| |
| Статья написана 29 января 2015 г. 08:41 |
Однажды женщине приснился сон – о том, что за прилавком магазина стоял Сам Бог. — Господи! Это Ты! – воскликнула она изумленно. — Да, это Я, – ответил Бог. — А что у Тебя можно купить? – спросила женщина. — У Меня можно купить все, — прозвучал ответ. — В таком случае дай мне, пожалуйста, здоровья, счастья, любви, успеха и богатства. Бог доброжелательно улыбнулся и ушел в подсобное помещение за заказанным товаром. Через некоторое время он вернулся с маленькой бумажной коробочкой. — И это всё?! – воскликнула удивленная и разочарованная женщина. — Да, это всё, — ответил Бог и добавил: — Разве ты не знала, что в Моем магазине продаются только семена? *** Суфийская притча. Когда Бог создавал мир, к Нему подошли четверо ангелов. Первый спросил: «Как это делается?». Второй спросил: «Для чего Ты делаешь это?». Третий спросил: «Как я могу помочь?». Четвертый спросил: «Выгодно ли этим заниматься?». Первый был олицетворением науки, второй – философии, третий – филантропии, а четвертый – олицетворением бизнеса. Пятый ангел с ликованием в сердце наблюдал за чувством происходящего и радостно танцевал. Он был воплощением осознанности.
|
| | |
| Статья написана 28 января 2015 г. 09:32 |
За день до своего рождения в мире людей душа спросила у Бога: — Я не знаю, зачем ты посылаешь меня в этот мир. Что я должен там делать? Бог ответил: — Я пошлю тебе ангела, который всегда будет рядом с тобой. Он все объяснит тебе. — Но как я пойму его, ведь я не знаю его языка? — Ангел научит тебя своему языку. Он будет нежно заботиться о тебе и охранять от всех бед. — Как и когда я должен вернуться к Тебе? — Твой ангел расскажет тебе все. — А как зовут моего ангела? — У него много имен. А ты будешь называть его «Мама». *** У станции метро стоял нищий и просил подаяния. Мимо проходила толпа, и один из прохожих ударил нищего по лицу, зло сказав: «Не мешайся!». Тот, глядя вслед удаляющемуся прохожему, сказал: — Будь счастлив. Зевака, видевший происшедшее, услышав эти слова, спросил: — Неужто ты такой смиренный? — Нет, — ответил нищий, — просто, если он будет счастлив, он не будет бить никого по лицу. *** У аль-Газали есть притча. Некая женщина попросила у ал-Лайса, великодушного и богатого, немного меду, а он наградил ее целым бурдюком. Ему сказали: — Она была бы удовлетворена и без этого. Он ответил: — Она просила по мере своей нужды, а я дал ей по мере того, насколько одарен Богом.
|
| | |
| Статья написана 27 января 2015 г. 10:16 |
Жили-были два мальчика, Оптимист и Пессимист… В первый день Нового года Пессимист нашел под елкой много сладостей и игрушек, а Оптимист – кучку навоза. Встречаются во дворе, делятся впечатлениями. Пессимист: — Конструктор дурацкий… плюшевый медведь уродский… мандарины кислятина… конфеты липкие… Оптимист: — А ко мне лошадка приходила…
|
| | |
| Статья написана 26 января 2015 г. 19:35 |
В утробе матери разговаривают два младенца, которым вот-вот предстоит появиться на свет. Они, ясное дело, близнецы, но между ними имеется небольшая разница: один из них — верующий, другой — нет. — Как ты думаешь, есть ли жизнь после родов? — спрашивает неверующий младенец. — Конечно же, — отвечает верующий. — Все давно знают, что жизнь после родов существует. Мы с тобой здесь только для того, чтобы вырасти, стать сильными и приготовиться к той жизни, которая нас ждет потом, после родов. — Как ты можешь нести такую чушь? Никакой жизни после родов нет и быть по определению не может! Разве может здравомыслящий, живущий здесь младенец представить, как можно жить после родов? — Я не знаю точно, но я почему-то верю, что там будет много света, и что мы, наверное, будем сами ходить, сами о себе заботиться и даже есть своим ртом. — Полная ерунда! Ты когда-нибудь видел, чтобы кто-нибудь сам ходил и ел своим ртом? Это же вообще смешно! Вот, у нас здесь есть пуповина, через которую мы получаем все необходимое. Именно потому, что пуповина короткая и она обязательно оборвется после родов, жизнь там, после родов, невозможна. Ведь нас уже никто не будет питать на том свете! — Я верю, что на самом деле это возможно. Просто, все будет выглядеть по-другому и непривычно для нас. Поэтому трудно представить все в деталях. — Хорошо, но если жизнь после родов существует, почему же тогда еще никто не пришел к нам и не рассказал, как там на самом деле обстоят дела? Жизнь должна прекратиться родами. Здесь темно, но сытно, а там, даже если и светло, то страшно, потому что о жизни после родов неизвестно ничего. И вообще, жизнь — это вечное страдание в темноте, но другого нам не дано. — Нет, нет! Я все равно уверен в своих предположениях. Я не знаю, как будет выглядеть жизнь после родов, но в любом случае мы увидим свою маму, которая непременно позаботиться о нас. — Маму?! Ха-ха-ха. Ты веришь в маму? Ну и где же она находится сейчас? — Она везде вокруг нас. Мы постоянно в ней пребываем, благодаря ей живем, двигаемся и даже ведем эту беседу. Без нее невозможно представить себе наше нынешнее существование. — У-у-у-х! Ну полная ерунда! Я никогда не видел никакой мамы, поэтому здравый смысл говорит только о том, что ее просто нет и быть не может! — Не могу с тобой согласиться. Ведь иногда, когда все вокруг затихает, можно услышать как бьется ее сердце. А однажды я даже слышал, как она поет, почувствовал, как она видит тот мир. Я верю, что самая настоящая жизнь начинается только после родов. Неужели ты ничего такого не чувствовал никогда? — А что я, мне и тут хорошо. Вот устроиться бы еще поудобнее, а там будь что будет. Кстати, все эти звуки, которые ты слышал — всего лишь законы этого мира. А то, что ты почувствовал, всего лишь твои выдумки. — Но мир сам по себе не может так красиво петь. Ты только вслушайся, какие ласковые слова у той песни, послушай, как мама зовет нас с любовью. — А что такое любовь? Живу я здесь, ладим мы друг с другом, и то хорошо. Не думаю обо всякой ерунде, чего и тебе советую. — Жить, конечно, здесь можно. Можно долго ползать в темноте и не испытывать физических страданий. Но я говорю о том свете, который мы увидим, когда придет время, когда мы, появившись на свет, сначала заплачем из-за того, что причинили нашей маме боль, но затем мы вольемся в совершенно новый мир. — Ха! Вот видишь, что уготовила нам мама — плач и боль! И ты считаешь. что я должен еще благодарить ее за это? Нет уж, я все сделаю, чтобы пробыть тут как можно дольше. А если ты будешь мне мешать, то попрошу тебя отсюда, к своей, как ты сказал, «маме». — Но боль и крик придаст нам силы выжить на том свете. — А зачем мне такой свет, чтобы я еще ради него выживал? — Чтобы затем жить долго, может быть бесконечно долго, не умирая никогда. Ведь не думаешь же ты, что мама выхаживала нас для того, чтобы мы умерли? Я твёрдо верю, что наша настоящая жизнь начнётся только после родов. ***
|
| | |
| Статья написана 19 января 2014 г. 20:13 |
Ух, чего же я ждал от "Моби Дика" перед прочтением, да!.. Но только не того, что во многом книга окажется оправданием китобойного промысла – в смысле развенчания несправедливых (как на то обращает внимание рассказчик) домыслов о нем и изложения подробностей ремесла. «Производственная» часть могла бы для меня быть увлекательной, если бы имел аналогичное (производственное же) отношение к китам. Автор, с одной стороны, восхищается ими, с другой стороны, с невозмутимостью ветеринара описывает, например, предсмертное поведение животного и технику разделки туши. Именно подобное отношение, а не заблуждения и неверные представления, обусловленные временем создания романа, стало для меня неожиданностью.
Впрочем, Мелвиллом изображена именно что правда той далекой уже эпохи. Скрупулезное описание тонкостей промысла, что сродни документалистике, сочетается со старомодной тягучестью описаний, пафосом авторских размышлений, разговоров и монологов персонажей, некоторой наивностью оценок и суждений. В итоге получается весьма необычный коктейль из литературных стилей, приемов и средств, приготовленный в форме художественного произведения, выходящего за рамки классификаций. Содержательно же роман оказался много более прост, чем ожидал от него перед прочтением. Да, произведение и метафорично, и аллегорично; в нем бездна образов, «Моби Дик», можно сказать, проникнут символизмом (особенно в предфинальной и финальной частях; создалось даже ощущение избыточности). Роман сам – архетип в литературе и культуре (наверное, в этом основная его ценность). Он напитал собой коллективное сознание, и, прочитав произведение, такое чувство, что «Моби Дик» был знаком и «принят» на каком-то подспудном уровне еще до прочтения. Роман, конечно, составляет категорию «маст рид» – как базовый и естественный опытно-культурный пласт. Есть произведения, в которых автора не «видно», он будто бы где-то «сверху» созданного им микрокосма, а есть такие, как «Моби Дик», где автор – непосредственный рассказчик, то прячущийся в образе одного из персонажей, то лично ведущий читателя от сцены к сцене, от одного знания к другому. Но к каким бы литературным приемам и ухищрениям ни прибегал Мелвилл, он не смог скрыть свою по-мальчишески пытливую натуру увлеченного исследователя, которому интересно буквально всё: от мелких, технических деталей быта на корабле, китобойного промысла, обычаев, традиций мореплавания, до поведенческих и психологических установок и реакций (считаю большой удачей автора образ Пипа (кто читал, поймет, в чем соль), вышедший очень и очень многозначным и характЕрным (характерным – для философской канвы произведения)). Собственно, философии в романе хватает: от идеи-противостояния «человек — Природа» до вопросов о смысле жизни и сути (и выражениях) добра и зла. И невозможно не отметить Стихию, Море, Океан – один из главных образов полотна; образ этот бесконечно символичен (а выписан и преподнесен как живой); Колыбель Жизни; если уж чему и является «Моби Дик» песнью, то именно ей. Оценка: 8/10 (на предполагаемый вопрос: "Почему не максимум?" отвечу: "Во-первых, не все ожидания оправдались (в значительной части ждал иного); во-вторых, как указано в отзыве, произведение, кажется, знакомо подспудно, и потому не эффект "ах!", а эффект сродни узнаванию"). Рекомендация: "маст рид", однозначно и безоговорочно.
|
|
|