Джек Вэнс «Книга грёз»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Космоопера | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы | Открытый космос )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Говард Алан Трисонг – гений организованной преступности, последний Принц-демон. Жестокость его беспредельна. Его имя, внушает страх и удивление! Происхождение Трисонга – тайна, его жизнь – загадка. Источником его силы является «Книга грёз». Но в чужих руках «Книга грёз» — его погибель.
Входит в:
— цикл «Сфера Гаеан» > цикл «Властители Зла»
Номинации на премии:
номинант |
Премия альманаха "Gigamesh" / Premio Gigamesh, 1990 // Научная фантастика - Роман (США) |
- /языки:
- русский (7), итальянский (1)
- /тип:
- книги (6), самиздат (1), цифровое (1)
- /перевод:
- А. Лидин (1), Р. Рамбелли (1), А. Фет (4)
Самиздат и фэнзины:
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
URRRiy, 5 июля 2020 г.
Завершающий роман эпопеи возмездия Кирта Джерсена. Говард Алан Трисонг, подобно другому «властителю зла», Виолю Фалюшу, на преступный путь ступил в нежном юношеском возрасте, и также аналогично причиной нарушения общественных норм поведения послужили отклонения в психике. Однако от незадачливого Фалюша Трисонг отличается как орёл от ворона — оба хищные, но масштаб неодинаков. Этот последний оставшийся в живых оппонент Джерсена обладает незаурядной волей, способностями и безграничным тщеславием. Ему мало быть владыкой преступного мира, он желает и в законопослушном мире достичь самого высокого положения. Естественно, отнюдь не законным путём.
В общем, этот «клиент» практически профессор Мориарти в версии Джека Вэнса. И именно стремление негодяя «покачаться на люстре» весьма нравоучительно выведет Кирта на его след.
Как и во всей эпопее логика событий выстроена безупречно, много приключений и описаний вселенной будущего, есть даже музыкальный конкурс, в очередной раз Вэнс применил свое очередное жизненное умение, при этом с юмором и интересно.
Ключевое же отличие этого романа от предыдущих — активное участие в процессе возмездия пострадавших от рук негодяя, раньше Джерсен выступал лично и в роли судьи, и в роли палача, но тут случай особенный, причем завершается интрига очень красиво, прямо-таки «конец и начало», а пресловутая «книга грёз» станет триггером сюжета.
На мой взгляд, книга — великолепный образец как фантастического детектива, так и драматического произведения.
primorec, 29 октября 2015 г.
Итак, остался последний монстр. Как водится в порядочном триллере, он должен быть самым — самым жутким. Самым кровожадным, беспринципным, циничным и прочее, прочее, прочее. Так, чтобы кровь стыла в жилах только при упоминании одного его имени.
Тем более что по логике вещей и рассматриваемой нами уже четыре романа подряд классификации маньяков, осталась лишь одна незанятая ниша: Политики! Вот он высший класс чудовищ, хладнокровные представители «небожителей», в руках которых миллионы и миллиарды «обычных» людей — лишь пешки в бесконечных играх.
Наш очередной монстр Говард Алан Трисонг только рвется к власти, пытаясь пробраться к самым вершинам то в одном, то другом месте, но каждый раз терпит неудачу из-за слишком...э-э-э.. нетерпеливого характера. Т. е. сразу становится ясно, что исследовать сию наинтереснейшую категорию монстров через образ Трисонга не получится: не дотягивает он до вожделенного уровня, поскольку остается, по сути, обычным провинциальным бандитом, который может быть «Властителем» исключительно в каком-нибудь богом забытом захолустье.
Но каким бы ни был этот последний из злодеев — большим или мелким, его просто-таки необходимо прикончить, хотя бы для того, чтобы завершить пятитомную эпопею. Чем и занят наш герой Кирт Дженсен, который явно торопится завершить это последнее дело, тем более на горизонте замаячила Та Самая Единственная Номер 5. Он так спешит, что раз за разом терпит неудачи. И не от того, что Говард Алан Трисонг оказывается чем то выдающимся. Напротив, он выглядит и поступает, как заурядный маньяк с кучей подростковых комплексов и явными психическими нарушениями- с такими мы уже встречались в предыдущих романах. Нет, дело срывается каждый раз из-за того, что наш герой/или сам автор/ начинает проявлять нетерпение, неосмотрительность и демонстрировать усталость от своей манькоборческой жизни.
Что сказать? Я была разочарована, особенно после прекрасного во всех отношениях «Лица». Естественно, ждала нечто с не менее драматичным и динамичным сюжетом. Тем более что многочисленные эпиграфы в течение четырех романов, повествующие самые разные истории о власти и управлении людьми, нравах и склонностях отдельных представителей и целых культур, обещали небывалую по накалу страстей кульминацию. Но развитие идей «Лица» не произошло, хотя динамизма даже прибавилось: многочисленные сцены драк, перестрелок и погонь следуют одна за другой. Никуда не делся и вэнсовский юмор. Так что те, кто почитал цикл за его приключенческую составляющую, разочарован не будет.
Меня же разочаровала идейная составляющая. Начав достаточно смело говорить в предыдущем романе о настоящих чудовищах, жирующих в банках и крупном бизнесе, по сравнению с которыми наша пятерка маньяков с их замками, дворцами, маскарадами и играми в героев — всего лишь банда начитавшихся фэнтези уличных мальчишек, автор вдруг останавливается, едва упомянув о политиках. И возвращается к излюбленной теме — детским обидам и фобиям, подростковым фантазиям и романтическим бредням. Страшный Говард Алан Трисонг оказывается не ужасающим монстром, а едва ли не вызывающим жалость — инфантильным шизофреником, которого раздирают на части придуманные им личности, среди которых он когда-то нашел защиту от унижений и обид жестокого мира подростков.
Не менее разочаровал итог развития героя, который в первых трех романах уверенно двигался к своей форме «маньячества», грозя с обретенными финансовыми возможностями и связями стать шестым Властителем Зла. Но все вдруг останавливается и завершается едва ли сладкой сказкой. Что ж бывает в жизни и не такое. Только вместо ожидаемой социальной монстрологии в итоге я получила медицинский анамнез о развитии шизофрении у ранимых молодых людей.
Правда тут есть одна маленькая деталька, тенденция всех романов. Едва ли не каждый из наших маньяков увлекался разными фэнтезийными штучками, ролевыми играми, маскарадами, идеализмом и романтизмом, прячась в них от реальной жизни. Что это? намек от мастера? Предостережение? Диагноз? Настораживает, однако.
калика, 13 сентября 2012 г.
Эта 5 часть действительно выбивается за рамки чисто приключ. сюжета первых 4-х. Если бы я начал с нее и не знал, кто автор, я бы решил, что это кто-то из мэтров «новой волны» решил порезвиться. Сюжет, временами, просто психоделический. Всегда любил Вэнса, но за этот роман «он уважать себя заставил...»
ааа иии, 21 октября 2008 г.
Итак, интеллектуальные штучки и «жесть» гангстерских фильмов «Властителей зла» подошли к концу. Завершение цикла, даже настолько дискретного, служит испытанием писательского мастерства, ибо читатель уже знает героя и обстановку, имеет несколько томов для объективного сравнения и собственное мнение о том, что должно быть. И, самое главное: что заканчивается — должно закончиться. Незачем скрести по дну, если тема исчерпана. С другой стороны, оборванные концы допустимы лишь при аварийном останове, суть исчезнуть не должна. Как поступил Вэнс?
Основу оставил прежней. Стиль напоминает путевые записки путешественников тех времен, когда в экспедицию брали художника. Сюжет: если у «Звездного короля» и «Машины смерти» он , формально, про финансовые манипуляции, похищения ради выкупа и фальшивки, то «Книга грез» про заговоры, самозванство, психопатов и коварные ловушки. «Дворец любви» построен вокруг артистизма, искусства, извращенной любви и милых фрейдистам унижений детства. «Лицо«обращено к эго: самолюбию, самомнению и чванству. Всего этого добра «Книга» содержит в избытке, хоть лопатой грузи. Персонажи выдержаны в прежней манере. Для тех, кто знает, как зовут ГГ, сообщаю, что Кирт Джерсен станет учиться музыке и ему придется менять костюмы и стрелять чаще, чем когда-либо.
К основе сделано очень темное добавление, и «Книга грез» берет в сторону от магистральной линии. Эзотерика в НФ Вэнса редко выглядывает на свет, но его, как писателя, притягивал язык книжонок про тайное знание, Таро и прочий оккультизм (что чувствуется по первым новеллам «Умирающей Земли» ). Мне не определить, сколько тут от поздней насмешки, сколько от ранней жажды высокого слога, но плотину явно прорвало. Этим книга схожа с «Дворцом» (кстати, поэт Наварх фигурирует в одном из эпиграфов), но зло Виоля Фаюша выглядело подлянкой, которую тот пытался устроить средствами гомерическими. «Книга грез» посвящена загадочному злодею, в лучших традициях романтизма претендующего на власть во Вселенной, облачающего телохранителей в цвета своего настроения и мастерски играющего на скрипке. Причина его поведения ужасна.
Многие недолюбливают фантастику. Особенно героическую фэнтези. Доходят до заявлений о психической неполноценности любителей этого чтива. С концепцией в сжатом виде можно ознакомится по описанию школьной юности Властителя Зла Говарда Алана Трисонга (Вэнс, сторонник самообразования, школу вообще изображает местом утоления амбиций и рассадником неравенства). Буйно цветущая фантазия, страсть к символам, погружение в мечты о таинственном мире «незаконных удовольствий и мучительных вожделений» на практике привели к непониманию, социальному краху и убийствам. На страницах записной книжки грез подростка во всей красе проявляются напыщенность, дилетантство, пафос.
Складывается впечатление, что автор спорит сам с собой. Цинизм отрицает силу характера, яркость и страсть к необычному. Фэнтезийные «грёзы» породили то ли редкостного шизофреника, то ли мистическое единение, в любом случае полагающих, что «им» все разрешено и доступно среди обычных людей. Но и «обычность» людей может иметь призывающий к предельной осторожности вид, как на внешне вялой родине Трисонга. Нельзя разрешить этот спор, потому что нет победителя в состязании Инь-Янь. Но можно поймать мерзавца на крючок и, разобравшись с ним, рационально утолить иррациональное желание возмездия.
Так вот, Вэнс, как птица, воспаряет к абстрактным небесам психологии этики только для того, чтобы ринуться вниз, где ползает теплое, полное жизни и отнюдь не возвышенное. Эпиграфы и отступления неподражаемы и достойны отдельных историй. Случайные сцены и проходные моменты блестят яркими фразочками и деталями. Диалоги интересны, особенно с членами Конгрегации. Планета Заповедной Бетюн выглядит как вариант «Станции Араминта». Местами пробивается юмор. В истории с детским рэкетом и последующими событиями в трюме. Или в нестандартном, но очень логичном применении патоки озабоченными парнями.
Или выдумывание новых слов. Последнее отменно прокомментировано:« О значении этого слова, как и многих других в «Книге Грез», можно только догадываться. Видимо, оно означает отвагу. Или, может, заимствовано из древнерусского языка? Или просто взято с потолка». По этой позиции ясно, почему вэнсовские книги никогда не заканчивались словариком и приложением. После занавеса спектакль должен прекратиться, никаких объяснений.
Читайте, если есть время. Но лучше с начала.
Сказочник, 11 ноября 2010 г.
В заключительном томе «Властителей Зла» Джек Вэнс показывает Говарда Алана Трисонга и его дневник — по сути, перечисление желаний мелочного маньяка и извращенца. Месть своим одноклассникам становится той движущей силой, которая толкает Трисонга на совершение ужасных деяний. Как зачастую бывает, «ноги растут» из издевательств одноклассников над умным и одаренным мальчиком, и он, поступая совсем не как джедай :-), употребляет свою одаренность не по назначению.
На самом деле, считаю «Книгу грез» одной из самых красивых книг пятикнижия о Властителях Зла.