Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Цефтриаксон» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 26 апреля 2019 г. 15:01

Вот бывало не зайдёшь тудыть неделю — а там снова ничего нового. Просто весеннее обострение.

выглядит это примерно так:


Статья написана 29 марта 2019 г. 10:21

Есть ещё ягоды в ягодицах у старичков.


Статья написана 11 марта 2019 г. 13:55

«Гарри Поттер и методы рационального мышления»
2015, роман, сетевая публикация

Петуния вышла замуж не за Дурсля, а за университетского профессора, и Гарри попал в гораздо более благоприятную среду. У него были частные учителя, дискуссии с отцом, а главное — книги, сотни и тысячи научных и фантастических книг. В результате в 11 лет Гарри знаком с квантовой механикой, теорией вероятностей и другими полезными вещами. И главное — он очень рациональный, а это похлеще, чем укус радиоактивного паука.


Сразу скажу. Оригинал не читал, но он настолько на слуху был одно время, что невозможно о нём не знать и невозможно отчасти не разбираться в нём. Но привязанность и фанбойство — у меня точно отсутствуют.

Прочёл я фанфик авторства Юдковского, после того, как в очередной раз, в досужем разговоре, на меня вылили ведро ванильных восторгов под предлогом "ну ты вроде как там типа науку уважаешь и даже помнишь школьный курс химии".

Я вежливо улыбнулся и пошёл качать. Далее я отрубился от реальности на целый день. Читал. Но увы — это не комплимент.

Первую половину текста я боролся с почти физическим отвращением к главному герою. Убеждал себя что это так задумано. Сейчас будут показывать его развитие и прогресс. И МРМ покажут себя во всей красе не только как способ имитации "взрослого" поведения, каким его видит ребёнок-аутист выращенный двумя полуразумными землеройками и подборкой комиксов для слепых "Джимми-нейтрон" с возрастным ограничением от двух до пяти.

А что получил? Теорему Байеса которую пихают везде, даже не упомянув о том что не так важна сама теорема, как выбор и УМЕНИЕ искать к ней постановку задачи ну и пару упоминаний уже не самых модных теорий, что на текущий момент и объективнее и интереснее разобраны в современном науч-попе.

Как кто-то очень верно написал — это "технофентези". Причём больше фентези. Так как вся около научная терминология применена ровно так же как могла бы быть применена любая стандартная фентези-шаблонщина. (отличный пример — рассуждения ГГ о природе материи, в момент "прорывного" исследования преобразования предметов)

Далее — ГГ подыгрывает ВСЁ вокруг. Взрослые ведут себя как куски дерева насаженные на иллюзии ГГ о своей интеллектуальной мощи. Дети — как анимированные игрушки и В ПРЯМОМ смысле как юниты из стратегий.

Но может это так специально? Может всё происходящее это лишь поверхностная рябь на сложной игре холодных интеллектов где-то там. за кулисами?

Может ГГ — действительно ИМИТИРУЕТ? И на самом деле он лишь социопатический отпечаток Той тёмной личности что пыталась убить его в детстве, а не хиккан свалившийся в чан с радиоактивными лекциями Фейнмана?

Но увы. Вся рациональность героя лишь декларируется. И "антагонист" в виде Профессора по Защите, которому всё же пришлось выдать чуток очков в параметр интеллект — вертит Гарри вместе с его методами и мэрисьюшностью как хочет, используя полную и неисправимую инфантильность героя. Причём всё это выглядит не художественным замыслом, а попыткой затыкать сюжетные дыры и разваливающееся повествование.

Работает ли это как эдакий аналог старой доброй развивающей прозы, которая в игровой форме демонстрирует объективные данные и способы обработки этих данных? Ну как какой либо роман про приключения Пионера в ближнем космосе, знакомящий школьников с вакуумом и расчётом орбит.

А нифига. Это ИМИТАЦИЯ. Это парадоксальный пример как на основе НЕФАНТАСТИЧЕСКОГО (сами пресловутые МРМ) допуска — создать целый круговорот недостоверности.

Лучшая метафора МРМ — это пентаграмма в которой используются не иероглифы Безумных Древних Богов и каббалистические символы пополам со скандинавскими рунами, а таблица умножения, рисунки ДНК и бессмысленные, но длинные интегралы с множеством знаков корня.

ближе к концу, однако, повествование ускорилось, стало меньше шутеек и больше логических вывертов в стиле Агаты Кристи на спидах. Вот тут я читал действительно не отрываясь, хотя и спотыкался на попытках снова сыграть на "я всё просчитал, но очевидного не замечу, а логика повествования всё одно вытянет куда надо".

Финал же — откровенно слит. Просто архиразочарован. Обиделся я на финал. И на нелепость "выхода из патовой ситуации", по сравнению с которым Перумовское ИЗ ПОСЛЕДНИХ СИЛ ПРОБИЛИ ПОСЛЕДНЕЕ ДНО И НАШЛИ НОВОЕ ДНО кажется верхом и драматургии и холодного расчёта.

Отдельного внимания заслуживает тот экстаз, которым окружен этот фанфик. Точнее фанфик+постулируемая автором и фанатиками идеология. Которая, на мой непрофессиональный взгляд очень сильно смахивает на сциентическое сектанство. На момент появления фанфика это ещё могло сойти за просвещение, особенно на волне роста популярности гик-культуры и прочих теорий большого взрыва вашей мамы. Из-за низкой на тот момент популярности тематики и накопленного разочарования в НТР, из-за отсутствия в культурном слое ярких научных свистоперделок вроде ядерного взрыва или полёта у Марсу с десятком трупов в процессе, подобный фанфик паразитирующей на основе вместо с которой росли те самые гики — вполне удачно занял свою нишу.

Всё. Игру "я у мамки критик" заканчиваю.

Как по мне просвещайка из МРМ не вышла. Сказка — тоже. Основа для секты — в самый раз.


Статья написана 6 марта 2019 г. 11:52

Утащил из обсуждения.

Перечитал Десантников вот только что. Не без удовольствия.

Начнём.

Насколько я понимаю, мне советом перечитать хотели сказать мол "смотри! там ПРЯМЫМ текстом осуждается ура-штурмизм. и превозносятся Десантники, которые всегда возвращаются". Казалось бы я пробит доводом и авторитетом навылет. Как тот самый космороддом. Но я пожалуй попробую закрыть пробоину в точке зрения с помощью своей героически толстой черепной коробки.

Лирическое отступление: Несмотря на то, что я перед прочтением выпил стакан дихлорид-цинизма морфия, атмосфера повествования и меня проняла.

Если бы мне кто сказал что нужно ТЗ для написания нового варианта Жития Святых — я бы смело в качестве примера привёл именно эту новеллу.

Но это снова лирика.

Начну ещё раз. Что у нас есть? Планета с сверххаотичными атмосферными условиями. И два артефактных спутника над ней. Что делает этот комплекс явной точкой интереса, как для науки, так и для Человечества в целом. Как идут исследования? на спутнике шляется пара техников с мотками провода. В атмосферу бросают бомбозонды и смертников. Всё это изображает лихорадочный научный энтузиазм.

И кстати как раз пилоты-герои классического образца (предлагаю звать их Штурмовики) и играют роль детали оттеняющей Десантников. Которые возвращаются.

И тут бы мне плюнуть на всё и уйти домой. Но что мы видим? Десантники-то конечно возвращаются. Но изображено их возвращение так, что даже эмоционально тупой читатель вроде меня проникается их жертвой, их предельным напряжением сил. Их руки трясутся, их глаза смотрят на 1000 ярдов, они даже не способны вручную запустить программу сбора образцов для Сидорова. Настолько там сложно, настолько много сил нужно приложить, чтобы ВЕРНУТЬСЯ. А если учесть финальные строки, то выходит не противопоставление Штурмовик — Десантник. А скорее Десантник — как финальная стадия эволюционного отбора из Штурмовиков. (да и в конце концов десантник который не вернулся — это уже не десантник который возвращается. Это десантник который возвращался).

И именно это делает всю новеллу отличным способом мотивировать Штурмовиков на активизацию отбора из себя будущих Десантников. Тут и отсутствует демонизация (спасибо за термин ;) ) традиционного героизма, и есть намёк на уникальность прошедших этот негласный отбор. Как для общества, так и по навыкам.

Далее. собственно высадка. Вот тут стакан цинизма всё же начал действовать. И всё происходящее уже не казалось окном в болезненно яркую реальность и больше походило на телеспектакль. Хрен с ним с отказом методично отбомбить зондами атмосферу, да, характер течений непредсказуем, но пиковые скоростные характеристики и следовательно динамические параметры требуемых посадочных средств — так получить можно. И это отнюдь не выходит за рамки описываемого мира. И не требует занудства вроде штанов Арагорна. Но зачем? У нас есть многоразовый зонд с многоразовым Десантником (-никами) на борту. Видимо он настолько надёжен, что отправлять его это рациональнее. Ну и видимо атомарный водород клепать проще, чем стрелять датчиками.

далее. Шлемы у команды отсутствуют. Описание болтанки таково, что нагрузка явно приближается к конструктивному пределу прочности. И явно швыряет так, что если на таком рывке выпасть из фиксаторов — то тебя просто размажет по внутренней поверхности рубки. Однако это не так. Фиксирующие ремни рвутся. Десантник без шлема нависает над пультом краснея шеей. Биолог вообще не закреплён и приборы у него открываются легко и платы там вполне отламываемы руками... То есть вся эта болтанка — примерно на уровне не самого страшного ДТП с авто Москвич 412.

Хотя до сего момента это описывалось так, что кровь в жилах стыла. Запредельные нагрузки. Необходимость в нечеловеческом напряжении и сосредоточенности (приборов тоже толком нет. есть декорация со стрелками и красиво мигающие индикаторы). И тут опа, водила ударился о руль, а пассажир на заднем аж обе бутылки пива выронил.

Знаете, Десантники лишь убедили меня в моей ереси;)

А теперь о Вархаммере. Есть удивительные совпадения. (не обижайтесь. я почти невсерьёз)

1. штатные Герои вахи — тоже ДЕСАНТНИКИ ))

2. самые пафосные, иконизированные их герои — ТОЖЕ зачастую всегда возвращаются и (!) НЕ НОСЯТ ШЛЕМЫ.

3. у них тоже нет цели сдохнуть, и есть приоритетная цель выполнить приказ и обязательно выжить. но у них хирургически (в этом отличие) удалён страх смерти.

4. в бэкграунде вахи — тоже присутствуют новеллы, где ура-героизм показан как недостаточно эффективное поведение. Но одновременно — там присутствует разделение Героев по различным способам мышления и действия в разных ситуациях. Есть генетические Матросовы. Есть генетические Штурмовики. итд.


Статья написана 31 января 2019 г. 21:27

"Золотая пуля"

Напросился я в читатели этой книги. И сразу же, не отходя от клавиатуры совершил ошибку, которую не мог не совершить. Узнал о книге я из отзывов, именно они сподвигли меня на просьбу дать и мне Пулю глянуть. И они же испортили мне немалую часть интереса от чтения. Как не старались авторы отзывов избегать спойлеров и раскрытия сюжета — они не избежали этого полностью. Да и аннотация совершила сей грех. Но что делать, груздём уже назвался, в кузов залез.












Начал я с того, что подобрал саундтрек. Если кому интересно, вот он: The Bees Made Honey In The Lion's Skull

Музыка подошла, кроме отдельных частей. Там будет другая. Более соответствующая моменту.

Возвращаясь к ошибке. Я ждал ужаса, ждал шока и откровенности распоротого живота. Ждал разрушающегося сознания героев (да и надеялся что мне тоже его слегка подрасшатает). Можно сказать — катарсиса ждал. И не сказать что не получил, но не такой и не так как хотел.

Книга явно разделена на три части. И первые две видимо и являются тем ,благодаря чему многие авторы отзывов пытались назвать это произведение "книгой не для всех". Маркетинговый ли это ход или искреннее заблуждение, но мне так совсем не показалось. Причина — авторы заигрались в словесные кружева, в отсылки и попытки сделать сквозной образ для каждой из частей. И это очень обидно. Первую часть так и тянет воспринять как тяжёлый, горячий бред человека сжигаемого воспалением тела и саморазрушением сознания. Но избыточная словесная вязь увлёкшегося автора мешает этому. Из каждой фразы сочится не боль искалеченного стрелка стреляющего в воссозданные горячкой призраки собственной совести, а "смотрите, я могу не просто завернуть четверной вложенный эпитет, но я могу делать это в СТЕЖКЕ!", от выглядывающего через трещины солевой корки автора.

Проще говоря — первая часть была прочитана исключительно на интересе к поиску отсылок и к фразоплётству.

Вторая часть началась почти обыденно. Но очень быстро перешла к тому, что заслуживает смены пластинки в проигрывателе. (да и картинка нашлась подходящая)

Смертельный грех второй части — аналогичен грехам первой, но лежит в иной психиатрической плоскости. Тут мы могли бы увидеть в какую кровавую кашу может превратить личность подростка чувство вины и страшной потери. Но вместо этого — получаем путешествие Карика без Вали, если бы он попал не в мир насекомых, а в разлагающийся коровий череп. Но кроме этого тут были и действительно интересные находки и эпизоды. Заставляющие искать подоплёки и объяснения происходящему. У меня например была идея из области жёсткой НФ. Я её приберегу для горячих срачей обсуждений в будущей теме на форуме.

Третья часть встретила холодным горным воздухом и ужасом ожидания очередных черепов, стежков, бреда и жировоска. Но нет. Всё оказалось намного хуже. То есть лучше. Но хуже. Тут авторы ударили в больное место. Бесчестно. Банально. Но без промаха и результативно. Самая пронзительная и чуток стыдная для меня, как читателя, часть. Я поддался на этот финт и начал сопереживать. Хоть и пытался на каждой строке бить себя по рукам и мысленно уговаривать "и так понятно чем это кончится". Увы. Руки в синяках, и это не помогло.

Ладно. Пора заканчивать. Лит. рецензент из меня хуже чем пуля из золота. Потому скажу проще.

Не так и понравилось, но я рад что прочитал это. И рад что такое в наше время пишут.

Прожжёный циник найдёт тут игру в постмодернизм.

Кисейная барышня — шок и трепет, и чем увлажнить платочек.

Буду ждать новые ещё что-нибудь от авторов, чтобы снова обругать.





  Подписка

Количество подписчиков: 47

⇑ Наверх