не случайно в обоих случаях герой проникает в неприступную башню, полную охранников и смертельных ловушек, чтобы похитить хранящийся там волшебный камень. Далее погони, битвы, плен во дворце прекрасной злой колдуньи, а вот и не менее прекрасная рабыня, порыв страсти, еще битвы, еще погони, явление древних богов, битвы, ну вот и сказочке конец. В общем, простецкое, но милое произведение из категории «не баян, а классика» (с)
Правда, в данном случае герой путешествует не в седле, а на межпланетной ракете, и вооружен не мечом, а лучеметом, и все остальные атрибуты героической фентези аккуратно заменены на футуристические аналоги, но мы все равно узнали старого доброго Конана и были рады встрече.
Ну и в принципе, повесть, где на первой же странице на героя нападает толпа КАРЛИКОВ СМЕРТИ, не может быть плохой :)
Терри Пратчетт «К оружию! К оружию!»
glaymore, 4 октября 2024 г. 11:28
Как ни странно, продолжение понравилось не так сильно, как «Стража! Стража!»
Юмора заметно меньше, чем в первой части, и зачастую этот юмор довольно сортирный (уличный пес, обращающийся к Ангве «ах ты моя сучка», ну это просто ни в какие ворота, по-моему).
Детективную фабулу не хочу даже комментировать — жанр явно не близок Пратчетту, в результате сюжет состоит из последовательности логических дыр и противоречий и откровенных глупостей.
Аллегорическая параллель «огнестрельное оружие = кольцо Саурона» — типа так же развращает и сводит с ума своего владельца — мне как-то совсем мало понятна.
В общем, книжка по-прежнему смешная, сатира злобная (когда начальство приказало срочно набрать в Стражу расовые и гендерные меньшинства ради отчетности, я просто аплодировал), персонажи яркие, рассуждения (в особенности о монархической системе) неглупые — но, на мой взгляд, далеко не лучшая вещь в цикле.
glaymore, 26 сентября 2024 г. 09:53
Шесть лет ждал новую книгу от Райаниеми, следил за новостями, переживал за бесконечные переносы релиза, наконец жадно ухватил, и... был не то чтобы разочарован, но не сильно обрадован.
Если не знать, кто написал Darkome, то автора вообще нереально угадать. Буйство постчеловеческой фантазии, за которое мы любили Райаниеми, здесь полностью отсутствует. Перед нами умеренно вялый технотриллер, который вполне мог бы написать Гибсон в период «распознавания образов» и «страны призраков».
Чек — типично гибсоновское близкое будущее, только тут вместо компьютеров биотех и генинженерия; человечество только что выбралось из десятилетия синтетических эпидемий и теперь, сильно напуганное, стремится запретить любые несанкционированные манипуляции с генами и РНК (по всему миру внедрена система тотального биоконтроля Aspis, которая следит за тем, чтобы кто не сварил на кухне новый ковид или чего похуже).
Чек — типичная гибсоновская структура повествования, когда героиня мотается всю книгу туда-сюда, пытаясь понять, что за технологический макгаффин у нее в кармане (в данном случае не совсем в кармане, а
Чек — типично гибсоновские русские гангстеры в финале. Post-Putin mafia, говоря словами автора.
При этом заглавной биохакерше то ли 18, то ли 19, и она обладает удивительным талантом находить для каждой проблемы максимально тупое и деструктивное решение. Например, когда ей в руки попадает методика, позволяющая обмануть Aspis — что она делает с этой информацией? Конечно, немедленно распространяет по даркнетовским каналам на весь мир! Глобальное биоподполье — это же сплошь чудесные добрые люди, они не сделают ничего плохого. Ой, чудесные добрые люди тут же начали готовить и распространять жуткие смертельные болезни? Наверное, это какая-то ошибка, не могли же они так поступить! ... о_О Какая-то запредельная тупизна.
Да, и вишенка на торте — книга обрывается буквально на полуслове, а на последней строке крупными буквами написано ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ. Видимо, нас ждут новые приключения незадачливой биохакерши.
В общем, кто хотел слоубернер-триллер в стиле позднего Гибсона, да еще и с реалистичным описанием биотехнологий переднего края (Райаниеми все-таки создатель и владелец компании по разработке мРНК-вакцин) — добро пожаловать. Роман в целом неплохой, короткий, читается легко. Но полета фантазии, за который мы полюбили безумного финна, не ожидайте.
Хотел поставить 6, но фантаст, реально разбирающийся в технической части своих книжек — это такая редкость по нынешним временам... ладно, пусть будет 7.
glaymore, 16 сентября 2024 г. 16:51
Первая повесть Адамова из знаменитого цикла об инспекторе Лосеве, честно говоря, выглядит не то чтобы совсем ученически, но довольно бледно.
Завязка с похищением из музея портсигара Достоевского выглядит обещающе, но расследование быстро превращается в клубок невероятных совпадений. Все со всеми случайно знакомы, случайно работают вместе, случайно живут по соседству, случайно встречают друг друга на улицах... Если бы дело происходило в маленьком городке, я бы особо даже не бурчал, но в шестимиллионной Москве все это выглядит попросту глупо.
При этом нельзя сказать, что детективная интрига совсем не удалась. В книге полно продуманных, крепких, остросюжетных сцен — но все они перемежаются дурацкими совпадениями, на корню убивающими любые попытки сопереживать героям этого фарса.
6.5/10, плюс полбалла за то, что это все-таки начало большой адамовской саги о московском угрозыске, в которой встречаются и куда более сильные романы.
Дэниел Абрахам, Тай Френк «The Mercy of Gods»
glaymore, 10 сентября 2024 г. 08:16
Новая космоопера от авторов «Экспансии»? Десятки причудливых рас, галактические империи, битвы космических флотов? Это мы читаем!
Но... где же космоопера? Вся книга посвящена тому, как богомолообразные карриксы за три дня захватывают захолустную земную колонию, отбирают из населения самых умных ученых, сажают в некое подобие лагерной «шарашки» и заставляют работать на свои проекты. И вся книга натурально посвящена физическим и этическим страданиям этих ученых, усугубленным культурным барьером между людьми и роевой ментальностью карриксов. Написано хорошо, психологично, характеры героев очень живые, настоящие. Но выбор темы, конечно, сильно на любителя.
Кроме того, авторы зачем-то регулярно подбрасывают флеш-форварды, так что читатель с самого начала знает, чем закончится эпопея. Крайне странное и неуместное решение, на мой вкус.
Не могу сказать, что пожалел о потраченном времени — Абрахам очень хороший писатель, его всегда приятно и интересно читать, за исключением случаев, когда он скатывается в совсем лютую сюжетную дичь (см. вторую половину «Экспансии», а также вторую половину практически любого другого его цикла). Но ожидания от жанра, скажем так, не оправдались совсем.
glaymore, 9 сентября 2024 г. 08:21
С творчеством Амаду я ранее был знаком только по «Терезе Батисте» и «Донне Флор», так что искренне полагал его неплохим, но несколько олдскульным писателем, любителем поизлагать про непростые женские судьбы. Вряд ли по своей инициативе стал бы читать его дальше.
Но дочь-школьница вдруг посоветовала «Жубиабу». Открыл книгу без особых ожиданий — и был изумлен. Это просто какой-то бразильский Горький (или Стейнбек, или Золя, кому что ближе). Мега матерый бытописатель, досконально знающий жизнь и нравы своей страны, от криминальных низов до правящей верхушки. Как можно было написать такой фундаментальный роман в 22 года? Непостижимо...
История негра-бедняка Антонио Балдуино укладывается в двести страниц, но в этом объеме умещается целая жизнь — босоногое детство, подростковая уличная нищета, уличный же бандитизм, работа на плантациях, бродяжничество, спортивная карьера, выступления в странствующем цирке, профсоюзный активизм... И всюду он сталкивается с одним и тем же — с несправедливостью, с жестокостью, с угнетением. Вся социальная система Бразилии основана на том, что белые угнетают цветных, мужчины — женщин, и, разумеется, богатые — бедных.
<< — Негры больше не рабы…
— И негры — рабы, и белые — рабы, — оборвал говорившего изможденный человек, грузчик в порту. — Все бедняки — рабы. >>
Антонио Балдуино не хочет быть рабом, но не представляет, что для этого надо сделать. Грабить? Убивать? Заводить своих рабов? Все не то...
И только в финале, когда голодный народ Байи объединяется под знаменем всеобщей забастовки, Антонио Балдуино наконец понимает, что единственный способ разорвать рабские цепи эксплуатации и нищеты — это коллективная борьба за свои права, это профсоюзы, стачки, требования, а то и, страшно подумать, свержение буржуазной власти.
И вполне закономерно, что в финальной сцене Антонио Балдуино, встретив старого шамана Жубиабу, убежденного защитника эксплуататорской системы, смотрит на него без былого почтительного страха и даже с некоторым презрением.
Великая книга, гениальный автор.
Колин Уилсон «Паразиты сознания»
glaymore, 8 сентября 2024 г. 10:58
Интересно, как с годами меняется восприятие некоторых книг.
Читал «Паразитов разума» в студенческом возрасте — впечатлился идеей (реально крутой, кстати) эволюции ментальных паразитов в психосфере человечества, ну и вообще осталось ощущение прикосновения к творчеству некоего очень умного и свободного мыслителя.
Перечитал в возрасте 40 плюс — матерь божья, да автор же просто глуп.
Концепция паразитов сознания по-прежнему очень крутая, но все остальное в романе просто ужасно. Уилсон постоянно притягивает за уши совершенно абсурдные заключения. Например, по его версии, паразиты поработили человечество примерно в районе 1800 года, и люди от этого сразу стали депрессивные, с тягой к суициду, писатели начали писать мрачные книги, и вообще все испортилось, а вот до этого все было совсем иначе! все ходили счастливые и на постоянном позитиве!
При этом Уилсон постоянно путается в тех условностях, которые сам только что напридумывал. Вот герой говорит: «да, мы могли бы уничтожить Луну, но это никак не повредит паразитам». А вот 20 страниц спустя, тот же герой, как ни в чем ни бывало: «у меня идея! давайте уничтожим Луну, это убьет всех паразитов!»
Также у автора наблюдается странная фиксация на восточной эзотерике и, почему-то, на феноменологии Гуссерля. Гуссерль для Уилсона вообще что-то типа фетиша, его учение решает любые проблемы. «Применив феноменологические методы Гуссерля, я погрузился в созерцание собственного подсознания и через два часа медитации пробудил в себе телепатию, телекинез и умение становиться невидимым. Мои коллеги хуже владели феноменологией, поэтому на освоение телепатии у них ушло целых шесть часов».
Помимо эзотерики, в книге очень много «научных» рассуждений, но все они чудовищны в своей абсурдности. Оказывается, в эпоху неолита (8000 г. до н.э.) у нас была другая Луна, настолько массивная, что удерживала своим притяжением весь мировой океан в районе экватора! о_О А вот герои начинают рассуждать, на какой планете могли бы появиться существа гигантских размеров. На Марсе не могли бы, там слишком слабая гравитация! Зато на Юпитере сила тяжести огромная, там гиганты запросто возникнут. И такие перлы идут просто косяком, читаешь и поражаешься, это слабоумный писал, что ли?
Итого: сама идея «паразитов разума» — отличная, все остальное в книге — на уровне «дядя Петя, ты дурак?»
glaymore, 24 августа 2024 г. 08:14
Ник Харкуэй решил попробовать себя в жанре нуарного детектива. Вышло... на мой вкус, так себе.
Что автору отлично удалось — это образы титанов. Вот тут абсолютное попадание в десятку. Когда читаешь про них, просто физически ощущаешь их ОГРОМНОСТЬ. Как они сопят и всхрапывают наподобие лошадей, как скрипят полы под их тяжелыми шагами, как от их тела исходит ощутимое тепло. При этом титаны в книге не чужеродные монстры, а обычные живые люди, просто очень богатые и очень... массивные. Несомненная удача автора.
А все остальное в книге — не то чтобы плохо, просто посредственно.
Детективный сюжет совершенно бестолковый; по сути все расследование сводится к тому, что в самом начале полуслучайный собеседник без всяких объяснений говорит герою романа важное ключевое слово, а потом герой всю книгу пытается это слово куда-нибудь приладить и в финале наконец его посещает озарение, что это же ключевое слово от шифра, который он никак не может взломать!
Сеттинг непонятный. С одной стороны, приметы времени указывают на наши дни (вэйпы вместо сигарет), а с другой, процедура «титанизации» изобретена более ста лет назад — в XIX веке, что ли?? Компьютеры вроде есть, но вроде никто ими особо не пользуется. Мобильной связи и интернета совсем нет (ну это хоть понятное решение, мобильник убивает классический нуар).
Описания, как всегда у Харкуэя, одновременно очень многословные и ничего не объясняющие.
Диалоги, видимо, он на этот раз решил писать «как в нуаре», поэтому герой романа каждый раз, прежде чем что-то спросить по делу, пару страниц занимается, как это сказать, «саркастичной словесной пикировкой». Каждый, сцк, раз.
Экшен сцены местами просто за гранью добра и зла — например, в одной из драк герой побеждает противника (человека обычных, не титанических пропорций), засунув кулак ему в рот и заблокировав трахею. Подозреваю, автору было бы полезно иногда выходить из дома и смотреть на живых людей.
В целом, конечно, это совсем не Хэммет. И не Чандлер. И даже не Чейз.
Но с другой стороны, мне удалось без особых усилий, и даже с легким интересом, дочитать этот текст до конца, в отличие от шизоклоунады «Сгинувшего мира» и духоты «Гномона».
Уже неплохо.
glaymore, 16 августа 2024 г. 07:34
Это, вероятно, прозвучит нелепо и напыщенно, но лучшие рассказы из этого сборника ( «К зверю», «Сие тварям», «Волк, всадник, цветок») уверенно занимают территорию где-то посредине между ажурной мифопоэзией Желязны и жутковатой декадентской эстетикой Эштон Смита. Да, именно так. Нет, не преувеличение.
Никогда не думал, что хоть что-то сумеет примирить меня с чудовищным гомункулом по имени «русское фентези», но мастеру Провоторову это удалось.
Уверенные 8/10. Если бы не несколько проходных рассказов (не слабых, просто средненьких, слабые в сборнике отсутствуют) — были бы все 9.
Мерседес Лэки «Стрелы королевы»
glaymore, 13 августа 2024 г. 09:57
Решил ознакомиться с одной из старейших серий эпик фентези, которую автор пишет уже порядка 40 лет.
Оказалась чисто женская... даже не фентези, а сказка про академию джедаев (зачеркнуто) Волшебных Девочек, которые скачут на Волшебных Лошадях и помогают Доброй Королеве управлять ее королевством.
Причем начало книги вполне интересное — тринадцатилетняя героиня в отчаянии совершает побег из своей полудикой деревни, где женщин практически буквально содержат и разводят как скот, клеймят, в 13 лет выдают замуж, и т.д. Куда бежать? что делать? как дальше жить? В общем, завязка бодрая.
Но... тут буквально из воздуха появляется волшебный конь, который отвозит ее в волшебную академию, там ее немедленно назначают Главной Советницей Королевы, ну и далее все в таком роде.
Книжка не то чтобы плохая, она складно написана, просто она, как бы сказать, очень бесхитростная. Прямолинейная. Что я имею в виду? Например, вот героиня (напоминаю, тринадцатилетняя девчонка из глухой провинции) начинает давать какие-то советы королеве. Ага, думает читатель, сейчас она насоветует :) Но нет, каждый ее совет оказывается абсолютно гениальным, а местами и просто спасительным для страны.
Или вот героиня узнает старую легенду, согласно которой волшебные кони с телепатией и IQ 180 буквально сгущаются из воздуха в священной роще всякий раз, когда королевству нужна новая волшебная девочка с конем. Ага, думает читатель, красивая легенда, интересно, как же там все устроено на самом деле. Но нет, волшебные кони реально возникают из воздуха посреди рощи.
При этом книжка очень добрая, позитивная, про дружбу, любовь и всякого рода отношения (warning: включая и нетрадиционные). Но очевидная нацеленность на девочек-подростков, плюс помянутая прямолинейность, убили всякое удовольствие от чтения. Знакомство с циклом продолжать не буду.
Михаил Салтыков-Щедрин «История одного города»
glaymore, 9 августа 2024 г. 07:17
«Я/МЫ ГЛУПОВЦЫ»
Про этот эпохальный роман, про город Глупов, про его дурное население и невменяемых градоначальников сказано уже так много, что добавить по сути нечего, а повторяться не хочется.
Отмечу другое — «История одного города» велика не столько сама по себе, сколько тем, что положила начало межавторской летописи всероссийского Глупова, где XIX век запротоколировал Гоголь, ХХ описали Ильф и Петров, а страшные хроники века нынешнего еще ждут своего летописца.
Ну и на сладкое, несколько цитат великих градоначальников. В позапрошлом ли веке писано гусиным пером? Вчера ли прошло по тг каналам?
<< Ежели чувствуешь, что закон полагает тебе препятствие, то, сняв оный со стола, положи под себя. И тогда оный, сделавшись невидимым, много тебя в действии облегчит >>
<< Для того чтобы воровать с успехом, нужно обладать только проворством и жадностью. Жадность в особенности необходима, потому что за малую кражу можно попасть под суд >>
<< Тех из вас, которым ни до чего дела нет, я буду миловать; прочих же всех – казнить >>
<< Про себя могу сказать одно: в сражениях не бывал-с, но в парадах закален даже сверх пропорции. Новых идей не понимаю. Не понимаю даже того, зачем их следует понимать-с. >>
Адриан Чайковски «The Expert System's Champion»
glaymore, 20 июля 2024 г. 08:52
Совершенно ненужный сиквел к шедевральному «Брату экспертной системы», построенный вокруг удивительно дурацкого НФ-допущения. Во враждебной землянам экологии колонизируемой планеты люди вдруг обнаружили гигантских улиток-долгожителей, внутри тела которых находится полость с удивительным свойством: любой объект, оказавшийся внутри полости, немедленно врастает в улитку изнутри.
Что это за абсурдный биологический механизм? Для чего он вообще? Как эволюция могла такое создать? Если он хоть для чего-то нужен, то почему улитки им не пользуются (если бы пользовались, то за их многовековую жизнь полости были бы полностью заняты рандомными предметами)?
Увы, эта дикая идея введена в повесть ровно с одной целью — для драматического сюжетного хода «колонисты залезли в улиток, вросли в них и давай так жить.»
Неожиданно глупая для Чайковского книга. Не рекомендую.
glaymore, 17 июля 2024 г. 10:43
Много shock value, мало смысла.
Авторская идея очень хороша — сначала заставить читателя ужаснуться от общества, где женщин с рождения выращивают в сенсорной депривации, убивая любые зачатки интеллекта, и затем содержат в коровниках... а в финале задать контрольный вопрос, как насчет самих коров и прочего скота, ведь мы их держим в этих же нечеловеческих условиях, как вам это, все нормально, нигде не жмет?
Но, увы, отличная мысль оказалась погребена под смрадной горой чак-паланиковской мерзотности. Если бы рассказ занимал не 40 страниц, а 5-10, была бы бомба. А так... тоже бомба, но фекальная.
7 баллов чисто за идею.
Адриан Чайковски «Raised in Darkness»
glaymore, 17 июля 2024 г. 09:08
Довольно простецкий рассказ про то, как инквизиторы нашли и уничтожили секту генокрадов на захолустной аграрной планете.
Единственный интересный момент (ради него, как я понимаю, рассказ и писался), это когда уже в финале, на допросе, у директора колхоза выясняют, почему он решил сотрудничать с генокрадами и покрывать их — а он отвечает в том плане, что почему бы и нет, они на полях работают, старательные, непьющие. Но ведь они вас всех сожрут, изумляется инквизитор. Да какая разница, пожимает плечами арестант, может, нас завтра генокрады сожрут, может, орки зарубят, может, хаос разверзнется, а может, милостью Императора нас всех велят казнить. Наше дело маленькое — сеем, собираем урожай, живем сегодняшним днем, выполняем план.
Вот это прям неплохо вышло, считаю.
Адриан Чайковски «The Expert System's Brother»
glaymore, 13 июля 2024 г. 20:00
Короткая «планетарная» НФ повесть в лучших традициях Вэнса и Ле Гуин. Продуманная экология, необычная культура, сложные взаимоотношения между группами земных поселенцев. Нетривиальный взгляд на проблему адаптации человека к инопланетным условиям.
В очередной раз убеждаюсь, что у Чайковского можно (и нужно) читать все подряд, он крайне хорош.
glaymore, 9 июля 2024 г. 07:22
Совершенно невообразимое смешение бытовухи и сюрреализма, юмора и драмы. Очень похоже на фильм «Амели» или спектакли Гришковца, такой малосвязный поток мыслей про всякие приятные бестолковые события, которые с нами случаются (любовь, хорошие книги), и про всякие дурацкие неприятные события, которые с нами случаются тоже (разочарование в детских идеалах, смерть близких), и про то, что всё это происходит вперемешку, без всякой логики и структуры, и ещё про то, что в современном обществе довольно нетрудно до седых волос оставаться подростком-долбо(дятлом), и что запоздалое взросление, если оно таки наступает, бывает очень болезненным и жёстким, и про миллион других невероятно важных и совершенно бессмысленных вещей, и всё это обильно залито толстым-толстым слоем абсурдизма и игры слов в духе Хармса пополам с Кэрроллом и Платоновым (и ещё немного Кафки, и Пелевина тоже), и повсюду летают маленькие розовые облака с запахом корицы.
Оригинал, к сожалению, оценить не способен, но перевод Лунгиной — это тот, где фигурируют Пьяномарь с Архиписком, а также Свадебные Педералы — получился более чем достойный. Стилистика там настолько своеобразная, что, наверное, лучше будет накидать живых цитат, чем пытаться это великолепие описать своими словами.
<< Рецепт был такой: «Возьмите живого колбасуся и сдерите с него семь Шкур, невзирая на его крики. Все семь шкур аккуратно припрячьте. Затем возьмите лапки омара, нарежьте их, потушите струей из брандспойта в подогретом масле и нашпигуйте ими тушку колбасуся. Сложите все это на лед в жаровню и быстро поставьте на медленный огонь, предварительно обложив колбасуся матом и припущенным рисом, нарезанным ломтиками. >>
<< — Я ее спросил, любит ли она Жан-Соля Партра, она ответила, что собирает все, что он пишет… Тогда я ей сказал: «Я тоже…» И всякий раз, когда я ей что-нибудь говорил, она отвечала: «Я тоже…» и vice versa. В конце концов, только для того, чтобы поставить экзистенциальный опыт, я сказал: «Я вас люблю», — а она в ответ воскликнула: «О!..»
- Опыт не удался, — заметил Колен. >>
<< на стене висело распятие. Иисус, пригвожденный к большому черному кресту, казалось, был счастлив, что его пригласили [на свадьбу], и с интересом наблюдал за происходящим. >>
<< Хлоя посмотрела в правое окно и вздрогнула. Привалившись к телеграфному столбу, чешуйчатая тварь провожала их пристальным взглядом.
— Гляди, Колен… Кто это?..
— Не знаю… По-моему… оно не злое…
— Это рабочий из бригады, обслуживающей телеграфную линию, — сказал Николя через плечо. >>
glaymore, 2 июля 2024 г. 00:18
Я очень старался полюбить этот роман.
Все-таки не каждый день российский автор публикует твердую НФ про контакт с принципиально нечеловеческим разумом.
Я честно старался простить автору и корявый стиль, и психологические нелепости.
Но это реально невыносимо.
Текст содержит от силы 10% научных идей (в основном интересных, хотя эссе об эволюционной необязательности сознания просто скопировано из «Ложной слепоты») и 90% эмоциональной дичи.
Герои на каждой странице творят такое, что на их фоне команда киношного «Прометея» выглядит компетентными профессионалами. Матерые космопроходцы при встрече с инопланетным кораблем-астероидом бьются в истерике и в панических атаках, орут, визжат, бросаются друг на друга с кулаками, калечат себя и других, пытаются покончить с собой. Первый помощник орет «не заставляйте меня командовать, я не умею», кибертехника ставит в тупик любая компьютерная проблема, корабельный специалист по контактам просто всю книгу плачет и кричит, что никакие контакты невозможны и даже подумать о них невыносимо страшно.
* * *
Вот здесь мне очень хотелось бы сказать «за высокий полет научной мысли мы все это прощаем автору и ставим хорошую оценку».
Но какой нафиг полет мысли, если автор в финале наделяет своего Чужака (безусловно оригинального и прикольно придуманного) чисто волшебными свойствами. «Каким-то непонятным образом этот монстр», цитирую, «получил способность управлять живой материей» во всей вселенной, невзирая на межзвездные расстояния. Ну просто получил и все. Видимо, потому что он очень умный, настолько умный, что способен в деталях предсказать поведение человека, находящегося на другом конце Галактики (но когда нужно по сюжету, космический бог превращается в космического идиота и теряет способность даже к простейшим умозаключениям).
* * *
Мне очень не хотелось давать этому роману низкую оценку.
Все-таки, повторюсь, не каждый день российский автор публикует твердую НФ про контакт с принципиально нечеловеческим разумом.
Спасибо Виталию Абояну за попытку.
Но оценку выше «трояка» этот текст просто не заслуживает.
Джош Рейнольдс «Song of Carcosa»
glaymore, 1 июля 2024 г. 06:59
Третья книга цикла о похождениях оккультной авантюристки Алессандры посвящена Хастуру. Король в Желтом — тема относительно неизбитая, в умелых руках может выстрелить. Но, увы, у Рейнольдса не выстрелила.
Причем все ингредиенты успеха вроде бы налицо — где еще ставить барочную пьесу, в буквальном смысле сводящую с ума зрителей, если не в Венеции, городе запутанных интриг и декадентских страстей? Опять же, на дворе конец двадцатых, а значит, на улицах Серениссимы все чаще мелькают черные рубашки... Идеальное место и время для гостей из туманной Каркозы, дремлющей под светом двух солнц.
Но... весь пар уходит в свисток, и книга практически полностью состоит из разговоров о чувствах, воспоминаний о былом, обсуждений каких-то абстрактных материй... Сюжет практически не движется, тянется как патока. После увлекательных «Теней Пната» это вдвойне досадно.
Кроме того, в романе функционирует филиал пресловутого НИИ «ВСЕГЕИ». Вот внезапно у героини и ее боевой подруги просыпается однополая страсть. А вот на сцену выходит старый друг семьи Алессандры, закоренелый это самое. А вслед за ним на сцену выходит гендерфлюидный гомозлодей, которого все вокруг именуют политически корректным местоимением «они» (это, напомню, в Италии двадцатых!) Да и отец героини, кажется, был не чужд мужских утех... Зачем все это? Откуда? С какой целью написано?
В общем, общая вялость происходящего и неуместная гомо-фиксация намекают нам, что автор немного уже устал от сериала и пора бы ему завязывать с написанием новых похождений шаловливой Алессандры, а нам — с их чтением.
P.S. Рейнольд и в третьем романе не решился раскрыть тайну гибели родителей героини, отложил на следующие выпуски сериала. Да и бог с ним, честно говоря. Уже не интересно.
glaymore, 26 июня 2024 г. 09:54
Если первый роман цикла строился по канонам нуара, хоть и гендерно-инвертированного (героиня, нанятая загадочным клиентом, всю книгу ходила по разным злачным местам американского города и общалась с разнородными неприятными личностями в попытках раскрыть тайну похищенной мумии), то сиквел — это чистый палп!
Здесь экшен начинается буквально с первых страниц. За Алессандрой одновременно гонятся несколько тайных обществ, граф д'Эрлетт со своей бандой головорезов, американская «Черная комната» и орда голодных гулей-каннибалов. Погони на лодках по Сене, перестрелки в графском шато под Тулузой, поединок с гулем в древнем склепе, и даже небольшая паравоенная операция по вторжению в
В целом, Рейнольдс не претендует ни на что, кроме чистой развлекаловки, но развлекает весьма профессионально. Немедленно приступаю к третьей части похождений очаровательной авантюристки. Впереди Венеция, Каркоза и Король в желтом. И надеюсь, автор наконец раскроет интригу, которую старательно накручивает вокруг смерти родителей Алессандры на парижской Рю-д’Осейль (той самой, из «Музыки Эриха Цанна»).
glaymore, 10 июня 2024 г. 07:32
Книжка чисто франшизная, но вполне читабельная. На дворе ревущие двадцатые — джаз, сухой закон, большие автомобили, томмиганы, ар-деко. В лавкрафтовский город Аркхэм прибывает известная европейская авантюристка с целью похищения из музея древней индейской мумии. За мумией, согласно канонам палпа, гоняются и гангстеры, и сектанты (местный оккультный орден «Серебряныe сумерки» — очевидный парафраз «Золотой зари»), и совсем уже нечеловеческие существа. И, разумеется, наша очаровательная итальянка, предпочитающая именовать себя «графиня Алессандра Цорци», оказывается в самом центре этой криминально-мистической вакханалии.
Текст щедро начинен отсылками к классическому корпусу лавкрафтианы — на страницах мелькает и граф д'Эрлетт, и метеорит Гарднера, и профессор Пизли. Понимающего читателя эта литературная игра-викторина немного развлечет, а непонимающему не помешает.
Сама книга является вольным сиквелом к малоизвестной повести Лавкрафта «Курган». Знакомство с первоисточником, к сожалению, мгновенно разрушает всю интригу, так что разумнее браться за «Гнев», так сказать, tabula rasa.
На литературные достоинства роман не претендует, развлекает отлично. Про новые похождения графини Цорци и прибившейся к ней американской таксистки — однозначно буду читать, тем более что в сиквелах события из поднадоевшего Аркхема переносятся в Париж и Венецию.
glaymore, 30 мая 2024 г. 09:11
Довольно бестолковый приквел про подготовку «Эриофоры» к её миллиардолетним странствиям. Попадаются интересные научные идеи, но, увы, большую часть короткого текста занимают страдания шизоидного невротика, который весь рассказ мечется между истерикой и попытками суицида с криком «Где моя свобода воли? Кто украл мою свободу воли?»
Спасибо, было неинтересно.
glaymore, 29 мая 2024 г. 15:23
Какой-то дикий треш... Злобные пришельцы из иного мира, которые выглядят как огромные налитые кровью глаза, подселяются к людям в глазницы и силой телепатии делают их своими рабами.
Рассказ несомненно вдохновлен кинговской классикой «Я есть дверь», но господи, где Кинг, а где Каррен...
Майкл Муркок «Серебряная рука»
glaymore, 28 мая 2024 г. 07:54
Наверное, самый цельный и ровный из циклов Муркока. Очень поэтичная и задумчивая кельтика про путешествие принца Корума в умирающий мир, куда из своего Лимба пришли уродливые великаны-фоморы (здесь их зовут чуть иначе, фой-мьёр, хотя в переводе почему-то «фио миоре») и принесли с собой вечную зиму.
Корум, конечно, получит квест по собиранию волшебных даров Туата Де Даннан (все как положено, от копья до котла), будет много путешествовать по экзотическим землям, посетит и Каэр Ллуд, и Хай-Бразиль. Вместо утраченной руки приспособит серебряный протез, как Нуаду Среброрукий, сойдется с королевой Медб, подружится с кузнецом-сидом Гофанноном, померяется силами с Балором... И всюду, всюду его будут сопровождать еле слышные звуки арфы Дагдаг, предрекающей смерть. Потому что Путь героя неизбежно заканчивается после последнего подвига.
Написано очень красиво, очень меланхолично, с большой любовью к кельтской культуре и мифологии. И абсолютно без всякого постмодерна и бесцельных странствий по мирам Хаоса. За всю трилогию только один раз неизбежный Спутник Героя подпускает петросяна, типа, «опять ищем волшебный рог? ну что ж такое, я только что из другой книги Муркока, там тоже искали волшебный рог, совсем этот графоман исписался». Видать, совсем без этого Муркок не может. Понять и простить. В целом вышло очень, очень хорошо.
8/10
glaymore, 24 мая 2024 г. 12:36
В последние десятилетия фантасты, сначала западные, а потом и наши (но об этом не будем), активно полюбили постсингулярно-трансчеловеческую тему. В принципе, оно понятно, материал свежий, незатасканный и крайне заманчивый, можно даже сказать, новый идейный базис, пришедший на смену старенькой ракетно-инженерной парадигме 50-ых. Все эти аплоады сознания, психопрограммирование, эмоциональная хирургия, копирование памяти, выращивание новых тел на заказ, практическое бессмертие — непаханое поле, есть где развернуться авторской фантазии, заодно избегнув заскорузлых дедовых клише.
Но странное дело — все норовят описывать крутые технологии, и один Уильямс задумался о том, как посреди этих технологий будут жить люди. Какие будут человеческие отношения в таких условиях. Семейная жизнь. Воспитание детей. Любовь.
Новелла коротенькая, буквально 40 страниц, и крайне глубокая. Пересказывать сюжет не вижу смысла, проще взять и прочесть. Если совсем вкратце, то это история про любовь в эпоху постсингулярности. Уильямс, как всегда, написал абсолютно уникальную вещь, и как всегда, об этом никто не узнал.
PS. Оказывается, в своё время «Лета» даже выдвигалась на небьюлу, но, понятно, против феминистического римейка «Питера пэна» у неё не было ни единого шанса.
glaymore, 19 мая 2024 г. 08:17
Рейнольдс, как всегда, заходит с козырей и заканчивает пшиком.
Концепт книги очень интригующий — на часах XVIII век, корабельный доктор Сайлас Коуд отправляется на паруснике «Деметра» в арктическую экспедицию на поиски некоего мистического Здания, затерянного в полярных льдах. Полубезумный математик постоянно твердит, что ключ к тайне Здания — в топологическом понятии «эверсия» (по-простому, выворачивание трехмерной поверхности наизнанку без изменения топологических свойств). Экспедиция заканчивается трагедией.
А вот уже в XIX веке корабельный доктор Сайлас Коуд отправляется на пароходе «Деметра» в антарктическую экспедицию на поиски мистического Здания, затерянного в полярных льдах. Математик сходит с ума на почве эверсии. Финал не менее трагичен.
А вот в XX веке доктор Сайлас Коуд отправляется на дирижабле «Деметра» в антарктическую экспедицию на поиски мистического Здания...
А вот... и еще...
Истории фрактально наслаиваются друг на друга, дополняют, переплетаются. Очень умело написано, увлекательно, интригующе.
И все это великолепие — чисто ради финала, в котором выясняется, что
Что же случилось с экспедицией? Оказывается, они нашли в океане Европы инопланетную конструкцию и... не сообщив на Землю, всей командой немедленно запрыгнули в нее и пропали. А что же случилось со спасателями? Они нашли инопланетную конструкцию, в которой сгинули ученые, и... не сообщив на Землю, всей командой немедленно запрыгнули в нее и пропали. Видя такое безумие, бортовой ИИ-медик «Деметры» сам рехнулся и принялся галлюцинировать, что он человек, и вся книга, кроме последних глав — это его галлюцинации.
Ну и в целом весь финал романа состоит из подобной бессвязной дичи. Что очень обидно, т.к. заявка была очень сильная, но Рейнольд, увы, не взял заявленную планку.
P.S. Вы спросите, а при чем же тут эверсия, о невероятной важности которой нам намекали всю книгу? А ни при чем! Автор про нее просто забыл в процессе .
Роберт И. Говард «Эксперимент Джона Старка»
glaymore, 5 мая 2024 г. 07:14
Чем мне нравятся «лавкрафтовские» рассказы Говарда, так это тем, что при столкновении с нечеловеческой хтонью, где герой Лавкрафта сходит с ума и горестно рыдает, там герой Говарда молча снимает со стенки дедушкину саблю и выходит на бой. Не всегда выживает в итоге — но всегда выходит на бой.
Витезслав Незвал «Анечка-Невеличка и Соломенный Губерт»
glaymore, 29 апреля 2024 г. 16:40
К предыдущим отзывам про «Анечку-Невеличку» трудно добавить что-то значимое.
В них все верно изложено.
Да, авангард. Да, сюрреализм. Да, наш (в смысле чешский) ответ «Алисе в стране чудес», привет из безвременья, замершего между мировыми войнами.
Все так.
Но до чего же чудесно написано, просто магия. И переведено тоже отменно, от души, не слабее Заходера.
Ведь если прочитать пугающее заклинание И ЧЕРТ С ВОД задом наперед, то получится ДО ВСТРЕЧИ.
А в саду растут кружевножка лентобантичная и промашка лекарственная.
А кузнец на хуторе кует железо и поет: «Шел на плаху, был невесел. Буйну голову повесил».
А племена веселых негритят делятся на Лилипутаников и Рыбушменов.
А хорошо одетые господа и дамы в пражском баре поют: «Ой могила, ты, могила, впрям ли жизнь в тебе уныла?»
И все это складывается в смешную, милую, а местами и криповатую сказку.
P.S. Ну и еще один аспект не получается выбросить из головы, хотя автор его явно не имел, физически не мог иметь, в виду. Сельская девочка Анечка и городской пацан Губерт беспечно странствуют по волшебной стране Гдетотам и не знают, что буквально через пару лет их зачарованный интербеллум будет растоптан сапогами гитлеровских солдат. Времени повзрослеть у них не будет.
Чарльз Камминг «Холоднее войны»
glaymore, 27 апреля 2024 г. 15:21
Сиквел оказался настолько слабее первой части, что даже поверить трудно.
Формально это шпионский роман про поиски «крота» в аппарате британских разведывательных служб. Но по сути никто этого «крота» особо не ищет, герой в одиночку ведет какие-то вялые мероприятия без малейшего успеха, вяло ездит по всяким грециям и турциям, вяло расспрашивает людей не пойми о чем. Расследование никуда не продвигается. К счастью, временами звонит начальство и сообщает новую информацию. В итоге герой практически случайно обнаруживает, что двойным агентом был ровно тот, кого все подозревали с самого начала. За бедолагой долго и уныло следят, а потом арестовывают, вот и сказочке конец.
Но все это как бы на заднем плане, а основной объем текста посвящен тому, как персонажи слоняются по кабакам, напиваются, хаотично сношаются, а потом слезливо изливают друг другу душу про любовь и ревность и уходящую молодость и душевные муки. Подробное описание душевных мук прилагается.
Читать это было невыносимо скучно. Возможно, любители Ле Карре оценят, а я крайне разочарован. Автора великолепной «Чужой страны» словно подменили.
6/10, и то с трудом.
glaymore, 24 апреля 2024 г. 10:52
К своему стыду, только сейчас открыл для себя писателя Олешу — а он, оказывается, был незаурядно талантливый.
Формально «Зависть» очень простая повестушка, примитивная, коротенькая история из жизни совершенно пустого, никчемного человека без определенных занятий, сентиментального мечтателя, враля и пьяницы, который по случайности сталкивается с (чуток идеализированным) Советским Человеком Новой Формации, и начинает ему смертно завидовать и пытаться делать всякие мелкие гадости.
Что особенно обидно, Новый Человек его практически не замечает и на выпады не реагирует, Новому Человеку не до того, он занят делом, он проектирует фабрику-кухню. Герой от такого игнора бесится, устраивает истерики, угрожает убить, но, разумеется, ничего, кроме очередного запоя, у него не выходит. Тут и сказочке конец. Пустячная вещица, по большому счету, хоть и полная духа голодных оптимистичных двадцатых.
Но чорт возьми, как же волшебно написана каждая строка, а.
<< День сворачивал лавочку. Цыган, в синем жилете, с крашеными щеками и бородой, нес, подняв на плечо, чистый медный таз. День удалялся на плече цыгана. Диск таза был светел и слеп. Цыган шел медленно, таз легко покачивался, и день поворачивался в диске.
Путники смотрели вслед. >>
Просто сил нет, до чего волшебно.
glaymore, 21 апреля 2024 г. 12:49
Шпионская литература — непростой жанр для писателей. Чуть переборщил с реализмом, и получается роман в стиле ле Карре, где потертые жизнью клерки с неудавшейся личной жизнью бесконечно ходят туда-сюда, перекладывают бумажки и печально напиваются. Чуть повернул в сторону развлекательности, и у тебя уже Ник Картер с Джеймсом Бондом гоняют на летающих автомобилях и расстреливают полчища врагов из лазерной авторучки.
Выдержать баланс между правдоподобием и увлекательностью — очень сложно, мало кому удавалось. Лен Дейтон, конечно; ну и может быть, еще Адам Холл изредка.
Тем приятнее было обнаружить нового автора, который идеально укладывается в этот золотой стандарт.
Про саму книгу ничего рассказывать не буду, т.к. в аннотации уже сказано все что нужно знать перед началом чтения, а сказать больше означает испортить интригу, которая здесь очень необычная и классная (
glaymore, 17 апреля 2024 г. 13:25
Очередной мысленный эксперимент Игана описывает гипотетический мир, где все органические молекулы имеют по шесть разновидностей, так что любой живой организм, от бактерий до людей, существует в шести вариантах, т.н. «фракциях». У фракций есть поразительное свойство — они невидимы и неощутимы друг для друга. То есть, например, человек из одной фракции может гулять по городу другой фракции, и с его точки зрения, на улицах не будет ни души, а горожане в свою очередь не будут замечать проходящего сквозь них призрачного гостя. И только в определенные короткие интервалы две фракции могут воспринимать друг друга. (зная Игана, уверен, что у всего этого есть строгое математическое обоснование, но будем для простоты считать, что это такая сложная магия)
Я для себя придумал визуальную аналогию — как будто каждый человек (строго говоря, каждое живое существо) в этом мире носит в кармане часы с одной стрелкой. Причем для каждой фракции стрелка вращается со своей скоростью, поэтому представители одной фракции видят друг друга всегда, а других — только в те короткие промежутки, когда их «стрелки» ненадолго совпадают.
Пока понятно? Отлично, вот теперь начинается самое интересное. Теперь представьте себе, что в этом мире возникла бактерия, «часовая стрелка» которой движется со своей уникальной скоростью, не совпадающей ни с одной из фракций. Она хаотично «материализуется» то для одной фракции, то для другой, попадает в организм, размножается... и не происходит ничего ужасного, ведь бактерия абсолютно безвредна для человека. А через какое-то время «часовые стрелки» бактерии и носителя расходятся, она дематериализуется и покидает организм… забирая с собой те ткани, которые успела заселить. Как правило, со смертельным исходом.
И вот врачи разных стран объединяются, преодолев непростые политические отношения между фракциями, и начинают исследовать этот феномен. Собственно, об этом и книга. Выдвигаются гипотезы, проводятся эксперименты, строятся матмодели... Написано, как обычно у Игана, суховато, без попыток изобразить живые характеры и увлекательные приключения. Чисто отчет о некоей научной проблеме и поисках ее решения. Просто в этот раз «проблема» смертельна для людей, так что ставки довольно высоки.
Довеском идет обычная игановская мораль, что предрассудки, невежество и взаимная озлобленность — наши главные враги, и только научный метод, рациональность и разумный альтруизм спасут человечество. Изоляционизм — игра с отрицательной суммой, сотрудничество — с положительной. Вроде и прописные истины, а все равно не повредит их лишний раз проговорить вслух (особенно в наши дни).
Александр Грин «Блистающий мир»
glaymore, 16 апреля 2024 г. 10:01
На пятом десятке впервые взялся за Александра нашего Грина, столп российского романтизма и все такое. Был удивлен.
С одной стороны, он с серьезным лицом излагает какую-то абсолютно наивную фигню про летающего человека Друда, который самим фактом своего полета вызывает массовую истерию, при виде его люди тысячами впадают в панику, или наоборот, в религиозный экстаз, все секретные службы мира хотят его убить, а честолюбивые дамы ищут его расположения, потому что стоит ему появиться на публике открыто и запеть с высоты песенку про блистающий мир, как мир обрушится в хаос и все империи падут к его ногам — короче, бред полный, фантазии пятиклассника :) Беляевский «Ариэль» несравнимо более адекватный и здравый.
Но с другой стороны, написано это так замечательно, просто сказочно написано, гипнотически, читаешь как завороженный и не можешь оторваться. Поразительный язык, поразительный талант.
В каком-то смысле Грин и был тот самый Друд, благородный безумец, своими нелепыми метаниями чуть-чуть приоткрывающий людям окно в блистающий мир.
P.S. Почему-то во всех отзывах упоминается, что Друд в последней главе гибнет. Такое ощущение, что люди вообще не анализируют прочитанное :) Нет там ни слова про его смерть.
glaymore, 16 апреля 2024 г. 09:59
Помните средневековую гравюру про монаха, который нашёл дырку в хрустальном своде небес, высунул туда голову и с изумлением зырит на все эти шестерни, оси и пружины, которыми приводятся в действие звезды с планетами? Фламмарион вроде шутил, когда это рисовал, а вот Лейк пишет про такой механистический сеттинг абсолютно всерьез, поэтому у него выходит абсолютный апофеоз стимпанка, где не только люди (в лице Великой Британской Империи, разумеется) покоряют природу при помощи шагающих машин и бронированных дирижаблей, но и Бог собирает Землю, как огромный часовой механизм, из балансиров и зубчатых колес.
Однако любые часы время от времени надо заводить, но Создатель куда-то отошёл на свою минуточку, а ангелы в его отсутствие не особо понимают, что делать со сложным механизмом, поэтому время от времени им приходится рекрутировать простого человека, чтобы тот подкрутил заводную пружину Земли. В прошлый раз это был простой еврейский подросток по имени Иисус, а теперь пришла очередь простого британского подростка по имени Хетор, который, услышав голос архангела, делает буквально шаг в сторону с привычного жизненного пути и с головой проваливается в безумные приключения и миры, из которых ему уже не суждено вернуться к нормальной жизни. Наверное, это и называется «Господь забрал его душу».
Приключения, не могу не отметить, абсолютно первосортные, хотя Хетор в силу возраста занимает позицию пассивного наблюдателя, которого непонятно куда тянут за собой разные люди и обстоятельства — но это ничуть не портит книгу. Тем более что к середине романа действие из цивилизованных британских земель переносится в тропические страны, и там уже мальчик довольно быстро взрослеет, а под конец уже вовсю ведёт свой народ по пустыне, как Моисей, и рулит скрытыми механизмами мироздания, как Нео (параллелей с «Матрицей» и духовным путешествием Нео тут вообще очень много, но, к счастью, обходится без кунфу).
Многих, правда, может отпугнуть тот факт, что в середине книги стимпанк практически без предупреждения заканчивается и начинаются экзотические путешествия в африканских джунглях по ту сторону Зубчатой Экваториальной Стены, среди диких полугуманоидных рас, механических хрустальных гигантов, колдунов, древних руин и невидимых глазу хищников. Всё это безусловно очень круто написано, но если кто возьмётся читать Лейка чисто ради стимпанка, тот может быть сильно разочарован, поэтому вот предупреждаю.
Заодно сразу отмечу, что книга очень религиозная, в том плане, что героям постоянно являются знаки, видения, они совершают дикие и жестокие поступки в смутной надежде, что «господь убережет и направит», и т.д. Возможно, для набожных людей 19 века такой образ мышления был достаточно нормальным, не знаю. Вообще, по вопросам веры Лейку есть что сказать, а читателю есть над чем задуматься, хотя, наверное, с точки зрения официальных католиков такие книги положено сжигать не открывая.
И последнее — это _НЕ_ подростковая книга, несмотря на 15-летнего героя. В «Заводной пружине» много мрачности и крови, автор не стесняется калечить любимых персонажей как физически, так и духовно, ну и подробные описания межвидового секса (фурри-фурри, кавай-кавай) тоже, полагаю, ориентированы не на детей. Так что прошу обращаться с осторожностью.
Роберт Ибатуллин «Роза и Червь»
glaymore, 16 апреля 2024 г. 09:55
Практически единственный пример нормальной твердой НФ, литературы больших идей, за последние лет 10-15 от русскоязычного автора. Роман, прямо скажем, не без недостатков — тут и косноязычие, и картонные характеры, и полное отсутствие какого-либо финала — но все равно на фоне того убожества, который у нас сейчас принято называть «российской фантастикой», сияет как Альтаир.
Твердая четверка по западному уровню, без малейших скидок. Ценителям Раньяеми, Уоттса, Гамильтона и иже с ними — обязательно к прочтению.
Грег Иган «Четыре тысячи, восемь сотен»
glaymore, 15 апреля 2024 г. 19:50
Новая повесть Игана — всегда событие, тем более такая необычная для него, без всяких формул и математики, чисто социальная НФ, попытка взглянуть глазами людей будущего на острые проблемы современности: как демократическое общество перерождается в репрессивное, как угнетенные классы и группы могут отстаивать свои интересы, какие методы при этом морально допустимы, а какие нет, что делать с интеграцией беженцев...
Проглатываешь за один вечер, потом обдумываешь неделю.
glaymore, 15 апреля 2024 г. 18:43
Ещё один типично муркоковский сиквел, наскоро слепленный по принципу «мы ехали ехали по царствам Хаоса».
Принц Корум всю книгу претерпевает бессистемные странствия по мирам и эпохам, проваливаясь то в прошлое, то в будущее, то в реальную Европу, то вообше в другие книги Муркока. При этом он беспрерывно сражается с герцогами ада, богами хаоса и всякими другими божественными сущностями.
В принципе, такое «повествование» может тянуться бесконечно долго, но, к счастью, Муркоку все это довольно быстро надоедает и он призывает на страницы повести Супербогов, которые щелчком пальцев убивают всю толпу обычных богов, так что принцу Коруму не с кем больше биться, ура, книга дописана, быстро сдаём рукопись в издательство и обналичиваем чек.
Прекрасный «Рыцарь мечей» заслуживал совсем других продолжений, а не вот этой всей халтуры. Но, увы, имеем то что имеем.
glaymore, 12 апреля 2024 г. 08:22
Как я понял, это первый опыт автора в фантастическом жанре, и он вышел... необычным.
Завязка умеренно интригует. В некоем провинциальном российском городе ни с того, ни с сего начинает идти бесконечный дождь, обладающий странным свойством — всякий попавший под него теряет волю и становится внушаемым зомби. А герой типа молодой ученый, приехал изучать феномен под руководством Главного Ученого.
Ну как изучать... в основном он рассуждает о тонкостях неразделенной любви, пьет кофе, жарит яичницу (натурально, целыми страницами описывает процесс жарки яичницы) и слушает русский рок (аналогично, целыми страницами цитирует Цоя и Кинчева). Изучение никуда не движется, любовные страдания нарастают, яичница жарится, стихи все длиннее. В какой-то момент герой обнаруживает у себя необъяснимый иммунитет к действию дождя, но это открытие тоже ни к чему не ведет.
Затем наступает финал, в котором Главный Ученый внезапно извергает многостраничный монолог с объяснениями. Оказывается, дождь вообще ни при чем. В городе происходит Секретный Научный Эксперимент по сортировке «умные налево, шизы направо». Эксперимент состоит в том, что ученые тайно расставили по всему городу излучатели инфразвука и на низкогерцовой частоте транслируют рандомную белиберду. Зачем, спросите вы? А затем, что потенциальный гений, подвергшийся прослушиванию белиберды, цитирую, «при электрической стимуляции сможет точно и полно воспроизвести текст», а шиз — не сможет и тем самым выдаст себя. ШТО, спросите вы и будете правы.
Но если дело не в дожде, а в инфразвуке, то почему работают защитные костюмы, они же не блокируют инфразвук? Да просто автор уже забыл об этой мелочи и мчится дальше по волнам своей фантазии.
А откуда вообще взялся дождь? Дождь взялся, цитирую, «с другой стороны ... и последствия его столь разрушительны, что могут привести к вымиранию человечества». Что это вообще значит, спросите вы, но ответа опять не будет.
А почему герой иммунен к эффекту инфразвука? А потому что он слушает русский рок и это вводит его мозг в уникальный резонанс!! #$%##, скажете вы и опять будете правы.
В книге еще много мудрых замечаний и наблюдений, например, что электромобиль является оружием массового поражения наравне с атомной бомбой, эпилептикам свойственна болезненная аккуратность, а если окунуться в воду с повышенным содержанием железа, то твоя кожа станет, цитирую, «сине-черного цвета». Но читатель уже настолько оглушен натиском авторской мысли, что нет сил удивляться всему этому.
В общем, это первая (и последняя) книга, которую я прочел у Третьякова.