«Обжигающий след. Колдун» — первая книга трилогии, подкупающая оригинальностью мира, его продуманностью и завершенностью всех сюжетных линий. Редкое сочетание для романтического фэнтези, написанного часто как под копирку и напоминающего бесконечный сериал.
Несмотря на то, что книга – явный трибьют творчеству Джейн Остин, автор не трогает заезженные уже британские шаблоны, но создает провинциальный городок а-ля рюс и населяет его прекрасно знакомыми по отечественной классической литературе типажами (и главная героиня здесь, «капитанская дочка» — кажется еще одной пасхалкой, на этот раз к Пушкину). Простые и понятные быт и нравы, будто сошедшие с лубочных картинок девятнадцатого века, причудливо накладываются на необычную систему магии, собственную историю, не заимствованную культуру. Все это раскрывается постепенно, и составляет особый интерес в повествовании. Краткие выдержки из философских трактатов в библиотеке капитана, религиозные праздники, природа и быт, выписанные необычайно выпукло и ярко. При этом со страниц порою веет этакой гоголевщиной, когда галушки естественно и непринужденно соседствуют с говорящими утопленницами. Обыденная часть романа – тяжелая работа в лекарне, хлопоты по хозяйству, мысли о прогнившей ступеньке крыльца – как будто приземляют волшебное в книге, делая его еще более реалистичным. В описываемые события веришь вплоть до мельчайших деталей.
При этом сюжет не так прост, как может показаться на первый взгляд, он выходит далеко за рамки отношений, которые обычно ставятся в романтическом фэнтези во главу угла. Здесь есть много и от приключенческого романа, и от магического детектива. Автор с первых же страниц очерчивает масштаб повествования, прямо заявляя, что в провинциальном городке, при приграничном гарнизоне будут решаться дела государственной важности. Однако поскольку повествование идет от лица капитанской дочки, девицы умной, образованной и самостоятельной, но далекой от большой политики, то интрига сохраняется вплоть до финала, и читателю не раз приходится гадать о причинах тех или иных событий или поступков персонажей, а часть из них так и останется не раскрыта. Хотя, повторюсь, книга полностью завершена композиционно – это не пролог и не завязка, как это часто бывает с первыми книгами длинных циклов, это вполне самостоятельное, завершенное произведение, закрывающее в финале большую часть сюжетных линий и дающее ответы практически на все поставленные в начале вопросы.
Не менее интересно следить и за развитием отношений между героями. Как и положено в романе нравов, здесь выведено множество легко узнаваемых типажей. Знакомые образы недалекого градоначальника, вояки-карьериста, провинциальной простушки позволяют автору легко выстроить окружение главных персонажей, и, помещая их в самые разные ситуации, тщательно описывать их мельчайшие душевные движения, разбираясь в причинах тех или иных поступков. Несмотря на шаблонность некоторых второстепенных лиц, главные герои досконально продуманы, у каждого из них есть своя история, постепенно раскрывающаяся на страницах книги, это живые образы, и к финалу с ними уже жаль расставаться.
Приятно, что и тут герои даны не изолировано, но встроены в систему оригинального авторского мира. Так, например, сквозь всю книгу красной нитью проходит тема жестокого обращения с животными, целого бизнеса, построенного на изготовлении химических препаратов, повышающих силу и выносливость – фактически повышение производительности, скорость и объем перевозок на заре индустриальной эпохи, и эта тема в отношениях между героями становится одной из ключевых. Автор наглядно демонстрирует, как могут быть преодолены некоторые предрассудки, и как принципиальные расхождения в таких идеологических вопросах могут стать непреодолимым препятствиям в отношениях. Эта тема обогащает книгу, делая ее умнее и глубже.
Приятно и то, что книга завершается на пике. Развязка вскрывает новые обстоятельства, порождает новые вопросы, и вторая книга обещает новый уровень в развитии героев и новые грани описанного мира.
Это первая книга цикла «Архипелаги», и как это часто случается, ее нельзя назвать сюжетно завершенной. Это самое начало большой, судя по масштабам описываемого мира и количеству обозначенных сюжетных линий, саги.
Авторы отнесли свой роман к научной фантастике, приключениям и стимпанку. Это, несомненно, стимпанк, и, наверное, один из лучших образцов жанра из тех, которые я видела. Приключений тоже хватает, иногда их столько, что за ними несколько теряется даже внутреннее действие. Героям просто некогда рефлексировать или принимать осознанные решения – им для начала нужно хотя бы выжить. И да, пожалуй это научная фантастика в мягком ее варианте с приятным уклоном в социалку. Особо оригинальных допущений нет, но это не мир пара и магии, это мир пара и строгих научных обоснований. И надо сказать, что мир это довольно не простой, многоуровневый и тщательно продуманный в мельчайших деталях.
Впрочем, начинается история незамысловато. Как можно догадаться из названия цикла, действие разворачивается на архипелагах. Свыше двухсот лет прошло со времени последней, Тихой, войны, однако ее наследие никуда не делось. Население архипелагов поделено на победителей и проигравших. Потомки венси – представители некогда могущественного, высокотехнологичного народа, заключены в Стене – гигантском производственном компелксе, обеспечивающем комфортное существование йенцев, потомков победителей. Не согласные мириться с текущим положением дел, венси время от времени пытаются организовать бунты, которые, впрочем, легко подавляются, зачастую – не без помощи так называемых «мистри», людей, из-за которых и разразилась пресловутая Тихая война.
Мистри – люди с особыми психическими способностями, широко варьирующимися от предвидения ближайшего будущего, до телепатии и умения управлять другими людьми, внушая им свою волю. Именно стремление венси истребить всех мистри и привело в свое время к первому крупному конфликту. Однако, одержав победу, мистри пришли к власти, и жизнь их была бы совсем прекрасна, если бы собственный дар не сводил их медленно, но верно с ума.
Кроме этого разделения на «техников» и «псиоников», весьма условного, поскольку и мистри могут успешно заниматься наукой, и среди венси точно так же рождаются люди с даром, как всегда существует и чудовищное социальное неравенство.
Вкратце обозначенное в прологе, мироустройство раскрывается постепенно, пока авторы знакомят читателя с юной парочкой: обладающей даром Эвой, опальной племянницей королевы, жительницей богатого Стеклянного города, и Мором – венси, мальчишкой, одержимым биомеханикой, непутевым сыном одного из мэров Стены. С самого начала понятно, что эти двое предназначены друг другу, и особой интриги тут ждать не стоит. Первые две главы авторы неспешно вводят читателя в мир, устраивая Эве экскурсию по незнакомой ей Стене, и заодно закладывая основу будущих ее отношений с Мором. Тут и там в тексте разбросаны намеки на некий заговор, поначалу напоминающий даже завязку детектива (увы, нет, заброшенные в начале загадки раскрываются далее без особых расследований, это не детектив), но повествование в целом неспешно, и лишь со второй главы оно пускается едва не вскачь, и тут динамика событий не падает уже до самого финала.
Личная катастрофа Эвы, с которой начинается завязка сюжета, оборачивается катастрофой мирового масштаба. События, как падающие костяшки домино, включают неостановимую цепную реакцию, и первую треть книги герои заняты в основном спасением собственной жизни. Беспечные картины первых глав сменяются рядом апокалиптичных сцен, выписанных с изрядной долей достоверности. На родной город Эвы и его окрестности обрушивается одна беда за другой, и тут очень верно показаны все возможные последствия вдруг рухнувшего порядка и воцарившегося хаоса: и беженцы, и мародеры, и проблемы чисто технического характера, когда останавливается и так не безупречно работавший механизм жизни большого города.
В первых же главах к Эве и Мору присоединяются Кассандра, девушка-мистри из низов, обладающая хаотичным даром предсказания, и Тори по прозвищу Прохвост, давний приятель Эвы, отношениями с которым, она, впрочем, уже начала тяготиться. Эти два персонажа задают еще две сюжетные линии, придавая роману дополнительную сложность и глубину.
Начиная со второй трети непрестанное убегание от опасностей заканчивается, и начинаются, наконец-то, осмысленные действия персонажей. Каждый из них ставит себе цель, к которой идет, не без ошибок и неудач, но достаточно уверенно и упорно. Внутреннее действие – необходимость решать сложные вопросы, делать выборы, преодолевать внутренние конфликты – наконец, уравновешивается с внешним. Приключений меньше не становится, но следить за ними интереснее вдвойне. Эва, благодаря своему происхождению, становится пешкой в политических интригах и отчаянно пытается пробиться в дамки.
Все характеры, даже второстепенные, прописаны хорошо и убедительно. За каждым из героев стоит своя история, и хотя еще не все они раскрыты в первой книге, авторы постепенно приоткрывают завесу тайны над прошлым героев, причем делают это больше через действие, а не через диалоги, что тоже очень приятно и радует.
Отдельно отмечу язык. Не только литературный, но и с четко выраженным авторским стилем. Речь героев персонифицирована. Продумана разница между языком разных слоев общества. Авторы вообще внимательно относятся к деталям, отчего мир становится зримым и выпуклым.
Отдельная интрига книги – это собственно история Архипелагов, отгремевшей сотни лет назад войны и утраченных технологий венси. Хотя она пока не раскрыта полностью, уже чувствуется глубокая ее проработка. Спящий город Валеда, покинутый, но живой, не раз упоминается на страницах книги, и ближе к финалу читатель сможет попасть туда вместе с героями, чтобы увидеть мир, не похожий на уже знакомый быт Архипелагов. Надо думать, что дальше вполне вероятна и экспедиция на не менее загадочный Гармод – гигантский корабль-танкер, вершину технологий венси, сильно поврежденный, но так и не уничтоженный во время войны.
Единственный минус романа – он не завершен композиционно. По сути первая книга – это завязка. Авторы обозначили основные проблемы, с которыми столкнулись герои, но решать их им предстоит в новых томах саги. Мир обозначен масштабный, интрига закручена достаточно сложная, намечены три линии повествования. С интересом жду продолжения.
Оригинальная, самобытная вещь, внезапно не похожая на первую книгу цикла. Не хуже. Но другая. Этот роман ближе к мистике и хоррору. Я, впрочем, написала на него рецензию, которая, надеюсь, скоро выйдет в Даркере. Так что в детали вдаваться не стану. Просто рекомендую.
На следующей неделе сделаю развернутый отзыв, а пока кратко: рекомендую.
Не фантастика.
Янг-эдалт и психологический триллер.
Девушка всеми правдами и неправдами пытается пробиться из низов. Её мечта — учиться в Йеле. Кочуя из одной частной школы в другую, она везде пытается стать незаменимой подругой для какой-нибудь из самых блестящих и самых проблемных учениц. Так она решает вопрос отсутствия собственного жилья и денег, а заодно обзаводится полезными связями. Однако очередная ее жертва страдает кое-чем посерьезнее, чем наркотическая зависимость или нервные срывы...
Мне понравилось.
Психология детектед.
Экшн на бодряке. Саспенс присутствует. К финалу там вообще начинается ирреальное веселье, и доля сумасшедшинки, чувствовавшаяся с самого начала, зашкаливает :)