Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Timsviridov» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 5 января 2010 г. 21:36

Сходил на фильм "Аватар" в первый же день, а как иначе )). Приятное кино. Невероятно — однако факт, ведущий режиссер штатов снял ярко анти-капиталистический фильм. Я посмотрел с большим удовольствием. Некоторая перепевка Неукротимой планеты Гаррисона в раскраске цветов Врубеля. Сюжет вкратце: денежный мешок получил на откуп редкую сырьевую планету и начинает курочить ее ("эти аборигены сидят на моих деньгах..."). Планета однако оказывается разумной, вся биосфера связана одним сознанием, и активно изгоняет пришельцев (не без помощи ГГ).

Главгерой понравился. Добрый предатель, ушедший к Чужим с помощью земных технологий. Помню только 2 фильма с его участием, "Аватар", и "Т-4". Он в сущности играет один и тот же персонаж, и метод Станиславского ему вряд ли известен. Этот спокойный и сильный типаж вызывает доверие и симпатии. Вслед за ним зрители как один понимают, что капиталистическое развитие способно завести в тупик. Кстати, ГГ в "Т-4" также играет роль двойного агента, машина но за людей. Иначе говоря, обе роли борются с механистической цивилизацией — за биологическую.

Уже есть словесные петли — у тебя сильное сердце — было сказано ему героинями обоих фильмов. Есть шанс, что теперь вместо повторяющегося громилы, бубнящего ал би бак, будет повторяющийся сердечный американский герой.

Ждем!


Статья написана 13 ноября 2009 г. 22:23

На последнем октябрьском заседании Совета по фантастике (СП России) выступал один из моих любимых авторов — Сергей Павлов ("Лунная Радуга"). Тематика докладов была — различие советской и российской фантастики. Сергей Иванович сказал среди прочего: "Фантастическая литература приносит в нашу жизнь н о в о е — (я не помню точно, но цифра была, кажется, такая) — 75 процентов всего что в нашей жизни появляется нового сначала было придумано фантастами...

В "малеевке"-1985 (Дубулты) руководителем моего семинара был Дмитрий Биленкин, известный писатель, и человек большого философского ума, удивлявший нас всякий раз весьма нетривиальными обобщениями и неожиданными параллелями. Дмитрий Александрович любил повторять примерно следующее: "Авторы-фантасты различаются между собой тем, что н о в о г о они смогли принести в своих книгах. Вы можете писать захватывающие приключенческие произведения, или высоколобую интеллектуальную прозу, но реально вы оставляете свой след в фантастике т о л ь к о в том случае, когда вы высказываете идеи, которые до вас не высказывал никто..." Там же, насколько я помню, мы составляли список фантастов, "вошедших в историю" именно идейной новизной.

Что называется сегодня звучным словом "Фантастика" и лежит на полках магазинов? Насколько фантастична сегодняшняя фантастика? Что происходит за портьерами авторских лабораторий? Почему читатели порой затрудняются определить точную границу между фантастикой и фэнтези (а порой и просто приключениями)?

Ответов может быть много. Но реально он только один:

в то время как растет число НФ-публикаций, количество изобретенной новизны пропорционально не увеличивается.

Типа как размазать то же количество икры на большее количество хлебов.

Да, авторы сегодня смелее и чаще применяют так называемые "фантастические приемы" — переносят героя из одного исторического времени в другое, сравнивают эмоциональные и технологические пласты различных исторических формаций, показывают грядущий апокалипсис, а издательства развертывают массированные многокнижные атаки на чей-то давно придуманный фантастический мир, охотясь за читательским вниманием. Но полнейшее ощущение, что все условились играть в некие "шахматы", двигая одни и те же фигуры по одним и тем же доскам. Да, то самое что называется "с лесу по сосенке".

Как сочетается это с основной функцией НФ-литературы: заглянуть за горизонт, показать куда дальше идти? Ведь если писатель — инженер человеческих душ, то НФ-писатель — инженер человеческого будущего!

Сложно оценить это. Коммерциализация фантастики мало чем отличается от коммерциализации искусства в целом. Самое главное (к сожалению) — количество "икры" не увеличивается.

Везде очень много — просто "хлебов"...





  Подписка

Количество подписчиков: 13

⇑ Наверх